Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внесение изменений и дополнений в нормативные документы и акты

 

Федерация планирует инициировать внесение изменений и дополнений в нормативные документы и акты, которые определяют работу спортивной отрасли, в частности, легкой атлетики.

Вся деятельность спортивных организаций и учреждений России базируется на основополагающих документах российского законодательства и на отраслевых законодательных актах, поэтому для практической работы важно своевременно вносить предложения по коррекции и совершенствованию уже действующих документов и активно участвовать в работе по составлению новых.

1.1. Федеральный Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013), далее – Закон

В данный момент в Законе имеются противоречия между задачами, которые ставятся перед общероссийскими спортивными федерациями, и возможностями, которые у них имеются для решения данных задач.

Необходимо определить более точную роль общероссийской спортивной федерации в развитии вида спорта в России, конкретизировать взаимоотношения общероссийской спортивной федерации с Центром спортивной подготовки сборных команд России, с другими государственными и общественными спортивными организациями, конкретизировать ответственность общероссийской спортивной федерации за предотвращение допинга в спорте.

Необходимо сформулировать главные направления тренерской философии, философии российского спорта в целом, которые должны доминировать на всех уровнях спортивной подготовки всех видов спорта, иначе стяжательство и коррупция заведут российский спорт в такую тупиковую ситуацию, на исправление которой потребуется 10-15 лет.

 

Федерация предлагает (для обсуждения):

· конкретно установить приоритет общественных спортивных федераций

при взаимодействии с Центром спортивной подготовки сборных команд России, органами исполнительной власти по вопросам физической культуры и спорта, с другими общественными и государственными организациями в вопросах подготовки сборных команд России и развития вида спорта в России;

· определить главное направление общероссийской тренерской философии.

Многие вопросы практической деятельности в Законе освещены недостаточно четко, многое упущено, поэтому предстоит большая поэтапная работа.

1.2. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12.05.2014 г. № ВМ-04-10/2554 (далее – Методические рекомендации)

Методические рекомендации выпущены специально, чтобы «разъяснить» применение на практике положений Закона. Но на деле они еще больше запутали некоторые вопросы, поэтому были пересмотрены и вышли в новом варианте, но все равно в тексте Методических рекомендаций имеется много неточностей.

Методические рекомендации, так же, как и Закон, написаны сухим, отчасти некорректным, юридическим языком, при этом, чисто спортивные термины часто подгоняются под юридические понятия, что не всегда оправдано.

Наиболее важные положения, которые нужно затронуть по данному нормативному акту, следующие:

· конкретизировать цели и задачи ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, ЦСП, ЦОП, УОР и других спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку;

· пересмотреть формирование системы оплаты труда тренеров

и специалистов;

· пересмотреть рекомендуемые расчетные показатели по отнесению

организаций, осуществляющих спортивную подготовку, к одной из категорий;

· пересмотреть классификацию тренировочных сборов по подготовке

к спортивным соревнованиям для групп совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства;

· отменить аттестацию спортивных работников (пункт 2.4.4);

· полностью переработать пункт 3.8 «Договор оказания услуг

по спортивной подготовке», так как данный пункт звучит двусмысленно.

Он не просто затрудняет и дестабилизирует работу, а делает невозможным осуществление процесса спортивной подготовки.

Например, вызывает недоумение и трактуется по-разному многими специалистами такая формулировка из данного пункта: «Спортсмен, заключивший трудовой договор с физкультурно-спортивной организацией, в соответствии с которым его трудовая функция состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях, по определенным виду или видам спорта, не вправе проходить спортивную подготовку в этой физкультурно-спортивной организации на основании договора оказания услуг по спортивной подготовке. Такой спортсмен может проходить спортивную подготовку на основании договора оказания услуг по спортивной подготовке в другой физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку по виду или видам спорта, неуказанным в трудовом договоре.

Отсутствие договора оказания услуг по спортивной подготовке со спортсменом не освобождает организацию, осуществляющую спортивную подготовку, от предоставления данному спортсмену тренера (в соответствии с трудовым договором)».

Этот пункт настолько запутан, что любая попытка его разъяснения еще больше затрудняет его понимание.

1.3. Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс)

В Кодексе особенностям регулирования труда спортсменов и тренеров отведена целая глава – 54. Это говорит о том, что спортивная отрасль – специфическая деятельность, которая требует специфической регламентации.

Однако, в Кодексе имеется ряд положений, которые надо уточнить или скорректировать.

Вот некоторые из них:

В Статье 348² указывается, что в обязанности спортсмена входит участие в спортивных соревнованиях только по указанию работодателя. Наверное, такое утверждение неприменимо к целому ряду некомандных видов спорта.

Статья 348³«Временный перевод спортсмена к другому работодателю» не поясняет, что положения настоящей статьи могут применяться только в работе коммерческих спортивных клубах.

Статья 3488 предписывает работодателю направлять спортсменов и тренеров для участия в спортивных мероприятиях по линии сборных команд России на основании вызовов (заявок) общероссийских спортивных федераций. Но вызовы направляет «Центр спортивной подготовки сборных команд России», а не общероссийские спортивные федерации.

В Статье 3485 «Отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях» указывается, что работодатель обязан обеспечить спортсмену в период отстранения от спортивных соревнований участие в тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям.

При этом не делается исключений в ситуации, если спортсмен отстранен от участия в спортивных соревнованиях на основании возможного нарушения Антидопинговых правил. На этот счет в Статье 348¹¹ говорится, что дополнительным основанием для прекращения трудового договора со спортсменом является нарушение спортсменом Антидопинговых правил. Но сначала идет отстранение. Потом спортсмен, будучи уверен в том, что обвинения в его адрес не обоснованы, может в течение довольно длительного времени предпринимать определенные предусмотренные Кодексом WADA меры для снятия обвинения в свой адрес. Однако, как поступать работодателю со спортсменом в течение этого периода, неясно.

Таких неточностей в Кодексе достаточно много, и их надо исправить. Кроме этого, мы планируем выйти с предложениями в Минтруд России о включении в рабочее время спортсмена необходимых восстановительных мероприятий.

1.4. Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ)

44-ФЗ не адаптирован к определенным конкретным видам деятельности и поэтому существенно затрудняет работу спортивной отрасли по осуществлению спортивной подготовки. Особенно это актуально для региональных спортивных организаций.

Проведение тренировочных сборов, участие в соревнованиях, аренда спортивных сооружений приравниваются к «закупкам товаров, работ и услуг». Это значит, что, чтобы провести сбор, принять участие в соревнованиях или оплатить аренду спортивного сооружения, надо провести открытый конкурс, электронный аукцион или запрос котировок с целью определения поставщика.

Конкурсная процедура предполагает не только значительные дополнительные трудовые, но и временные затраты. Так, с момента сбора документации до момента проведения спортивного мероприятия при проведении открытого конкурса, электронного аукциона или запроса котировок (неважно чего) проходит 3,5–4 месяца!

В спортивной деятельности, особенно в спорте высших достижений, необходимо действовать оперативно, в соответствии с постоянно меняющимися обстоятельствами, что несовместимо с выполнением требований 44-ФЗ.

После проведения конкурса, аукциона, запроса котировок и заключения контракта нельзя абсолютно ничего менять в конкурсной документации, а это значит, что, если кто-то из спортсменов заболел или получил травму, то изменить нельзя не только количество участников мероприятия, но и соотношение спортсмен – тренер – персонал спортсмена.

Если бы не 44-ФЗ, можно было бы в такой ситуации просто уменьшить количество участников сбора и реально сэкономить деньги, но закон этого не позволяет. И приходится отправлять на сбор «и больного, и хромого».

44-ФЗ обязывает осуществлять планирование закупок вперед на 3-летний период. Но никто не знает, что будет с тренерами и спортсменами через 3 года. Некоторые тренеры могут завершить тренерскую деятельность или перейти на другое место работы, состав спортсменов может существенно измениться за это время на 50% и более; возможно, построятся новые тренировочные базы, старые – закроются на реконструкцию, изменится финансирование и т.д.

На основании 3-летнего плана закупок формируются планы-графики закупок на каждый конкретный год. Ни одна из закупок не может быть осуществлена, если она не внесена в годовой план-график. Это значит, что мы полностью лишены оперативности, а она необходима на этапе высшего спортивного мастерства. Почему? Потому что, какой бы хороший план тренировок тренер ни написал, спрогнозировать на 100%, как будет чувствовать себя спортсмен в ходе выполнения этого плана, невозможно.

Не только самую маленькую травму, но и просто реакцию организма спортсмена на сверхвысокие нагрузки предсказать в полной мере невозможно. Поэтому тренер постоянно корректирует тренировочный план. Например, тренер планировал в ноябре выехать в мае на тренировочный сбор в Адлер, но в апреле оказывается, что целесообразнее ехать в Кисловодск.

Столичные региональные спортивные организации этого уже обеспечить не могут. Вносить изменения в план-график, согласно Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системе закупок города Москвы", допускается 1 раз в квартал – не позднее 20 числа последнего месяца предыдущего квартала. При таком жестком планировании практически невозможно быстро реагировать на какие-либо изменения ситуации, которые, в принципе, в спорте являются нормой.

Помимо 44-ФЗ существует множество подзаконных актов, которые также «связывают руки» организациям, осуществляющим спортивную подготовку. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП «О системе закупок города Москвы» п.2.4.2.3 предписывает тратить не менее 5% общего, выделенного на закупки, годового бюджета на закупку инновационной продукции, включенной в «Перечень приоритетных продуктов и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства». Но в этом «Перечне» нет практически ничего, что можно было бы непосредственно применять в спортивной подготовке по виду спорта легкая атлетика.

21 марта 2016 г. вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 471-р, которое утверждает перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. В данный перечень попали услуги по предоставлению мест для временного проживания, услуги общественного питания, услуги туристических агентств, услуги по операциям с недвижимым имуществом. Все эти услуги являются составляющими частями смет тренировочных и соревновательных мероприятий.

Электронный аукцион – процедура, в которой выигрывает тот поставщик, который предложил максимально низкую цену договора. В связи с этим, спортивные организации не смогут получить услуги проживания и питания участников спортивных мероприятий по верхней границе установленных региональных нормативов. Это значит, что спортивные мероприятия будут проводиться на низком уровне, а в случае выигрыша аукциона недобросовестным поставщиком – могут оказаться под угрозой срыва.

Фактически сэкономленные денежные средства после проведения конкурентных процедур остаются в распоряжении спортивной организации. Они используются для проведения новых конкурсов и аукционов, но эффективность работы по 44-ФЗ намного ниже, чем была раньше.

ФЗ-44 не адаптирован под конкретные виды деятельности и не учитывает нюансы спортивной отрасли. Необходимо добиться выведения спортивных мероприятий из-под действия 44-ФЗ, разрешить спортивным организациям, осуществляющим спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства, оперативно расходовать средства, выделяемые на спортивную подготовку.

1.5. Приказ Минспорта России от 24.04.2013 № 220 «Об утверждении Федерального стандарта по виду спорта легкая атлетика» (в редакции приказа Минспорта России от 16.02.2015 №133), далее – Федеральный стандарт

Усилиями ВФЛА уже были внесены значительные изменения в данный документ, и 16 февраля 2015 г. вышел приказ Минспорта России № 133 «О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.04.2013 № 220 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика».

В частности, были практически полностью изменены контрольные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке для зачисления на этап начальной подготовки, на тренировочный этап, этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства; понижен спортивный разряд с III-го спортивного разряда до III-го юношеского спортивного разряда для зачисления занимающихся на тренировочный этап.

Однако ряд вопросов еще предстоит решить, а именно:

1. Снизить возраст зачисляемых детей на этап начальной подготовки с 9 до 7 лет.

Можно возразить, что с семилетнего возраста дети принимаются на спортивно-оздоровительный этап, а с 9 лет – переходят на этап начальной подготовки. Но на практике все происходит иначе. Спортивно-оздоровительные группы все чаще формируются на коммерческой основе и не привязаны к учреждениям, осуществляющим спортивную подготовку. В эти группы принимаются все желающие. Какой-либо отбор в них отсутствует, так как в данной ситуации он просто не нужен.

Причинных связей перехода детей из спортивно-оздоровительных групп по легкой атлетике в группы начальной подготовки нет.

2. Понизить выполнение норматива по спортивному разряду для зачисления в группы на этап совершенствования спортивного мастерства.

Следуя Федеральному стандарту, семнадцатилетние спортсмены должны переходить с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства. При этом, кроме сдачи контрольных нормативов они обязаны выполнить разрядные нормы «Кандидат в мастера спорта».

Анализ выступления на летних первенствах России по легкой атлетике юношей и девушек до 18 лет за 2013-2015 гг. показал, что только 17-18% участников показывают результаты уровня кандидата в мастера спорта, еще 40–41% участников – на уровне I-го спортивного разряда и 40-42% – на уровне II-го спортивного разряда и ниже. Причем, в некоторых дисциплинах никто из участников не может показать результат необходимого по Федеральному стандарту уровня.

Эти объективные цифры свидетельствуют о том, что норматив по спортивному разряду Федерального стандарта для перехода на этап совершенствования спортивного мастерства завышен, и его надо менять.

Выполнение нормативов спортивных разрядов и званий на первенствах России спортсменами группы резерва представлены на диаграмме 3.

Диаграмма 3.

Выполнение нормативов ЕВСК на первенствах России по легкой атлетике

(в процентном отношении от общего количества участников)

 

Наши предложения (для обсуждения):

· в первый год обучения принимать на этап совершенствования

спортивного мастерства спортсменов, выполнивших контрольные нормативы и II-й спортивный разряд;

· во второй год обучения – выполнивших контрольные нормативы и I-й

спортивный разряд;

· в третий год обучения – выполнивших контрольные нормативы и норматив кандидата в мастера спорта.

Обоснованием данных предложений является анализ выступления спортсменов на летних первенствах России по легкой атлетике среди юниоров до 20 лет за 2013–2015 гг., где 80% спортсменов выполняют нормативы МСМК, МС и КМС, а оставшиеся 20% не справляются с этой задачей.

Таким образом, в 20-летнем возрасте все спортсмены на этапе совершенствования спортивного мастерства должны быть кандидатами в мастера спорта. При этом, только около 20% спортсменов не будут соответствовать данному критерию.

1.6. Единая всероссийская спортивная классификация (далее – ЕВСК)

Необходимо привести в соответствие требования Федерального стандарта по виду спорта с ЕВСК, пересмотреть общие требования к присвоению спортивных званий, пересмотреть некоторые нормативы ЕВСК с целью достижения их большей доступности для спортсменов резервного состава.

Действующий унифицированный подход для присвоения спортивных званий тормозит развитие спорта, в частности, легкой атлетики. Он порождает массу ненужных проблем, значительно усложняет процесс присвоения спортивных званий, что приносит ощутимый вред развитию не только легкой атлетики, но и других видов спорта.

Необходимо предложить составить «Положение о Единой всероссийской спортивной классификации» (далее – Положение), учитывая специфику определенных групп видов спорта. А именно: разбить все виды спорта на отдельные группы по определенным признакам. Предположим, выделить группу видов спорта, где, как, например, в легкой атлетике, результат спортсмена определяется на основании показаний точных приборов, группу единоборств, группу спортивных игр и группу видов спорта, где результат спортсмена определяется на основании субъективного судейства (начисление баллов) и т.д.

При таком подходе становится понятно, что для легкой атлетики и аналогичных видов спорта совершенно неважно количество участников и участвующих стран, так как это никак не влияет на уровень спортивного результата.

Необходимо добиться возможности присвоения спортивного звания «Мастер спорта России» на всех спортивных соревнованиях, включенных в официальные Календари общественных российских федераций, по видам спорта, на первенствах, чемпионатах, кубках, зональных отборочных соревнованиях федеральных административных округов Российской Федерации, гг. Москвы, Санкт-Петербурга.

Необходимо исключить из части II Положения пункт 23: «Если для присвоения спортивного звания МСМК в виде программы предусмотрено только выполнение норм и в этом виде программы была выиграна медаль последних Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, то спортивное звание МСМК присваивается за результат, показанный на чемпионате или кубке России, если это предусмотрено ЕВСК».

Необходимо добиться возможности присвоения спортивного звания «Мастер спорта России международного класса» на всех спортивных соревнованиях, включенных в официальные Календари международных и европейских спортивных федераций по видам спорта, а также во всех спортивных дисциплинах на чемпионатах (в том числе, командных), первенствах и кубках России.

Ограничение возможности выполнения спортивного звания МСМК только на спортивных соревнованиях, включенных в Единый календарный план Минспорта России (далее – ЕКП), исключает возможность выполнения данного спортивного звания на других международных соревнованиях, что не способствует развитию международных спортивных связей и спорта высших достижений в целом в России и значительно снижает интерес молодежи к занятиям профессиональным спортом.

Требуют пересмотра не только условия выполнения спортивных разрядов и званий, но и сами нормативы. Сейчас нет единого системного подхода к этому вопросу. Например, понятно, что все легкоатлетические дисциплины делятся на стандартные и нестандартные. Стандартные – это те, которые включены в программу официальных международных спортивных соревнований, нестандартные – все остальные.

Что же видим в ЕВСК? Есть норматив МСМК в беге на 1000 м и на 1 милю (нестандартные дистанции) и нет даже норматива МС в беге на 300 м и 600 м (те же нестандартные дистанции).

Среди нестандартных дисциплин можно выделить дисциплины в барьерном беге, метаниях и многоборьях, где используются более низкие барьеры, более короткая расстановка между ними, более легкие снаряды. Эти дисциплины предназначены для проведения соревнований юношей и девушек до 18 лет и юниоров до 20 лет.

В ЕВСК отсутствуют нормативы МС в беге на 60 м с/б, 110 м с/б и 400 м с/б для юношей и девушек до 18 лет и юниоров до 20 лет. Аналогичная картина в длинных метаниях и в многоборьях. В некоторых дисциплинах отсутствует даже норматив КМС (например, 300 м с/б). Но по условиям Положения разрешено присваивать норматив КМС с 14 лет, МС – с 15 лет. Юные спортсмены, выступающие в различных дисциплинах, оказываются совершенно в неравных условиях.

Еще сложнее ситуация с кроссовыми дистанциями. В ЕВСК их семь – от 1 км до 12 км для мужчин и шесть – от 1 км до 6 км для женщин, и ни на одной из них нет не только временны́х нормативов МСМК и МС, но даже КМС.

Кто же после этого будет бегать кроссы?

Это основные документы, по которым Федерация собирается вести работу по их коррекции и совершенствованию.

Но есть и другие нормативные акты, которые также требуют пристального внимания и детального изучения. Например, «Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации», утвержденное 18 марта 2015 г., и приказ Минспорта России «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд России» от 30 октября 2015 г. № 999. Уже при беглом прочтении этих документов обнаруживается ряд неточностей, возникает много вопросов. Сейчас важно, чтобы «на местах» эти документы были оперативно рассмотрены, и к нам поступили конкретные предложения.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...