Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок представления, защиты и оценки курсовых работ

Окончательный вариант курсовой работы сдаётся студентом руководителю за неделю до её защиты (соответствующая дата определяется решением кафедры). Руководитель в течение этой недели осуществляет проверку представленного текста и принимает решение о допуске к защите. Если работа не соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к подобного типа работам, она не допускается к защите.

Защита курсовой работы является особой формой проверки результатов научного исследования, проведённого студентом. Защита призвана приучать студента к всестороннему обоснованию предложенных им выводов, к глубокому пониманию выполненной работы.

Для проведения защиты назначается специальная комиссия, включающая двух-трёх преподавателей кафедры, одним из которых является руководитель курсовой работы. Публичный характер защиты позволяет ознакомить группу с работой каждого из студентов.

Процедура состоит из короткого доклада (5–7 минут) и ответов на вопросы. В своём выступлении студент должен представить информацию по следующим пунктам: актуальность темы; цели и задачи проведённого исследования; теоретические и методические положения, на которых базируется работа; результаты проведённого анализа изучаемой проблемы; результаты эмпирического исследования; выводы и перспективы дальнейшей разработки темы. Выступление должно быть кратким, логичным и убедительным. В него не следует включать теоретические положения, заимствованные из литературных источников, так как они не являются предметом защиты. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных результатах и обобщениях.

В процессе защиты курсовой работы можно (и даже желательно) использовать наглядные пособия и иллюстрации. Они помогут усилить доказательность выводов и предложений. Демонстрируемые схемы, графики, диаграммы следует увеличить и вывесить на доске либо использовать несколько копий распечатанных материалов для представления членам комиссии и присутствующим.

По окончании выступления студенту могут быть заданы вопросы. Их могут задавать как члены комиссии, так и присутствующие на защите студенты. Отвечая на вопросы, автор курсовой работы должен дать логичные и аргументированные объяснения по существу заданных вопросов. Если заданный вопрос выходит за рамки темы исследования, можно корректно указать на это присутствующим. Однако правильнее попытаться сформулировать и обосновать свою позицию по заданному вопросу. Комиссию в данном случае будет прежде всего интересовать, как студент ориентируется в теме.

В результате защиты курсовая работа, согласно действующему Положению о курсовых работах, экзаменах и зачётах в высших учебных заведениях, оценивается дифференцированной отметкой. Она выставляется в ходе обсуждения выступления студента и доводится до него после завершения защиты всех работ.

Критерии оценки:

Введение

1. Обоснование актуальности темы.

2. Точность формулировки проблемы исследования.

3. Правильность формулировки объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования.

4. Оригинальность идеи, научная новизна исследования.

Теоретическая часть

1. Грамотность анализа литературы по теме исследования.

2. Логика и системность изложения.

3. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования.

4. Логичность и аргументированность постановки проблемы (или формулировки гипотезы) эмпирического исследования.

Эмпирическая часть

1. Выбор и обоснование методов и методик исследования.

2. Корректность организации исследования.

3. Грамотность анализа и интерпретации результатов.

4. Связь результатов эмпирического исследования с теоретической частью работы и гипотезой.

Защита курсовой работы

1. Логичность и аргументированность изложения материала.

2. Владение понятийным аппаратом.

3. Умение вести дискуссию.

4. Выступления на научных конференциях и наличие печатных работ по теме исследования.

5. Наличие и оформление наглядных материалов.

Общие требования к работе

1. Соответствие теме и непротиворечивость структуры.

2. Самостоятельность исполнения.

3. Правильность оформления.

Оценки 9–10 выставляются, если курсовая работа соответствует перечисленным выше требованиям и не вызывает замечаний.

Оценки 7–8 выставляются, если работа в целом соответствует требованиям, но есть замечания и недочёты.

Оценки 4–5–6 выставляются, если в работе имеются многочисленные или существенные нарушения требований.

Оценки 1–2–3 выставляются, если работа отсутствует или грубо не соответствует требованиям.

