Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 3. «Психология малых групп»Тема 4. Взаимодействие личности и малой группы Мотивация темы Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе жизнедеятельности, - важный вопрос социальной психологии. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизмы связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают между личностью и обществом. 2. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения темы студент должен: · Знать основные характеристики и классификации групп · Знать, чем отличаются большие группы от малых; границы малой группы · Знать классификацию малых групп · Уметь рассказать об основных направлениях исследования малых групп в истории социальной психологии · Уметь охарактеризовать динамические процессы в малой группе 3. Исходный уровень знаний: Студент должен знать понятия «личность», «группа», «индивид». 4. План изучения темы: 1) Хотторнский эксперимент Мэйо и его основные выводы. 2) Эффект фасилитации. 3) Отношения в малой группе. Микросоциология Морено. 4) Психологическое давление на индивида в группе: конформизм, нонконформизм (опыты Аша и Кроса). 5. Литература для самоподготовки. · Андреева Г.Н. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. · Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000. · Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987. · Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991. 6. Вопросы для самоподготовки: 1) Дайте определение группе. Перечислите основные характеристики группы. 2) Дайте классификацию групп, изучаемых в социальной психологии. 3) Охарактеризуйте общие проблемы малой группы в психологии. 4) Дайте определение малой группе, ее границам и классификации. Приведите примеры малых групп. 5) Охарактеризуйте социологическое направление в изучении малых групп (эксперимент Мэйо). 6) Расскажите результаты исследования «коантных» групп. 7) Охарактеризуйте социометрическое направление в изучении малых групп (Морено). 8) Дайте общую характеристику динамических процессов в малой группе. 9) Дайте определение понятию «конформизм», перечислите и раскройте содержание видов конформизма. В чем заключался эксперимент Аша?
Тест по теме: «Взаимодействие личности и малой группы» I. Дайте один правильный ответ: 1. Границы малой группы: а) 2 человека (диада); б) триада; в) 7+ 2 человека; г) до 30 человек; д) размер, продиктованный потребностью в совместной групповой деятельности, определяется эмпирически. 2. Характеристика формальных групп: а) непосредственность контактов; б) позиции членов заданы групповыми нормами; в) состоит из людей, объединенных общими интересами; г) включает индивидов, которые ориентируются на нормы других групп. 3. К феномену группового давления относят: а) внутригрупповой фаворитизм; б) механизм каузальной атрибуции; в) конформизм; г) рефлексию. 4. Системная теория происхождения лидерства гласит: а) лидер - это человек, обладающий определенным набором личностных качеств; б) лидерство - это процесс организации межличностных отношений в группе; в) лидерство - продукт ситуации; г) лидер - это человек, обладающий системой санкций. II. Найдите правильные ответы: 5. Основные направления исследования малых групп: а) субъектно-деятельностный подход; б) школа «групповой динамики»; в) социометрическое направление; г) гуманистический подход; д) социологическое направление. 6. Критика социометрического исследования включает указание на: а) изучение только эмоциональных отношений в малой группе; б) наличие изучения только деятельностного аспекта; в) наличие ответа на вопрос о мотивах выбора; г) отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора. 7. Выводы, сделанные по окончании Хоторнского эксперимента: а) производительность труда растет за счет конкуренции в малых группах; б) производительность труда растет вследствие участия индивидов в экспериментах; в) производительность труда растет за счет наличия в малой группе двух типов структур; г) производительность растет вследствие улучшения условий труда. 8. Петровским были выделены следующие типы поведения при групповом давлении: а) внешний конформизм; б) конформность; в) негативизм; г) внутригрупповая внушаемость; д) коллективизм. 9. Методы групповой дискусии: а) брейнсторминг; б) метод групповой интроспекции; в) метод синектики; г) метод группового интервью. 10. Исследователи, занимавшиеся изучением конформизма: а) Гилфорд; б) Аш; в) Шериф; г) Маслоу; д) Милграм. III. Найдите ошибки: 11. Характеристиками индивидов в группе являются: а) статус; б) роль; в) система групповых ожиданий (групповые нормы и групповые санкции); г) композиция группы. IV. Установите соответствие: 12.
