Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Закономерности общения и взаимодействия людейМотивация темы Общение и взаимодействие людей – основная область изучения социальной психологии. Знание закономерностей общения и взаимодействия людей помогут разобраться в основных механизмах межгрупповых отношений. 2. Цель самоподготовки После самостоятельного изучения студент должен: · знать определение общения; · знать виды и функции общения; · знать структуру общения; · иметь представление о специфике обмена информацией в коммуникативном процессе; · иметь представление об интерактивной и перцептивной сторонах общения. Исходный уровень знаний Для овладения темой студент должен владеть следующими категориями: знаковой системой, речью, видами речи, функциями речи. План изучения темы · 1занятие 1) Понятие об общении. Виды и функции общения. Структура общения. 2) Общение как коммуникативная детельность. Основные характеристики общения как коммуникации. 3) Вербальное и невербальное общение. 4) Проблема выражения истинных чувств. · 2 занятие 1) Характеристика перцептивной стороны общения 2) Механизмы социальной перцепции 3) Понятие социального стреотипа 4) Характеристика интерактивной стороны общения 5) Социально-психологическая характеристика конфликта 5. Литература для самоподготовки · Андреева Г.Н. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. · Бодалев А.А. Личности общение. М-82. · Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. · Бороднин, Коряк. Внимание: конфликт. - М-89. · Мелибруда Е.Я. «Я – ты – мы». - М-86. · Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000. · Социальная психология // Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987. Вопросы для самоконтроля 1) Дайте определение общению. Виды и функции общения. 2) Охарактеризуйте монологическое и диалогическое общение. 3) Расскажите о структуре общения и дайте характеристику каждой из трех сторон. 4) Охарактеризуйте специфику обмена информацией в коммуникативном процессе. Виды информации, исходящей от коммуникатора. Средства коммуникации. 5) Раскройте процесс передачи и восприятия сообщения (по И.А. Зимней). 6) Перечислите и охарактеризуйте основные знаковые системы невербальной коммуникации. 7) Охарактеризуйте общение как взаимодействие. 8) Назовите и раскройте основные типы взаимодействий. 9) Дайте определение социальной перцепции. Расскажите о вариантах социальных перцептивных процессов. 10) Раскройте механизмы взаимопонимания в процессе общения. Чем эмпатия отличается от рефлексии? 11) Раскройте содержание и эффекты межличностного восприятия. Что такое каузальная атрибуция? 12) В чем различие эффектов «первичности» и «новизны»? 13) Охарактеризуйте включение аттракции в процесс межличностного восприятия. 14) Дайте определение понятию «конфликт» и назовите социально-психологические характеристики конфликта.
Тест к теме: «Закономерности общения I. Дайте правильный ответ 1. Процесс общения можно описать следующей схемой: а) S S б) S O в) S O S г) S S O 2. Целью коммуникативного влияния является: а) изменение окружающего мира; б) изменение поведения партнера; в) преобразование своего поведения; г) преобразование предметного мира. 3. Оптико-кинетическая система включает: а) жесты, мимику, пантомимику; б) качество голоса, его диапазон, добавки; в) организацию пространства; г) «контакт глаз». 4. В аттракции преобладает … компонент: а) когнитивный; б) эмоциональный; в) мотивационный; г) личностный. II. Дайте правильные ответы: 5. Приемы, используемые при манипуляции: а) феномен «иностранного»; б) использование стереотипных речевых оборотов; в) готовность к раскрытию чувств; г) принцип подавленной инициативы; д) принцип неразрушающего дробления. 6. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать позицию: а) педагог; б) ребенок; в) ученик; г) взрослый; д) родитель. 7. Характеристиками кооперации являются (по А.Н. Леонтьеву): а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) наличие конфликта; в) изменение деятельности каждого, так как предмет и мотив деятельности не совпадают; г) совместимость личностей. 8. В структуру конфликтов входят: а) конфликтная ситуация; б) позиции участников; в) осознание конфликта; г) инцидент; д) развитие и разрешение конфликта. 9. Анализ осознания себя через другого включает: а) каузальная атрибуция; б) хронотоп; в) идентификация; г) рефлексия; д) эмпатия. 10. Келли выделил типы атрибуций: а) объектную; б) обстоятельственную; в) личностную; г) субъектную; д) предметную. III. Найдите ошибку: 11. Специфика общения в случае коммуникации между людьми: а) общение как S S отношения; б) общение предполагает воздействие на партнера; в) при общении партнеры находятся в состоянии активности; г) субъекты общения обладают единой системой кодификации и декодификации; д) при общении могут возникнуть коммуникативные барьеры. 12. К различным формам совместной деятельности относятся: а) совместно-индивидуальная деятельность; б) совместно-взаимодействующая деятельность; в) совместно-независимая деятельность; г) совместно-последовательная. 13. К механизмам социальной перцепции в ситуации межличностного взаимодействия относятся: а) стереотипизация; б) идентификация; в) эмпатия; г) аттракция; д) рефлексия. IV. Найдите соответствие: 14. Содержание различных сторон общения:
V. Заполните схему: 15. а) отношения между группами; б) идеологические; в) межличностные отношения; г) экономические; д) общественные отношения; е) «общество»; ж) политические; з) социальные.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |