Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка нервно — психического развития (для детей до 3-х лет)МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОЖИ Исследование кожи и ее дериватов проводится в определенной последовательности: Цвет кожи здорового ребенка ровный бледно-розовый, розовый, смуглый. Патологическим является цвет бледный, гиперемированный, желтушный (иктеричный), цианотичный (акроцианоз, цианоз тотальный, региональный), землисто-серый, бронзовый (темно-коричневый). Чистота кожи. Описывается характер патологических изменений на коже. К ним относятся сыпи (экзантема), очаговые депигментации и гиперпигментации, усиление сосудистого рисунка, сосудистые опухоли, рубцы, мацерации. Схема описания патологических элементов:
У детей особое внимание следует уделять осмотру кожных складок за ушными раковинами, на шее, в подмышечных впадинах, паховых областях, на бедрах, под и между ягодицами, в межпальцевых промежутках и области пупка у новорожденных. Исследование дериватов кожи (волосы, ногти). Характеристика волосяного покрова головы: толщина волоса, густота, ломкость, сухость, блеск, состояние жироотделения, перхоть, гнездное или диффузное облысение, уровень роста волос. Волосяной покров тела: повышенное оволосение (гипертрихоз), тип оволосения (нормальный – соотвествующий полу и возрасту, гирсутизм, верилизация). Характеристика ногтей: форма, цвет, исчерченность, ломкость, состояние околоногтевого валика. Исследование видимых слизистых оболочек – полости рта, коньюнктив, склер. Отмечается степень их кровенаполнения и изменение цвета (бледность, цианотичность, гиперемия, желтушность). Детальный осмотр полости рта и зева, как процедуру неприятную для ребенка раннего возраста, следует отнести на самый конец объективного исследования. Влажность. Для определения влажности производят поглаживание кожи тыльной поверхностью кистей на симметричных участках тела в следующей последовательности: лицо шея грудь живот спина ягодицы наружная и внутренняя поверхности верхних конечностей ладони подмышечные впадины нижние конечности подошвы. Особое диагностическое значение у детей грудного возраста имеет определение влажности кожи на затылке, у детей пубертатного возраста – на ладонях и подошвах. В норме кожа ребенка имеет умеренную влажность. Эластичность. Для определения эластичности кожи указательным и большим пальцами захватывается кожа без подкожного жирового слоя в небольшую складку, затем складка отпускается. Исследование эластичности кожи проводится в местах малого скопления подкожного жирового слоя в следующем порядке: на тыльной поверхности кисти подмышечная впадина локтевые сгибы тыльная поверхность стопы. Эластичность кожи считается нормальной, если кожная складка расправляется сразу же, при сниженной эластичности расправление кожной складки происходит постепенно. Особенно большое значение имеет определение эластичности кожи у детей раннего возраста. Температура. Температура кожи определяется путем пальпации ладонными поверхностями рук симметричных участков тела в той же последовательности, что и определение влажности кожи, включая крупные суставы и дистальные отделы конечностей. Температура кожи может быть нормальная, повышенная, пониженная. Для исследования ломкости кожных сосудов необходимо наложить резиновый бинт, жгут или манжетку на нижнюю треть плеча ребенка на 3-5 минут (симптом жгута, Кончаловского-Румпеля-Лееде), повысив при этом давление в манжетке до уровня систолического давления, пульс на лучевой артерии должен быть сохранен. При повышенной ломкости сосудов после снятия бинта или жгута в месте его наложения, а также в локтевом сгибе и на предплечье появляются мелкие кровоизлияния (в норме не более 4-5 петехий). Можно также захватить кожную складку (проба щипка), лучше на передней или боковой поверхности груди, большим и указательным пальцем и сжать складку или сделать щипок. Если на месте щипка появляется кровоподтек, то ломкость сосудов считается повышенной. Исследование дермографизма производится путем проведения сверху вниз тыльной стороной указательного пальца правой руки или рукояткой молоточка по коже груди и живота. Через некоторое время на месте механического раздражения появляется белая полоса (белый дермографизм) или красная полоса (красный дермографизм), отмечается также скорость его появления и исчезновения (стойкий, нестойкий). МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДКОЖНОГО ЖИРОВОГО СЛОЯ Методика включает осмотр и пальпацию. При осмотре оценивается:
При пальпации оценивается:
У детей старшего возраста толщина складки оценивается по центильным распределениям.
