Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4 Психология общения. Психология группы и коллектива

Часа

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Структура общения.

2. Функции общения.

3. Виды общения.

4. Барьеры общения

5. Общая характеристика групп.

6. Межличностные отношения в группе.

7. Психология управления.

8. Стили управления.

9. Лидерство.

 

Категориальный аппарат:коммуникация, интеракция, перцепция, виды общения, барьер в общении, конфликт, способы поведения в конфликтной ситуации, каузальная атрибуция, эффект края, эффект ореола, идентификация, рефлексия, эмпатия, конформность, механизмы взаимодействия (убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психическое принуждение), стереотипизация, аттракция, вербальный, невербальная коммуникация, малая группа, социальная роль, социометрия, лидерство, авторитет.

 

Темы для докладов и рефератов

1. Межличностная перцепция.

2. Невербальная коммуникация.

3. Психологические особенности публичного выступления.

4. Психологическая структура общения.

5. Конфликт как неэффективное общение.

6. Феномен личного влияния (типы личного влияния, власть и
лидерство).

7. Культурные особенности ритуального поведения в общении.

8. Формальное и неформальное межличностное общение.

9. Факторы успешного общения (общительность, контактность, адаптивность, стиль общения).

Тест для самопроверки

1. Типами коммуникативных барьеров являются

а) барьеры понимания;

б) барьеры социально – культурного различия;

в) барьеры отношения;

г) все ответы верны;

д) нет верного ответа.

2. Интерактивная сторона общения – это:

а) обмен информацией между общающимися людьми;

б) обмен действиями;

в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

3. Физиогномика – это учение о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения

а) верно;

б) неверно;

4. Мимика – это:

а) выразительные движения рук;

б) выразительные движения мышц тела;

в) выразительные движения мышц лица;

5. Размещение партнёров на расстояние от 45 до 120 см характеризует

 

а) личную зону пространственных отношений;

б) социальную зону пространственных отношений;

в) публичную зону пространственных отношений;

г) интимную зону пространственных отношений;

6. Человек, без сомнения изменяющий своё поведение в соответствии с групповым воздействием является

а) конформистом;

б) позитивистом;

в) коллективистом;

7. Форма познания другого человека, основанная на возникновение к нему положительных чувств является

а) стереотипизацией;

б) рефлексией;

в) аттракцией;

г) атрибуцией;

8. Эмпатия – это: (предполагается выбор нескольких ответов)

а) способ понимания другого человека;

б) сопереживание другому;

в) эмоциональное вчувствование в проблемы другого человека;

г) эмоционально-положительное отношение к партнеру

9. Укажите стратегии поведения в конфликтной ситуации

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) избегание;

г) приспособление;

д) все ответы верны.

10. Эффектом проекции называют

а) приписывание приятному собеседнику своих собственных достоинств, а неприятному – своих недостатков;

б) смягчение оценки наиболее ярких особенностей в сторону среднего;

в) придание большого значения данным, полученным вначале;

г) нет верного ответа.

11. Результатом конфликта может быть

а) полное или частичное подчинение одного другому;

б) компромисс;

в) прерывание конфликтных действий;

г) интеграция;

д) все ответы верны.

12. Установите соответствие:

а) коммуникативная сторона общения 1) взаимовосприятие

б) интерактивная сторона общения 2) взаимодействие

в) перцептивная сторона общения 3) передача информации

13. Стереотипизация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта

а) верно;

б) неверно.

14. Укажите явления, исследуемые психологией общения

а) восприятие и понимание людьми друг друга;

б) сплоченность и конфликтность;

в) внушение и убеждение;

г) совместная деятельность и межличностные отношения;

д) все ответы верны.

15. Согласно методике оценки интимности общения (по Э.Холлу) интимная зона составляет:

а) от 15 до 45 см.;

б) от 45 до 120 см.;

в) от 120 до 400 см.;

г) более 400 см.

16. Расположение людей в пространстве при общении изучает:

а) паралингвистика;

б) кинесика;

в) такесика;

г) проксемика;

д) экстралингвистика.

Практическая работа

1. «Имена прилагательные». Описание упражнения: каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина). Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так — вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем — себя. Пример: мужественная Марина, ласковая Лариса, спокойная Софья, спортивный Саша, нежная Наталья и т.д.

Смыслом проведения подобного упражнения является то, что каждый участник, называя себя позитивно, характеризуя свои положительные качества, уже попадает в атмосферу положительных эмоций и помогает сам ее создавать.

