Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РУКОВОДСТВО ВЫПОЛНЕНИЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Кафедра психологии

 

 

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ

И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

 

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по специальностям

«Психология» и «Практическая психология»

 

 

Брест 2006


УДК 378.147.85

ББК 74.58

Составители:

Г.В. Лагонда, Д.Г. Кривенко, И.В. Ефимчук

 

Рецензент

Кандидат психологических наук, доцент

М.А. Валитов

Печатается по решению редакционно-издательского совета

УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

Л1 Подготовка, оформление и защита курсовых работ [Текст] : метод. рекомендации для студ., обучающихся по специальностям «Психология» и «Практ. психология» / [сост.: Г. В. Лагонда, Д. Г. Кривенко, И. В. Ефимчук] ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Психол.-пед. фак., Каф. психологии. – Брест : Изд-во БрГУ, 2006. – 39 с. – 50 экз.

 

Методические рекомендации написаны в соответствии с методическими указаниями, разработанными коллегией Министерства образования. Целью издания является помощь студентам в написании и оформлении курсовых работ с учетом специфических требований, предъявляемых к работам психологической направленности, выполняемым на разных этапах обучения в вузе.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Практическая психология».

 

УДК 378.147.85

ББК 74.58

Учебное издание

ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ

И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по специальностям

«Психология» и «Практическая психология»

Составители Г.В. Лагонда, Д.Г. Кривенко, И.В. Ефимчук

Ответственный за выпуск С.К. Гребельная

Редактор С.В. Мосейчук

Корректор К.А. Хурсевич

 

Подписано в печать 29.03.2006. Формат 60×841/16. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс. Ризография. Усл. печ. л. 2,3. Уч.-изд. л. 2,4.

Тираж 50 экз. Заказ № 155.

Издатель и полиграфическое исполнение:

УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина».

224016, Брест, ул. Мицкевича, 28.

ЛИ № 02330/277 от 30.04.2004.

© Издательство УО «БрГУ

 
 

им. А.С. Пушкина», 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Общие положения……………………………………………………….
2 Руководство выполнением курсовой работы………………………….
2.1 Распределение обязанностей между студентом и руководителем курсовой работы…………………………………………………………..  
2.2 Выбор темы………………………………………………………..
2.3 Порядок проведения консультаций………………………………..
2.4 Порядок представления, защиты и оценки курсовых работ……..
3 Требования к содержанию курсовой работы………………………….
3.1 Подготовка к написанию курсовой работы………………………..
3.2 Титульный лист……………………………………………………...
3.3 Содержание………………………………………………………….
3.4 Введение………………………………………………………... …..
3.5 Основная часть………………………………………………………
3.5.1 Общие положения………………………….………………….
3.5.2 Обзор литературы по теме исследования……………….…...
3.5.3 Описание эмпирической части……………………………….
3.5.4 Виды курсовых работ…………………………………………
3.6 Заключение курсовой работы……………………………………..
3.7 Список использованных источников……………………………..
3.8 Приложения………………………………………………………...
4 Требования к оформлению курсовой работы………………………...
4.1 Общие требования к оформлению текста………………………..
4.2 Нумерация страниц………………………………………………..
4.3 Иллюстрации……………………………………………………….
4.4 Таблицы…………………………………………………………….
4.5 Формулы и уравнения……………………………………………..
4.6 Примечания………………………………………………………...
4.7 Ссылки и цитаты…………………………………………………...
4.8 Приложения………………………………………………………...
4.9 Список использованных источников……………………………..
4.10 Образец оформления титульного листа…………………………
4.11 Примерная тематика курсовых работ…………………………...
5 Заключение……………………………………………………………...

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Письменная курсовая работа – самостоятельная разработка студентом конкретной темы небольшого объёма с элементами научного анализа, отражающая приобретённые теоретические знания и практические навыки, умение отбирать и анализировать научную литературу, планировать и проводить эмпирическое исследование, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Данное определение, как и любое другое, является крайне лаконичным обобщением конкретного содержания и требует уточнения. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это словосочетание «с элементами научного анализа». Курсовая работа является малым, но всё-таки научным трудом. Его осуществление подразумевает освоение студентом навыков научно-исследовательской деятельности, которая самым серьёзным образом отличается от обыденных аудиторных занятий. Это совершенно иной вид учебной деятельности, который не сводится к банальному штудированию текстов учебников с последующим их воспроизведением на экзамене или зачёте.

