Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспектирование первоисточников.

В самостоятельной работе студента по изучению психологии большое место занимает конспектирование первоисточников - трудов видных психологов и педагогов.

Конспектирование - этап самостоятельной работы, следующий за глубоким и вдумчивым чтением первоисточника. Оно представляет собой краткое и ясное изложение основных идей и положений, изложенных в книге. В ходе работы студент как бы перерабатывает текст, извлекает из него наиболее существенное, не теряя при этом логики и последовательности изложения. Задача довольно трудная, но она может быть выполнена при вдумчивой, целенаправленной работе по выяснению содержания произведения.

Составление конспекта первоисточника - дело в значительной мере творческое, индивидуальное. Каждый делает эту работу в меру своей подготовки, памяти и других личных качеств. У одних конспекты могут быть более краткими, у других обширными. Являясь творческим делом, конспектирование в известной мере отражает особенности того, кто им занимается. Таким образом, какого-то общего, одного обязательного правила конспектирования нет. Однако на практике чаще всего применяется три основ­ных вида конспекта: текстуальный, свободный и сводный. Кратко об их отличиях.

Текстуальный конспект – выписки в тетрадь. При этом способе конспектирования делаются записи с незначительными отклонениями от текста оригинала. Студент сохраняет без изменения авторский текст и последовательность изложения. Главное, что здесь требуется от конспектирующего - правильно определять основные смысловые, наиболее существенные изложения, высказанные автором. Выписки в текстуальном конспекте носят предельно выборочный характер.

Свободный конспект - в этом случае текст первоисточника перерабатывается по-своему, может перегруппироваться и излагаться собственными словами. Данный вид конспекта - показатель более творческого подхода и понимания содержания произведения.

Сводный конспект - готовится по разным источникам, статьям, документам, учебникам с целью раскрыть заданные вопросы, проблемы, например, по планам семинарского занятия. В свободном конспекте обобщается содержание ряда близких по тематике и смыслу источников в определенной последовательности. За основу при этом конспектировании берется тот источник, в котором с наибольшей полнотой раскрывается нужный вам вопрос, проблема.

Во всех случаях конспектирования нужно добиваться главного - раскрыть, выписать основные положения, идеи первоисточника, сделать это ясно, связно, с собственными замечаниями и комментариями.

При конспектировании желательно соблюдать известную
последовательность, логику: во-первых, сначала выдвигается тезис, во-
вторых, обосновывается его значение, и, в-третьих, выдвинутый тезис
доказывается при помощи аргументов (фактов, примеров, доводов).

При самостоятельной работе над первоисточником часто применяется цитирование текста - дословное выписывание наиболее важных выводов и идей. При цитировании нужно строго придерживаться авторского текста, не искажать его, быть предельно точным. Цитировать лучше всегда только законченную мысль, с указанием в скобках источника и страницы (например: [21, 104-105]). Конспект требует соблюдения правил его внешнего оформления. Необходимо конспектирование вести в особой общей тетради, все записи делать разборчиво, с оставлением полей для различных замечаний и дополнений в ходе дальнейшей работы, подготовки к семинарам.

Аннотирование литературы - перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности учителя или к изучаемой проблеме.

Решение психологических задач - Большую роль в формировании у студентов умения анализировать различные психологические факты играет самостоятельное решение психологических задач, которое применяется с целью научить использовать полученные знания по курсу «Психология человека» на практике. Опыт преподавания психологии показывает, что решение психологических задач вызывает у студентов повышенный интерес к психологии как науки. Способствует закреплению усвоенных теоретических знаний, а также проявлению и развитию у студентов - будущих учителей творческих способностей, формированию умения педагогически мыслить и осуществлять правильные воздействия наличность школьника.

Подготовка учебного реферата.

Учебный реферат - это краткое письменное или устное изложение содержания научной темы, статьи, а также доклады на определенную тему, включающие в себя обзор литературы и других источников.

Работа над рефератом развивает способность самостоятельно и творчески мыслить, помогает глубоко изучить ту или иную проблему по педагогической психологии.

Первоначальный этап работы над рефератом, после определения его темы, заключается в подборе и изучении литературы, при этом уделяется внимание как фундаментальным трудам, посвященным той или иной проблеме, так и актуальным научным статьям. Особое внимание необходимо уделять источникам, опираясь при изложении материала на документы.

При подготовке реферата также желательно определить круг справочных и вспомогательных изданий, которые могут потребоваться в работе: справочники, словари, энциклопедии и т.д.

Следующий этап подготовки реферата - изучение и анализ материала. Весь материал должен быть внимательно прочитан и изучен. Необходимо составить конспект прочитанных книг и статей, сделать тезисы, выписки необходимых цитат, положений, выводов, фактов в специальной тетради или на карточках. При этом надо указывать фамилию автора и выходные данные издания, страницы, из которых сделаны эти извлечения. Такая предвари­тельная работа необходима. Она поможет выбрать наиболее ценный, необходимый материал, даст возможность сопоставить и проанализировать его.

