Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственной педагогической практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В помощь

студенту-практиканту, работающему с Дневником

Производственной педагогической практики

IV – V курсов

 

 

Издание 3-е,

переработанное и дополненное

 

 

Тула 2007


Составители:

 

 

ассистент кафедры психологии образования С.Е. Лисютина

старший преподаватель кафедры общей физики Н.А. Прокофьева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Л.В. Сафронова

ассистент кафедры информатики и ВТ Т.О. Сундукова

руководитель производственной практики университета Т.А. Чеботарева

ассистент кафедры психологии образования К.С. Шалагинова

 

 

Методические рекомендации в помощь студенту-практиканту, работающему с Дневником производственной педагогической практики IV – V курсов / Под ред. А. А. Орлова: Изд. 3-е, переработанное и дополненное

 

 


Введение

Уважаемые студенты – практиканты!

Вы – на пороге очень важного периода в Вашей профессиональной подготовке. Вы приступаете к производственной педагогической практике.

Педагогическая практика – очень ответственный период для студента. Во время педагогической практики необходимо углублять и закреплять теоретические знания, полученные в вузе, и научиться применять эти знания в учебной и воспитательной работе с учащимися. Вам предстоит сформировать основные умения, необходимые учителю:

♦ аналитико-диагностические;

♦ прогностические;

♦ конструктивно-проектировочные;

♦ организаторские;

♦ коммуникативные;

♦ рефлексивные.

 

В предлагаемых Вам «Методических рекомендациях…» Вы найдете материалы по подготовке к педагогической практике и указания по выполнению всех заданий, содержащихся в Дневнике студента-практиканта IV – V курсов.

Надеемся, что эти рекомендации и указания помогут Вам на этом этапе подготовки к профессиональной деятельности.

 

 

Успеха Вам!


I. Подготовка к педагогической практике

За Вашими плечами несколько лет учебы в университете, и вот Вы приступаете к производственной педагогической практике. Все предыдущие годы были подготовкой к этому ответственному периоду. Но как еще можно с наибольшей пользой употребить оставшееся время?

 

1. Пользуясь рекомендуемой Вам литературой (см. стр. 27), повторите:

– основные инновационные течения; сущность индивидуально – дифференцированного и личностно-ориентированного подходов;

– методы и формы обучения и воспитания;

– основы технологии проектирования учебного и воспитательного процессов, таксономию целей (см. Приложение);

– структуру конспекта урока;

– содержание изучаемого в период практики учебного материала согласно стандартам образования по своему предмету (основной и дополнительной специальности).

 

2. Воспользовавшись имеющимся на кафедре педагогики Банком данных по школам, ознакомьтесь с особенностями воспитательной системы учреждения образования, в которой Вам предстоит проходить практику.

 

3. Обратите внимание на задание «Психолого-педагогическая диагностика учащихся». Вам необходимо осмыслить предмет изучения, четко выделить задачи диагностирования, используя предлагаемые в «Методических рекомендациях…» методики, составить программу диагностики.

 

4. Подготовьтесь к выполнению задания «Исследовательская деятельность». Если Вы не выполняете выпускную квалификационную работу по педагогике, психологии и методике преподавания специальных дисциплин, то ознакомьтесь с предложенными для исследования темами и, в соответствии со своими познавательными и научными потребностями, сделайте выбор. Воспользовавшись приведенными в данном пособии указаниями, составьте программу исследования. На V курсе Вы можете продолжить начатое на первой практике исследование или выбрать новую тему. Если Вы продолжаете прошлогоднее исследование, то продумайте преемственность поставленных задач.

 


II. Указания и рекомендации к выполнению заданий Дневника

Задание № I Первичное знакомство со структурой управления учреждения образования (IV и V курсы).

Главное социальное назначение школы – в течение определенного промежутка времени подготовить ребенка к самореализации его личности, к самостоятельной творческой деятельности в обществе.

Вы переступаете порог школы, и Вы тоже становитесь субъектом деятельности, организующим воспитательную систему и участвующим в ней. Каждый Ваш урок, воспитательное мероприятие должны органично вливаться в сформировавшуюся уже воспитательную систему, а не быть инородным телом. Поэтому Ваша деятельность в процессе педагогической практики должна начаться со знакомства с учреждением образования, где Вы проходите практику.