2. «Позитивное представление». Описание упражнения: участники разбиваются на пары. Можно использовать следующий прием для того, чтобы выбор был максимально произвольным, — участникам в случайном порядке раздаются карточки, на которых написано одно из следующих слов: гром, молния, Москва, Кремль, Волга, Россия, Дездемона, Отелло, любовь, Купидон, Буратино, Мальвина, весна, капель, дуэль, Пушкин и т.д.

После этого обладатели карточек, связанных общей темой, составляют пары. В течение пяти минут каждый участник имеет возможность рассказать своему партнеру о том, какой он замечательный, какими прекрасными качествами обладает, похвалиться своими успехами в различных областях жизни. Это не столько беседа, сколько активное слушание. Прослушав предельно внимательно рассказ партнера, второй участник должен пересказать то, что он услышал, как можно более точно и детально, доказав тем самым свое уважение и сосредоточенность. Если он что-то упустил или рассказал недостаточно точно, его можно поправить. После этого наступает очередь второго участника. Предыдущая работа воспроизводится в том же алгоритме.

Затем возможны два варианта: объединение двух соседних пар для дальнейшей работы — представления по очереди своих партнеров другим участникам или представления партнеров в кругу всем участникам тренинга.

3. «Знакомство» (представление себя). Каждому дается по 3 минуты для рассказа о себе. Участники рассказывает только то, что посчитают нужным.

4. «Обратная связь». Работа в парах. Группа разбивается на пары по желанию. Каждый в паре по очереди говорит своему партнеру: «Мне в тебе не нравится.. » (1 раз). «Мне в тебе нравится ...» (3 раза). В конце упражнения — рефлексия.

5. «Интервью». Каждому по очереди задают вопросы. Отвечающий сам решает, на какие вопросы он будет отвечать, на какие — нет. Отвечать можно с разной степенью откровенности, искренности, можно отвечать от какого-либо вымышленного лица.

В ходе работы обращать внимание спрашивающих на использование имен, визуальный контакт, оформление вопросов, предоставление возможности отвечающему дать свой собственный ответ. Ведущий группы (преподаватель) участвует в этом упражнении на общих основаниях. Он может задавать вопросы, должен побывать в роли отвечающего на вопросы. По окончании упражнения — рефлексия. Отметить сложность выбора вопроса, его формулирования, всегда ли ответ воспринимался как ответ на поставленный вопрос. С чем это может быть связано? Данное упражнение может проводиться в разных вариантах: либо отвечающий своего места не меняет, сидит там, где всегда, либо стул, на котором сидит отвечающий на вопросы, стоит в середине круга. Лучше, чтобы за спиной у отвечающего никого не было.

6. «Найди по описанию». Один участник выходит за дверь. В группе договариваются, кого будут описывать, составляют описание и выбирают участника, который с этим описанием будет знакомить вышедшего. Затем первый участник входит и по описанию определяет, о ком идет речь. (Угадывающий сидит к группе спиной.)

Вариант. Один из участников (по желанию) садится к группе спиной. Он должен описать одного из членов группы как можно более подробно, не называя имени. Группа должна узнать, о ком идет речь.

7. «Тренировка обратной связи». Работа в парах. Один выполняет роль слушающего, другой — говорящего. Слушающий должен содержание сказанного ему повторить своими словами так, чтобы говорящий был полностью удовлетворен. Не должно быть собственного толкования. Для этого хорошо брать положительные или отрицательные качества партнеров по общению с дальнейшим описанием результатов влияния этих качеств на слушающего. (Например: «Меня раздражают твои бесконечные возражения. О чём бы тебя ни попросил, ты всегда сначала отказываешься, делаешь не сразу». Пересказ: «Ты говоришь, что тебя раздражает, что я отстаиваю свои права». («Возражения» заменены на «отстаивание прав», что искажает смысл фразы). Упражнение считается законченным, когда оба придут к согласию. Партнеры меняются ролями.

Основная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное
общение. – СПб.: Питер, 2003.

3. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М.: Академия, 2004.

4. Пиз А. Язык телодвижений. – СПб: изд. дом Гутенберг, 2008.

5. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

6. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2002.

Дополнительная литература

1. Браим И. Культура делового общения. – Минск: Экоперспектива, 2006.

2. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2004.

