Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 18. Регулирование международного движения факторов производства

Тема 18. Регулирование международного движения факторов производства

Регулирование международного инвестирования

Регулирование международного технологического обмена

Регулирование международной миграции рабочей силы.

Регулирование международного инвестирования

Регулирование международного инвестирования относится к компетенции таких организаций как Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

МАГИ— одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МАГИ является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Конвенция об учреждении МАГИ подписана в Сеуле 11 октября 1985 года. МАГИ было основано в 1988 году. Оно содержится на взносы стран-участниц. В МАГИ представлены 172 государства. Уставный капитал организации превышает 1 млрд. долларов США. Штаб-квартира МАГИ, также как и других организаций группы Всемирного банка находится в Вашингтоне.

Гарантии МАГИ защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится.

При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МАГИ осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами.

Претендовать на гарантии МАГИ могут частные фирмы и граждане, не зарегистрированные в стране, в которую направляются инвестиции. Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется.

В то же время МАГИ не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн. долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн. долл. США на одну страну. Путем совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

С 1988 года МАГИ выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд. долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

МЦУИС — одно из автономных международных учреждений входит в Группу организаций Всемирного банка, являющегося специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами.

МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (т. н. Вашингтонской конвенцией). Конвенция установила статус МЦУИС, его организационную структуру и основные функции. Конвенция была открыта для подписания 18 марта 1965 года и вступила в силу 14 октября 1966 года. Членами МЦУИС являются 144 страны (на январь 2010 г.), в том числе Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Украина. Центр возглавляют избираемые Председатель и Генеральный секретарь.

Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон и арбитражное производство. В соответствии с этим конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.

 

Тема 19. Регулирование валютно-кредитной политики стран

Международный валютный фонд

Международный банк реконструкции и развития

Банк международных расчетов

Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) основан в 1945 г. согласно решению Бреттон-Вудской конференции. Членами Фонда являются 187 государств, в том числе и Украина. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

Основные цели МВФ:

· Укрепление международного сотрудничества в области валютной политики;

· Обеспечение жизнеспособности международной системы платежей и стабилизация рынка иностранной валюты;

· Предоставление кредитов странам-членам.

С самого своего учреждения целью МВФ являлось оказание содействия преодолению проблем неконвертируемости валют, торговых и платежных ограничений, нестабильности валютного рынка, которые властвовали в 30- е и 40- е годы ХХ века. Наиболее сложной является проблема стабилизации валютного рынка. Существенное изменение позиций ключевых валют (доллар США, евро, фунт стерлингов) может дестабилизировать мировые финансовые рынки. Для снижения валютного риска центральные банки страны могут сократить операции с иностранной валютой, и это также уменьшает эффективность функционирования международного валютного рынка. Чтобы предотвратить такую ситуацию, МВФ прибегает к целому комплексу мер, которые будут рассмотрены ниже.

Организационная структура:

1. Совет управляющих.

2. Исполнительный совет (директорат).

3. Директор-распорядитель.

4. Комитет по развитию.

Совет управляющих - высший орган МВФ. Он состоит из управляющих от каждой страны-члена (обычно это главы центральных банков или министры финансов) и их заместителей. Совет собирается на заседании раз на год.

Компетенция Совета: принятие новых членов, определение их квот, распределение СДР, а также актуальные политические вопросы, которые возникают перед МВФ. Совет может временно прекратить право участия какой-то страны в процедуре голосования вследствие нарушений требований Устава.

Процедура голосования является существенным инструментом деятельности МВФ. В зависимости от важности вопроса, который обсуждается, решения принимается простым или квалифицированным большинством. Обычно решения принимается простым большинством, но по важнейшим вопросам необходимо "специальное большинство" - 70 или 85% голосов. Страны-члены имеют неодинаковое количество голосов; оно зависит от доли каждой страны (квоты) в капитале Фонда. Каждое государство имеет 250 базовых (исходных) голосов плюс еще по одном голосу за каждые 100 тысяч единиц СДР, которые она имеет в Фонде. Поэтому распределение голосов очень неравномерно.

Исполнительный совет или Совет директоров (директорат) состоит из 24 директоров, 5 из которых назначаются странами с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция).

Исполнительный совет заседает трижды на неделю и руководит текущей деятельностью МВФ, включая распределение кредитов странам-членам. Исполнительный совет назначает директора-распорядителя.

Директор-распорядитель имеет трех заместителей, один из которых - первый. По традиции директором-распорядителем является гражданин Европы, а его первым заместителем - гражданин США. Директор распорядитель является главным официальным представителем Фонда на международных форумах, деловых встречах. Он голосует в Исполнительном совете.

Комитет по развитию - общий орган МВФ и МБРР, ведает вопросами предоставления реальных ресурсов развивающимся странам. Состоит из 24 членов; обычно это министры финансов стран-участниц. Комитет присылает аналитические доклады и рекомендации Совету управляющих МВФ и МБРР.

МВФ выполняет такие группы функций: надзор за валютной политикой стран-членов; кредитно-финансовая деятельность, техническая помощь; эмиссия СДР.

Надзор представляет собой наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов. Каждая страна обязана предоставить МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора. Это - информация о реальном денежном, бюджетный и внешнем секторах экономики, о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). В процессе надзора выявляются потенциальные дисбалансы, которые могут дестабилизировать валютные курсы. По итогам надзора МВФ предоставляет правительствам соответствующие рекомендации.

Надзор осуществляется в трех основных формах: консультации, многосторонний надзор, углубленный надзор.

Консультации представляют собой итоговую деятельность миссий МВФ, которые каждый год наведывают страну - члена и ведут переговоры с руководителями основных экономических институтов, с министрами финансов, экономики, директорами центральных банков. По результатам переговоров миссия составляет свое мнение о состоянии экономики страны и разрабатывает соответствующие рекомендации. Эти документы докладываются на заседании Исполнительного совета, который принимает окончательное решение.

Многосторонний надзор осуществляется в форме анализа Исполнительным советом международной экономики в целом. Анализ содержится в специальном докладе "Мировой экономический обзор" ("World Economіc Outlook"), на основе которого составляется прогноз развития мировой экономики на ближайшие 2-3 года. Прогноз включает определение темпов роста реального ВВП, инфляции, состояния платежных балансов, размеров внешнего долга, условий торговли, объемов международных резервов. В процессе анализа указывается место каждой страны-члена в международной экономике и специфика ее проблем.

Углубленный надзор осуществляется по просьбе правительства страны с целью исправления микроэкономических дисбалансов. Обычно он проводится тогда, когда страна оказывается в трудном финансовом положении, имеет большую внешнюю задолженность и просит перенести сроки платежей по внешнему долгу. В таком случае МВФ осуществляет поквартальный анализ экономики страны. По следствиям анализа разрабатываются рекомендации по корректированию экономической политики, этим рекомендациям правительство должен неуклонно следовать.

Кредитно-финансовая деятельность является одной из важнейших функций МВФ. Она состоит в использовании финансовых ресурсов МВФ странами-членами и кредитовании с помощью привлеченных ресурсов.

Формирование ресурсов МВФ. Структура ресурсов фонда состоит из двух блоков:

· взнос каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с ее квотой;

· заимствованные средства: кредитные линии от правительств и центральных банков членов Фонда.

Квоты. Взнос каждой страны в капитал Фонда осуществляется на 25% в иностранной твердой валюте (раньше - золотом), а остальные - в национальной валюте. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса страны в мировой экономике. При этом учитывается: размер ВВП страны; среднемесячные резервы; ежегодные текущие платежи и поступления. В связи с этим квоты среди членов распределяются неравномерно. На США приходится 17,4% общей суммы квот, Японию - 6,2%, Германию - 6,1%, на Великобританию и Францию - по 5,1%. Доля 25 развитых стран составляет 62,8%. Доля Украины - 0,6%.

Квоты периодически пересматриваются, обычно через каждые пять лет, в связи с тем, что изменяется место страны в мировой экономике.

Фонд также использует заимствованные средства. По согласованию с "Группой десяти" (Г-10) МВФ пользуется кредитом стран "Десяти" в пределах лимита до 17 млрд. СДР. Кроме того, Фонд получает займы у центральных банков и казначейств Саудовской Аравии и некоторых других государств. Общая величина заимствованных средств не должна превышать 60% от общего объема квот.

Кредитно-финансовая деятельность МВФ осуществляется в двух модификациях:

· соглашение или трансакция (transactіon), которая заключается в предоставлении странам средств из собственных ресурсов Фонда;

· операция (operatіon), которая заключается в предоставлении посреднических финансовых и технических услуг за счет заимствованных средств.

Кредитные операции осуществляются только с центральными банками и стабилизационными фондами.

Соглашение или трансакция не является кредитованием в полном понимании этого слова. Это финансовая помощь. Она представляет собой обмен национальной валюты на соответствующую сумму иностранной валюты. Когда страна берет кредит у МВФ, она осуществляет куплю иностранной валюты за собственную; когда платит долг - совершает обратную сделку: выкупает собственную валюту за иностранную.

Страны - члены могут использовать ресурсы МВФ в соответствии с их квотами. Квота делится на 4 части, которые называются траншами. Первый кредитный транш - до 25% квоты. Эта часть квоты называется первой долей квоты; она может быть использована автоматически по первому требованию. Первая доля квоты называется также резервной долей. Сумма займов, которая предоставляется Фондом свыше резервной доли страны, называется ее кредитной позицией. Резервная доля и кредитная позиция вместе образовывают резервную позицию страны.

Если же страна желает получить средства, которые превышают ее резервную позицию, то МВФ выставляет более жесткие требования для их получения. Особенно они возрастают при предоставлении третьего и четвертого траншей. Условия, которые при этом выдвигает МВФ, касаются проведения правительством страны определенной экономической политики. Она должна быть направлена на снижение дефицита национального бюджета к определенному проценту от ВВП, улучшение торгового баланса, сокращению номинальной заработной платы до определенного уровня. Стабилизационные программы Фонда включают также сокращение государственных затрат на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение. Они содержат часто требования по увеличению налогов, особенно косвенных, отмены субсидий на продовольственные товары. Иногда одним из требований является девальвация национальной валюты. В связи с этим выполнение жестких программ МВФ в странах с дефицитом платежного баланса часто приводит (по крайней мере, на некоторое время) к ухудшению жизненного уровня населения.

Механизм финансирования. Финансовые ресурсы МВФ предоставляются в форме трех модификаций, которые называются финансовыми возможностями: регулярные, концессионные и специальные.

1. Регулярное финансирование, в свою очередь, делится на краткосрочное и удлиненное.

Краткосрочное или "стенд-бай" (stand-by) осуществляется в пределах резервных соглашений сроком на 12-18 месяцев. Это финансирование для исправления краткосрочных макроэкономических дисбалансов. Предоставляется траншами в 25% от квоты. Покупка валюты осуществляется на условиях 2-7% годовых. Кроме того, предоставляя кредит, МВФ взимает одноразовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы соглашения. Выкуп валюты должны состояться через 5 лет.

Удлиненные соглашения заключаются сроком на три года. Они направлены на поддержку экономических реформ в странах-членах. Выкуп валюты должны состояться не позднее, чем через 10 лет.

2. Концессионное финансирование предназначено для наименее развитых стран, чей доход на душу населения не превышает 825 долларов. Этот вид финансирования предоставляется на льготных условиях под 0,5% годовых с выплатой долга через 10 лет.

3. Специальное финансирование предоставляется в связи с чрезвычайными обстоятельствами. К ним принадлежат стихийные бедствия, социальные волнения, резкое падение цен на экспортные товары или повышение их - на импортные. Специальное финансирование осуществляется также с учетом трудностей переходного периода, который относится, в частности, к странам Центральной и Восточной Европы.

Размеры финансирования. В рамках регулярного финансирования страна может получить средства до 300% своей квоты; по концессионному соглашению - до 50%; специальное финансирование осуществляется в размере до 30% квоты.

Кредитные операции МВФ. Кроме финансовых операций Фонд осуществляет и чисто кредитные. До середины 70-х годов ХХ столетия кредиты предоставлялись преимущественно развитым странам; потом ситуация резко изменилась, и практически все кредиты идут в развивающиеся страны и в страны с переходной экономикой.

В 2010 году МВФ предоставил кредитов на общую сумму 72,2 млрд. СДР.

МВФ часто заключает сделку со страной-членом с обязательством предоставить определенную сумму кредита в момент ее обращения к Фонду. В таком случае страна получает не денежную наличность, а договаривается о займе на обозначенную сумму. Страна может использовать эту сумму на предусмотренных соглашением условиях. Такие кредиты могут быть удлинены на срок, который превышает начатый.

Кредиты МВФ, кроме прямого назначения, играют роль гаранта для получения страной средств от других кредиторов. Если МВФ предоставил кредит, то это - выражение доверия к стране относительно ее платежеспособности.

Техническая помощь МВФ заключается в содействии странам-членам в осуществлении ими денежной, валютной политики, банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, упорядочении статистики, в разработке финансового и экономического законодательства.

