Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие профориентации в России и СССР.

 

Можно посмотреть, как срабатывает критерий «свободы выбора», т.е. как уровень свободы в данном обществе коррелирует с уровнем развития профориентации. Рассмотрим это на примере родной России.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус). Фактически, это была еще не профориентация, а трудоустройство.

В известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, выделялись четыре типичные варианта выбора:согласно семейным традициям (было распространено в тогдашней России); случайно, необдуманно; по призванию; по расчету… Уже до революции в России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных: «Студенческий альманах», «Адрес-календарь»…

Еще до официального открытия профориентационных служб в С.-Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете…, а чуть позже М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии…

В целом, в дореволюционной России вызревали демократические свободы (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен…) – профориентации как самостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались…

В Советской Россиипроблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии.При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в др. местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии… Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К.Крупская.

Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи… В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась(что бы ни говорили историки-популисты, но в РСФСР была реальная свобода, особенно, если сравнивать молодую советскую Россию со многими другими тогдашними «цивилизованными» странами, где существовала еще колониальная система, расизм и апартеид, где «негров и цветных» еще не пускали в «приличные» места и т.д.).

Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора…). В 1937 г. – отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходит и сейчас в РФ). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель – А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель – Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательсткий институт трудового обучения и профониетациии при Академии педагогических наук СССР - НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель – А.М.Голомшток). Таким образом, в период хрущевской «оттепели», т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране – явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом (и даже примитивном) уровне.

В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны… В итоге ущемления многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.

Правда уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

- создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах – множество пунктов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически, и для становления школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то забывают…);

- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили!);

- в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии» (заметим, что это также был один из первых психологических курсов в школе!).

- наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но опыт быстро приобретался).

- в итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования;

Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

На смену горбачевской «перестройки» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся «революцией с лицом Ростраповича» в августе 1991 года. За этот замечательный период также было сделано немало:

- в 1992 г. вышел «Закон об образовании РФ» и сразу же резко сократилось финансирования школы и особенно профориентации (к этому времени многие «умные и образованные» люди уже «поняли», что есть вещи, более важные, чем образование и какая-то там профориентация, связанная со свободой выбора и самоопределением…);

- в 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости (заметим, что в США для работы в бюро по трудоустройству требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры…);

- к сожалению, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался (денег хватало только на загранкомандировки для начальства), а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»);

- к счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи, т.е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономического абсурда;

- к счастью, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда (за это таких руководителей не раз наказывали, но видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась…);

- один из примеров невнимания к школьной профориентации - Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностики, психотерапии и модного тогда «экономического образования» (это в условиях развала производства и всеобщего воровства!…); Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться;

- как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е годы Г.Мюнстенберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией… В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент – это лишь «обследуемый с помощью тестов»)… Таким образом, сейчас у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают…

В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. – бюрократическими, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») – экономическими (почти не финансируют)… Все это позволяет нам убедиться, что существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества… А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т.е. понять. в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться…

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...