Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторский коллектив: Боровиков В.Д., Боровикова Л.С.,

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВЕЧЕРНЕ-ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ИЗД-ВО АлтГТУ

БАРНАУЛ 2014

ББК 87я83

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЛОСОФИИ для студентов вечерне-заочного факультета / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014. — 61 с.

 

Даны список тем контрольных работ, планы контрольных работ и требования, предъявляемые кафедрой философии к домашним контрольным работам. Приведён список экзаменационных вопросов с планами ответов, а также список учебной литературы, по которой можно написать контрольную работу и подготовиться к экзамену.

 

 

Авторский коллектив: Боровиков В.Д., Боровикова Л.С.,

Васильев С.Ф., Вознюк Е.Б., Гуйван П.Н., Инговатов В.Ю., Инговатова А.Г.

 

 

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

философии АлтГТУ.

Протокол № от 9.04.2014 г.

 

Рецензент:

Д.ф.н., профессор ААЭП А.С. Фролов

 

 
 



Для подготовки к экзамену по философии

студенты должны:

1) выполнить домашнюю письменную работу;

2) выполнить письменно три контрольные задания;

Требования к контрольной работе:

 

1) Объём работы – 15-20 страниц (через 1,5 интервала) машинописного текста или школьная тетрадь объёмом в 12 листов.

 

2) Контрольная работа включает в себя

а) план;

б) текст;

в) список использованной при написании работы литературы)

г) решенные задания.

 

3) Образец плана:

ТЕМА: Философское решение проблемы бытия -

зеркало мировоззренческой эпохи

План

Введение

1. Открытие проблемы бытия в античности.

2. Проблема бытия в европейской философии средних веков.

3. Понимание бытия в европейской философии Нового времени.

4. Русская религиозная философия о бытии.

Заключение

5. Решенные задания.

 

4) Текст работы должен быть написан в соответствии с планом и раскрывать достаточно точно и полно тему работы.

 

Во ВВЕДЕНИИ (объём - 1 стр.) следует:

- раскрыть социальную и научную значимость сформулированной в названии темы, ее актуальность;

- сформулировать цель и задачи работы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ состоит из 2-3-4 разделов, в которых структурируется и раскрывается тема работы, сформулированная в её названии.

Названия разделов (заголовки) в тексте обязательно выделяются другим цветом, более крупным шрифтом или подчёркиванием.

 

В ЗАКЛЮЧЕНИИ (объём - 1 стр.) подводятся итоги изложенного в контрольной работе материала, кратко излагаются наиболее ценные, значимые положения работы

 

5) К работе прилагается список использованной литературы, оформленной в строгом соответствии с библиографическим стандартом:

n литература располагается в алфавитном порядке,

n у каждого произведения указываются все основные выходные данные (в соответствии с образцом).

Образец:

1) Васильев Л. М. Из истории религий Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1988. - 416с.

2) Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 319-344.

3) Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. - Раздел «Я и Оно». - С.425-439.

4) Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981. - Лекция ХХ11. - С. 255-267.

5) Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Х1Х век. - М.: Республика, 1995. - 528с.

 

6) Защита контрольной работы предполагает свободное владение студентом материалом, изложенным в работе и хорошее знание всей литературы, использованной при написании, умение обосновать логику решения задач, прилагаемых к выбранной теме.

 

7) Учебное пособие «В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012»., необходимое для решения контрольного задания № 3, находится на сайте АлтГТУ, страница кафедры «Философия».


Темы контрольных работ по философии

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 1 Предмет философии и её роль в жизни общества

План

Введение

1. Общее понятие и содержание предмета философии.

2. Природа и специфика философских проблем.

3. Основные разделы философского знания.

4. Место философии в системе культуры. Философия и мир повседнев­ности.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С.4-15.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 5-9.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 5 – 18.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 19 – 35.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 1

Задание № 1 Древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.) утверждал: «Ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются. Занимаются её те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами».

Согласны ли Вы с данным утверждением? Кто, на Ваш взгляд, действительно, способен к философскому творчеству? Дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.

