Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура методологического знания.Структура методологического знания. 1) уровень философской методологии; 2) уровень конкретно-научной методологии; 3) уровень общенаучных принципов и форм исследования; 4) уровень методики и техники исследования. Уровень философской методологии Анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом - осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития - дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов) Уровень общенаучных принципов и форм исследования Логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Через них преломляются философско-методологические принципы. • содержательные общенаучные концепции типа концепции ноосфеРы В.И. Вернадского • универсальные концептуальные системы: общая теория систем Л. фон Берталанфи • собственно методологические или логико-методологические концепции. структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логический анализ и др. Уровень конкретно-научной методологии Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. Уровень методики и техники исследования Описание способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий.
Дифференциация уровней нужна, чтобы избежать - переоценки общности знаний низких уровней - непосредственного переноса закономерностей с верхний уровней без преломления в частные области знания
Кроме уровней, есть еще объединение в методологические подходы.Их надо применять рефлексивно. Функции методологии в научном познании. Дескриптивная методология— рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам - функция катализации, стимулированияпознания, проблематизация, формирование творческой личности ученого - интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и формпознания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания. - Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений. - Мировоззренческая интерпретация результатов Нормативная методология— рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований. Познавательная ситуациявключает в себя: - познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами) - предмет исследования - требования к продукту - средства организации и реализации научного исследования Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения. Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для кот. выявлены устойчивые и необходимые связи между отд. ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Процесс построения объекта невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы. Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с пом. которых расчленяется объект иссл. и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства. Понятию предмета иссл. противопоставляется не объект ( т.к. один и тот же объект может входить в несколько в предмет нескольких наук), а эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, из них вытекает объект иссл-я. Любая успешная реализация метод. принципа это вклад в конкретную науку и методологию! Описательная парадигма сегодня – нарративный подход Брунера. Пути приобретения знаний о мире: 1) причин-следст детерминация, соотнесение логических и эмпирических проверочных процедур 2) культура и социальное (межличн) взаимод как источник разв., контекст ситуации, динамика значений и смыслов. Нарративная методология предполаг опосредствованность психол знания, в отлич от непосред переживания в старой парадигме описат пси. Повествовательная необх-ть приходит на смену причинной детерминации. Критерий истинности или ложности трудноприменим, т.к. вымышленные истории подчиняются повествоват струк-ре как и подлинные. Принцип развития 1. Принц разв связан с принятием генетич т.з. на предмет изучения. В пси это: представ о фило-, онто- и актуалогенезе. 2. Принц разв связ с сущест психического только в его процессуальном развитии. 3. генетич путь изуч связан: а) с содерж основанием теории б) с методои построения исследования в) как методол опора в рамках люб теор, где обсужд движущ силы разв и факторы на него влияющие (у нас – вед. Деятельность и новообразования, в зар психологии - «конечная» причину – движ психич разв к некот финальному сост: Э.Эриксон, Пиаже – стадия операциональн интел) - принц разв реализуется также в исслед психики взрос чел – на ур микрогенетич анализа, как актуалгенез психич процессов 4. не всяк временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктуриров психол систем – важный критерий развития. Анцыферова: развитие(в широк смысле) – изменение системы, сопровождающееся возникновением качественных новообразований. Особенности процесса разв: - необратимость (возвращ сис на исход ур по всем показателям не возможно) - обязательно одновременно включает прогресс и регресс (прогрессив разв обяз включ в себя элем-ты регрессии, т.к. выбор одного из направл разв оставляет нереализованными многие другие) - неравномерность разв (качест скачки сменяются постепенным колич накоплением) - зигзагообразность разв (разв сопровождается временным ухудш функционирования сис, т.к. когда формируется принципиал нов структур, то на начальн этапах функционирования она работает хуже, чем старая. Прим: когда реб перестает ползать и начинает ходить) - иерархич принц разв (при появ нов ур функционирования, старый сохраняется в качестве одного из иерархич ур нов сис. Прим: нагляд-дейст и нагляд-образ мышл остаются при появл понятийного) - единство тенденции к качест изменению и тенденц к устойчивости (успеш разв не возмож без сохранения достигнутого) 6. Проблемы связ с прониманием принц разв: - роль наслед-ти и среды - периодизации разв - модели разв личн - смена одних законов и факторов детерминации разв другими (АН Леонт: законы биол эвол сменяются в филогенезе законами общ-ист разв, и разв психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общ-ист опыта). 7. Божоович: связь принципов активности, разитияв и системности (в процессе разв происходит качест преобраз личн реб, причем оно происходит на основе его собст активной деят-ти и его собст активного отнош к среде) Процесс самодвижения – понятие, кот объединяет принц-ы активности и разв. Нов понимание детерминации как самодетерминации. 8. Сложность понимания принципа разв связ с тем, что оно одновременно выступает – как предмет изуч, - как базов категория, - как объяснит принц.
Б) и как мулътипарадигмалъное. Мультипарадигмальное состояние психологии предполагает принципиальную множественность психологических концепций. Это происходит в силу многоуровневости психического и несводимости всех психологических реалий к описанию в рамках одного объяснительного принципа. За понятием кризиса стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. В психологии сложилось огромное количество парадигм. Практически в каждой парадигме психология приобретала, уточняя те аспекты своего предмета и метода изучения, которые не могли быть охвачены рамками другой парадигмы. Смена парадигм обычно понимается как показатель развития науки. С этой точки зрения замена понятия кризиса в психологии на понятие множественности парадигм —использование оценочного критерия, означающего признание прогрессивного движения психологической науки. В классической работе Л. С. Выготского предполагалось, что в качестве характеристик кризиса необходим анализ не только его негативных составляющих (факторов, препятствующих успешному развитию психологии), но и тех перспектив, поиск которых задается самой констатацией состояния кризиса. Парадигмальный подход не полностью совпадает с историко-психологическим. Парадигмальный подход в некоторой степени решает задачу оценивания видимых или еще только намеченных перспектив. Их анализ позволяет выявлять те «пропущенные звенья», отсутствие которых и порождало неудовлетворенность выделенным предметом изучения или осознание ограничений общеметодологической платформы исследований, разделяемой в рамках той или иной психологической школы. См 10 См.10 Причинность и закон. Ассоциативная психология: закон ассоциаций - непосредственное связывание содержания сознания, причинно-действующие условия, но не апелляция к объяснительным конструктам - проявление постулата непосредственности понимания детерминизма. В ХХ в понятие закона стало связываться с причинного обоснования (представление о воздействующей причине и принятие логики причинного вывода). Причинность: - закон - причинно-действующее условие. Поппер: есть ещё нормативный закон. Он конвенционален, но объективен, не может быть истинен или ложен, т.к. реально определяет действия людей. Характеризует мир людей – социальные законы. Но первоначально законы общества воспринимались как естественные и неизменные, дибо, что все законы установлены Божеством. Критический дуализм: нормативные законы могут устанавливаться и изменяться человеком. Человек может выбирать, следовать нормативному закону или нет, и несёт моральную ответственность за это. Левин: конвенционально-генетическое понимание взаимосвязи между причиной и следствием. Ломов:закон – это «идентичное в явлениях», устойчивое и повторяющееся.
Построение закона – методологическая проблема, связанная с его онтологическим или иным статусом, с определенным пониманием казуальности и генеза явлений.
Структура методологического знания. 1) уровень философской методологии; 2) уровень конкретно-научной методологии; 3) уровень общенаучных принципов и форм исследования; 4) уровень методики и техники исследования. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |