Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Понятие массовой коммуникации и ее роль в обществе

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения контрольных работ по курсу

«Психология массовых коммуникаций»

(для студентов очного отделения)

Ростов-на-Дону

2008

Составители: к. псих. н., ст. преп. Короченцева А.В..

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу «Психология массовых коммуникаций» (для студентов очного отделения). / Ростов-на-Дону, ДГТУ, 2008 г., с. 12.

Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета.

Научный редактор – д.ф.н., проф. Яременко С.Н.

 

Актуальность курса

 

Характерной особенностью нашего времени является огромная роль в жизни общества средств массовой информации и прежде всего «электронных» — телевидения и радиовещания. С по­мощью этих средств быстро формируется устойчивое общественное мнение, ломаются устоявшиеся стереотипы, создаются эталоны поведения и отношений. Как отмечают многие исследователи (О.А. Феофанов, Г.В. Голосов, О.П. Березкина, О.А. Малаканова, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин), СМИ во многом обусловливают те знания, которые мы получаем о мире. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях упор делается на то, как человек формирует представления о мире, основываясь на своем опыте общения со СМИ. Массовая коммуникация создает некую ментальную реальность, которая в последствии становится основой всех установок и моделей поведения и оказывает огромное влияние на жизнь человека.

Данный курс направлен на освоение основных психологических механизмов функционирования массовой коммуникации, описанных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Необходимо, чтобы будущие специалисты по связям с общественностью осознавали значимость понимания пси­хологии информационного пространства и массовых ком­муникаций как виртуального способа организации полити­ческого действия.

Цель курса: Ознакомление студентов с основными понятиями, и направлениями исследований психологии массовых коммуникаций, а также повышение компетентности студентов в области психологии массовых коммуникаций, и на этой основе на их подготовку к деятельности в массовой информационной среде.

Задачи курса:

1. Знакомство с основными теоретическими подходами к изучению массовых коммуникаций в отечественной и зарубежной психологии психологии.

2. Освоение студентами основных понятий психологии массовых коммуникаций. Изучение основных проблем, которыми занимается данная наука в на современном этапе. Анализ основных функций массовой коммуникации в жизни общества.

3. Ознакомление с основными методами формирования общественного мнения, установок и стереотипов, используемых средствами массовой информации. Рассмотрение различных способов воздействия на аудиторию, и последствий такого воздействия.

 

Тема 1. Понятие массовой коммуникации и ее роль в обществе

1. Различные подходы к пониманию феномена массовой коммуникации.

2. Уровни коммуникационного процесса.

3. Зарубежные концепции места и роли массовой коммуникации в обществе (Р. Миллс; П. Лазарсфельд, Р. Мертон; X. Шиллер; М. Маклуэна, А. Моля).

4. Факторы определяющие содержание сообщений передаваемых СМИ.

5. Роль воспринимающего субьекта в системе массовых коммуникаций.

 

Тема 2. Последствия воздействия массовых коммуникаций

1. Теория унифицированных последствий.

2. Современные теории подчеркивающие роль условий восприятия сообщений, а так же взаимодействующих переменных усиливающих или уменьшающих воздействие массовой коммуникации.

3. Понятие совокупного или кумулятивного эффекта в оценке последствий.

4. Поведенческие последствия и теория социального научения.

5. Установочные последствия, рациональные и эмоциональные компоненты этих последствий. Когнитивные последствия связанные с изменением знания и мышления.

6. Физиологические последствия, вызванные воздействием СМИ.

 

Тема 3. Теории массовой коммуникации

1. Теория социального научения и модели поведения формируемые СМИ.

2. Теория культивирования, рассматривающая изменение представлений человека о мире и социальной реальности в результате многократного воздействия СМИ.

3. Теории социализации, акцентирующие внимание на СМИ, как источнике знаний о мире и роли человека в нем.

4. Теория использования и удовлетворения и роли аудитории в потреблении продукции СМИ.

5. Теория навязывания повестки дня.