3. Добрович А. Общение: наука и искусство. – М.: Яуза, 2006.

4. Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень: Тогирро, 2008.

5. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Академия, 2005.

6. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко - М.: ЮНИТИ, 2007.

7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. – СПб.: Речь, 2003.

8. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.: Речь, 2007.

9. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 2003.

Тема 5 Общие основы дидактики

Часа

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Основные дидактические концепции.

2. Цели и содержания образования.

3. Виды обучения.

4. Теории и технологии обучения.

5. Понятие о средствах обучения, их функции, классификация.

6. Понятие о методах обучения, их классификация.

 

Категориальный аппарат:педагогическое влияние, государственная политика в сфере образования, диспозиция, интенция, компенсирующее обучение, педагогический диагноз, педагогический консилиум, профессиональная компетентность, групповая совместимость, дополнительное образование, ВУЗ, школа, лицей, гимназия, текущий контроль успеваемости, учебный план, учебная программа, уровень притязаний, честолюбие, сообщающее обучение, проблемное обучение, школоведение, язык обучения и воспитания.

 

Темы для докладов и рефератов

1. Личностно-ориентированное обучение в школе.

2. Двухсторонний характер процесса обучения.

3. Виды обучения в современной школе.

4. Активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

5. Новые информационные технологии в обучении.

6. Развитие интереса к учению в школе.

7. Формирование мотивов учения школьников.

8. Восприятие учебного материала школьниками.

9. Проблемы и преодоление неуспеваемости.

10. Инновации в обучении в средней и высшей школе.

11. Проблемное обучение в школе.

12. Продуктивное обучение.

13. Тесты как метод проверки знаний.

14. Метод проектов в процессе обучения.

 

Тест для самопроверки

1. Предметом общей дидактики являются:

а) социальные условия формирования и образования учащихся;

б) принципы, цели, содержание, процесс обучения, образования;

в) психологическое развитие личности в процессе обучения;

г) теория обучения отдельному предмету.
2. Укажите правильное соответствие групп дидактики с их понятиями

 

1) традиционная - …,

2) педоцентристская- …,

3) современная -…;

а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей;

б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика;

в) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся;

г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения;

д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности;

е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.

3. Цели обучения определяются…

а) потребностями и возможностями общества;

б) средствами обучения;

в) индивидуальными особенностями учащегося;

г) мастерством педагога.

4. Педагогический процесс как целостная структура объединяет в себя такие процессы, как:

а) обучение;

б) развитие;

в) формирование;

г) воспитание.

5. Движущими силами процесса обучения является (ются)…

а) образовательная активность ученика;

б) противоречия, возникающие в ходе обучения;

в) профессионализм педагога;

г) закономерности и принципы его построения.

6. Классическими принципами дидактики являются…

а) принцип законности;

б) принцип наглядности;

в) принцип научности;

г) принцип самофинансирования;

д) принцип последовательности.

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого осуществляется обучение и развитие детей. - ……

2) Область педагогики, исследующая закономерности процесса

обучения -…

3) Способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию в процессе обучения - …

4) Специальная конструкция самого процесса, коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся под руководством педагога - …

а) методы обучения

б) дидактика

в) процесс обучения

г) форма обучения

8. Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются…

а) результаты воспитания;

б) цели воспитания;

в) методы, приемы и технологии воспитания;

г) основные направления воспитательной деятельности.

9. К методам формирования сознания личности относятся…

а) беседа;

б) упражнение;

в) пример;

г) наблюдение.

10. Условия, которые обеспечивает государство в целях осуществления права на образование:

а) открытость и доступность среднего образования;

б) обязательность религиозного образования;

в) обязательная доступность высшего образования для всех на конкурсной основе;

г) обязательное бесплатное образование для всех;

д) бесплатное образование только для избранных.

11. Найдите педагогические ошибки и неточности:

а) основная движущая сила процесса обучения – противоречия между учителем и учеником;

б) в процессе обучения происходит передача знаний и умений;

в) в процессе обучения учитель воздействует на учащихся;

г) результатом процесса обучения является знание, усвоенное учеником.