Описать сущность научно-исследовательской деятельности достаточно сложно, тем более что в рамках курсовой работы не могут быть решены серьёзные научные проблемы. Да и сама сущность науки представляется неодинаково различным категориям людей. Философы, учёные, потребители научного знания, преподаватели видят науку под разными углами зрения. Студенты, которые ориентированы на то, чтобы осваивать знание, наработанное в той или иной науке, и само знание, и науку воспринимают в первую очередь с позиции понимания. Г.С. Абрамова отмечает, что наука в данном случае сводится к созданию нового для-себя-понимания.

Другими словами, курсовая работа открывает перед студентом возможность, используя методы и навыки научного исследования, найти ответы на те вопросы, которые его интересуют, но лежат при этом за рамками учебного процесса. Для студентов психологического отделения такая перспектива может оказаться особенно значимой. Авторитетные психологи отмечают, что приход человека в данную профессию очень часто связан с определённой личностной вовлечённостью. Выбирая специальность «Психология», многие молодые люди надеются в ходе обучения получить ответы на важные (может быть, даже жизненно важные) для себя вопросы. Ответов же в готовом виде в учебниках им чаще всего найти не удаётся. В этом случае именно проведение самостоятельного научного исследования позволяет сформировать искомое новое для-себя-понимание.

Если интерес к какой-либо теме носит у студента поверхностный характер, то на следующем курсе он может обратиться к изучению другого предмета. Если интерес достаточно глубок, студент имеет возможность углублять и расширять исследование выбранной темы вплоть до написания дипломной работы.

На первый взгляд может показаться, что выполнение письменной курсовой работы излишне отягощает жизнь студента, однако это далеко не так. В своей профессиональной деятельности каждый психолог сталкивается с вопросами, ответы на которые в готовом виде (в учебниках, в монографиях, в опыте коллег) он не находит. В этом случае для решения возникшей проблемы незаменимую помощь могут оказать навыки научно-исследовательской деятельности, приобретённые в вузе.

Таким образом, выполнение студентом письменной курсовой работы преследует следующие цели. Во-первых, она позволяет студенту изучить некоторые темы, выходящие за рамки учебного плана, и сформировать в отношении них новое для-себя-понимание. Во-вторых, написание курсовой работы способствует формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. В-третьих, данный вид работы позволяет осуществлять контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами, зачётами и результатами прохождения практик, подготовленность будущего специалиста.

 

 

Выбор темы

Выбор темы происходит на одной из первых консультаций в начале учебного года. Оптимальной представляется ситуация, когда студент проявляет инициативу в этом вопросе. Если у него присутствуют интерес к исследованию и увлечённость идеей, конечный продукт, как правило, оказывается качественным. Обычно студент крайне общо описывает тему, которая его интересует. В таком случае необходима помощь руководителя. В процессе взаимодействия студента и преподавателя происходит постепенная конкретизация темы курсовой работы и придание ей направленности, соответствующей статусу научного исследования.

Тема курсовой работы может определяться и иным способом. Каждый преподаватель занимается научной работой. Существует определённая сфера научных интересов, наиболее близкая ему. Соответственно руководитель может предложить студенту такую тему курсовой работы, которая представляет интерес для него самого. Очень часто, попадая в такую ситуацию, студенты считают, что с них снимается ответственность за результаты исследовательской работы, что преподаватель чуть ли не должен надиктовывать им готовый текст. Это ошибка. Даже при подобном подходе к выбору темы распределение обязанностей между студентом и руководителем курсовой работы остаётся таким, каким оно было описано в разделе 2.1. Преподаватель формулирует тему и подлежащие решению задачи, а студент, разрабатывая и осуществляя комплекс научно-исследовательских мероприятий, выполняет их.

В последующем тема может уточняться, но не может быть изменена на абсолютно новую.

Естественно, в ходе научной работы любой исследователь сталкивается с затруднениями и с необходимостью в помощи. Для оказания руководителем курсовой работы помощи студенту предусмотрены специальные консультации.

 

 

2.3 Порядок проведения консультаций

Консультации студентов руководителями курсовых работ осуществляются в фиксированное время в соответствии с графиком, представленным на доске объявлений кафедры психологии. В связи с производственной необходимостью и по взаимному согласованию заинтересованных сторон время консультирования может изменяться.

Особенно важной представляется первая консультация. Как правило, она носит групповой характер. Преподаватель собирает одновременно всех студентов, которые намерены под его руководством выполнять курсовые работы, и сообщает им требования, предъявляемые к подобного рода работам. В ходе данной встречи начинается также процесс выбора тем исследований, который должен быть завершён в течение одной-двух ближайших недель.

При последующих консультациях, обычно носящих индивидуальный характер, студент отчитывается перед руководителем о ходе исследования. Кроме того, он имеет возможность получить от преподавателя помощь в связи с затруднениями, которые возникают в процессе работы. В свою очередь, руководитель использует консультации для того, чтобы высказать замечания (если таковые возникают), внести предложения и своевременно скорректировать, таким образом, направление работы.

Студент должен приходить на консультацию подготовленным. Во-первых, он должен быть готов отчитаться о работе, проделанной с момента предыдущей встречи. Во-вторых, ему необходимо иметь при себе все наработки, сделанные начиная с первой консультации. Речь идёт о записях, в которых фиксируются полученное задание, перечень особых требований к нему, наброски плана работы, список отобранных библиографических источников, конспекты прочитанных монографий и, наконец, фрагменты собственноручно созданного студентом текста. Если студент приходит на консультацию без собранного им материала, теряется предмет обсуждения. Более того, создаётся впечатление, будто он реально над темой ещё не работал.

Консультации по курсовым работам, как уже отмечалось, носят преимущественно индивидуальный характер и осуществляются по мере необходимости. Тем не менее они должны быть достаточно регулярными. Опыт подсказывает, что в невыгодном положении оказываются те студенты, которые появляются на консультации лишь однажды в конце учебного года. Они сдают готовый, по их мнению, вариант курсовой работы и бывают очень разочарованы. Разочарование возникает в связи с тем, что руководитель в лучшем случае делает массу замечаний и уточнений. На внесение соответствующих изменений приходится тратить немало времени.

В худшем случае может оказаться, что представленная работа не соответствует ни заявленной теме, ни требованиям, предъявляемым к содержанию и форме курсовых работ. Тогда ситуацию, в которой оказался студент, можно классифицировать как критическую. Чтобы избежать её, рекомендуется регулярно в течение всего учебного года консультироваться с руководителем курсовой работы.

Требования к содержанию курсовой работы

Подготовка к написанию курсовой работы

Курсовая работа должна содержать:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основную часть, представленную разделами;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения (при необходимости).

Название работы должно определять область проведённых исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию. Однако, прежде чем приступить непосредственно к написанию курсовой, необходимо провести соответствующую подготовительную работу, так как результат курсового исследования во многом зависит от правильной организации времени и планирования этапов подготовки курсовой работы. Одним из первых этапов подготовки курсовой работы является выбор темы. Подробнее об этом говорилось в пункте 2.2.

Составление списка литературы. Следующим этапом является составление предварительного списка литературы по исследуемой проблеме (предварительного потому, что в ходе последующей работы будут встречаться новые источники, которые дополнят этот список).

Для отбора необходимой литературы можно использовать соответствующий раздел учебника (учебного пособия), в рамках которого определена тема курсовой работы. В конце раздела обычно имеется библиографический указатель или список рекомендуемой литературы. Из него можно выписать издания, тематика которых соответствует теме курсовой.

Далее следует отправиться в библиотеку. Сначала есть смысл посетить зал каталогов. Каталоги представляют собой карточки с информацией (иногда в виде брошюр) об имеющихся в библиотеке литературных источниках. Существуют четыре вида каталогов: алфавитный, предметный, систематический и каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу логично обращаться, если есть точное название литературного источника и фамилия его автора. В предметном каталоге информация сгруппирована по тематическому признаку. Тематические (предметные) рубрики следуют в алфавитном порядке. Особое внимание рекомендуется уделить систематическому каталогу, в котором названия работ сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, а рубрики расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. С помощью систематического каталога можно выяснить, какие именно литературные источники имеются в библиотеке по изучаемой проблеме. Если студент затрудняется найти какой-либо каталог, то он может проконсультироваться у библиографа. Просматривая каталог, надо выписывать информацию об источнике и его шифр.

!

Логично завести отдельный лист для списка литературы, куда будут заноситься новые источники информации в процессе всей работы над курсовой. При этом следует фиксировать все библиографические сведения об издании (фамилия и инициалы автора, заглавие издания, город, год издания, количество страниц, указанные на карточке или в библиографическом описании книги). Это необходимо для правильного составления списка использованных источников. Необходимо также выписывать шифр издания, по которому можно найти работу в библиотеке.