Тургор мягких тканей определяется путем сдавливания большим и указательным пальцами всех мягких тканей на внутренней поверхности плеча и бедра, при этом оценивается степень сопротивления тканей надавливанию. Тургор мягких тканей может быть:
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и скользящей пальпации. Осмотр и пальпация проводятся в следующей последовательности:
При исследовании лимфатических узлов нужно определить их:
У здоровых детей пальпируется не более 3-х групп лимфоузлов, в каждой группе – не более 3-х лимфоузлов. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Исследование мышечной системы включает:
Осмотр выявляет:
У детей раннего возраста определение степени развития мышечной массы вызывает затруднение в связи с хорошо развитым подкожно-жировым слоем. 2. Симметричность развития одноименных групп мышц; для этого необходимо последовательно сравнить развитие мышц обеих половин лица, правой и левой половины туловища, правых и левых конечностей ребенка, выявляется наличие атрофий, гипертрофий. При обнаружении ассимметрии необходимо измерить сантиметровой лентой симметричные участки тела. 3. Патологические мышечные движения: фибриллярные подергивания, гиперкинезы, судороги. Исследование активных движений у детей старшего возраста проводится во время игры. Ребенок проделывает несложные гимнастические упражнения по команде врача. У новорожденных и грудных детей о характере активных движений судят по их целенаправленным действиям, обращают внимание на спонтанную активность, объем, быстроту, интенсивность, симметричность и темп движений. Пассивные движения совершаются без активного участия ребенка. Исследование пассивных движений производится путем сгибания и разгибания суставов. Имеется три варианта заключений по пассивным движениям: У новорожденых объем пассивных движений и одновременно ассимметрия движений выявляются с помощью специальных диагностических приемов:
При оценке состояния моторики ребенка первого года жизни следует рассматривать ее с учетом темпов моторного развития ребенка. Нужно учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать головку, переворачиваться, садиться, вставать и т.д. Исследование мышечного тонуса. Различают следующие виды мышечного тонуса:
Сила мышц у старших детей исследуется: У детей раннего возраста сила мышц определяется лишь приблизительно субъективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному произвольному движению. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОСТНО-СУСТАВНОЙ СИСТЕМЫ
Особенностью исследования является совмещение осмотра с пальпацией, которые проводятся в следующей последовательности: голова, грудная клетка, позвоночник, верхние и нижние конечности. Голова. Пальпация проводится двумя руками: положив большие пальцы на лоб, ладони на височные области, средними и указательными пальцами обследуют теменные кости, затылочную область, швы и роднички, то есть пальпируют всю поверхность черепа. Определяется форма головы (описывается наличие деформаций – бугров, уплощений), симметричность, болезненность костей черепа, наличие патологических костных образований, размягчений (остеомаляция). У детей раннего возраста проводится пальпация родничков – большого, малого, боковых. Оценка состояния большого родничка:
Обязательным является характеристика швов: закрыты, открыты (расстояние и наличие выбухания между костными краями), нахождение костей друг на друга. Измеряется окружность головы сантиметровой лентой. Оценивается соотношение мозгового и лицевого черепа (в норме мозговой череп преобладает над лицевым). При осмотре лицевой части черепа оцениваются: Грудная клетка. При осмотре описываются:
Затем проводится пальпация костей грудной клетки: ключиц, грудины, ребер, лопаток. Отмечается наличие болезненности, патологических костных образований (остеофиты, костные мозоли, рахитические четки). Исследование позвоночника. Осмотр позвоночника (см. раздел «Общий осмотр»).
Верхние и нижние конечности. При осмотре описываются: У детей первых месяцев жизни при осмотре нижних конечностей следует обратить внимание на симметричность складок на внутренней поверхности бедер и ягодичных складок. При пальпации костей конечностей определяются болезненность и патологические костные образования. Исследование суставов. При осмотре симметричных суставов описываются:
При пальпации определяются:
Исследование объема активных и пассивных движений (височно-поднижнечелюстной сустав, все отделы позвоночного столба, суставы верхних и нижних конечностей): объем движений полный, ограниченный, избыточная подвижность, болезненность при движениях. У детей первых месяцев жизни обязательным является исследование подвижности в тазобедренных суставах (метод Берлоу) для выявления дисплазии тазобедренных суставов, врожденного вывиха бедра. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Осмотр 1. Верхние дыхательные пути:
2. Грудная клетка. При осмотре описываются:
При пальпации грудной клетки определяется:
У маленьких детей голосовое дрожание исследуется во время плача. В норме голосовое дрожание слабое и более выражено справа в верхних отделах грудной клетки. Усиление голосового дрожания отмечается при уплотнении легочной ткани и наличии полостей в легких. Ослабление – при закупорке бронха (ателектаз легкого), при оттеснении бронхов от стенки грудной клетки (экссудат, пневмоторакс). Перкуссия. Различают два вида перкуссии: опосредованная и непосредственная. Непосредственную перкуссию предпочтительнее проводить у детей раннего возраста. Сравнительная перкуссия позволяет определить фон звучания легкого и найти участки патологии. Сравнивают анатомически одинаково расположенные участки легких с правой и левой сторон, при этом используется удар средней силы. Точки перкуссии:
По боковым поверхностям грудной клетки (по средней подмышечной линии): По задней поверхности грудной клетки: При проведении сравнительной перкуссии оценивается характер перкуторного звука (ясный легочный, тимпанический, коробочный, притупленный, тупой и др.) и его симметричность справа и слева. У детей раннего возраста (до 2-х лет) количество точек сравнительной перкуссии уменьшается:
Топографическая перкуссия.
Таблица 2 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |