Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. «Психология малых групп»

Тема 4. Взаимодействие личности и малой группы

Мотивация темы

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе жизнедеятельности, - важный вопрос социальной психологии. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизмы связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают между личностью и обществом.

2. Цель самоподготовки.

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· Знать основные характеристики и классификации групп

· Знать, чем отличаются большие группы от малых; границы малой группы

· Знать классификацию малых групп

· Уметь рассказать об основных направлениях исследования малых групп в истории социальной психологии

· Уметь охарактеризовать динамические процессы в малой группе

3. Исходный уровень знаний:

Студент должен знать понятия «личность», «группа», «индивид».

4. План изучения темы:

1) Хотторнский эксперимент Мэйо и его основные выводы.

2) Эффект фасилитации.

3) Отношения в малой группе. Микросоциология Морено.

4) Психологическое давление на индивида в группе: конформизм, нонконформизм (опыты Аша и Кроса).

5. Литература для самоподготовки.

· Андреева Г.Н. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

· Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

· Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.

6. Вопросы для самоподготовки:

1) Дайте определение группе. Перечислите основные характеристики группы.

2) Дайте классификацию групп, изучаемых в социальной психологии.

3) Охарактеризуйте общие проблемы малой группы в психологии.

4) Дайте определение малой группе, ее границам и классификации. Приведите примеры малых групп.

5) Охарактеризуйте социологическое направление в изучении малых групп (эксперимент Мэйо).

6) Расскажите результаты исследования «коантных» групп.

7) Охарактеризуйте социометрическое направление в изучении малых групп (Морено).

8) Дайте общую характеристику динамических процессов в малой группе.

9) Дайте определение понятию «конформизм», перечислите и раскройте содержание видов конформизма. В чем заключался эксперимент Аша?

 

Тест по теме: «Взаимодействие личности и малой группы»

I. Дайте один правильный ответ:

1. Границы малой группы:

а) 2 человека (диада);

б) триада;

в) 7+ 2 человека;

г) до 30 человек;

д) размер, продиктованный потребностью в совместной групповой деятельности, определяется эмпирически.

2. Характеристика формальных групп:

а) непосредственность контактов;

б) позиции членов заданы групповыми нормами;

в) состоит из людей, объединенных общими интересами;

г) включает индивидов, которые ориентируются на нормы других групп.

3. К феномену группового давления относят:

а) внутригрупповой фаворитизм;

б) механизм каузальной атрибуции;

в) конформизм;

г) рефлексию.

4. Системная теория происхождения лидерства гласит:

а) лидер - это человек, обладающий определенным набором личностных качеств;

б) лидерство - это процесс организации межличностных отношений в группе;

в) лидерство - продукт ситуации;

г) лидер - это человек, обладающий системой санкций.

II. Найдите правильные ответы:

5. Основные направления исследования малых групп:

а) субъектно-деятельностный подход;

б) школа «групповой динамики»;

в) социометрическое направление;

г) гуманистический подход;

д) социологическое направление.

6. Критика социометрического исследования включает указание на:

а) изучение только эмоциональных отношений в малой группе;

б) наличие изучения только деятельностного аспекта;

в) наличие ответа на вопрос о мотивах выбора;

г) отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора.

7. Выводы, сделанные по окончании Хоторнского эксперимента:

а) производительность труда растет за счет конкуренции в малых группах;

б) производительность труда растет вследствие участия индивидов в экспериментах;

в) производительность труда растет за счет наличия в малой группе двух типов структур;

г) производительность растет вследствие улучшения условий труда.

8. Петровским были выделены следующие типы поведения при групповом давлении:

а) внешний конформизм;

б) конформность;

в) негативизм;

г) внутригрупповая внушаемость;

д) коллективизм.

9. Методы групповой дискусии:

а) брейнсторминг;

б) метод групповой интроспекции;

в) метод синектики;

г) метод группового интервью.

10. Исследователи, занимавшиеся изучением конформизма:

а) Гилфорд;

б) Аш;

в) Шериф;

г) Маслоу;

д) Милграм.

III. Найдите ошибки:

11. Характеристиками индивидов в группе являются:

а) статус;

б) роль;

в) система групповых ожиданий (групповые нормы и групповые санкции);

г) композиция группы.

IV. Установите соответствие:

12.