Оценка курсовой работы записывается в ведомость. Положительная оценка записывается также в зачётную книжку.

Курсовые работы, отличающиеся научной новизной и качественным исполнением, могут быть представлены в виде докладов на вузовских и межвузовских студенческих научных конференциях, а основные их результаты и выводы могут быть опубликованы. Кроме того, они могут стать основой дипломной работы.

Студент, не представивший или не защитивший в установленный срок курсовой проект, считается имеющим академическую задолженность.


Требования к содержанию курсовой работы

Подготовка к написанию курсовой работы

Курсовая работа должна содержать:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основную часть, представленную разделами;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения (при необходимости).

Название работы должно определять область проведённых исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию. Однако, прежде чем приступить непосредственно к написанию курсовой, необходимо провести соответствующую подготовительную работу, так как результат курсового исследования во многом зависит от правильной организации времени и планирования этапов подготовки курсовой работы. Одним из первых этапов подготовки курсовой работы является выбор темы. Подробнее об этом говорилось в пункте 2.2.

Составление списка литературы. Следующим этапом является составление предварительного списка литературы по исследуемой проблеме (предварительного потому, что в ходе последующей работы будут встречаться новые источники, которые дополнят этот список).

Для отбора необходимой литературы можно использовать соответствующий раздел учебника (учебного пособия), в рамках которого определена тема курсовой работы. В конце раздела обычно имеется библиографический указатель или список рекомендуемой литературы. Из него можно выписать издания, тематика которых соответствует теме курсовой.

Далее следует отправиться в библиотеку. Сначала есть смысл посетить зал каталогов. Каталоги представляют собой карточки с информацией (иногда в виде брошюр) об имеющихся в библиотеке литературных источниках. Существуют четыре вида каталогов: алфавитный, предметный, систематический и каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу логично обращаться, если есть точное название литературного источника и фамилия его автора. В предметном каталоге информация сгруппирована по тематическому признаку. Тематические (предметные) рубрики следуют в алфавитном порядке. Особое внимание рекомендуется уделить систематическому каталогу, в котором названия работ сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, а рубрики расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. С помощью систематического каталога можно выяснить, какие именно литературные источники имеются в библиотеке по изучаемой проблеме. Если студент затрудняется найти какой-либо каталог, то он может проконсультироваться у библиографа. Просматривая каталог, надо выписывать информацию об источнике и его шифр.

!

Логично завести отдельный лист для списка литературы, куда будут заноситься новые источники информации в процессе всей работы над курсовой. При этом следует фиксировать все библиографические сведения об издании (фамилия и инициалы автора, заглавие издания, город, год издания, количество страниц, указанные на карточке или в библиографическом описании книги). Это необходимо для правильного составления списка использованных источников. Необходимо также выписывать шифр издания, по которому можно найти работу в библиотеке.

Следующим шагом является посещение читального зала и/или зала абонементов, где заказывается необходимая литература. Если студент считает, что отобранной литературы недостаточно, он может обратиться к библиографическим указателям в отобранных им литературных источниках. Если в библиотеке есть журналы по психологии, то важно познакомиться со статьями, в которых рассматриваются вопросы, связанные с изучаемой проблемой. Как правило, самая свежая информация содержится именно в научных журналах: для публикации научной статьи требуется намного меньше времени, чем для издания монографии.

!

Для быстрого просмотра статей стоит заказать последние номера журналов за последние 3–4 года. В конце их представлены списки всех статей, опубликованных в течение года с указанием номера журнала. Далее следует заказать только те журналы, в которых опубликованы необходимые для работы статьи.

Работа с научной информацией. Обработка информации, представленной в научных работах (статьи, монографии), является одной из самых важных составляющих успеха подготовки курсовой работы. Часто у студентов возникает вопрос, сколько литературных источников должно быть проанализировано и представлено в списке литературы. Вряд ли можно говорить об однозначном ответе на этот вопрос, т.к. по каждой теме количество имеющихся работ разное. Опыт показывает, что проработка темы часто оказывается неполной, если задействовано меньше 8 источников. Так же условно можно обозначить и верхнюю границу – 25 источников. Рассмотреть большее количество книг и статей в течение имеющегося времени на подготовку очень сложно, да и для решения задач, связанных с подготовкой курсовой работы, этого количества обычно достаточно.

При работе с научными текстами целесообразно делать выписки основных идей. Выписки могут быть дословными (прямые цитаты) или свободными (косвенное цитирование, авторское изложение прочитанного). Использование прямых цитат желательно, когда мысль автора излагается ярко и лаконично. Косвенное цитирование уместно тогда, когда речь идёт о больших отрывках текста, которые приводить в полном объёме сложно. При свободном изложении особое внимание надо уделять тому, чтобы не искажался смысл прочитанного.

!

Как при свободном, так и при дословном цитировании необходимо помечать на черновиках: листах, карточках, в тетради – источник информации, а также номер страницы. Эти данные понадобятся, когда будет верстаться теоретическая часть. Если у студента имеется полное описание всех литературных источников на отдельном листе, на карточке (листе) с выпиской достаточно указать фамилию автора и название работы.

Часто в процессе работы с информацией целесообразно делать конспект. Конспект – фиксация наиболее важных идей работы после её прочтения с соблюдением последовательности и логики изложения. В ходе чтения может быть составлен предварительный план для конспектирования. При этом в конспекте необходимо помечать, в каком месте работы (на каких страницах) содержатся конспектируемые идеи.

!

В настоящее время нельзя забывать и об определённых возможностях по поиску научной информации посредством Интернета. Данный ресурс пока следует рассматривать как дополнительный, т.к. источников, которые можно признать действительно научными, не очень много. Но если у студента есть доступ к Интернету, то через соответствующие поисковые системы он может найти как статьи, книги, так и сведения о литературе, которую впоследствии может заказать в библиотеке.

Изучая работы по заявленной проблеме, необходимо анализировать содержащиеся в них методики. Может оказаться, что какая-то методика подходит для проведения практической работы. После согласования с научным руководителем обоснованности использования данной методики следует сделать её ксерокопию или рукописный вариант.

 

 

Титульный лист

 

На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование высшего учебного заведения, где была выполнена курсовая работа; наименование кафедры, при которой была выполнена курсовая работа; название курсовой работы; факультет, курс, специальность, учебная группа, фамилия, имя, отчество автора; учёная степень, учёное звание, фамилия, имя, отчество научного руководителя; город и год. Более подробные требования и образец оформления титульного листа представлены в разделе 4.10.

 

 

Содержание

Раздел «Содержание» включает в себя названия структурных частей курсовой работы («Введение», «Глава», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения»), названия всех разделов и подразделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей работы. Оглавление приводится вначале, т.к. это позволяет сразу увидеть структуру работы.

Необходимо помнить о том, что раздел «Содержание» – это не просто перечень разделов работы. Это план, задающий логику построения материала и позволяющий, таким образом, раскрыть тему курсовой работы.

 

 

Введение

 

Введение – вступительная, начальная часть курсовой работы. В нём обосновывается актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, определяется общая цель курсовой работы, конкретные её задачи и методы исследования, научная новизна и практическая значимость полученных результатов. Введение должно соответствовать содержанию и, следовательно, отражать логику построения и выполнения студентом курсовой работы.

Актуальность темы курсовой работы. Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным. Тем не менее здесь задача студента состоит в том, чтобы сделать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узко научном смысле, то есть о сложившейся внутри науки ситуации необходимости именно сейчас разработать именно эту тему. Там, где это уместно, автор работы может подтвердить актуальность своего выбора и аргументами социального плана, обосновать её с точки зрения накопившихся социальных проблем и т.п. Другими словами, речь идёт о своего рода коротком сочинении на тему «Почему тема «...» является важной и актуальной в настоящее время».