6. Когнитивная (конструктивистская) теория и исследование факторов влияющих на интерпретацию сообщения. Ментальные схемы обработки информации

 

Тема 4. Структура и функции массовой коммуникации

1. Основные функции массовой коммуникации.

2. Социальные и психологические функции массовой коммуникации.

3. Основные подходы к пониманию феномена массовой коммуникации.

4. Специфические массово-психологические функци­и средств массовой коммуникации.

5. Генеральная схема массовой коммуникации.

6. Структура массовой коммуникации, схемы процесса коммуникации Г. Лассуэлла, Р Якобсона, И.Эвен-Зохара.

7. Коммуникационное сообщение и особенности представления информации в СМИ.

8. Каналы и технические свойства массовой коммуникации.

 

Тема 7. Психологические особенности рекламы в СМИ

1. Психологические особенности рекламы в СМИ.

2. Виды рекламы и особенности ее восприятия.

3. Когнитивный подход к рекламе и особенности усвоения информации.

4. Приемы скрытого воздействия в телевизионной рекламе, психологические методы создания установок.

Темы семинарских занятий

Литература

1. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003. Гл. 1.

2. Белинская Е.П., Тихомондрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М. 2001, Гл.14

3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,1997.

4. Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. М.,1989.

5. Зарва М.В. Некоторые особенности языка радио как вида массовой коммуникации. М.,1969.

6. Леонтьев А.А. Телевидение глазами психолога. М.,1982.

 

Литература

1. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003.

2. Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М.,1991.

3. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.,1996.

4. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.,1996.

5. Гоулстон М., Гольберг Ф. Психологические ловушки. СПб.,1996.

6. Поздняков А. Информационная война за влияние в мире и политическая власть / Власть.1996.№10.

7. Назаров. М.М. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М.., 2002.

 

Литература

1. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003. Гл. 2.

2. Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телевидении. М.,1990.

3. Грушин Л.Я. Массовое сознание. М.,1987.

4. Массовое сознание и массовые действия. М.,1994.

5. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск,1997.

6. Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М.,1988.

7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.,1980.

 

Литература

1. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003, Модуль 2.1.

2. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.,1979.

3. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.,1996.

4. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.,1986.

5. Мотвеева Л.В, Аникеева Д.Я, Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.

6. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. СПб.,2000.

 

Литература

1. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003. Модуль 2.3.

2. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. М.,1990.

3. Леонтьев А.А. Телевидение глазами психолога. М.,1982.

4. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.,1996.

5. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы масовых информационных процессов. М.,1973.

6. Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М.,1991.

 

Литература

1. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003. Гл. 3.

2. Мотвеева Л.В, Аникеева Д.Я, Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.

3. Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. М.,1989.

4. Леонтьев А.А. Телевидение глазами психолога. М.,1982.

5. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль. М.,1994.

6. Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М.,1988.

 

Литература

1. Лебедев А.Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе // Вопросы психологии, №4 – 1996.

2. Терин В.П. «Массовая коммуникация. Исследование опыта запада», М., 2000.

3. Брайант Дж., Томпсо С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.

4. Мелешкина Е. Политический процесс. М., 2000. Гл. 11.

5. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003.

 

Литература

1. Шейнов В.П. Психология влияния. М., 2002, Гл. 17

2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2003, Гл. 4.

3. Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. М.,1984.

4. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.,1992.

5. Иванов И.В. Реклама в СМИ. М.,1995.

6. Картер Г. Эффективная реклама. М.,1991.

7. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М., 2000.

 

Литература

1. Телевизионная журналистика. М.: МГУ, 2002 .

2. Ольшанский Д.В. Политический ПР. СПб., 2003.

3. Мотвеева Л.В, Аникеева Д.Я, Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000, Гл. 1.2.2.

 

Литература

1. Парыгин Б. Социальная психология. СПб, 2003 г. Гл. 14.6

2. Ольшанский Д.В. Политический ПР. СПб, 2003. Гл. 2.

3. Непп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. М.: 2004.

4. Мотвеева Л.В, Аникеева Д.Я, Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М. 2000. Гл. 1.

5. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону. 1999 .

6. Андреева Г.М. Психология социального познания.

7. Киселева Л. Вопросы теории речевого воздействия. Л.,1978.

Литература

1. Шейнов В.П. Психология влияния. Гл.16

2. Душкина М.Р. Психология влияния СПб., 2004.

3. Щербатых Ю.В. Психология выборов. М., 2005, Гл. 4

4. Кашелюк М.Е. Технологии политических выборов. СПб., 2004.

5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. М.,1996.

6. Гостев А.А., Зазыкин В.Г. Психологические проблемы эффективного идеологического воздействия средствами телевидения и радиовещания. М.,1989.

7. Канетти Э. Массы и власть. М.,1996.

8. Жельвис В. Эмотивный аспект речи. Психологические интерпретации речевого воздействия. Ярославль,1990.

9. Киселева Л. Вопросы теории речевого воздействия. Л.,1978.

 

Литература

1. Белинская Е.П., Тихомондрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. –М. 2001, Гл.14

2. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.,1996.

3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,1997.

4. Долматов В.П. О внедрении телекоммуникации в образование // Вопросы психологии №4-1996.

5. Кашелюк М.Е. Технологии политических выборов. СПб., 2004.

6. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.

7. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 1999.

 

Темы рефератов:
Массовое сознание: природа, структура, механизмы функционирования

1. Массовая коммуникация: психологический и социально-психологический аспекты анализа

2. Методология и методы психологических исследований массовой коммуникации

3. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации

4. Психологические механизмы восприятия содержания в массовой коммуникации

5. Стереотипизация сознания и поведения в массовой коммуникации

6. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием

7. Убеждения. Психологические модели убеждающего воздействия

8. СМИ как «четвертая власть»: психологические и социально-психологические аспекты

9. Роль СМИ в пропаганде и агитации

10. Психологическое воздействие в рекламе

11. Коммуникативная эффективность рекламы. Критерии эффективности рекламы

12. Креативная психология в рекламном деле

13. Психологические особенности политической символики и эмблематики

14. Психологические особенности коммерческой символики и эмблематики

Контрольные вопросы

1. Понятие массовой коммуникации, и ее роль в обществе. Когнитивный подход к СМИ.

2. Уровни коммуникационного процесса, адаптация сообщений с помощью «лидеров мнений».

3. Роль электронных СМИ в жизни общества: радио, телевидение, Интернет.

4. Особенности влияния печатных изданий на формирование общественного мнения: журналы, газеты.

5. Модели исследования МК: коммерческие, научные, политические.

6. Последствия воздействия массовых коммуникаций. Теория унифицированных последствий.

7. Четыре класса последствий воздействия СМИ.

8. Теории социального научения и модели поведения создаваемые СМИ

9. Конструирование реальности средствами массовой коммуникации в теории культивирования.

10. Социализирующие эффекты и совокупное влияние СМИ в теориях социализации.

11. Роль аудитории в теории «использования и удовлетворения».

12. Особенности формирование общественного отношения и интереса в теории «навязывания повестки дня».

13. Схема обработки и усвоения информации в когнитивной (конструктивистской) теории.

14. Социальные и психологические функции массовой коммуникации.

15. Различные взгляды на феномен массовой коммуникации. Специфические массово-психологические функции средств массовой коммуникации.

16. Структура массовой коммуникации, схемы процесса коммуникации Г. Лассуэлла, Р Якобсона, И.Эвен-Зохара.

17. Коммуникационное сообщение и особенности представления информации в СМИ.

18. Каналы и технические свойства массовой коммуникации.

19. Коммуникационные процессы и PR. Принципы PR воздействия.

20. Коммуникатор как субъект PR-воздействия, его основные функции.

21. Роль аудитории в процессе массовой коммуникации, понятия «целевая аудитория» и «ключевые сообщения».

22. Психологические особенности рекламы в СМИ. Виды рекламы.

23. Приемы скрытого воздействия на потребителя в телевизионной рекламе, психологические методы создания установок.

24. Стереотипы мужских и женских ролей транслируемые телевидением. Последствие принятия гендерных стереотипов.

25. Дискурс-анализ как один из подходов к изучению содержания материала СМИ.

26. Оценка продолжительности воздействия СМИ, методы оценки воздействия.

27. Роль СМИ в создании когнитивных схем и сценариев поведения.

28. Особенности формирования групповых и расовых стереотипов на телевидении.

29. Культурно-просветительская функция телевидения как детерминанта формирования ценностей.

30. Функции массовой коммуникации в жизни общества: интегративная, социально-психологическая, организаторская, образовательная и рекреативная.

31. Средства МК как специфический фактор и инструмент человеческого общения. Теория когнитивного диссонанса.

32. Особенности вербальных и невербальных средств общения как способов предъявления информации в СМИ

33. Манипулятивные эффекты осуществляемые СМИ. Особенности психологического воздействия политической рекламы

34. НЛП технологии и речевые техники, применяемые в СМИ политиками

35. Особенности восприятия различных масс-медиа и их взаимосвязь с психологическими процессами (память, мышление, воображение и т.д.)

36. Будущее и новые технологии СМИ (Телевизионные и компьютерные коммуникации)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения контрольных работ по курсу

«Психология массовых коммуникаций»

(для студентов очного отделения)

Ростов-на-Дону

2008

Составители: к. псих. н., ст. преп. Короченцева А.В..

Методические указания по выполнению контрольных работ по курсу «Психология массовых коммуникаций» (для студентов очного отделения). / Ростов-на-Дону, ДГТУ, 2008 г., с. 12.

Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета.

Научный редактор – д.ф.н., проф. Яременко С.Н.

 

Актуальность курса

 

Характерной особенностью нашего времени является огромная роль в жизни общества средств массовой информации и прежде всего «электронных» — телевидения и радиовещания. С по­мощью этих средств быстро формируется устойчивое общественное мнение, ломаются устоявшиеся стереотипы, создаются эталоны поведения и отношений. Как отмечают многие исследователи (О.А. Феофанов, Г.В. Голосов, О.П. Березкина, О.А. Малаканова, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин), СМИ во многом обусловливают те знания, которые мы получаем о мире. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях упор делается на то, как человек формирует представления о мире, основываясь на своем опыте общения со СМИ. Массовая коммуникация создает некую ментальную реальность, которая в последствии становится основой всех установок и моделей поведения и оказывает огромное влияние на жизнь человека.

Данный курс направлен на освоение основных психологических механизмов функционирования массовой коммуникации, описанных как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Необходимо, чтобы будущие специалисты по связям с общественностью осознавали значимость понимания пси­хологии информационного пространства и массовых ком­муникаций как виртуального способа организации полити­ческого действия.

Цель курса: Ознакомление студентов с основными понятиями, и направлениями исследований психологии массовых коммуникаций, а также повышение компетентности студентов в области психологии массовых коммуникаций, и на этой основе на их подготовку к деятельности в массовой информационной среде.

Задачи курса:

1. Знакомство с основными теоретическими подходами к изучению массовых коммуникаций в отечественной и зарубежной психологии психологии.

2. Освоение студентами основных понятий психологии массовых коммуникаций. Изучение основных проблем, которыми занимается данная наука в на современном этапе. Анализ основных функций массовой коммуникации в жизни общества.

3. Ознакомление с основными методами формирования общественного мнения, установок и стереотипов, используемых средствами массовой информации. Рассмотрение различных способов воздействия на аудиторию, и последствий такого воздействия.

 

Тема 1. Понятие массовой коммуникации и ее роль в обществе

1. Различные подходы к пониманию феномена массовой коммуникации.

2. Уровни коммуникационного процесса.

3. Зарубежные концепции места и роли массовой коммуникации в обществе (Р. Миллс; П. Лазарсфельд, Р. Мертон; X. Шиллер; М. Маклуэна, А. Моля).

4. Факторы определяющие содержание сообщений передаваемых СМИ.

5. Роль воспринимающего субьекта в системе массовых коммуникаций.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...