д) если учитель использует наглядное пособие, то это значит, что он реализует принцип наглядности;

е) принцип обучения – это знание о том, как учитель должен действовать;

ж) недисциплинированность учащихся – это закономерное явление;

з) если изменить содержание учебного материала, отобранного для урока, то закономерно изменятся цели урока;

и) цель обучения – изучить правило сложения...;

к) цель развития – развить умения учиться...;

л) цель воспитания – воспитать самостоятельность...;

м) требования к знаниям и умениям учащихся изложены во всех учебных документах, раскрывающих содержание образования;

н) важная особенность содержания начального образования – доступность;

о) приоритетная цель обучения – обеспечение знаний и умений по предмету;

п) учительница удачно использовала на своем уроке методы стимулирования и наглядные методы обучения...;

р) учитель с помощью вопроса всегда добивается внимания ученика, а ученик своим вопросом всегда хочет проверить учителя;

с) учительница назвала номер упражнения и велела его выполнять...;

т) учительница начала урок русского языка с актуализации знаний: она проверила домашнее задание и убедилась, что все ученики выполнили его правильно, кроме Ванечки, который, как всегда, перепутал номера упражнений...;

у) методическая структура урока включала опрос, изучение нового материала и его закрепление;

ф) тест позволяет определить уровень знаний...;

х) текущий контроль направлен на выяснение текущих результатов учения;

ц) оценивая ответ ребенка, учительница произнесла: «Хорошо, садись!»

 

Практическая работа

Задание 1. Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспектива развития наук о человеке. Значение каких наук возрастёт? Какие новые научные дисциплины могут появиться?

Задание 2. Напишите 3-5 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Задание 3. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем:

· Педагогика в современном мире.

· Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.

· Связь педагогики с философией, психологией, социологией, медициной и другими науками.

 

Основная литература

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч.,
М.: Педагогика, 2002.

2. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М.: Владос, 2004

3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: ЮНИТИ, 2002

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2006.

Дополнительная литература

1. Алпатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: МГУ, 2004

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики.- М.: Академия, 2006.

3. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ.-М.:ЮНИТИ , 2007.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: МГУ, 2003.

5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: ЮНИТИ, 2003.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: МГУ, 2004.

 

Перечень вопросов
к зачету по дисциплине «Психология и педагогика»

1. Античные представления о психике человека.

2. Исторические этапы развития психологии.

3. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

4. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема понятий.

5. Связь темперамента с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности по И.П. Павлову

6. Организация психологического исследования.

7. Определение необходимого объема экспериментальной выборки в психологии.

8. Понятие нормы в экспериментальной психологии.

9. Требования к экспериментальным методикам исследования.

10. Корреляционный метод в психологии.

11. Экспериментальный метод в психологии.

12. Классификация методов исследования в психологии.

13. Этика психологического исследования.

14. Наблюдение и его разновидности.

15. Опрос и его разновидности.

16. Тесты и их разновидности.

17. Моделирование в психологии.

18. Вторичные экспериментальные эффекты (артефакты) в психологических исследованиях.

19. Слепой метод исследования в психологии.

20. Сущность, структура и функции общения

21. Виды общения

22. Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления

23. Методы взаимодействия в общении

24. Механизмы перцептивного процесса в общении

25. Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация

26. Основные социально-психологические барьеры на пути прохождения информации

27. Механизмы развития межличностных отношений

28. Динамика развития межличностных отношений

29. Формы межличностного психического взаимодействия

30. Свойства восприятия.

31. Виды ощущений.

32. Виды эмоциональных состояний.

33. Отличия восприятия от ощущений, виды восприятия.

34. Виды мышления.

35. Виды речи и их назначение.

36. Виды памяти у человека.

37. Основные дидактические концепции.

38. Цели и содержание образования.

39. Виды обучения.

40. Теории обучения.

41. Технологии обучения.

42. Средства обучения.

43. Функции обучения.

44. Методы обучения.

Требования к выполнению рефератов

Реферат – это композиционно организованное обобщённое изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и т.д.). Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат должен содержать оценочные элементы, комментирование отдельных положений, обобщённую аргументированную оценку темы.

Реферат содержит следующие разделы:

1. Вводная часть. Обоснование актуальности темы, выделение конкретного вопроса, выдвижение гипотезы.

2. Основная часть (может состоять из нескольких глав). Сущность проблемы, анализ взглядов, теорий различных учёных, психологических школ на данную проблему, различные аспекты проблемы, возможные пути решения данной проблемы, причины, обусловливающие необходимость изучения данной проблемы, состояние вопроса в настоящее время и т.д.)

3. Заключение. Окончательная формулировка выводов. Основное резюме: идеи, предложения.

Работа с литературой

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...