Далее следует кратко остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных учёных. Вместе с тем следует показать, что ещё осталось в ней неразработанного, чтобы было понятно, с какой целью было инициировано данное исследование. Итогом должен стать вывод о том, что данная тема раскрыта недостаточно (или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей доработке.

Объект и предмет исследования.Объект – та часть реального мира, которая познается, изучается и (или) преобразуется студентом. Цели и задачи исследования определяют границы предмета исследования, конкретно сформулированного студентом. Предмет исследования – это те наиболее значимые с практической точки зрения характеристики, свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические качества, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, а также их взаимосвязи и взаимовлияния.

Гипотеза. Гипотеза исследования – это предположение, предвидение, прогноз, фиксируемые в виде утверждения, которое проверяется эмпирическим путём. В ней должно отразиться мнение автора о том, как наилучшим образом может быть разрешена изучаемая проблема. В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не стоит бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, так как они тоже вносят свой вклад в процесс познания. Необходимость использования гипотезы в курсовом исследовании определяется его автором.

!

Примеры:

Пример 1. Тема курсовой работы «Особенности переживания образа тела в разных группах психического здоровья».

Объект исследования: образ тела как компонент Я-концепции.

Предмет исследования: особенности образа тела в разных группах психического здоровья.

Гипотеза исследования: в группе подростков с вегетативно-сосудистой дистонией образ тела более дифференцирован, чем в группе здоровых детей, и положительно коррелирует с когнитивной сложностью. В группе с ВСД также будет больше крайних значений по показателям типов границ, а во второй группе – больше средних значений.

Пример 2. Тема курсовой работы «Гештальттерапевтический подход к психосоматическим заболеваниям (на примере булимии)».

Объект исследования: гештальттерапевтический подход применительно к психосоматическим заболеваниям.

Предмет исследования: возможности гештальттерапевтического подхода в лечении булимии как психосоматического заболевания.

Гипотеза исследования: гештальт-терапия является эффективным методом лечения психосоматических заболеваний.

Цель и задачи исследования. Формулировка цели и задач курсовой работы должна быть по возможности чёткой и краткой. Цель исследования – это представление о возможном результате исследования; конечной целью исследования является установление закономерностей, выявление путей, факторов, средств, устойчивых зависимостей в изучаемом процессе. Её назначение – определить стратегию и тактику написания работы. Обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи исследования – это определённые действия, выполнение которых позволяет реализовать цель.

!

Безусловным требованием к тексту курсовой работы является его соответствие цели и поставленным задачам. При определении целей и задач исследований необходимо их правильно формулировать. Так, в качестве цели не следует указывать «сделать». Правильнее будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать» и т.д.

Пример:

Тема курсовой работы «Особенности возрастных стереотипов у юношества».

Цель исследования: изучить особенности возрастных стереотипов у юношества.

Задачи исследования:

1) рассмотреть феномен стереотипа как неотъемлемого аспекта социальной жизни общества;

2) раскрыть особенности возрастных стереотипов и их влияние на поведение;

3) провести экспериментальное исследование особенностей возрастных стереотипов у юношества.

Методология и методы проведённого исследования.При написании введения необходимо коснуться методологии и методов исследования. В рамках курсовой работы достаточно назвать использованные методы и методики. Более подробное их описание даётся в соответствующих главах курсовой работы.

Научная новизна и значимость полученных результатов.При изложении научной новизны проведённого исследования следует показать отличие полученных результатов от известных, классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность достигнутых результатов.

Практическая значимость полученных результатов. В курсовой работе по возможности должны приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Желательно не ограничиваться простым перечислением организаций, которые могут прибегнуть к результатам исследования, а указывать точные координаты их предполагаемого использования. Кроме того, можно показать степень готовности к использованию, масштабы возможного применения результатов курсовой работы, конкретные пути их реализации.

Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор ещё не вполне овладел материалом по теме.

Не рекомендуется делать введение объёмом более 2–2,5 страницы.

 

 

Основная часть

Общие положения

Основная часть курсовой работы содержится в разделах, в которых даётся:

ü обзор литературы по теме и выбор направления исследования;

ü изложение общей концепции и основных методов исследования;

ü описание эмпирической части, применяемого оборудования и техники эксперимента;

ü анализ и обобщение результатов исследования.

Основная часть работы включает два-четыре раздела, которые разбиваются на подразделы и пункты. Каждый раздел посвящается решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается констатацией итогов. Распределение основного материала курсовой работы по разделам, подразделам и пунктам осуществляется автором работы.

Необходимо избегать логических ошибок (например, одинаковое название курсовой работы и одной из её глав).

 

 

3.5.2 Обзор литературы по теме исследования

В обзоре литературы студент даёт очерк основных этапов в развитии научной мысли по изучаемой проблеме. Сжато и критически рассмотрев предыдущие работы, следует назвать те вопросы, которые остались неразрешёнными и, таким образом, определить своё место в решении проблемы (задачи).

При изложении идей, имеющих авторство, необходимо соблюдать правила цитирования. Цитируемый текст приводится точно, без искажений. Пропуски в авторском тексте обозначаются многоточием. Цитата заключается в кавычки.

Следует правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трёх источников. Чтобы работа не граничила с плагиатом, серьёзные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на источник. Причём это не должен быть учебник по данной дисциплине. Написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, чем в учебной литературе. Таким образом, акцент делается на анализе монографий, научных статей, диссертаций и их авторефератов. Каждое значимое положение курсовой работы должно быть обосновано ссылками на подобные публикации.

Выполняя работу, не следует перегружать её длинными цитатами. Например, давая определение, лучше своими словами пересказать, кто из учёных и в каких источниках даёт то или иное определение (понятие) этого термина, и обязательно сравнить разные точки зрения, показать совпадения и расхождения, а также наиболее доказательные выводы в рассуждениях учёных.

Анализ литературы по теме исследования должен обязательно отражать отношение автора к затрагиваемым сторонам проблемы. Высказывание собственного мнения следует начинать с преамбулы: «На наш взгляд, позиция И.И. Иванова в данном вопросе является спорной, потому что…» или «Мы полагаем, что в подходе С.С. Сидорова глубоко обоснована возможность…»

!

Если при освещении теоретических положений курсовой работы студент не делает ссылок, это означает, что приведённый текст полностью является авторским (т.е. в нём содержатся идеи только самого студента). Единственная проблема, которая может у него возникнуть в связи с этим – это немой вопрос со стороны проверяющего работу: «А почему этот молодой человек ещё не доктор наук?»

В конце каждого раздела и подраздела следует приводить краткие выводы (резюме), которые подводят итог каждому этапу исследования и дают возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей. Каждое такое резюме – это лаконичный ответ на вопрос: «Каким образом представленный в разделе (подразделе) материал приблизил автора к реализации цели исследования?» К сожалению, очень часто студенты не могут справиться с этой задачей. Причина, как правило, проста: изучая литературу, автор забыл, над какой темой работает, какую цель преследует и какую гипотезу проверяет.

Завершая теоретическую часть курсовой работы, студент должен дать оценку состояния изученности проблемы в настоящее время и обосновать необходимость проведения дополнительных эмпирических исследований.

 

 

Описание эмпирической части

Практическая работа является логическим продолжением теоретической. Исследуя проблему, автор исходит из тех теоретических положений, которые были обоснованы, и использует те методы и методики, которые наиболее подходят для изучения заявленного предмета. Иными словами, в практической части курсовой работы студент с исчерпывающей полнотой излагает собственное исследование. В частности, им описываются объект и предмет исследования, гипотеза, методология и методы исследования, цели и задачи, описание техники эксперимента, анализ и обобщение результатов исследования.

Объект и предмет исследования. В практической части в большей степени конкретизируются выделенные во введении предмет и объект исследования.

Пример: «Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению возрастных стереотипов. Объектом исследования являлась социальная перцепция. Предметом исследования выступали возрастные стереотипы у юношества».

Цель исследования.

Это желаемый конечный результат исследования. В контексте требований к курсовой работе наиболее типичными могут быть следующие цели:

§ определение характеристик явлений, мало или противоречиво изученных;

§ выявление взаимосвязей отдельных характеристик и явлений;

§ определение влияний и соотношений изучаемых психологических характеристик;

§ адаптация методик, т.е. приспособление имеющихся методик для использования их в решении новых проблем;

§ обобщение, выявление общих закономерностей.

Предложенный перечень целей условен, в одном исследовании может быть несколько целей.

Задачи исследования.Это своеобразный перечень вопросов, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Другими словами, это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Вначале, как правило, формируются задачи процедурного характера, касающиеся отдельных этапов психодиагностики. Завершают перечень задачи аналитического плана, ориентированные на сравнение изучаемых явлений.

Методики исследования.В этом разделе описывается то, как реализовывались поставленные задачи в ходе исследования, характеризуется место, условия его проведения, использованные методики, последовательность их применения.

При описании методики рекомендуется придерживаться определенной последовательности: точное название, фамилия автора оригинального варианта, существующие модификации, назначение (указать измеряемый психологический феномен), сфера применения (возрастные границы, образовательный уровень испытуемых), вид стимульного материала, инструкция и процедура проведения, способ обработки и регистрации показателей, интерпретация и нормы, сведения о надёжности и валидности. Все сведения по используемой методике должны быть подкреплены сносками на соответствующие литературные источники. Сам стимульный материал, полный текст инструкции и образцы протоколов вынесены в приложения, на которые дается сноска в тексте. Раздел завершается указанием на методы и способы обработки первичных данных (если используется несколько методик и между различными показателями выявляется взаимосвязь).

Анализ и обобщение полученных результатов. Логика описания результатов должна соответствовать логике постановки задач исследования и подводить к достижению поставленной цели. Полученные данные подвергаются количественному и качественному анализу, выявленные связи и отношения анализируются и интерпретируются. Кроме того, практическая часть содержит указания на использованные методы статистической обработки эмпирического материала. Выбор статистических процедур следует обосновать с точки зрения соответствия решению поставленных задач. На втором курсе статистическая обработка полученных данных возможна, на третьем – желательна, на четвёртом – обязательна.

Результаты исследования могут также представляться в виде таблиц, иллюстраций, графиков, схем, диаграмм, рисунков, фотографий. Выбор формы представления зависит от типа результатов (количественные или качественные), а также диктуется соображениями удобства восприятия и наглядности.

Выводы.Включают перечень результатов исследования, которые формулируются в общем виде без детализации. Даётся их краткое содержание и оценка с точки зрения соответствия цели исследования. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют, противоречат им или дополняют их. Если исходной в исследовании была проблема, отмечается, насколько полученные результаты могут свидетельствовать о выявлении ее причин. На основании этого предполагаются конкретные рекомендации по их устранению или коррекции или, в случае недостатка данных, формулируется гипотеза дальнейшего исследования.

 

 

Виды курсовых работ

Курсовые работы, выполняемые студентами психологического отделения, по своим качественным особенностям могут быть классифицированы на экспериментальные, феноменологические, терапевтические, коррекционно-терапевтические и работы, направленные на методическое совершенствование психодиагностического процесса. Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов.

Так, если работа носит феноменологический характер и не имеет внедрения в практику, следует соответствующим образом выстроить её структуру. В начале работы лучше всего поместить главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Здесь же проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы.

Феноменологическое описание включает:

¨ анализ имеющихся определений изучаемого явления; характеристику разнообразия его понимания, полноты или фрагментарности;

¨ описание проявлений изучаемого феномена (сфера проявлений, интенсивность, индивидуальные особенности, условия проявлений); описание может быть проиллюстрировано примерами как из реальной жизни, так и из художественной литературы;

¨ место изучаемого явления среди других родственных явлений, взаимосвязь с другими уровнями человеческой организации.