Задание №2 Онтология, как один из основных разделов философского знания, изучает следующие проблемы:

1) духовную сферу жизни общества;

2) взаимоотношение материи и сознания;

3) сущность и природу человека;

4) общественно-экономические формации;

5) сущность и происхождение бытия;

6) границы и безграничность познания;

7) структуру бессознательного в человеке;

8) субстанциональность бытия и её формы;

9) категории сущего;

10) теорию истины.

Выберите четыре варианта ответов, которые считаете наиболее верными.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии«В мире философских знаний»произведениеЭпикура «Эпикур приветствует Менекея» (С. 5-9) и дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем Эпикур видит необходимость занятий философией?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 2 Философия и мировоззрение.

Типы мировоззрений

План

Введение

1. Общая характеристика мировоззрения.

2. Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения.

3. Специфика и основные черты философского мировоззрения.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 6-7, 16-19.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 27-29.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 19 – 23.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 10 – 19.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 2

Задание №1Русский философ Н.А. Бердяев(1874-1948),характеризуя соотношение философии с религией и наукой, писал: «Философия есть самая незащищенная сторона культуры ... Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем».

Дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.

Задание №2 Выберите признаки, наиболее характерные для мифологического (первобытного) мировоззрения:

1) абстрактное (рефлексивное) мышление;

2) образное восприятие действительности;

3) одушевление естественных явлений;

4) вера в сверхчувственный мир;

5) разведение эмпирического и логического уровней мышления;

6) теоретическое миропонимание;

7) нерасчлененность социального и индивидуального;

8) антропоморфизм (очеловечивание природы);

9) ассоциативный язык общения;

10) наличие четких понятий и категорий.

Выберите пять вариантов ответов, которые считаете наиболее верными.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из статьи М.М. Рубинштейна «Жизнепонимание – центральная задача философии» (С. 27-29) и дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается сходство и различие между философией и наукой?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 3 Античная философия: общая характеристика

План

Введение

1. Периодизация и особенности античной философии.

2. Натурфилософский период античной философии. Проблема первоначала всего сущего.

3. Проблема бытия в философии Элейской школы

4. Атомистическая трактовка бытия в концепции Демокрита.

5. Философия софистов и Сократа.

6. Философские взгляды Платона.

7. Философия Аристотеля.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. – С. 20 – 30.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 73-76.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 38-104.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 36 – 52.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

6. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 34-50.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 3

Задание №1 Гегель характеризовал смерть Сократа как трагедию, в которой гибнет индивид, но не духовный принцип, им утверждаемый.

Дайте развёрнутую характеристику основных принципов жизненной философии Сократа.

Задание №2 Укажите 4 признака, характеризующие идеальное государство по Платону:

1) равенство;

2) свобода;

3) справедливость;

4) участие всех граждан в управлении;

5) контроль государства в сфере духовной жизни;

6) устранение семьи и государственное воспитание детей;

7) единомыслие всех членов общества;

8) наличие частной собственности.

Задание № 3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из диалога Платона «Государство» (С. 73-76) и дайте подробный ответ на вопрос: «Какой смысл вкладывает Платон в образ пещеры?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 4 Философия средневековой Европы:

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 11

Задание № 1 «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).

Обоснуйте, почему – по мысли автора – это определение материи следует считать именно философским, а не естественнонаучным?

Задание №2 Отталкиваясь от вышеприведённого определения, укажите, какие феномены из ниже перечисленных можно считать материальными, а какие – нет: купол звёздного неба; ещё не открытые наукой планеты, на которых, возможно, обитают наши братья по разуму; цветение сирени; соловьиная трель; слухи; сплетни; сны; мечты; религия; политика; война; революционная ситуация; общественное мнение; исповедуемые идеалы; добро; зло; ощущения; суждения (включая и само определение материи); забавы; переживания; эмоции; гнев; зависть; месть; «события», разыгрывающиеся в процессоре компьютера.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывок из работы Ф. Энгельса «Диалектика природы» (63-64) и дайте развернутую характеристику движению как основному способу существования материи.

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 12 Философская и научная картины мира

(единство и различие)

План

Введение

1. Понятие «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира.

2. Геоцентрическая космология как обобщение мифологических и натурфилософских идей античности.

3. Механистическая картина мира и рождённые ею представления о пространстве, времени, движении.

4. Современные космологические модели Вселенной с учётом антропного принципа.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – С. 98 - 99.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 25-27.

3. Вяткин Ю.С. Курс лекций по философии. Ч.1. – Барнаул, 2001. – С.73-78.

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 192-254.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 12

Задание №1 Т. Кун полагал, что парадигма сводится к «признанным всеми научным достижениям, которые в течение определённого времени дают модель постановке проблем и их решений научному сообществу».

Подумайте и ответьте на вопрос: парадигма есть отражение (теоретическое воспроизведение) объективной реальности или некая условность («модель»), посредством которой научному сообществу данной исторической эпохи просто удобно решать задачи, актуальные в переживаемую эпоху?

Задание №2 Современной космологией предложено несколько моделей Вселенной (расширяющейся, сужающейся, пульсирующей и т.п.). Другими словами, объект – один (Вселенная), а его моделей – несколько.

Как бы Вы истолковали сам факт множества моделей одного и того же явления?

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Н.А. Бердяева «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (25-27) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Чем философское познание отличается от научного, с точки зрения автора?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 13 Проблема сознания в философии

План

Введение

1. Понятие сознания в философии. Проблема происхождения сознания.

2. Социальное и индивидуальное сознание.

3. Космоцентрический, теоцентрический и антропоцентрический подходы к сознанию в философии.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 78-85.

2. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009.

3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 184 - 210.

4. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - № 10.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 13

Задание №1 Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900), характеризуя феномен человеческого сознания, утверждал: «Мы видим все вещи сквозь человеческую голову... А между тем сохраняет силу вопрос: что осталось бы от мира, если отрезать голову?»

Попробуйте ответить на поставленный вопрос и дайте письменно развернутую характеристику приведенного высказывания.

Задание №2 Сознание человека, понимаемое как его мыслительная способность к восприятию мира, обладает определенными свойствами. Среди их множества выберите те признаки и свойства сознания, которые являются, на Ваш взгляд, главными (три варианта ответов):

1) сознание тождественно индивидуальному восприятию мира, поэтому его данные не могут быть адекватно переданы другому человеку;

2) сознание так же материально, как и любые предметы или объекты действительности;

3) сознание отдельного человека связано с деятельностью некой космической (например, природной или божественной) энергией;

4) наше сознание имеет идеальную (в смысле не вещности) природу;

5) главная способность сознания - отражение бытия человека в мире;

6) содержание сознания не зависит от познавательной активности самого человека и определяется окружающей социальной средой;

7) сознание всегда объективно и, поэтому, лишено каких-либо проявлений внутренней духовной жизни человека;

8) сознание человека обладает способностью воспринимать мир как бы со стороны, глазами другого человека.

Задание №3 Прочитайте статью М.К. Мамардашвили «Сознание как философская проблема» (Вопросы философии. - 1990. - № 10) и дайте подробный ответ на вопрос: «Каковы характеристики сознания, с точки зрения автора?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 14 Сознание и бессознательное

План

Введение

1. Понятие бессознательного в философии. Сознание и бессознательное.

2. Бессознательное и духовный мир человека.

3. Учение о бессознательном в марксизме и психоанализе.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 86-90.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 83-86.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 337-344.

4. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 365 -377.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 14

Задание № 1 Швейцарский писатель А. Амиель (1821-1881) как-то заметил: «Центр нашего сознания бессознателен, так же как ядро солнца темно».

Проанализируйте приведенное высказывание и дайте ему письменно развернутую характеристику.

Задание № 2 Австрийскому ученому и философу З. Фрейду принадлежит заслуга в создании одной из первых теорий бессознательного (обусловленности сознания человека внешними и объективными по отношению к нему факторами). Какие основные положения теории Фрейда о бессознательном Вам известны? Выберите четыре варианта из предложенных ответов:

1) бессознательное свойственно примитивным душевным образованиям и находится вне осознанных представлений человека о действительности;

2) стихийное разделение труда в материальном общении индивидов является главным источником бессознательного;

3) бессознательное коренится в самой природе человека, в его неосознанных сексуальных и агрессивных импульсах;

4) источник бессознательного - психологические потребности индивида, вызываемые неосознанными переживаниями;

5) воздействие на бессознательное возможно через перестройку общества и общественных отношений, господствующих в нем, но оно невозможно через психологическое воздействие на индивида;

6) бессознательное — это «кипящий котел страстей» человека;

7) бессознательное является формой разумной деятельности человека;

8) бессознательное человека противостоит культурно-ценностному потенциалу общества.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы З. Фрейда «Я и Оно» (С. 83-86) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Как связаны между собой бессознательное, предсознательное и сознательное?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 15 Проблема человека в философии

План

Введение

1. Общее понятие о человеке. Многоплановость человеческой реальности.

2. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм в трактовке человека.

3. Проблема антропосоциогенеза.

4. Биологическое и социальное в человеке.

5. Индивид, индивидуальность, личность.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие. - Барнаул, 2010. - С. 157-166.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 140-143.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. С. 406 – 423.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 31–45, 282–304.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 162–175.

6. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 15

Задание № 1 Омар Хайям написал следующие строки:

«Мы источник веселья – и скорби рудник.

Мы вместилище скверны – и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир,- многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик!»

В чем, по Вашему мнению, проявляется величие и в чем – ничтожество человека? Дайте развернутое обоснование Вашему ответу.

Задание № 2 Определите, какое высказывание относится к антропоцентрической, какое – к теоцентрической, какое – к космоцентрической трактовке человека. Обоснуйте ваш ответ:

1) Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг – божественная природа (Николай Кузанский).

2) Мыслящий человек есть мера всему. Он есть огромное планетное явление (В.И. Вернадский).

3) Все видимое – не для человека, но ради блага целого все возникает и погибает в процессе перехода одного в другое... Если тебе что-либо кажется злом, то еще неизвестно зло ли это; ибо тебе неизвестно, что полезно тебе, или другому, или космосу (Цельс).

4) Мы – цель и высшая вершина всей Вселенной,

Мы – наилучшая краса юдоли бренной;

Коль мирозданья круг есть некое кольцо,

В нем, без сомнения, мы – камень драгоценный (Омар Хайям).

5) Я, как господь, велик. Бог мал, что червь земной.

Итак: я – не под ним. И он – не надо мной (Ангелус Силезиус)

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы М. Шелера «Положение человека в космосе» (140-143) и дайте развернутые ответы на следующие вопросы: «В чем автор видит сущностное различие между человеком и животным? Каковы основные признаки духовного существа?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 16 Проблема антропосоциогенеза

(проблема происхождения и становления человека)

План

Введение

1. Концепция естественного происхождения человека:

а) сущность теории;

б) основная загадка антропосоциогенеза;

в) современное естественнонаучное подтверждение эволюционной теории человека.

2. Трудовая теория антропогенеза. Её сильные и слабые стороны.

3. Теистическая концепция происхождения и развития человека и её роль в развитии современной культуры.

Заключение

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 406-410.

2. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.

3. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 143-147.

4. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. - Т. 20. – С. 486-499.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 16

Задание №1 Оцените и поясните следующие высказывания о человеке (найдите подтверждения правомерности приведённых точек зрения):

1) Аристотель: человек – это существо политическое.

2) Б. Франклин: человек – животное, способное изготовлять орудия труда.

3) К. Маркс: человек – это ансамбль всех общественных отношений.

4) П.Тейяр де Шарден: человек есть ось и вершина эволюции.

5) В.С. Соловьёв: человек может быть определён как животное стыдящееся.

Задание №2 Сформулируйте и объясните основные трудности («загадку антропосоциогенеза») в объяснении процесса возникновения и развития человека.

Задание №3 Перечислите основные биологические и социальные факторы антропогенеза. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Что больше определяет поведение человека – природные или социальные предпосылки?»

~~~ * * * * * ~~~

 

ТЕМА № 17 Проблема смысла жизни в философии

План

Введение

1. Смысл жизни как фундаментальная характеристика субъективного существования.

2. Основные концептуальные подходы к проблеме смысла жизни.

3. Условия обретения смысла жизни.

4. Философские трактовки феномена смерти.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие.- Барнаул, 2010. - С. 168 – 171.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 183-188.

3. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 351 – 364.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004.

5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 157 – 161.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 17

Задание № 1 Поэт А.Блок утверждал: « Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: все или ничего; ждать нежданного; верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете, пусть этого сейчас нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она – прекрасна.

Прав ли А.Блок? С какими его мыслями вы согласны, а с какими – нет? Дайте развернутое изложение Вашей позиции.

 

Задание № 2 Определите, какие из данных высказываний можно отнести к романтической концепции смерти. Обоснуйте правильность вашего выбора:

1) Жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,- смертью. Жить – значит умирать (Ф.Энгельс).

2) Лучше жить в невзгодах,

Чем в самой яркой славе умереть (Еврипид).

3) В сущности ведь все равно, за что умереть. Только бы умереть за что-нибудь дорогое, и такая кончина, исполненная тепла и веры, лучше, чем холодная жизнь без веры (Г. Гейне).

4) Все рожденное обречено гибели (Саллюстий).

5) Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф (Д.Бруно).

6) Жить учимся мы во дворце убогом,

Но умирать – на лоне бытия,

Где спесь и лесть остались за порогом,

И человек – один и борется лишь с богом (Дж. Г. Байрон).

7) Жизни первый час жизнь на час убавил (Сенека).

8) Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание (Овидий).

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии отрывок из работы А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» (С. 183-188) и дайте подробные ответы на следующие вопросы: «Почему автор считает проблему самоубийства главной проблемой философии? Каковы основные исходы (следствия) абсурда? Какова цель бунта? Что означает образ Сизифа?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 18 Жизнь и смерть в духовном опыте человека

План

Введение

1. Жизненный смысл постановки вопроса о жизни и смерти.

2. Основные философские и религиозные интерпретации смысла жизни, смерти и бессмертия.

3. Современные дискуссии по проблемам эвтаназии, клонирования.

Заключение

Литература:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992. – 528с.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 5-9.

3. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие. – 3-е изд., испр. - М.: Издательство: «Омега-Л», 2009. – С. 236 – 263.

4. Моуди Р. Человек после смерти. – Л., 1991.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 18

Задание № 1 Л.Н. Толстой считал, что человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто дороже собственной жизни.

Можно ли согласиться с данной оценкой Льва Николаевича?

Что может для человека быть дороже его собственной жизни?

Задание № 2 Подумайте и выделите из перечисленных ниже суждений те, которые свойственны атеистическому подходу к оценке человека, его жизни и смерти:

1) «смерть предстоит всему: она – закон, а не кара»;

2) «умирающий человек – заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром»;

3) смерть человека разрушает не тело, а бренность его и поэтому она – не конец, а начало жизни вечной;

4) человек не принадлежит себе в этом мире;

5) истинная жизнь заключается в бескорыстном служении людям;

6) «перед лицом смерти люди в полном смысле слова равны друг другу, как и любому живому существу»;

7) «один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни»;

8) «жить – значит делать художественное произведение из самого себя»;

9) обрести бессмертие можно только в плодах материального, социального и духовного творчества, которые приумножат богатство всего человечества;

10) лучший путь обретения бессмертия – избавление при жизни от источников страдания, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение истинного просветления.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии«В мире философских знаний»произведениеЭпикура «Эпикур приветствует Менекея» (С. 5-9) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Как правильно, по мнению автора, следует относиться к смерти?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 19 Проблема свободы в философии

План

Введение

1. Сущность свободы.

2. Проблема свободы воли.

3. Детерминизм и индетерминизм.

4. Свобода и необходимость.

5. Свобода и ответственность.

Заключение

 

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие.- Барнаул, 2010.- С.166–168.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 152-155.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 349–353.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С 378 – 384.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 19

Задание № 1 Вставьте пропущенное слово. Дайте развернутое объяснение своему варианту: Свобода означает ……. Вот почему многие ее боятся.

ИЛИ:

Можно ли считать свободным человека, добровольно находящегося в запертой извне комнате? Дайте развернутое обоснование своему ответу.

Задание №2 Определите, какие из данных высказываний принадлежат детерминисту, обоснуйте правильность вашего выбора:

1) Свобода – сон. В своем движенье годы

Тесней сдвигают грани несвободы (И.Г. Гете).

2) Люди считают себя свободными, так как свои желания и свое стремление они сознают, а о причинах, располагающих их к этому стремлению и желанию, даже и во сне не грезят, ибо не знают их (Б.Спиноза).

3) Я всегда могу выбирать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я, тем самым, все-таки выбираю (Ж.-П. Сартр).

4) Люди думают, что наши дела и поступки – плод свободного выбора, из запаса новых идей мы выхватываем такую, которую хотим отстаивать словом и делом. … Нет, не мы хватаем идею, идея хватает и порабощает нас и бичами гонит на арену, чтобы мы, как невольники-гладиаторы, сражались за нее (Г. Гейне).

5) Только разумному существу дана возможность добровольно следовать событиям – простое же следование необходимо для всех (М. Аврелий).

6) Свобода предельна, ее нельзя ни из чего выводить. Свобода – безосновная основа бытия, и она глубже всякого бытия (Н.А. Бердяев).

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» (с. 152-155) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Почему свобода, с точки зрения автора, - это ответственность?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 20 Космос как предмет философского размышления

План

Введение

1. Космоцентризм античной философии.

2. Взгляд на космос (мир, вселенную) в средневековой христианской философии.

3. Вселенная глазами новоевропейской философии науки.

4. Идеи космизма в русской философии.

5. Антропный принцип.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2010. - С. 20 - 30, 59-60.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 81-83.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 194-210, 316-321.

4. Моисеев Н.Н. Человек во вселенной и на земле // Вопросы философии. – 1990. - №6.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 20

Задание №1 «Мир не враждебен и не дружествен по отношению к нам, а просто-напросто безразличен» (Д.Холмс).

Выскажите своё отношение к такому взгляду.

Какой эпохе вы бы его отнесли: античность, средневековье, новое время? Обоснуйте свой ответ.

Задание №2 Какие из приведённых суждений характеризуют взгляд античных философов на космос:

1) космос бесконечен, это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде;

2) вселенная есть творение всемогущего бога;

3) космос имеет пределы в пространстве;

4) человек есть ничтожная, исчезающее малая величина в безбрежном космосе;

5) человек соразмерен космосу, он есть микрокосм (малый космос) в сопоставлении с макрокосмосом (большим космосом);

6) космос упорядочен, в ней действует универсальный закон справедливости;

7) вселенная есть нескончаемый хаос, в ней всё случайно?

Выберите три правильных суждения.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы К.Э. Циолковского «Монизм Вселенной» (с. 81-83) и дайте развернутые ответы на вопросы: «Каковы представления автора о природе и свойствах Вселенной? Как понимается материя в теории К.Э. Циолковского?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 21 Философские проблемы общества и его истории

План

Введение

1. Общие принципы и подходы к изучению истории.

2. Проблема единства и многообразия человеческой истории.

3. Проблема направленности общественного развития и смысла истории.

4. Истоки, причины и движущие силы истории.

5. Основные модели истории.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие. - Барнаул, 2010. - С. 113 – 137.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина ; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 202 – 204.

3. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 162 – 183.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 21

Задание №1 Английский мыслитель Т. Карлейль утверждал: «История мира – это биография великих людей».

Согласны ли Вы с этой мыслью? Дайте развернутое обоснование Вашей позиции.

Задание №2 Определите, какие из данных высказываний принадлежат сторонникам той точки зрения, согласно которой главной причиной исторического развития является естественная среда, обоснуйте Ваш ответ:

1) История человечества есть непрерывная борьба между идеями и интересами; на мгно

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...