Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

Москва, 1999

 

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.

 

В пособии раскрываются основные понятия современной профориентации. В проблемном плане излагаются как традиционные представления о профессиональном самоопределении, так и новые подходы. Данное пособие является первой, теоретической частью по курсу «Профессиональное самоопределение», вторая часть – «Активные методы профессионального и личностного самоопределения» больше направлена на знакомство с организацией и планированием конкретной практической помощи самоопределяющимся клиентам.

Пособие предназначено для студентов, изучающих курсы «Профессиональное самоопределение», «Психология карьеры», «Психолог в образовании», «Школьная профориентация» и т.п.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.  
1.1. Культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.  
1.2. Развитие профориентации в России и СССР.
1.3. Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой.  
1.4. Эволюция проблематики профессионального самоопределения.  
   
2. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.  
2.1. Соотношение понятий: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, профессиональный выбор и карьера.    
2..2 Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении.
2.3. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.  
2.4. Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения.    
2.5. Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.  
2.6. Приоритеты профориентационной работы в современных условиях    
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.  
 
3.1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека.
3.2. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения.  
3.3. Различные варианты планирования профессионального развития.  
3.4. Типы и уровни самоопределения человека.
   
4. СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА.  
 
4.1. Понятие «оптант» (по Е.А.Климову).  
4.2. Помощь в профессиональном самоопределении различным образовательно-возрастным группам населения.  
4.3. Психологические проблемы профессионального образования и переподготовки кадров.  
   
5. ОПТАНТ КАК СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.  
5.1. Совокупный, сложноорганизованный и противоречивый характер субъекта профессионального самоопределения. Парадоксы «субъектности» в профессиональном самоопределении.  
5.2. Активность и активизация в профессиональном самоопределении.  
5.3. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения.  
   
6. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.  
6.1. Основные стратегии профконсультационной помощи: приемлемые и неприемлемые стратегии.  
6.2. Общее представление о практической профконсультационной методике. Прогнозная модель общей оценки эффективности методики.    
6.3. Основные группы профориентационных методов.
6.4. Проблема методических предпочтений («методических мод») в отечественной профориентации.  
6.5. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.  
6.6. Типы профконсультаций.
6.7. Основные формы и модели профориентационной помощи.
   
7. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.  
7.1. Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).
7.2. «Аналитическая профессиограмма» и общая логика организации профотбора (по Е.М.Ивановой).  
   
8. ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ  
ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ  
САМООПРЕДЕЛЕНИИ.  
8.1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта.
8.2. Основные концептуальные установки профконсультанта.  
8.3. Профконсультант как возможный посредник между самоопределяющимся человеком и культурой.  
8.4. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития профконсультанта.    
9. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.  
9.1. Чувство собственного достоинства как «высшее благо» и возможный смысл профессионального самоопределения.  
9.2. Роль современных средств массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных устремлений самоопределяющейся личности.    
9.3. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху становления «рыночных отношений».      
Темы курсовых и дипломных работ по курсу «Теория и практика профессионального самоопределения»  

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

 

Общая логика развития профориентации в странах с

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

Соотношение понятий: профориентация и

Профконсультация, профессиональное и личностное

Концептуальные уровни помощи человеку в

Профессиональное самоопределение как поиск смысла в

Трудовой деятельности.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция… При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с трудовой деятельности. с работой. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация проявляетс себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение… П.Г.Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».

Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В.Франклу): «…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность «выходить за рамки самого себя», а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни»… Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции…

Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще «на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»…

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы «пустота». Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение»).

Правда, по В.Франклу получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только «найти»… Но в этом есть элемент предопределенности…

При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов…

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей… Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта.

1. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствие с затраченными усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество).

Но еще К.Маркс поставил проблему «отчуждение труда от капитала». Ход его рассуждений примерно следующий. Выделяется два аспекта труда: 1) «живой труд» – как деятельность, как возможность и как источник богатства и 2) «абстрактный труд», выраженный в стоимости, в капиталах. Из-за несправедливого распределения богатства часто получается так, что труженик имеет мало денег (лишь на поддержание своего существования), а бездельник – может быть богачом… В справедливом обществе живой труд (сама деятельность, работа) должен соединяться с абстрактным (с денежным вознаграждением). Еще Платон считал, что в справедливом обществе вклад человека в общество должен соответствовать вознаграждению. Бездельник может стать богачом именно потому, что труд существует в двух аспектах и его (особенно в абстрактной части, связанной с капиталами) можно незаслуженно «отчуждать» от настоящего труженика.

Таким образом, более важным становится не сам труд, а возможность перераспределения благ, результатов этого труда. Но обесцененный труд порождает уже чисто психологические проблемы, связанных с отношением к труду и планированием своего развития как настоящего труженика или как «предприимчивого» бездельника-эксплуататора. И хотя сам К.Маркс не исследовал чисто психологических последствий такой несправедливости (сама психология как наука тогда еще не появилась), его рассуждения могут быть очень интересны при рассмотрении проблем профессионального самоопределения.

Деньги – это не только экономическая категория – это своеобразный аккумулятор человеческих надежд, мечтаний и смыслов… Уже в развитие марксовых идей можно сказать, что обладатель капиталов как бы обладает и частичками души других людей. Но деньги (большие капиталы) позволяют человеку, который ими обладает, высвобождать свободное время для гармоничного личного развития.

«Гармонично развитый индивидуум» (по К.Марксу) – это человек, постоянно меняющий свои профессиональные функции, это «суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности», т.е. гармоничность понимается как разносторонность в разных видах труда. «При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию», - писал К.Маркс… Примечательно, что на многих западных фирмах (в частности, в современной Германии) трудно сделать карьеру, не овладев и смежными профессиями…

Самое страшное «ругательство» для К.Маркса – это «профессиональный кретин» (или - «профессиональная идиотия»), т.е. человек «хорошо знающий только свою профессию, ограниченный ею и не участвующий в жизни общества»… Другое «ругательство» К.Маркса - «призвание», которое также сильно ограничивает человека, т.к. закрепляет его за определенной трудовой функцией. «Признавая призвание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек – это творец свей судьбы», - писал К.Маркс. Можно представить себе реакцию К.Маркса, если бы он попал несколько лет назад в тогдашнюю советскую школу, где часто висели лозунги типа: «Ты выбираешь профессию. Помни – это на всю жизнь!»…

К.Маркс отмечал, что «главным результатом труда являются не производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях»… При капитализме появляется много людей, у которых есть возможность использовать свободное время для своего развития – и в этом прогрессивный смысл капитализма (по сравнению с предшествующими формациями). Но все это происходит за счет эксплуатации других людей (которые свое время тратят на изнурительный труд для обеспечения своего существования). Предполагалось, что при социализме у большинства людей будет время для гармоничного развития – в этом главная «крамола» Маркса…

2. Но, как уже отмечалось, К.Маркс не раскрыл именно психологический (личностный) смысл труда. Э.Фромм пытался несколько «психологизировать» К.Маркса. Его термин – «отчужденный характер», когда человек отделяется от своего дела, от своей деятельности, когда деятельность перестает для него быть личностно значимой, т.е. человек как бы теряет смысл своего труда…Человек просто продает себя на «рынке личностей» (как и у Маркса, человек продает свою рабочую силу). Отчужденный характер – это и есть «рыночная личность», утратившая истинный смысл (смысл для такого человека находится как бы вне труда, например, в зарабатывании денег). Но опять неясно, в чем заключается этот смысл? Например, остается без ответа вопрос, зачем человеку много денег? Как антитезу «отчужденному характеру» Э.Фромм выделяет «неотчужденный характер», когда человек выполняет значимую для себя деятельность, как бы личностно «сливаясь» с ней, но сущность такого человека раскрывается всего лишь через набор «красивых» (хотя и правильных) слов, типа через «»ориентация на самого себя», ориентация деятельная, любящая и разумная», когда «любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что он любит» и т.п.