Задание № I носит описательный характер. Получить необходимые Вам сведения Вы можете:

– из беседы с администрацией учреждения образования (функции заместителей директора, распределение между ними обязанностей, тематика совещаний при директоре, формы работы администрации школы с педагогическим коллективом, контроль за деятельностью педагогического коллектива, содержание работы Совета школы);

– из беседы с заместителем директора по воспитательной работе (основные функции деятельности классного руководителя, формы работы школы с семьями учеников, формы взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования);

– ознакомившись с планом работы школы, планами работы методического совета и методического объединения по Вашему предмету (содержание и формы методической работы, тематика заседаний методобъединений по Вашей специальности);

– ознакомившись с классным журналом и дневниками учащихся;

– посещая уроки (особенности работы учителя-предметника, у которого Вы проходите практику). Перед посещением урока учителя необходимо узнать заранее тему урока, посмотреть программу и учебники соответствующего класса, самому продумать план урока. При посещении урока необходимо делать записи по ходу ведения анализируемого урока, в соответствии с примерной схемой анализа урока (Схему анализа и самоанализа урока Вы найдете в Дневнике). После посещения урока провести его анализ по полной схеме или по предложенному методистом (учителем) направлению.


Задание № II Психолого–педагогическая диагностика учащихся (IV и V курсы).

В начале педагогической практики у Вас есть несколько дней для ознакомления с классом, в котором предстоит работать. Это очень важный период, определяющий эффективность всей последующей Вашей деятельности.

Рекомендации к выполнению части A (IV и V курсы).

Приводим важнейшие направления изучения учащихся и рекомендации по выполнению этой части задания № II.

1. Отношение учащихся к учебной деятельности.

Вы можете использовать следующие методы:

а) Наблюдение.

Наблюдайте на уроках активность учащихся; обратите внимание на следующее:

● в каком темпе работают ученики, опережает ли часть из них (кто, сколько) заданный учителем темп;

● изъявляют ли учащиеся желание получить дополнительные задания, выйти к доске;

● задают ли учащиеся вопросы учителю по учебному материалу;

● демонстрируют ли ученики при ответах знание дополнительного материала.

б) Анкетирование.

Предложите учащимся ответить на следующие вопросы «да» или «нет»:

● Вы учитесь, потому что Вам интересно?

● Вы стремитесь применить полученную информацию в жизни?

● Когда на уроке что-то не понимаете, Вы задаете вопросы?

● Вы считаете, что на данном этапе для Вас самое главное - хорошо учиться?

● Вы расширяете свои знания чтением дополнительной литературы?

● Вы любите вопросы, над которыми можно поломать голову?

● Вы любите читать статьи в научно-популярных журналах?

● Когда встречаете затруднения в учебе, Вы стремитесь делать все возможное в целях их преодоления?

● Вам нравится самим находить ответы на разные вопросы?

● Когда Вы отвечаете на уроках, Вы стремитесь использовать знания из разных предметов?

● Вы в состоянии бросить все остальное, когда ищете ответ на какой-либо вопрос?

● Когда задание затрудняет Вас, Вы пробуете разные способы, чтобы добиться успеха?

● При ответе на уроке Вы не ограничиваетесь написанным в учебнике, но высказываете свое мнение?

● Вы любите обсуждать научные вопросы?

● При выполнении заданий Вы не успокаиваетесь, пока не достигните конечного результата?

● Вы любите заниматься самообразованием?

● Вы находите в учебном материале много любопытного, над чем можно задуматься?

● Вы считаете, что хорошие знания обеспечат Вам успехи в будущей профессии?

● Вы готовитесь к занятиям не потому, что боитесь проверки со стороны учителей?

● Узнавание нового в процессе обучения приносит Вам удовлетворение?

Если учащиеся ответили: на 15 и более вопросов положительно, это значит, что у них высокая учебно-познавательная мотивация; от 10 до 15 – средняя и меньше 10 – низкая.

в) Шкалирование.

Предложите учащимся оценить мотивы учения баллами (от 0 до 10).

Вы стараетесь хорошо учиться:

● чтобы быть полезным обществу;

● потому что интересно учиться;

● чтобы не огорчать родителей;

● чтобы расширять кругозор, развить волю.

г) Беседа с учителем.

Выясните в беседе с учителем его мнение о преобладающих мотивах учебной деятельности.

Обобщите и проанализируйте результаты исследований по указанным методикам.

2. Сформированность учебных умений учащихся.

Можно использовать следующие методы:

а) Наблюдение.

Обратите внимание:

● как часто учащиеся отвлекаются при объяснении учителя;

● легко или трудно учащимся отвечать на вопросы учителя по новому материалу сразу после объяснения;

● стараются ли учащиеся при устном ответе строго придерживаться текста учебника;

● вызывает ли трудности выполнение типовых заданий; заданий, аналогичных которым не выполняли;

● нуждаются ли учащиеся в постоянном руководстве учителя в процессе выполнения самостоятельной работы;

б) Анкетирование.

Примерная анкета.

● Усваиваете ли Вы учебный материал, когда слушаете объяснение учителя?

● Трудно ли Вам сосредоточиться на объяснении учителя?

● Как Вы готовите устные задания?

● а) читаю по частям материал по учебнику и повторяю;

● б) читаю, выделяю главное, составляю план.

● Испытываете ли Вы трудности при решении незнакомой задачи?

● Определяете ли Вы последовательность своих действий перед тем, как выполнить лабораторную работу или задание на уроках труда?

● Оцениваете ли Вы результаты своей работы?

в) Беседа с учителем.

Попросите учителя оценить сформированность учебных умений учащихся.

Сравните результаты исследований по указанным методикам.

* – низкий уровень – если данным умением владеет менее 25% учащихся;

** – средний уровень – не менее 50%;

*** – высокий уровень – не менее 75%.

3. Дифференцированность класса.

а) по уровню обученности: определите по результатам аттестации учащихся в конце предыдущей четверти;

б) по уровню обучаемости: используйте метод сравнительных характеристик (попросите 2-3 учителей дать оценку и сделайте вывод);

в) по уровню мотивации: проанализируйте результаты исследования 1;

г) по темпу деятельности: сравните время выполнения учащимися заданий в процессе самостоятельной работы.

Рекомендации к выполнению части Б (IV курс).

Вам предложено задание - охарактеризовать одного ученика в классе.

Узнать состояние здоровья ученика, особенности семьи и его успеваемость Вы можете, использовав школьную документацию (классный журнал, личные дела).

Определить конкретные затруднения ученика в учебном процессе можно в беседе с учителями или самим учеником. Ответы на остальные вопросы Вы получите из приведенных в Дневнике методик исследования.

Рекомендации к выполнению части Б (V курс).

Содержание данного задания предполагает изучение классного коллектива и включает в себя:

● проведение социометрического исследования;

● диагностику уровня групповой сплоченности;

● диагностику психологического климата в классе.

СОЦИОМЕТРИЯ

Метод разработан Дж. Морено. Этот тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

– измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

– выявление соотносительного авторитета групп по признакам симпатии–антипатии (лидеры, звезды отвергнутые);

– обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальным лидером.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышение их сплоченности и эффективности деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Психологический климат рассматривается как составляющая трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Данная методика позволяет диагностировать каждый компонент в отдельности и сделать общий вывод о психологическом климате в конкретном классном коллективе. На опросном листе вопросы 1, 4, 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 к поведенческому компоненту; когнитивный компонент определяется вопросами 3, 6, причем вопрос 3 содержит два подвопроса.

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к классному коллективу для каждого учащегося в отдельности. Каждый компонент диагностируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +, –, 0.

положительная оценка: к этой категории относятся те сочетания, в которых на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, дан положительный ответ (+ + +) или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак (+ + 0 или + + –).

отрицательная оценка: к этой категории относятся те сочетания, в которых на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, дан отрицательный ответ (– – –) или два ответа отрицательные, а третий имеет любой другой знак (– – 0 или – – +).