13.
Тема 5. Проблема коллектива и личности в современной Мотивация темы Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между ее членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива. 2. Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы студент должен: · Знать социально-психологические аспекты развития групп; · Ориентироваться в истории развития психологической теории коллектива в отечественной социальной психологии; · Знать стадии и уровни развития группы в психологической теории коллектива; · Знать методологическое значение выделения проблемы коллектива в социальной психологии. Исходный уровень знаний Студент должен знать основные понятия темы (4). План изучения темы 1) Стратометрическая концепция Петровского и сотр. 2) Параметрическая концепция Уманского и сотр. 3) Основные положения учения о коллективе в работах Коломинского, Донцова, Журавлева. 5. Литература для самоподготовки · Донцов И.А. Психология коллектива. - М., 1984. · Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. – 1988. - Т. 9, № 6. · Немов Р. Психология. – М., 85. - Кн. 2. · Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987. Вопросы для самоконтроля 1) В чем состоит психологическая теория коллектива? 2) Дайте краткую характеристику коллектива по Макаренко. 3) Каково методологическое значение выделения проблемы коллектива в социальной психологии? 4) Назовите и дайте краткую характеристику «моделям» развития группы, существующим в отечественной психологии. 5) В чем заключается стратометрическая концепция Петровского? 6) Типология групп в рамках психологической теории коллектива 7) Параметрическая концепция Уманского. Классификация групп. 8) Охарактеризуйте содержание трех блоков подструктур в концепции Уманского. 9) В чем заключается динамика коллективообразования в концепции Уманского? 10) Основные положения учения о коллективе в работах Коломинского. 11) Основные положения учения о коллективе в работах И.А. Донцова. 12) Основные положения учения о коллективе в работах А.Л. Журавлева. Тест по теме: «Проблема коллектива и личности в современной и отечественной психологии» I. Заполните схему: 1. Структура малой группы по Петровскому: а) поверхностные отношения; б) совместная групповая деятельность; в) эмоциональные контакты; г) ЦОЕ. 2. Найдите правильное соответствие:
3. Степень принятия членами группы общегруппового ценностного эталона называется _____________. 4. Степень активного влияния личности на группу в процессе решения совместных задач называется ____________________. 5. Способность группы к эффективному самоуправлению для успешной реализации деятельности называется ____________________. 6. Социальная общность, отличающаяся успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем подготовленности и сотрудничества, называется __________________________. 7. Выберите правильные ответы: Наиболее значимыми, поворотными точками в развитии группы, по мнению Уманского, являются: 1) группы-кооперации 2) группы-конгломераты 3) номинативные группы 4) группы-автономии 8. Выберите правильные ответы: Целостная психологическая структура группы, отражающая все стороны ее жизнедеятельности, образована тремя блоками подструктур: 1) поведенческий 2) общественный 3) социальный 4) личностный 5) блок «общих норм» 9. Выберите правильные ответы: Блок «общих качеств» включает в себя: 1) подструктуры интеллектуальной и волевой коммуникации 2) интегративность 3) микроклимат 4) подструктуры социальной направленности 5) референтность 6) лидерство 10. Выберите правильные ответы: Целостными характеристиками группы выступают: 1) сплоченность 2) микроклимат 3) референтность 4) лидерство 5) интрагрупповая активность 6) интергрупповая активность 7) все ответы верны II. Дайте определения понятиям: 11. Динамика коллективообразования (по Уманскому) 12. Интрагрупповая активность (по Уманскому) 13. Микроклимат (по Уманскому) 14. Интегративность (по Уманскому) 15. Интеллектуальная коммуникация (по Уманскому) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |