Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Получение отзыва научного руководителя

И рецензии на дипломную работу

Научный руководитель дипломной работы представляет на кафедру письменный отзыв, который должен содержать краткую характеристику работы, отмечать степень самостоятельности проведенного исследования, характеристику соискателя, умение организовать свой труд, наличие публикаций и выступлений на конференциях, критические замечания по содержанию проекта (работы).

Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, направляется заведующим кафедрой на рецензию. В качестве рецензента могут привлекаться преподаватели или сотрудники смежных кафедр вуза, а также сотрудники организаций и предприятий по профилю защиты дипломной работы. В рецензии отмечаются достоинства проведенного исследования, высказываются замечания.

С отзывом и рецензией студент вправе ознакомиться минимум за сутки до защиты.

 

Девятый этап.

Защита дипломной работы

К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, разработанной университетом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний, а также допущенное к защите выпускающей кафедрой.

Защита выпускной квалификационной работы (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании аттестационной комиссии.

Защита осуществляется в форме авторского доклада, на который отводится не более 15 минут. Доклад должен содержать краткую информацию об актуальности, объекте, предмете, целях и задачах исследования; положения, выносимые на защиту. Приветствуется использование наглядных материалов, иллюстрирующих выводы автора.

Результаты выполнения выпускной квалификационной работы определяются ГАК посредством оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Для получения наивысшего балла по дипломной работе необходимо:

1. Выполнить все требования, предъявляемые к содержанию и оформлению дипломной работы.

2. Соблюсти все сроки, установленные для работы над дипломом кафедрой и научным руководителем.

3. Успешно выступить на защите с речью и ответить на заданные членами комиссии вопросы и замечания научного руководителя и рецензента.


Раздел IV.

Магистерская диссертация

I. Общие положения

Магистерская диссертация по направлению «Юриспруденция» представляет собой выпускную квалификационную работу научной направленности, выполняемую студентом самостоятельно под руководством научного руководителя на завершающей стадии обучения.

Данная работа должна сочетать в себе научное освещение определенных проблем юридической теории с обязательным анализом нормативно-правовых документов и материалов юридической практики. Она должна содержать совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для защиты, иметь внутреннее единство. Диссертация должна свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения.

Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, разработка новых методологических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.

Магистерская диссертация направлена на достижение следующих целей:

– показать высокий уровень профессиональной подготовки, глубину теоретических знаний в сфере юриспруденции;

– продемонстрировать умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и правоприменительной деятельности, обобщать материалы правоприменительной практики, анализировать их с целью выявления недостатков и предлагать наиболее оптимальные варианты решения;

– развивать понимание методологических основ, способности выбирать необходимые методы, исходя из задач конкретного исследования;

– показать навыки ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, корректность использования научной и нормативно-правовой литературы.

Все положения диссертации, выносимые на защиту, должны быть четко обоснованы, аргументированы и достоверны.

Магистерская диссертация должна иметь внутренне единство и логическую последовательность в раскрытии избранной темы.

Ориентировочный объем диссертации составляет 80–90 страниц текста, набранного на компьютере, включая введение, основной текст, заключение и список источников и литературы.

II. Выбор темы,

требования к названию диссертации

Для методологически правильного названия темы диссертации необходимо, чтобы в нее входили три непременных атрибута: объект, предмет и конечная цель исследования. Если в названии темы диссертации отсутствует одна из требуемых «опор», то это уже не диссертация, а, скорее всего, – публицистическая статья.

Объект – это процесс или явление, порождающее задачу или проблему. Он существует вне нас и независимо от нашего сознания, но его необходимо познать. В юридической науке таким универсальным объектом является, безусловно, право – как совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством. В качестве объекта может выступать также совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, верность, надежность), покоящихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Объектом исследования могут быть и права человека: на жизнь, на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни. Наиболее часто в юридических науках право рассматривается в качестве объекта – как совокупность правил, регулирующих человеческие отношения. Принудительность права осуществляется государственной властью через правосудие. Правосудие также может быть объектом диссертационного исследования. Это форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел. Это так называемая узкая трактовка правосудия. Допустима и широкая трактовка, когда оно включает в себя все аспекты организации и деятельности судебной власти – как судопроизводство, также вопросы судоустройства, статуса судьи, взаимодействие с другими институтами государства и общества.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта, та сторона объекта, которая рассматривается в конкретном исследовании. Как правило, магистрант должен выбирать такой предмет исследования, который он достаточно хорошо знает.

В диссертации объект не должен выступать в виде фона или некой декорации, а подлежать научному исследованию, и именно предмет должен дать ему приращение эффективности, т.е. сделать его лучше, качественнее.

Конечная цель всегда прямо или косвенно должна быть связана с приращением эффективности (улучшением качества) объекта через предмет.

Если тема диссертации названа в соответствии с методологическими требованиям, то легко сформулировать научную проблему или научную задачу.

И научная проблема, и научная задача выражаются в виде пары: предмет – конечная цель.

Например: «разработка научно-методического аппарата (конечная цель) оценки эффективности арбитражного судопроизводства (предмет)».

Решение научной задачи (проблемы) заключается в необходимости между предметом и конечной целью поставить метод: предмет – метод – конечная цель.

Мы уже много раз употребляли понятие цель. Сейчас можно заметить, что конечная цель темы диссертации, как абсолютно необходимый ее атрибут может быть: прагматической (практической), научной, или просто целью исследования. В примерах правильного названия тем диссертаций можно найти различные конечные цели, которые носят прагматический или исследовательский характер. Однако внутри самой диссертации, а точнее – во введении к ней цель может быть названа просто как исследовательская.

Примеры методологически правильно названных диссертаций по юридическим наукам:

«Обоснование рекомендаций (конечная цель) по совершенствованию семейного права (предмет) с целью обеспечения правосудия (объект) в период следственных действий».

«Разработка методов (конечная цель) сбора и обработки данных экологического (предмет) состояния региона с целью обеспечения прав (объект) экономических предприятий».

«Совершенствование методов (конечная цель) прокурорского надзора (предмет) в целях обеспечения правосудия (объект) несовершеннолетних».

«Развитие законодательной базы (конечная цель) по возмещению морального (неимущественного) вреда (предмет) в целях обеспечения правосудия (объект) граждан».

«Совершенствование нормативно-правовой базы по ответственности предприятий за вред, причиненный рабочим и служащим, связанный с исполнением ими трудовых обязанностей». (Здесь и далее предлагается самостоятельно определить основные опорные элементы методологически правильного названия темы диссертации).

«Обоснование нормативно-правовой базы по обеспечению свободы личности в уголовном процессе».

Для контраста приведем примеры методологически неправильного названия тем диссертаций.

1. «Исследование вопросов защиты чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя». (В этой теме слово «исследование» лишнее, оно не несет никакой методологической нагрузки. И так ясно, что диссертация является исследованием. Кроме того, в этой теме отсутствует конечная цель).

2. «Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». (В теме нет объекта и конечной цели).

3. «Нематериальный ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства». (В теме нет конечной цели и нет объекта исследования).

4. «Выбор путей организации борьбы с административными правонарушениями». (В теме нет объекта и конечной цели. «Выбор путей» – термин не научный. Пути надо не выбирать, а строить).

5. «Подготовка и ведение судопроизводства в уголовном процесс». (В данной теме нет конечной цели и нет объекта. Два слова «подготовка» и «ведение» свидетельствуют о двух самостоятельных темах в одной диссертации. Исследование необходимо вести по одной из этих самостоятельных тем).

6. «Проблемы пересмотра судебных постановлений в порядке надзора». (В этой теме используется нераскрытое, пустое слово «проблемы». В теме также нет конечной цели и нет объекта исследования).

7. «Роль закладной при ипотечном кредитовании» (В теме отсутствуют конечная цель и объект исследования).

Таким образом, в названиях тем диссертаций следует избегать употребления таких слов, как: «исследование»; «проблема»; «исследование путей»; «к вопросу»; «некоторые вопросы»; «повышение»; «пути достижения»; «подготовка и ведение»; «подход» и т.п.

III. РЕКОмендации по выбору границ

Диссертационного исследования

Рассмотрим еще один важный момент – границы диссертационного исследования. Иногда в диссертациях они называются рамками исследования. Правильно выбранные границы исследования облегчают работу магистранта, аспиранта, соискателя и позволяют в ходе защиты диссертации избегать вопросов, не относящихся к его работе. «Формула» границ включает, как правило, три составляющие:

Первая составляющая границ выстраивается со стороны объекта исследования. Например, в теме №1 из правильно названных диссертаций такой границей от объекта является «период следственных действий».

Вторая составляющая границ вводит ограничения со стороны предмета исследования. Например, в теме №3 среди правильно названных тем диссертаций такой границей от предмета является «несовершеннолетних».

Третья составляющая границ, как правило, выстраивается от политических условий, пространства и времени. Например, могут рассматриваться предмет и объект в особых политических, географических, экономических, климатических или иных условиях, на какой-то определенный период времени. Последнее также как бы определяет «срок жизни диссертации», т.е. время, в течение которого справедливы сделанные в ней выводы и предложения.

Важной рекомендацией магистрантам является целесообразность «держать открытыми» границы до конца исследования. После окончания всех исследований и завершения работы необходимо в пределах границ зафиксировать все то основное, что уже нашло отражение в объектной и предметной областях диссертации, а остальное – не исследованное – будет автоматически вынесено за пределы границы.

 

Iv. Рекомендации по развертыванию

плана-проспекта диссертации

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...