неопределенная, противоречивая оценка: эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ (0 0 0); ответы на два вопроса неопределенные, а третий имеет любой другой знак (0 0 –) или (0 0 +); один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки (0 + –) или (0 – +).

Полученные по всей выборке данные сводятся в таблицу следующего вида.

Обработка результатов

1. а) + б) 0 в) –

2. а) – б) – в) 0 г) + д) +

3. А) а) + б) + в) 0 г) – д) –

Б) а) + б) + в) 0 г) – д) –

4. 1-4) + 5) 0 6-9) –

5. а) + б) 0 в) –

6. а) – б) 0 в) +

7. 1-4) – 5) 0 6-9) +

8. а) + б) + в) 0 г) – д) –

 

Задание № III Планирование воспитательной работы

(IV и V курсы).

Классный руководитель организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что ученик уже сегодня живет реальной жизнью, а не просто готовится к будущему. Нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными формами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность. С современным школьником более приоритетны следующие формы работы: дискуссионные, игровые, состязательные, творческие, ролевого тренинга, психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).

Большие потенциальные возможности в формировании личности и коллектива скрыты в такой форме как «коллективное творческое дело» (КТД).

При планировании воспитательной работы на период практики Вы должны опираться на полученные о классе сведения. Проанализировав их, выявите педагогические задачи. Внимание: задачи должны быть реальными, решаемыми в период педагогической практики. Готовьтесь в беседе с методистом обосновать поставленные задачи.

К процессу планирования рекомендуется привлекать самих учащихся. При этом Вы можете использовать разведку полезных дел, «мозговой штурм», защиту проектов плана, аукцион интересных дел.

Помните, что воспитательную ценность имеет не только само мероприятие, но и проведенная подготовительная работа. При этом важно продумать:

● какие воспитательные задачи вы будете решать при поведении данного мероприятия;

● как Вы будете активизировать учащихся;

● кого и как Вы будете привлекать к участию в подготовке.

Приводим образец оформления плана учебно-воспитательной работы на период практики.

 

№ п/п Дата Содержание деятельности Подготовительная работа Отметка о выполнении
1.   Классный час «Познай себя» 1. Анкетирование (предварительное). 2. Выполнение исследовательских заданий по выяснению проблем в учебе. Руководители групп: Иванов К., Чернов В., Смирнова Л. 3. Подготовка кратких сообщений. Петрова М., Есин И., Кимова Л. выполнено (подпись классного руководителя)
2.   ............... .................. ............

При подготовке мероприятия подумайте:

– Актуально ли оно для учащихся Вашего класса? Какие из поставленных Вами задач данное мероприятие позволит решить? Отвечает ли оно познавательным и эмоциональным потребностям учеников, их возрастным особенностям?

– Какова форма мероприятия? Соответствует ли форма поставленным целям и содержанию?

– На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников и т.д.)?

– Как конкретно будет проходить мероприятие, каков его общий сценарий?

– Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?

– Каких качеств личности, умений и навыков потребует от учащихся подготовка и проведение мероприятия, какую степень самостоятельности им надо проявить (музыкальные, организаторские способности, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?

– Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в организации мероприятия они должны играть?

– Какими индивидуальными особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей в проводимой работе и решению каких конкретных воспитательных задач это будет способствовать (одному – привить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему – научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.).

– Какова Ваша роль в подготовке мероприятия? Что Вы должны сделать сами, в чем помочь учащимся, а что поручать им самим (и чем это обусловлено)? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки?

 

В беседе с методистом будьте готовы ответить на вопросы:

Вы удачно провели КТД, классный час или экскурсию. Можно ли поставить точку? Нет. Чтобы закрепить удачи и избежать неудач – необходимо задуматься и проанализировать проведенное мероприятие.

Примерная схема анализа мероприятия.

1. Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная ценность? При подготовке и проведении работы что снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?

2. Как непосредственно проявили себя организаторы и участники мероприятия; как справились с задачами по его подготовке и проведению, какие качества личности проявили, оправдали ли себя ожидания студента- практиканта в этом отношении?

3. В чем заключается влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли оно на поведении, дисциплине, отношении детей к учению, на межличностных отношениях в коллективе?

4. Какие коррективы внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено (объективными или субъективными причинами)? Что не было учтено в обосновании мероприятия при планировании?

5. Эмоциональное воздействие мероприятия на психологический климат в классе.

6. Степень Вашего удовлетворения проведенной работой.

 

При оформлении отчета используйте данную схему анализа мероприятия.

Задание № IV Анализ применяемых методов воспитания

(IV курс).

Выполнение части Аданного задания необходимо для того, чтобы Вы научились педагогически грамотно анализировать ситуации, выявлять педагогические задачи, решать их и анализировать решение. Это умение существенно поможет Вам в Вашей деятельности.

При выполнении задания Вы должны:

– четко уяснить ситуацию – когда и где произошло событие (на уроке, вне его), кто участники и свидетели, какую это может играть роль, каковы индивидуальные особенности участников, каковы их взаимоотношения;

– исходя из всего выше указанного выявить педагогические задачи, стоящие перед Вами и наметить пути их решения;

– проанализировать реакцию ученика (учеников) и оценить эффективность использованных методов.

 

Для выполнения части Б этого задания побеседуйте с классным руководителем: выясните, кого из учеников он относит к «трудным», каковы их индивидуальные особенности и особенности поведения; в чем состоит система работы классного руководителя с этими учениками.

 

Для выполнения части В этого задания выясните в беседе с классным руководителем и зам. директора по воспитательной работе основные формы взаимодействия школы и семьи.

 

Задание № IV Работа с родителями (V курс).

Один из важнейших и трудных аспектов в деятельности классного руководителя работа с родителями. Вам предлагается выступить перед родителями на родительском собрании.

При подготовке проанализируйте особенности семей Ваших учеников (социальный статус, уровень образования, материальное положение, проблемы взаимоотношений в семьях). С этой целью проанализируйте сведения о родителях учеников, указанные в классном журнале, а также побеседуйте с классным руководителем.

Проанализировав полученные сведения о родителях, а также учитывая возрастные особенности класса, выберите актуальную, на Ваш взгляд, тему выступления. Посоветуйтесь с классным руководителем.

Подготовьте выступление на выбранную тему. Постарайтесь учесть уровень образования родителей. Изучите соответствующую литературу. Подумайте, какой практический материал Вы можете использовать в качестве иллюстрации (результаты анкетирования, свои наблюдения и т.д.). Не забудьте о педагогическом такте.

Проанализируйте особенности выступления перед родительской аудиторией.

Задание № V Индивидуальный подход к ученику в учебном процессе (V курс).

Для того, чтобы осуществлять индивидуальный подход к ученику, необходимо, в первую очередь, изучить его индивидуальные особенности. В Дневнике предлагается схема диагностики. Прежде всего, выясните мотивы учебной деятельности ученика.

Учебный мотив – содержание, которое побуждает ребенка учиться, направляет его учебную деятельность и придает ей смысл (А. Н. Леонтьев).

Виды мотивов:

– познавательные,

– социальные.

Познавательные мотивы в свою очередь делятся на:

– широкие познавательные – учусь, чтобы получить знания;

– учебно-познавательные – стремление овладеть способами решения конкретно-практческих задач;

– мотив самообразования – стремление научиться учиться, овладеть способами самостоятельного приобретения знаний.

Социальные мотивы представлены следующей группой мотивов:

– широкий социальный мотив – долг, ответственность, все учатся и я учусь, хочу быть грамотным;

– позиционный – учусь, чтобы заслужить одобрение взрослых, друзей, одноклассников, занять определенное место в обществе;

– мотив сотрудничества – стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми.

Вывод об иерархии мотивов предполагает ранжирование мотивов по степени значимости. На первом месте укажите мотив наиболее значимый для ученика, далее по убывающей, так, чтобы на последнем месте оказался наименее значимый, наименее актуальный учебный мотив.

Определите стратегию и задачи индивидуальной работы с данным учеником, используя результаты проведенной психолого-педагогической диагностики и оцените результативность своей работы с данным учеником.

Задание № V (IV курс) и № VI (V курс) Учебно-методическая работа.

Позади первые дни педпрактики - знакомство с классом. Завтра Вы идете на первый урок... Что Вам целесообразно вспомнить накануне?

Урок является основной, важнейшей единицей учебно-воспитательного процесса. В настоящее время к уроку предъявляются дидактические, психологические, воспитательные, гигиенические и организационные требования.

Первостепенным условием эффективности урока является четкое определение дидактических задач как урока в целом, так и его составляющих элементов.

Каждый урок содержательно и организационно связан как с предыдущим, так и последующими уроками. Поэтому крайне важно продумать место данного урока в системе уроков.

При подготовке к каждому уроку учитель должен осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм обучения, а также продумать творческую реализацию на уроке дидактических принципов в их единстве и взаимосвязи.

Указанные выше требования приводят к необходимости тщательно проектировать каждый урок.

При проектировании урока Вы должны прежде всего проанализировать ситуацию: тему урока и содержание учебного материала (объем, познавательный состав, сложность, новизну, связь с ранее изученным, логику изложения), особенности класса (уровни подготовленности и обучаемости, сформированность познавательных умений, положительной мотивации, дифференцированность класса), время и место проведения урока, его материальное обеспечение.

Важнейшим этапом проектирования урока является целеполагание. Помните, что при определении целей урока Вы должны опираться на анализ ситуации. Конкретные, локальные цели урока должны исходить из глобальных целей, стоящих как перед школой в целом (формирование научной картины мира, развитие мышления учащихся) так и определяемых особенностями класса и отдельных учащихся (например, формирование самостоятельности, познавательных умений и т.п.). Конкретные цели для данного урока должны быть диагностируемы, поэтому их формулируют на языке наблюдаемых действий учащихся, т.е. они отражают, какие знания, умения должен приобрести к концу урока ученик, какие действия должен осуществлять (сформулировать определение, записать формулу, привести примеры, решить задачу, проанализировать явление и т.п.). (Подробнее о целях см. Приложение).

В соответствии с целями урока отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств. Затем уточняется структура урока и разрабатываются учебные ситуации.

Не забывайте, что урок должен проходить в доброжелательной рабочей атмосфере. Вам необходимо позаботиться о создании положительной мотивации обучения и не забыть об индивидуальных особенностях каждого ученика.

Ваша обязанность – не только формировать на уроке знания, умения и навыки, но и научное мировоззрение, эмоционально-волевую сферу, нравственные качества, общую культура учащихся.

Вы должны иметь продуманный план урока и соблюдать организационную часть проведения урока (своевременность начала и конца урока, бережливое отношение ко времени, оптимальный темп обучения).

В обязанность учителя также входит соблюдение в классе гигиенических норм, в частности не допускать переутомления учащихся.

Допустим, Вы помните все вышеперечисленные требования к уроку. Вы хорошо продумали методику проведения урока, составили план (конспект) урока. Гарантирован ли Ваш успех?

Урок только тогда будет эффективным, если Вы сумеете оптимально организовать совместную деятельность, сотрудничество с учащимися. А это невозможно без продуманного общения с классом.

Если на Вашем столе уже лежит написанный конспект урока, не считайте, что Вы уже полностью готовы к деятельности в классе. Целесообразна еще коммуникативная подготовка к уроку. Можно выделить следующие этапы педагогического общения:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап). На этом этапе попытайтесь предвидеть атмосферу урока, ощутить характер возможных взаимоотношений на уроке.

2. Организации непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с классом.

Это очень краткий, но важный отрезок времени на уроке (2 этап коммуникативной атаки). Вы должны сразу взять инициативу в свои руки. Какие процессы происходят на этом этапе? Вы открываете дверь класса, переступаете порог и конкретизируйте спланированную ранее модель общения. Учащиеся в этот момент должны сосредоточить свое внимание на Вас. Можно порекомендовать несколько вариантов привлечения внимания учащихся:

– речевой вариант (обращение к классу);

– пауза с активным внутренним обращением;

– двигательного-звуковой вариант (проходите по классу, развешиваете таблицы, наглядные пособия и т.д.).

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

Вам удалось на предыдущем этапе взять инициативу в свои руки. Но теперь Ваша задача – не упустить ее. Для этого можно посоветовать следующее:

● оперативный переход от организационного момента к деловому;

● организация контакта со всем классом (не заостряйте внимание на отдельных учениках в ущерб всему классу);

● постоянное личностное общение и погашение негативных установок на отдельных учащихся;

● сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентирующих;

● обеспечение внешнего коммуникативного вида учителя.

Можем также посоветовать не замыкайтесь в процессе урока «на себе» («мне это нужно для выполнения программы...»), ориентируйте свою речь на конкретного собеседника (помните про понятность голоса, скорость речи, психологический контекст речи), не стройте общение «сверху вниз», умейте слушать.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.

 

Итак, Вы успешно провели урок... Можно ли начать подготовку к следующему уроку? Нет! Для того, чтобы и следующие уроки были удачны, Вам необходимо проанализировать прошедший урок. Вы должны выявить удачи и неудачи, уяснить и проанализировать их причины. В Дневнике предлагается схема анализа и самоанализа урока. Один из проведенных Вами уроков Вы должны проанализировать письменно, остальные – устно.

 

В обязательную программу практики входит посещение и анализ (устный, по приведенной в Дневнике схеме) уроков учителя по Вашей специальности и других студентов-практикантов.

 

Задание № VI (IV курс) № VII (V курс) Внеклассная работа по предмету.

Общий подход к выбору тематики, подготовке и проведению внеклассного мероприятия по предмету – такой же, как и для любого внеклассного мероприятия (обоснование актуальности темы, исходя из особенностей класса, выявление педагогических задач при подготовке и проведении, активизация учащихся и т.д.), но необходимо помнить и о специфике внеклассной работы по предмету. Ведущей целью здесь является формирование познавательных потребностей учащихся, определяющим в выборе тематики – взаимосвязь с содержанием учебного материала по данному предмету.

 

Задание № VII (IV курс) № VIII Исследовательская деятельность.

Студентам IV курса

Вы определились с выбором выпускной квалификационной работы. Педагогическая практика является очень важным этапом в ее выполнении. Вы выбрали и обсудили с научным руководителем тему исследования. До начала педпрактики Вам необходимо четко уяснить суть научной проблемы, подлежащей исследованию, т.е. выявить основное противоречие и осмыслить его актуальность для современной школы. Данную научную проблему сформулируйте в виде цели исследования. Определите исследовательские задачи, которые должны иметь как теоретическую, так и практическую направленность.

Современный учитель должен обладать исследовательскими умениями. Поэтому, если Вы и не выполняете выпускную квалификационную работу по педагогике, психологии и методике, Вы выполняете мини-исследование.Темы мини-исследований приведены в Дневнике педагогической практики. Мини-исследование отличается меньшим объемом, более узкими задачами, не требует теоретического обоснования, но строится на тех же принципах, что и исследование в ВКР. Внимание: мини-исследование не должно дублировать задание №II и в принципе отличается от диагностической деятельности.Педагогическая и психологическая диагностика предполагает изучение педагогической реальности, а научное исследование – выявление связей между педагогическими явлениями.

В процессе первой педагогической практики Вы должны реализовать эмпирический этап исследования. Уяснив суть научной проблемы, Вы должны сформулировать основные направления изучения образовательной практики, что поможет убедиться в актуальности Вашего исследования и уточнить суть научной проблемы. Например, интересующая Вас проблема – формирование в учебном процессе самостоятельности как качества личности. Вы должны поставить перед собой на данном этапе конкретные вопросы. Например: осознают ли учителя-практики важность данной проблемы, насколько целенаправленно она решается, как это отражается в проектировании учебного процесса и т.д.

Далее Вы должны спроектировать педагогический эксперимент, т.е. определить критерии и показатели (как Вы будете оценивать то или иное качество), выбрать соответствующие методы исследования и разработать их (составить вопросы анкет, программу наблюдения, подобрать тесты и т.п.). Закончив исследование на данном этапе, Вы должны провести количественный и качественный анализ полученных результатов и на его основе уточнить проблему исследования и сформулировать гипотезу – совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых Вам предстоит проверить на второй практике. (Выделенное здесь относится только к исследованиям в рамках ВКР).

Студентам 5 курса, выполняющим ВКР

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...