Логической основой будущего реферата является план, его первоначальный вариант формируется в процессе изучения литературы. Анализ подготовленного материала позволяет выделить основные вопросы темы в их связи и последовательности. Выделив такие вопросы, необходимо сгруппировать все источники, относящиеся к определенной проблеме педагогической психологии, проанализировать, их содержание и выяснить, достаточно ли имеется материала для логического, полного и последовательного его раскрытия в реферате. После того следует четко сформулировать окончательный вариант плана. Он должен состоять из трех частей. Во вступительной части реферата дается краткий анализ литературы по теме, показывается степень изученности проблемы и ее актуальность, обосновывается цель. В основной части в ретроспективной и логической последовательности излагается все содержание темы. В зависимости от ее сложности и объема реферата основная часть может включать в себя 3-6 вопросов, которые, в свою очередь, могут делиться на подвопросы. Заключение должно содержать в себе краткие итоги и четкие выводы.

Важнейший и заключительный этан работы над рефератом - составление текста доклада. В нем должно быть в кратком и логически последовательном виде, простым и ясным языком раскрыто содержание темы. Любой его тезис или любое положение должно быть теоретически доказаны, подкреплены соответствующими аргументами, материалами из авторских источников, стати­стическими данными, фактами, которые доказывают правильность тезиса. Но реферат не надо перегружать различными цифрами и фактами, лучше всего их давать в сравнении, образно, можно представить их в виде таблиц, графиков, диаграмм.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

  1. Предмет, задачи социальной психологии.
  2. Научное социально-психологическое исследование: принципы, структура, виды.
  3. Направления, этапы, типы научного исследования.
  4. Место социальной психологии в системе наук.
  5. Основные этапы развития социально-психологических идей.
  6. Общенаучные исследовательские методы. Социально-психологический эксперимент.
  7. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи.
  8. Методологические проблемы социально-психологического исследования.
  9. Проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений.
  10. Место и природа межличностных отношений.
  11. Общение в системе межличностных и общественных отношений.
  12. Содержание, цели и средства общения.
  13. Общение и деятельность. Единство общения и деятельности.
  14. Формы, функции, виды и уровни общения.
  15. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.
  16. Средства коммуникации. Речь.
  17. Невербальная коммуникация.
  18. Общение как взаимодействие. Место взаимодействия в структуре общения.
  19. Типы взаимодействий. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий.
  20. Взаимодействие в теории символического интеракционизма.
  21. Общение как восприятие людьми друг друга. Социальная перцепция.
  22. Механизмы идентификации и рефлексии в процессе общения.
  23. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
  24. Понятие межличностной аттракции.
  25. Проблема группы в социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода.
  26. Основные групповые характеристики. Классификация групп.
  27. Содержание и структура психологии большой социальной группы.
  28. Особенности психологии социальных классов.
  29. Психологические особенности этнических групп.
  30. Характеристика и типы стихийных групп. Способы воздействия в стихийных группах.
  31. Социальные движения.
  32. Малая группа, ее основные параметры и социометрическая структура.
  33. Классификация малых групп.
  34. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии.
  35. Структура социальной власти в малой группе.
  36. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.
  37. Образование малой группы.
  38. Феномен группового давления.
  39. Феномен групповой сплоченности.
  40. Лидерство и руководство в малых группах. Стиль лидерства.
  41. Теории происхождения лидерства.
  42. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности.
  43. Механизмы развития группы.
  44. Психологическая теория коллектива. Стадии и уровни развития группы в психологической теории коллектива.
  45. Методологическое значение социально-психологической теории коллектива.
  46. История исследований психологии межгрупповых отношений.
  47. Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности.
  48. Методологическое и практическое значение проблематики межгрупповых отношений.
  49. Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений.
  50. Личность в группе. Социализация.
  51. Задачи социальной психологии и проблемы общества.
  52. Современные представления о предмете социальной психологии.
  53. Предпосылки возникновения социальной психологии.
  54. Первые исторические формы социально-психологического знания.
  55. Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма.
  56. Экспериментальный период развития социальной психологии.
  57. Социально-психологический климат в группе и коллективе.
  58. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.
  59. Специфика научного исследования в социальной психологии.
  60. Проблема качества социально-психологической информации.

 

 

9. Критерии оценивания ответов студентов на экзамене

 

    • Полнота ответа по существу поставленных вопросов билета.
    • Логичность, последовательность и пропорциональность изложения материала.
    • Знание понятийно-терминологического аппарата по предмету и умение его применять.
    • Умение рассуждать, аргументировать доводы, обобщать, делать выводы и обосновать свою точку зрения.
    • Умение применять теоретические знания на практике.
    • Умение связать ответ с другими предметами по специальности и с современными проблемами (в т.ч. современной экономикой России).
    • Понимание основных проблем курса и путей их решения (для ответа на «отлично» и «хорошо»),
    • Полнота ответа на дополнительные вопросы по курсу (для ответа па «отлично» и «хорошо»).

Оценка «отлично» ставится за полное соответствие ответа утвержденным критериям, при этом студентом возможно допустить несколько незначи­тельных ошибок, которые после замечания экзаменатора самостоятельно исправляет студент.

Оценка «хорошо» ставится за ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но при этом допускаются студентом несколько незначительных ошибок.

Необходимыми условиями для выставления оценок «отлично» или «хорошо» является полный ответ на дополнительные вопросы по курсу и понимание основных проблем курса.

Оценка «удовлетворительно» ставится за слабые знания экзаменационного материала, но недостатки в подготовке студента не помешают ему в дальнейшем овладеть знаниями по специальности в целом.

Оценка «неудовлетворительно»ставится за незнание сту­дентом большей части экзаменационного материала, свидетель­ствует об очень слабом понимании или непонимании предмета и не по­зволяет ему овладеть знаниями по специальности.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...