Следующим шагом является посещение читального зала и/или зала абонементов, где заказывается необходимая литература. Если студент считает, что отобранной литературы недостаточно, он может обратиться к библиографическим указателям в отобранных им литературных источниках. Если в библиотеке есть журналы по психологии, то важно познакомиться со статьями, в которых рассматриваются вопросы, связанные с изучаемой проблемой. Как правило, самая свежая информация содержится именно в научных журналах: для публикации научной статьи требуется намного меньше времени, чем для издания монографии.

!

Для быстрого просмотра статей стоит заказать последние номера журналов за последние 3–4 года. В конце их представлены списки всех статей, опубликованных в течение года с указанием номера журнала. Далее следует заказать только те журналы, в которых опубликованы необходимые для работы статьи.

Работа с научной информацией. Обработка информации, представленной в научных работах (статьи, монографии), является одной из самых важных составляющих успеха подготовки курсовой работы. Часто у студентов возникает вопрос, сколько литературных источников должно быть проанализировано и представлено в списке литературы. Вряд ли можно говорить об однозначном ответе на этот вопрос, т.к. по каждой теме количество имеющихся работ разное. Опыт показывает, что проработка темы часто оказывается неполной, если задействовано меньше 8 источников. Так же условно можно обозначить и верхнюю границу – 25 источников. Рассмотреть большее количество книг и статей в течение имеющегося времени на подготовку очень сложно, да и для решения задач, связанных с подготовкой курсовой работы, этого количества обычно достаточно.

При работе с научными текстами целесообразно делать выписки основных идей. Выписки могут быть дословными (прямые цитаты) или свободными (косвенное цитирование, авторское изложение прочитанного). Использование прямых цитат желательно, когда мысль автора излагается ярко и лаконично. Косвенное цитирование уместно тогда, когда речь идёт о больших отрывках текста, которые приводить в полном объёме сложно. При свободном изложении особое внимание надо уделять тому, чтобы не искажался смысл прочитанного.

!

Как при свободном, так и при дословном цитировании необходимо помечать на черновиках: листах, карточках, в тетради – источник информации, а также номер страницы. Эти данные понадобятся, когда будет верстаться теоретическая часть. Если у студента имеется полное описание всех литературных источников на отдельном листе, на карточке (листе) с выпиской достаточно указать фамилию автора и название работы.

Часто в процессе работы с информацией целесообразно делать конспект. Конспект – фиксация наиболее важных идей работы после её прочтения с соблюдением последовательности и логики изложения. В ходе чтения может быть составлен предварительный план для конспектирования. При этом в конспекте необходимо помечать, в каком месте работы (на каких страницах) содержатся конспектируемые идеи.

!

В настоящее время нельзя забывать и об определённых возможностях по поиску научной информации посредством Интернета. Данный ресурс пока следует рассматривать как дополнительный, т.к. источников, которые можно признать действительно научными, не очень много. Но если у студента есть доступ к Интернету, то через соответствующие поисковые системы он может найти как статьи, книги, так и сведения о литературе, которую впоследствии может заказать в библиотеке.

Изучая работы по заявленной проблеме, необходимо анализировать содержащиеся в них методики. Может оказаться, что какая-то методика подходит для проведения практической работы. После согласования с научным руководителем обоснованности использования данной методики следует сделать её ксерокопию или рукописный вариант.

 

 

Титульный лист

 

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, где была выполнена курсовая работа; наименование кафедры, при которой была выполнена курсовая работа; название курсовой работы; факультет, курс, специальность, учебная группа, фамилия, имя, отчество автора; учёная степень, учёное звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год. Более подробные требования и образец оформления титульного листа представлены в разделе 4.10.

 

 

Содержание

Раздел «Содержание» включает в себя названия структурных частей курсовой работы («Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения»), названия всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей работы. Оглавление приводится вначале, т.к. это позволяет сразу увидеть структуру работы.

Необходимо помнить о том, что раздел «Содержание» – это не просто перечень разделов работы. Это план, задающий логику построения материала и позволяющий, таким образом, раскрыть тему курсовой работы.

 

 

Введение

 

Введение – вступительная, начальная часть курсовой работы. В нём обосновывается актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, определяется общая цель курсовой работы, конкретные её задачи и методы исследования, научная новизна и практическая значимость полученных результатов. Введение должно соответствовать содержанию и, следовательно, отражать логику построения и выполнения студентом курсовой работы.

Актуальность темы курсовой работы. Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Тем не менее здесь задача студента состоит в том, чтобы сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узко научном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать именно эту тему. Там, где это уместно, автор работы может подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального плана, обосновать её с точки зрения накопившихся социальных проблем и т.п. Другими словами, речь идёт о своего рода коротком сочинении на тему «Почему тема «...» является важной и актуальной в настоящее время».

Далее следует кратко остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных учёных. Вместе с тем следует показать, что ещё осталось в ней неразработанного, чтобы было понятно, с какой целью было инициировано данное исследование. Итогом должен стать вывод о том, что данная тема раскрыта недостаточно (или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей доработке.

Объект и предмет исследования.Объект – та часть реального мира, которая познается, изучается и (или) преобразуется студентом. Цели и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного студентом. Предмет исследования – это те наиболее значимые с практической точки зрения характеристики, свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические качества, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, а также их взаимосвязи и взаимовлияния.

Гипотеза. Гипотеза исследования – это предположение, предвидение, прогноз, фиксируемые в виде утверждения, которое проверяется эмпирическим путём. В ней должно отразиться мнение автора о том, как наилучшим образом может быть разрешена изучаемая проблема. В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не стоит бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, так как они тоже вносят свой вклад в процесс познания. Необходимость использования гипотезы в курсовом исследовании определяется его автором.

!

Примеры:

Пример 1. Тема курсовой работы «Особенности переживания образа тела в разных группах психического здоровья».

Объект исследования: образ тела как компонент Я-концепции.

Предмет исследования: особенности образа тела в разных группах психического здоровья.

Гипотеза исследования: в группе подростков с вегетативно-сосудистой дистонией образ тела более дифференцирован, чем в группе здоровых детей, и положительно коррелирует с когнитивной сложностью. В группе с ВСД также будет больше крайних значений по показателям типов границ, а во второй группе – больше средних значений.

Пример 2. Тема курсовой работы «Гештальттерапевтический подход к психосоматическим заболеваниям (на примере булимии)».

Объект исследования: гештальттерапевтический подход применительно к психосоматическим заболеваниям.

Предмет исследования: возможности гештальттерапевтического подхода в лечении булимии как психосоматического заболевания.

Гипотеза исследования: гештальт-терапия является эффективным методом лечения психосоматических заболеваний.

Цель и задачи исследования. Формулировка цели и задач курсовой работы должна быть по возможности чёткой и краткой. Цель исследования – это представление о возможном результате исследования; конечной целью исследования является установление закономерностей, выявление путей, факторов, средств, устойчивых зависимостей в изучаемом процессе. Её назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи исследования – это определённые действия, выполнение которых позволяет реализовать цель.

!

Безусловным требованием к тексту курсовой работы является его соответствие цели и поставленным задачам. При определении целей и задач исследований необходимо их правильно формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать «сделать». Правильнее будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать» и т.д.

Пример:

Тема курсовой работы «Особенности возрастных стереотипов у юношества».

Цель исследования: изучить особенности возрастных стереотипов у юношества.

Задачи исследования:

1) рассмотреть феномен стереотипа как неотъемлемого аспекта социальной жизни общества;

2) раскрыть особенности возрастных стереотипов и их влияние на поведение;

3) провести экспериментальное исследование особенностей возрастных стереотипов у юношества.

Методология и методы проведённого исследования.При написании введения необходимо коснуться методологии и методов исследования. В рамках курсовой работы достаточно назвать использованные методы и методики. Более подробное их описание даётся в соответствующих главах курсовой работы.

Научная новизна и значимость полученных результатов.При изложении научной новизны проведённого исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность достигнутых результатов.

Практическая значимость полученных результатов. В курсовой работе по возможности должны приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Желательно не ограничиваться простым перечислением организаций, которые могут прибегнуть к результатам исследования, а указывать точные координаты их предполагаемого использования. Кроме того, можно показать степень готовности к использованию, масштабы возможного применения результатов курсовой работы, конкретные пути их реализации.

Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор ещё не вполне овладел материалом по теме.

Не рекомендуется делать введение объёмом более 2–2,5 страницы.

 

 

Основная часть

Общие положения

Основная часть курсовой работы содержится в разделах, в которых даётся:

ü обзор литературы по теме и выбор направления исследования;

ü изложение общей концепции и основных методов исследования;

ü описание эмпирической части, применяемого оборудования и техники эксперимента;

ü анализ и обобщение результатов исследования.

Основная часть работы включает два-четыре раздела, которые разбиваются на подразделы и пункты. Каждый раздел посвящается решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается констатацией итогов. Распределение основного материала курсовой работы по разделам, подразделам и пунктам осуществляется автором работы.

Необходимо избегать логических ошибок (например, одинаковое название курсовой работы и одной из её глав).

 

 

3.5.2 Обзор литературы по теме исследования

В обзоре литературы студент даёт очерк основных этапов в развитии научной мысли по изучаемой проблеме. Сжато и критически рассмотрев предыдущие работы, следует назвать те вопросы, которые остались неразрешёнными и, таким образом, определить своё место в решении проблемы (задачи).

При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования. Цитируемый текст приводится точно, без искажений. Пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием. Цитата заключается в кавычки.

Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трёх источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьёзные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на источник. Причём это не должен быть учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, чем в учебной литературе. Таким образом, акцент делается на анализе монографий, научных статей, диссертаций и их авторефератов. Каждое значимое положение курсовой работы должно быть обосновано ссылками на подобные публикации.

Выполняя работу, не следует перегружать её длинными цитатами. Например, давая определение, лучше своими словами пересказать, кто из учёных и в каких источниках даёт то или иное определение (понятие) этого термина, и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях учёных.

Анализ литературы по теме исследования должен обязательно отражать отношение автора к затрагиваемым сторонам проблемы. Высказывание собственного мнения следует начинать с преамбулы: «На наш взгляд, позиция И.И. Иванова в данном вопросе является спорной, потому что…» или «Мы полагаем, что в подходе С.С. Сидорова глубоко обоснована возможность…»

!

Если при освещении теоретических положений курсовой работы студент не делает ссылок, это означает, что приведённый текст полностью является авторским (т.е. в нём содержатся идеи только самого студента). Единственная проблема, которая может у него возникнуть в связи с этим – это немой вопрос со стороны проверяющего работу: «А почему этот молодой человек ещё не доктор наук?»

В конце каждого раздела и подраздела следует приводить краткие выводы (резюме), которые подводят итог каждому этапу исследования и дают возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей. Каждое такое резюме – это лаконичный ответ на вопрос: «Каким образом представленный в разделе (подразделе) материал приблизил автора к реализации цели исследования?» К сожалению, очень часто студенты не могут справиться с этой задачей. Причина, как правило, проста: изучая литературу, автор забыл, над какой темой работает, какую цель преследует и какую гипотезу проверяет.

Завершая теоретическую часть курсовой работы, студент должен дать оценку состояния изученности проблемы в настоящее время и обосновать необходимость проведения дополнительных эмпирических исследований.

 

 

Описание эмпирической части

Практическая работа является логическим продолжением теоретической. Исследуя проблему, автор исходит из тех теоретических положений, которые были обоснованы, и использует те методы и методики, которые наиболее подходят для изучения заявленного предмета. Иными словами, в практической части курсовой работы студент с исчерпывающей полнотой излагает собственное исследование. В частности, им описываются объект и предмет исследования, гипотеза, методология и методы исследования, цели и задачи, описание техники эксперимента, анализ и обобщение результатов исследования.

Объект и предмет исследования. В практической части в большей степени конкретизируются выделенные во введении предмет и объект исследования.

Пример: «Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению возрастных стереотипов. Объектом исследования являлась социальная перцепция. Предметом исследования выступали возрастные стереотипы у юношества».

Цель исследования.

Это желаемый конечный результат исследования. В контексте требований к курсовой работе наиболее типичными могут быть следующие цели:

§ определение характеристик явлений, мало или противоречиво изученных;

§ выявление взаимосвязей отдельных характеристик и явлений;

§ определение влияний и соотношений изучаемых психологических характеристик;

§ адаптация методик, т.е. приспособление имеющихся методик для использования их в решении новых проблем;

§ обобщение, выявление общих закономерностей.

Предложенный перечень целей условен, в одном исследовании может быть несколько целей.

Задачи исследования.Это своеобразный перечень вопросов, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Другими словами, это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Вначале, как правило, формируются задачи процедурного характера, касающиеся отдельных этапов психодиагностики. Завершают перечень задачи аналитического плана, ориентированные на сравнение изучаемых явлений.

Методики исследования.В этом разделе описывается то, как реализовывались поставленные задачи в ходе исследования, характеризуется место, условия его проведения, использованные методики, последовательность их применения.

При описании методики рекомендуется придерживаться определенной последовательности: точное название, фамилия

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...