3. В.Франкл рассматривает разные варианты смыслов («три триады смыслов») и выделяет самый главный из них – смысл страдания, но «только такого страдания, которое меняет человека к лучшему»… Правда, до него еще Ф.Ницше писал, что «место человека в обществе определяется теми страданиями, которые он готов за это вынести»… Если взять за основу страдание ради самоулучшения, то остается вопрос: в каком направлении улучшаться, к каким идеалам стремится? И хотя сам В.Франкл, да и Ф.Ницше дают примерные ориентиры саморазвития, но построение «пространств» выбора все-таки оставляют самому клиенту. В итоге клиент, да и сам психолог-консультант остаются в растерянности.

4. Дж. Ролз в своей известной работе «Теория справедливости» выделяет «первичное благо» – чувство собственного достоинства. Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку деньги, капиталы? – Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к культуре, путешествовать и т.п. Но далее следует еще более интересный вопрос: а это все зачем? – Многие обычно теряются с ответом, т.к. ответ кажется самоочевидным. Попробуем порассуждать в этом направлении. Типичный пример: человек купил дорогую вещь (съездил за границу, «приобщился к культуре, обежав за два часа весь Лувр»…), но часто главный для него смысл заключается в том, чтобы рассказать об этом своим близким и знакомым. Известно, например, что большее удовольствие человек часто получает не от престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки, или от рассказов об этой поездке в кругу «друзей», или же от воспоминаний о ней… То есть смысл – не в поездке, а вне ее…

Но тогда возникает вопрос: а почему так происходит? И зачем тогда нужна эта поездка (эта покупка и т.п.)? – Один из наиболее убедительных вариантов ответа: для повышения чувства собственной значимости… Таким образом, даже не деньги (и приобретаемые на них блага) становятся главным смыслом: деньги – это одно из средств для повышения чувства собственного достоинства… Но все это означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и денежной) человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. Если отбросить обиды и возмущения по поводу приведенных выше рассуждений, то выделение чувства собственного достоинства как «исходной» категории позволит лучше понимать многих клиентов, их «первичные», более сущностные представления о ценностях и благах, а значит и о смыслах своей профессиональной жизни…

5. Если попытаться несколько развить идею «первичного блага» и чувства собственного достоинства, то можно выделить еще одни вариант смысла – стремление к элитарности. Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть «из грязи в князи» (в том числе, и через «удачно» выбранную профессию, и через «удачное» трудоустройство…). Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не столько творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в более стабильных условиях, а так называемые «авантюристы», которые обладают не столько талантом хорошо работать, сколько талантом хорошо устраиваться (или точнее – подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру рынка труда). Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи.

Интересно, В.А.Поляков в своей известной книге «Технология карьеры» откровенно выделяет две главные цели (мы бы сказали - смысла) при построении «успешной» карьеры: первое – «добиться высокого положения в обществе», и второе – добиться «высокого дохода»…

Конечно, элитарные ориентации в профессиональном самоопределении предполагают не только «престиж» и «высокий заработок», но и, действительно, творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Проблема лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где – псевдо-элита…

Условиях.

 

Выделенные приоритеты имеют смысл только на фоне традиционной профориентационной помощи. В данном случае приоритет – это поиск нового, рискованного варианта помощи в изменяющихся условиях. Но такой поиск может быть и неудачным, поэтому традиционные (и в чем-то даже устаревшие) формы работы – это своеобразная «подстраховка» на случай неудачи. Это гарантия того, что хоть какая-то минимальная помощь клиенту (учащемуся) будет оказана… Напомним, что традиционно выделяются следующие направления профориентационной помощи: профинформация, профреклама, профагитация, профпросвещение, профессиональная диагностика (профотбор, профподбор), профконсультация, помощь в трудоустройстве и т.п.

На этом фоне выделяются приоритетные направления творческого поиска профконсультанта:

1. Помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным соцально-экономическим условиям «рынка». Даже тогда, когда не ясно, что за «рынок» построен в РФ, выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант нахождения своего места в обществе (каким бы «свободным» и «веселым» это общество ни было…). Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея «опережающей профконсультации», т.е. ориентация не только на то, что есть сейчас. Но хоть какое-то прогнозирование изменения общества.

2. Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важнее становится не помощь в конкретном выборе, а формирование самой способности совершать разные профессиональные и жизненные выборы. Важно при этом ориентировать клиента на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале – это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но «действенный социальный оптимизм» и вера в свое предназначение обязательно должны сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.

3. Формирование морально-волевого тыла» самоопределяющегося человека. Идея такого «тыла» подсказана самой профконсультационной практикой: иногда самоопределяющийся человек рассуждает примерно так: «Сначала я должен чего-то добиться в этом мире (приобрести престижную и денежную профессию, устроиться, купить то-то и то-то…), а затем – можно заняться и любимым делом…». Правда, далеко не все потом действительно занимаются своим любимым делом, т.к. «бизнес» (современная «круговерть») сильно затягивает и накладывает отпечаток на всю жизнь человека… Часто потом такие люди пытаются «реализовать» себя в своих детях…

«Тыл» понимается как основа самостоятельности, творчества и совести (хорошо быть «честным» и «порядочным», когда есть надежные «тылы»), как условие для действительно значимого дела жизни. Варианты «тылов» могут быть самые разные: хорошее образование (раньше значок о высшем образовании вообще называли «поплавком»), воспитание, богатые родственники, связи, коммуникативные способности, место проживания – прописка и т.п. К «тыловым ресурсам» можно отнести и умение входить в социально-профессиональную или учебно-профессиональную среду (в «профессиональную тусовку»).

Применительно ко многим людям, вхождение в социально-профессиональную «тусовку» - это прекрасный вариант обеспечения «тылов» для успешной карьеры. «Специалист в тусовке» имеет для успешной карьеры гораздо больше шансов, чем «специалист, который гуляет (работает) сам по себе». Что-то аналогичное есть и в преступной среде, ведь «вор в законе» – это прежде всего, вор в своей «тусовке»… При этом сначала важно быть принятым в такую «тусовку» (или стать «студентом в тусовке», или стать «специалистом в тусовке»). Но затем, если у работника (или у студента) появится истинная потребность творить, проявлять свое достоинство, то может возникнуть другая проблема – проблема безболезненного выхода «из тусовки», ведь известно, что социально-профессиональная среда сильно ограничивает профессионала в развитии. Часто на первый план в «тусовке» выходят не профессионализм, а такие качества как «яркость», эффектная скандальность и склочность или же не понятно на чем основанная «харизматичность» (члены «тусовок» любят, когда кто-то из их среды обладает «особыми качествами»…).

И тогда важнейшим профессиональным выбором станет поиск путей обретения подлинной самостоятельности через преодоление «общественного мнения», через выход из «тусовки» и обретение качественно иного «психологического тыла». Может именно с этого момента человек по-настоящему и становится субъектом профессионального самоопределения?.…

4. Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху (часто это бывает неизбежно). Надо сразу разграничить «внутренний компромисс» и «сделку с совестью»: сделка с совестью – это уступка в значимой ценности (в чем-то «святом»), а внутренний компромисс – это искусство уступать в малом, несущественном. Это чем-то напоминает «психо-социальный мораторий» (по Э.Эриксону), когда молодой человек уже готов что-то сделать, но общая ситуация ему не позволяет реализовать себя в каком-то поступке. Надо сказать. Что таких психо-социальных (или психо-профессиональных) «мораториев» на протяжении трудовой жизни у каждого самоопределяющегося человека будет немало.

5. Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь – построение системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для данного человека. Именно построение такой иерархии смыслов станет важнейшим условием различения существенной ценности («святыни») от менее существенной ценности. т.е. условием совершение достойного внутреннего компромисса.

Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Сам кризис понимается как условие личностного роста (как своеобразный «шанс» стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы – это кризисы, через которые проходят большинство людей (например, возрастные кризисы). Ненормативное – это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение и т.п.).

Сама реализация кризиса как «шанса» может рассматриваться трояко: 1) как реализация чего-то неизбежного, почти предопределенного («шанс нормативный»); 2) как реализация незапланированной жизненной сложности (проблема готовности к «сюрпризам жизни»); 3) как самостоятельное усложнение для себя жизненной ситуации, т.е. не столько «ожидание шанса» или «реагирование» на него, сколько «создание шанса» (боле творческая позиция – для неугомонных, ищущих людей).

Проблема для профконсультанта (или для педагога-психолога в школе) - как предотвратить деградацию личности в момент жизненного испытания и обеспечить переход человека на более высокий уровень самоопределения и личностного развития (т.е. как научить человека «воспользоваться своим шансом»). Эта проблема связана с другой проблемой: какими психолого-педагогическими средствами все это обеспечить?

Общая логика реализации выделенных приоритетов:

- дальнейшая теоретическая проработка проблемных направлений развития профориентационной помощи;

- постепенная разработка новых (приоритетных) методик;

- постепенное включение новых методик в контекст традиционных форм и методов профессионального самоопределения;

- постоянная корректировка этих методов в зависимости от изменения ситуации.

 

 

Контрольные вопросы к разделу 2.

 

1. Профессиональное самоопределение – это процесс или результат? Почему?

2. В чем смысл профориентационной помощи?

3. Что такое ЛПП?

4. Какой смысл для профконсультационной помощи имеет выделение и осознание факторов профессионального выбора? Приведите примеры основных факторов выбора. Почему именно эти факторы основные? Могут ли у разных людей быть разные основные факторы выбора?

5. Должен ли профконсультант помогать человеку самоопределиться в условиях откровенной диктатуры или даже фашизма?

 

 

Литература к разделу 2:

 

1. Берг В. Карьера - суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998. – 272 с.

2. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник МГУ, сер. 14-психология, 1987, № 4, С.33-43.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

4. Поляков В.А. Технология карьеры. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 128 с.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246 с.

6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

8. Фромм Э. Человек для себя. – Мн.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ «ПРОСТРАНСТВА»

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.

 

Развития.

 

В профориентации традиционно выделяют профессиональные планы и профессиональные перспективы. Если перспектива – это целостная картина своего профессионального будущего, то план – это более конкретная программа достижения профессиональных целей (по Е.И.Головахе).

На сегодняшний день само планирование жизни часто представляют как построение определенной последовательности событий. Сами события – это относительно компактные по времени изменения в жизни человека, имеющие для него существенное значение – отсюда событийный подход. Известна методика Е.И.Головахи и А.А.Кроника, позволяющая оценивать значимость определенных отрезков жизни человека. На личсте бумаги рисуется горизонтальная линия жизни (иногда ее для удобства разделяют на отрезки по 5 лет). На этой линии выделяют настоящий момент (точкой) и все наиболее существенные события прошлого и в предполагаемого будущего. По вертикали – уровень счастья данного человека. После этого клиент сам рисует линию своего счастья в соответствие с основными эпохами и событиями жизни. Если, например, окажется, что наибольшее счастье было в прошлом, то и психологическая помощь должна быть соответствующей…

Аналогично выделяются жизненные стратегии и жизненные сценарии (по Э,Берну): стратегии охватывают жизнь в целом, а сценарии – это скорее схематизированные правила поведения человека по реализации стратегии. Э.Берн считает, что сценарии формируются в раннем детстве и во многом определяют всю жизнь человека. На основе выделения разных сценариев выделяются три основные типа людей6 порбедители. Не победители и неудачники. При этом главное для человека при построении своей жизни – «выйти из-под власти сценария» и начать жить настоящей жизнью.

Некоторые авторы (например, М.В.Розин) рассматривают планирование жизни как «написание поэмы». Характерно это больше для творческих людей. Анализируя судьбы выдающихся деятелей, М.Р.Розин выделяет четыре основных момента, определяющие такое планирование: 1) образ героя; 2) сюжет; 3) трагедийность (и связанные с этим переживания); 4) неожиданные повороты судьбы… Получается, что творческого человека не очень привлекает простая, бесконфликтная жизнь, ему нужны переживания и сюрпризы… Все это также можно учитывать при работе с клиентами, которые собираются подходить к своим жизненным перспективам творчески…

 

 

3.4. Типы и уровни самоопределения человека.

 

Типы самоопределения выделяются по критерию диапазона маневра в рамках данной деятельности:

- в конкретных трудовых действиях и операциях (на простых, конвейерных производствах, где творчество работника сильно ограничено данной технологией);

- на конкретном трудовом посту (диапазон маневра несколько расширяется, т.к. одно и то же задание можно выполнять разными способами);

- в рамках специальности; в профессии; жизненное самоопределение (диапазон еще больше расширятся, т.к. человек может реализовать себя и во вне профессиональной деятельности);

- личностное самоопределение (не просто освоение социальной роли или выполнение ее по-своему, но и создание новых ролей, принимаемых в данном обществе… - «социальное нормотворчество» – по А.В.Петровскому и А.Г.Асмолову);

- самоопределение в культуре (стремление оставить след в истории, выйти за рамки времени своей жизни – это не только в «творческих» профессиях…).

При этом возникает вопрос: что же такое личность и чем личностное самоопределение отличается от самоопределения в культуре? – В свое время известный философ Э.В. Ильенков писал: “…личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других касающийся, всем другим близкий и понятный, короче - всеобщий результат, всеобщий эффект... Неповторимость подлинной личности состоит в том, что она по своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая “суть” всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей”.

Самоопределение в культуре предполагает не только принятие человека его окружением (как в случае с «личностью»), но скорее даже - принятие потомками (а окружающие современники могут и не принять… - это характерно уже для «гения» или для «универсума» – по В.И.Слободчикову). Интересно, что «святой» в этом случае – это человек, которого и потомки не все могут принять, а лишь «высшие силы» (или по-настоящему «посвященные» люди) способны оценить по-достоинству…

Уровни самоопределения выделяются по критерию самостоятельности и творчества при реализации каждого типа:

1) агрессивное непринятие данного типа или разрушение имеющихся возможностей (деструктивный уровень – примеры…);

2) избегание деятельности «по-тихому» (всяческое «улынивание» от работы, от деятельности по данному типу);

3) работа «по инструкции» (пассивный уровень);

4) стремление что-то сделать по-своему (усовершенствовать отдельные элементы труда -–начало творчества);

5) стремление усовершенствовать деятельность в целом и максимально реализовать свои возможности (творческий уровень).

Для наглядности выделенные уровни и типы можно представить в виде схемы: по оси координат обозначить типы, по оси абсцисс – уровни. Можно также рассмотреть для сравнения различные «случаи самоопределения».

Первый «случай»: тип – самоопределение в конкретному трудовому посту (человек живет в городе, где сильная безработица, и вынужден соглашаться на любую, самую примитивную работу); но уровень творчества у него – пятый, т.е. максимальное творчество (это такой человек такой, который в любое дело стремится вложить свою душу). Второй «случай»: тип – самоопределение в культуре (например, это отпрыск знаменитых и богатых людей, у которого масса возможностей, особый круг общения, родители о нем наверняка вспомнят в мемуарах, место в истории ему обеспечено…), но уровень – агрессивное непринятие данного типа (пьет, употребляет наркотики, презирает своих благородных родителей и все такое, т.е. человек не использует возможности и даже разрушает свою ситуацию…). Можно задаться риторическим вопросом: кто из этих двух людей Вам симпатичнее, и на месте какого человека вы хотели бы оказаться?…

Выделение типов и уровней самоопределения ставит важнейшую проблему: как реализовать возможности (типы) через свое творческое отношение к труду (уровни). В реальности самоопределяющийся человек должен стремиться к расширению своих возможностей (освоение нового типа самоопределения), а также к реализации своих возможностей (переходу на новый уровень самоопределения).

Можно даже выдвинуть следующее интересное предположение: для большинства молодых людей более важны именно типы (как стремление расширить свои возможности, вплоть до комичных примеров. когда подросток мечтает о «богатом наследстве» от какой-то неведомой бабушки в Америке…), а для большинства уже работающих, взрослых людей все в большей степени становятся важными именно уровни самоопределения (как стремление максимально реализовать уже имеющиеся возможности и освоить уже выбранное дело)… Все это также следует учитывать в профконсультационной практике.

 

 

Контрольные вопрос<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...