Экспериментальная работа.Данный тип работы представляет собой психодиагностическое исследование, которое может подчиняться одному из двух типов цели. В первом случае оно служит средством выявления источников и причин существующей проблемы. В этом смысле проблема предшествует диагностическому исследованию. Конечной целью исследования может служить поиск причин с выработкой впоследствии рекомендаций по их устранению или коррекции. С другой стороны, психодиагностическое исследование может служить средством поиска потенциальных проблемных областей, а также выявления потенциальных возможностей, способствующих личностному развитию. Его результаты позволяют выдвигать гипотезы с целью дальнейшего более детального исследования выявленной проблемной области. В первом случае проблема уже существует, во втором о её наличии и тем более характере почти ничего неизвестно.

Экспериментальная работа может быть посвящена изучению отдельного психического образования или может строиться на исследовании взаимосвязей и взаимоотношений нескольких психических образований одной или различных сфер жизнедеятельности детей, подростков и прочих возрастных групп. Например, в рамках исследования когнитивной сферы могут изучаться взаимосвязи различных характеристик, взаимоотношения отдельных граней интеллекта с проявлениями креативности, интеллектуальной рефлексии и др. Рекомендуемый объём выборки должен составлять не менее 40 человек.

Терапевтическая работа.В теоретической части обязательно должно содержаться описание подхода, который используется для терапии. Необходимо обосновать выбор именно этого терапевтического подхода среди других для работы с данной проблематикой.

Практическая часть может быть построена на описании одного случая работы с клиентом на протяжении 15–20 сессий. Вначале приводятся цель, предмет, объект, гипотеза (при необходимости), методы исследования, результаты диагностики на предмет заявленной проблемы, краткий анамнез. Далее следует терапевтический анализ сессий с приведением примеров.

!

Пример: «Вторая сессия работы с клиенткой была направлена на исследование проблемы. Л. рассказала, когда у неё начались проблемы с питанием.

Клиент (в дальнейшем будет использоваться обозначение К.): «Точно не помню, с чего всё началось. Кажется, вся моя жизнь до университета состояла в попытках сидеть на диетах, чтобы похудеть. Помню, я всегда считала себя толстой и активно разрабатывала диеты для похудения. Но выдержать диету и похудеть у меня не получалось. Я приступала к разработке новой диеты в надежде, что наконец-то я это сделаю».

Прояснение чувств, которые сопровождали процесс нарушения питания, показало наличие у Л. механизма патологической ретрофлексии (что также можно было предположить, исходя из теории гештальт-терапии о механизме формирования психосоматических симптомов)».

После окончания работы с клиентом проводится ещё один диагностический замер, чтобы выявить степень эффективности терапии. В конце делаются общие выводы (например, о степени эффективности данного терапевтического метода с заявленной проблемой).

Отдельно необходимо отметить тот факт, что необходимо согласие клиента на использование полученных результатов.

Пример: «Информирование клиента об использовании полученных результатов: я, К. Е. Д., даю согласие на то, чтобы материал, полученный в процессе психотерапии, был использован в исследовательской работе».

Работа коррекционно-терапевтической направленности. Данный вид курсовой работы в какой-то степени объединяет в себе психодиагностический и терапевтический виды работ. Практическая часть, так же как и описанные выше, включает объект, предмет, цель, задачи исследования. Далее выделяются признаки (особенности, критерии), которые предполагается подвергнуть коррекции. Проводится диагностический срез по определению начального уровня выделенных признаков. Затем разрабатывается коррекционная программа. Происходит её апробация на выборке не менее 15 человек. После проведения коррекционной программы необходимо проведение контрольного диагностического среза, чтобы определить, произошли ли какие-либо изменения и является ли данная коррекционная программа достаточно эффективной.

Методическое совершенствование психодиагностического процесса. Такая курсовая работа также может быть направлена на:

1) создание психодиагностической мето

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...