Техническая помощь осуществляется путем направления миссий МВФ в центральные банки и министерства финансов страны. Такая помощь предоставляется по просьбе страны. Эксперты миссии работают в стране обычно 2-3 года.

Выпуск СДР является специфической функцией МВФ для пополнения международных валютных резервов.

СДР - специальные права заимствования (Specіal Drawіng Rіghts - SDR) - это международный валютный актив. Они предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашение дефицита платежного баланса страны и расчетов ее с Фондом.

СДР делятся между странами-членами пропорционально их квотам. Страны, которые имеют свой счет в СДР, могут приобрести в других странах-членах их валюту на соответствующую сумму. За хранение СДР свыше распределенных лимитов МВФ платит их владельцам процентные ставки, которые колеблются в пределах в 1 до 14%.

Доля СДР в мировых валютных резервах составляет 2%. Курс СДР относительно доллара рассчитывается на основании "корзины" курсов ведущих валют - доллара США, фунта стерлингов, евро, йены.

Международный валютный фонд, несмотря на определенные противоречия и трудность функционирования, является главным органом регулирования международных валютно-кредитных отношений. В конце ХХ столетия его роль в развитии мировой экономики значительно выросла.

 

Банк международных расчетов

Банк международных расчетов (БМР) - один из старейших международных банков. Он был основан в 1930 г. на основании межправительственного соглашения шестью государствами - Великобританией, Бельгией, Германией, Италией, Францией и Японией. Членом банка стала также Швейцария, на территории которой функционирует БМР (г. Базель). Первоначальным назначением банка было урегулирование выплат немецких репараций по результатам Первой мировой войны. В 30- е годы ХХ века состав БМР пополнился еще рядом европейских стран, а в послевоенный период - и неевропейскими странами, в том числе США, Австралией, ЮАР и др. Сейчас количество членов - 34 страны.

Существенная особенность БМР заключается в том, что его главными подписчиками являются центральные банки стран-членов. По этой причине БМР часто называют "банком центральных банков". Кроме того, участниками БМР являются и некоторые частные коммерческие банки, в частности большие американские банки группы Моргана.

Банк международных расчетов - акционерное общество. Денежной единицей, которую он использует, является золотой швейцарский франк с содержанием 0,29 г чистого золота.

Организационная структура БМР:

· Генеральное собрание;

· Совет директоров;

· Руководство.

Формирование ресурсов. Основной источник - ссудные средства (вклады) центральных банков стран-членов в иностранной валюте или золото. Вклады краткосрочные, до трех месяцев. Эти средства БМР размещает на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях и банках-корреспондентах для получения прибыли и выплаты процентов по вкладам.

Основные цели и функции БМР:

· содействие центральным банкам в управлении их валютными резервами;

· обсуждение стратегических вопросов валютной политики стран-членов;

· выполнение функций агента по выполнению международных финансовых соглашений стран-членов;

· исследование в области валютной и денежной политики в интересах центральных банков.

В соответствии с основными функциями БМР осуществляет: куплю-продажу и хранение золота; депозитно-ссудные операции с центральными банками; операции с валютой и ценными бумагами на международных рынках.

Одна из важнейших функций БМР - регулирование международных расчетов и разработка нормативных документов по банковскому надзору. С этой целью при БМР образовано три комитета: Базельский комитет по банковскому надзору, Базельский комитет по системам платежей и расчетов, Постоянный комитет по евровалютам.

Задачами Базельского комитета по банковскому надзору является разработка принципов эффективного банковского надзора для предупреждения банковских кризисов. Комитет разработал ряд документов, которыми руководствуются практически все страны мира. Кроме того, разработаны нормы и нормативы международной деятельности в разных областях.

С 90- х годов ХХ столетия в сфере внимания Комитета оказались страны Центральной и Восточной Европы. Органы надзора большой группы стран этого региона (среди них - Украина) образовали региональную Группу банковского надзора стран ЦВЕ. Комитет поддерживает Группу, предоставляет ей экспертную и информационную помощь, помощь в подготовке специалистов. Служба банковского надзора Национального банка Украины поддерживает тесные контакты с членами Группы, активно участвует в работе ее органов.

С 80- х гг. ХХ века БМР осуществляет новый вид деятельности. Он предоставляет промежуточный кредит странам, которые ожидают кредит от МВФ и находятся в сложном финансовом положении. Делается это для того, чтобы поддержать экономику этих стран для получения кредитов МВФ.

 

Тема 18. Регулирование международного движения факторов производства

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...