Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Особенности психических процессов в дошкольном возрасте.

Развитие ощущений и восприятия у дошкольника. Сенсорные эталоны и их усвоение в дошкольном возрасте (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер). Сенсорное воспитание. Значение целенаправленного формирования сенсорных процессов для психического развития ребенка.

Общая характеристика развития мышления. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, их взаимосвязь и развитие. Л.С.Выготский о развитии мышления и речи в дошкольном возрасте. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, их взаимосвязь и развитие. Предпосылки развития логических форм мышления.

Развитие памяти (непроизвольного запоминания, произвольного запоминания, припоминания). Проблема формирования произвольной и опосредованной памяти. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. Особенности внимания.

Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника.

Развитие воли. Виды деятельности и личностные новообразования в дошкольном возрасте . Возникновение простейших форм общественных мотивов поведения. Установление иерархии мотивов.

Развитие эмоций. Особенности развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Формирование характера и способностей. Индивидуальные и половые различия в поведении.

Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности дошкольника.

Тема3.Проблема готовности к школьному обучению. Кризис 7 лет.

Два пути психического развития: акселерация и амплификация (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер). Понятие о кризисе семи лет. Основные достижения: развитие рефлексии, развитие знаковой функции сознания, развитие представлений об относительности мира постоянных вещей. Проблема готовности к школьному обучению

Образовательные технологии.

Основные виды занятий по дисциплине «Психология дошкольного возраста»: лекции, практические занятия. В хо­де самостоятельный работы выполняются: рефераты, а также изучается рекомендованная литература. Контроль знаний осуществляется: при опросе во время семинаров; при выполнении контрольных заданий по каждой теме и разделам учебной дисциплины;на зачёте; на экзамене.

На практических занятиях в форме интерактива по курсу «Психология дошкольного возраста » можно рекомендовать метод дискуссии по теме «Особенности развития детей дошкольного возраста от двух до семи лет».

В дискуссии обсуждаются теоретические вопросы и выполнение групповых заданий.

Обсудить следующие теоретические вопросы:

1. Динамика изменения психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.

2. Динамика становления психических функций у детей дошкольного возраста.

3. Морфологические особенности детей разных возрастных групп .

4. Становление речевых функций и развитие двигательных навыков у детей разных возрастных групп.

5. Подобрать тесты, оценивающие готовность детей подготовительной группы к обучению и оценить возможность их применения для данной возрастной группы.

6. Посмотреть кинофильм «Синдром Шеришевского». Обратить внимание студентов на особенности памяти детей дошкольного возраста.

 

Задание для практической работы, проводимой на базе ДДУ:

 

1. Посетить разные группы детского дошкольного учреждения и понаблюдать за поведением детей разных возрастных групп.

2. Обратить внимание на физическое развитие детей. Обратить внимание на соотношение частей тела ребенка в разные возрастные периоды (цефалокаудальная и проксимодистальная тенденция развития).

3. Понаблюдать за игровой деятельностью детей разных возрастных групп.

4. Оценить динамику развития двигательных навыков у разновозрастных групп детей. Перечислить сформированные навыки.

5. Обратить внимание на развитие речевых функций с возрастом.

6. Понаблюдать за особенностями взаимодействия детей разных возрастных групп.

7. Исследовать готовность детей подготовительной группы к обучению.

 

Список литературы:

 

1) Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.

2) Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. М.: просвещение, 1991.

3) Власова А.М. Методы психотерапии детей в возрасте от 2 до 5 лет. М., 1976.

4) Осорина М.В. Секретный мир детей. СПб.: Питер, 1999.

5) Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. 1981.

6) Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. (Психология игры).

7) 2. Диагностика психического развития / Под ред. И. Шванцара и др. Прага, 1978.

8) 3. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.

9) 4. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. трудов. /Под ред. Д. Б.Эльконина, Л. А.Венгера. М., 1981.

10) 5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1959.

11) 6. Карпов Ю. В. О диагностике стадий интеллектуального развития ребенка // Вестн. МГУ. Сер. 14 "Психология". 1985. № 1. С. 7-13.

12) 7. Кеэс П. Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 43-49.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

По теме 1.

Вопросы для собеседования.

1. Теории игры в психоаналитических концепциях.

2. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка.

3. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии .

4. Сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

5. Другие виды деятельности дошкольника (рисование аппликация, конструирование и др.).

6. Обучение в дошкольном возрасте .

Темы рефератов, докладов.

1.Доклад по теме «Общение дошкольника со взрослыми».

2. Эссе по теме «Дошкольники… »

3. Эссэ по теме «Игра в дошкольном возрасте»

4. Реферат по теме «Теории детской игры в зарубежной психологии»

5. Реферат по теме «Проблема детской игры в отечественной психологии»

6. Доклад по теме «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте»

7. Реферат по теме «Игры с правилами в дошкольном возрасте»

8. Реферат по теме: «Рисование в дошкольном возрасте»

По теме 2.

Вопросы для собеседования:

1. Развитие ощущений и восприятия у дошкольника.

2. Сенсорные эталоны и их усвоение в дошкольном возрасте (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).

3. Сенсорное воспитание.

4. Значение целенаправленного формирования сенсорных процессов для психического развития ребенка.

5. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, их взаимосвязь и развитие.

6. Предпосылки развития логических форм мышления.

7. Проблема формирования произвольной и опосредованной памяти. Соотношение произвольного и непроизвольного запоминания.

8. Особенности внимания.

9. Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения дошкольника.

10. Виды деятельности и личностные новообразования в дошкольном возрасте.

11. Возникновение простейших форм общественных мотивов поведения.

12. Особенности развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств.

13. Формирование характера и способностей. Индивидуальные и половые различия в поведении.

14. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности дошкольника.

Темы докладов, рефератов:

1. Реферат по теме «Особенности развития памяти дошкольников»

2. Доклад по теме«Мышление в дошкольном возрасте»

3. Доклад по теме «Особенности формирования характера в дошкольном возрасте»

 

По теме 3.

Вопросы для собеседования.

1. Два пути психического развития: акселерация и амплификация (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер).

2. Основные достижения: развитие рефлексии, развитие знаковой функции сознания, развитие представлений об относительности мира постоянных вещей. Проблема готовности к школьному обучению

Темы докладов, рефератов:

1. Реферат по теме «Кризис 7 лет».

2. Реферат по теме «Проблемы готовности ребёнка к школе».

 

Перечень вопросов к зачёту.

1. Предмет и задачи детской психологии.

2. Методологические принципы и методы изучения психики ребенка.

3. Основные закономерности психического развития ребенка.

4. Особенности развития в период новорожденности.

5. Характеристика общения как ведущей деятельности младенца.

6. Кризис первого года.

7. Особенности развития в раннем детстве.

8. Овладение ходьбой и другими основными движениями в раннем детстве.

9. Раннее детство - сензитивный период развития речи.

10. Предметное отношение к деятельности как важнейшее достижение раннего детства.

11. Кризис 3 лет.

12. Бытовая деятельность дошкольника.

13. Трудовая деятельность дошкольника.

14. Игровая деятельность дошкольника.

15. Изобразительная деятельность дошкольника.

16. Конструктивная деятельность дошкольника.

17. Общение дошкольника со взрослыми.

18. Общение дошкольника со сверстниками.

19. Развитие познавательных процессов дошкольника: внимание, речь, восприятие.

20. Развитие познавательных процессов дошкольника: память, воображение, мышление.

21. Развитие личности дошкольника.

22. Психологическая готовность к обучению в школе.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

 

а).основная литература:

1. Урунтаева,Г.А. Детская психология./ Г.А.Урунтаева. ,2007.

2. Немов, Р.С. Психология, в 3-х ч./Р.С.Немов.,2007

3. Мухина, В.С. Возрастная психология.,/В.С.Мухина.,/В.С.Мухина. Москва, изд.центр «Академия»,2007

Дополнительная литература:

4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию.Курс лекций/ Ю.Б.Гиппенрейтер.: М.,Че Ро, 1997.

5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании./Е.И.Рогов. М.,1996.

6. Крайг, Г.Психология развития./Г.Крайг. СПб., Питер,2000.

7. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания./Б.Г.Ананьев.–СПб.,2002.

8. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества./В.С.Мухина. – М.,1998.

9. Абрамова, Г.С. Возрастная психология./Г.С.Абрамова. М., Академический проспект, 2001.

Литература для самостоятельной работы.

10. Авдеева, Н.Я., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец./Н.Я.Авдеева.- М.,1991.

11. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности./Л.И.Божович. – М.,1995.

12. Божович, Л.И. Этапы формирования личности./Л.И.Божович. – М.,1995.

13. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка./Л.С.Выготский. – М.,2003

14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе./Н.И.Гуткина. – М.,2004.

15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология./И.Ю.Кулагина.-М.,1999.

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных источников:

16. http://www.bolero.ru/product-22151676.html- на сайте выложено учебное пособие «Возрастная психология. Полный цикл развития жизни человека». Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.;

17. http://www.koob.ru/age_psychology/- на сайте студенты найдут доступную для скачивания учебную литературу по курсу возрастной психологии;

18. http://www.ido.edu.ru/psychology/age_psychology/8.html- на сайте выложены материалы по теме: «Концепция Д. Б. Эльконина. Детство».

19. http://liblife.ru/index.php?type=7- электронная библиотека по психологии; на сайте студенты найдут большую подборку учебной литературы по курсу возрастной психологии;

20. http://www.i-u.ru/biblio/archive/gameso_vosrast/00.aspx- библиотека РГИУ; на сайте выложено учебное пособие: «Возрастная и педагогическая психология» Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.(2003);

21. http://www.fpo.ru/books/obuh1.html- на сайте выложено учебное пособие «Возрастная психология: Учебник для вузов». Обухова Л.Ф. (2006);

22. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.77.2.1&p_mode=1- Единое окно доступа к образовательным ресурсам, блок «Возрастная психология»;на сайте студенты могут найти учебные пособия, раскрывающие основные вопросы по курсу;

23. http://www.psylist.net/age/- на сайте студенты найдут ответы по теоретическим вопросам курса и полное описание развития в каждый возрастной период;

24. http://alleng.ru/d/psy/psy014.htm- на сайте выложено учебное пособие: «Возрастная психология» Шаповаленко И.В. (2005).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...