Мэйо а Деление групп на группы членства и референтные
Кули б Формальная и неформальная
Хаймен в Первичные и вторичные

13.

Лидерство а Осуществляет регуляцию межличностных отношений
Руководительство б Можно констатировать в условиях макросреды
    в Осуществляет регуляцию официальных отношений
    г Обладает определенной системой санкций
    д Возникает стихийно

Тема 5. Проблема коллектива и личности в современной
и отечественной психологии

Мотивация темы

Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между ее членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

2. Цель самоподготовки

После самостоятельного изучения темы студент должен:

· Знать социально-психологические аспекты развития групп;

· Ориентироваться в истории развития психологической теории коллектива в отечественной социальной психологии;

· Знать стадии и уровни развития группы в психологической теории коллектива;

· Знать методологическое значение выделения проблемы коллектива в социальной психологии.

Исходный уровень знаний

Студент должен знать основные понятия темы (4).

План изучения темы

1) Стратометрическая концепция Петровского и сотр.

2) Параметрическая концепция Уманского и сотр.

3) Основные положения учения о коллективе в работах Коломинского, Донцова, Журавлева.

5. Литература для самоподготовки

· Донцов И.А. Психология коллектива. - М., 1984.

· Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. – 1988. - Т. 9, № 6.

· Немов Р. Психология. – М., 85. - Кн. 2.

· Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

Вопросы для самоконтроля

1) В чем состоит психологическая теория коллектива?

2) Дайте краткую характеристику коллектива по Макаренко.

3) Каково методологическое значение выделения проблемы коллектива в социальной психологии?

4) Назовите и дайте краткую характеристику «моделям» развития группы, существующим в отечественной психологии.

5) В чем заключается стратометрическая концепция Петровского?

6) Типология групп в рамках психологической теории коллектива
(А.В. Петровский).

7) Параметрическая концепция Уманского. Классификация групп.

8) Охарактеризуйте содержание трех блоков подструктур в концепции Уманского.

9) В чем заключается динамика коллективообразования в концепции Уманского?

10) Основные положения учения о коллективе в работах Коломинского.

11) Основные положения учения о коллективе в работах И.А. Донцова.

12) Основные положения учения о коллективе в работах А.Л. Журавлева.

Тест по теме: «Проблема коллектива и личности в современной и отечественной психологии»

I. Заполните схему:

1. Структура малой группы по Петровскому:

а) поверхностные отношения;

б) совместная групповая деятельность;

в) эмоциональные контакты;

г) ЦОЕ.

2. Найдите правильное соответствие:

А.В. Петровский а социальная психика
Л.С. Уманский б параметрическая концепция
А.Г. Ковалев в стратометрическая концепция

3. Степень принятия членами группы общегруппового ценностного эталона называется _____________.

4. Степень активного влияния личности на группу в процессе решения совместных задач называется ____________________.

5. Способность группы к эффективному самоуправлению для успешной реализации деятельности называется ____________________.

6. Социальная общность, отличающаяся успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем подготовленности и сотрудничества, называется __________________________.

7. Выберите правильные ответы:

Наиболее значимыми, поворотными точками в развитии группы, по мнению Уманского, являются:

1) группы-кооперации

2) группы-конгломераты

3) номинативные группы

4) группы-автономии

8. Выберите правильные ответы:

Целостная психологическая структура группы, отражающая все стороны ее жизнедеятельности, образована тремя блоками подструктур:

1) поведенческий

2) общественный

3) социальный

4) личностный

5) блок «общих норм»

9. Выберите правильные ответы:

Блок «общих качеств» включает в себя:

1) подструктуры интеллектуальной и волевой коммуникации

2) интегративность

3) микроклимат

4) подструктуры социальной направленности

5) референтность

6) лидерство

10. Выберите правильные ответы:

Целостными характеристиками группы выступают:

1) сплоченность

2) микроклимат

3) референтность

4) лидерство

5) интрагрупповая активность

6) интергрупповая активность

7) все ответы верны

II. Дайте определения понятиям:

11. Динамика коллективообразования (по Уманскому)

12. Интрагрупповая активность (по Уманскому)

13. Микроклимат (по Уманскому)

14. Интегративность (по Уманскому)

15. Интеллектуальная коммуникация (по Уманскому)


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...