Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В чем состоит различие в мотивировании руководителей и исполнителей?Достойные цели, перспективные планы, правильные решения, хорошая организация будут малоэффективными без обеспечения мотивации — заинтересованности исполнителей в их реализации. Поскольку суть менеджмента — это «достижение результата посредством других людей», нужно, чтобы они захотели делать то, что от них требуется. Как гласит один из постулатов управления, «единственный способ заставить человека сделать что-либо — это сделать так, чтобы он сам этого захотел». Индивидуальная производительность, а также эффективность деятельности организаций в целом находятся в прямой и очень явной зависимости от степени мотивированности работников. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций — например недостатки в планировании или в организации. В силу этого важнейшей функцией руководителя является мотивирование исполнителей — создание, поддержание и развитие мотивации работников. Мотивационная система является высшей формой детерминации человеческого поведения. Современные экономические и социальные условия вынуждают нас обращаться к прикладному аспекту исследований в области мотивации. В целях повышения эффективности управленческого труда необходимо определить через систему побуждений средства управляющего воздействия на личность, к которым относятся интеллектуальные, эмоциональные, психологические, социально-психологические, нравственные и др. Эффективный руководитель несет ответственность за работу своих подчиненных не только в настоящее время, но и в будущем. Это — основная часть его работы. Важнейшей управленческой задачей руководителя является развитие своих подчиненных. Это требование относится и к самому руководителю. Основное направление здесь — личностный рост руководителя и подчиненных. Виды мотивации руководителей при объективно заданных целях
Мотивационная система является высшей формой детерминации человеческого поведения. Современные экономические и социальные условия вынуждают нас обращаться к прикладному аспекту исследований в области мотивации. В целях повышения эффективности управленческого труда необходимо определить через систему побуждений средства управляющего воздействия на личность, к которым относятся интеллектуальные,, эмоциональные, психологические, социально-психологические, нравственные и др. Эффективный руководитель несет ответственность за работу своих подчиненных не только в настоящее время, но и в будущем. Это — основная часть его работы. Важнейшей управленческой задачей руководителя является развитие своих подчиненных. Это требование относится и к самому руководителю. Основное направление здесь — личностный рост руководителя и подчиненных. Мероприятия по поддержанию мотивации при выполнении основных организационных целей 1. Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и горизонтальное перемещение по службе. Горизонтальные перемещения должны быть престижными. Перемещения "вниз" по служебной иерархии также должны носить престижный характер. 2. Мероприятия по обогащению содержания труда. 3. Структурное планирование организации и применение гибких организационных форм. 4. Развитие организационной деятельности, включающее ценность творческого подхода и обучения персонала и руководителей. 5. Развитие стратегии сотрудничества внутри групп с участием руководителей. При выборе описанных в данной работе теорий автор руководствовался фактом признания их в развитых странах и практической ценностью. Другие теории трудовой мотивации остались за рамками данной работы. Резюме 1. Мотивация в практике управления занимает центральное место. Самой трудной из функций управления является мотивирование как руководителей, так и исполнителей. Сложность мотивирования связана с действием и проявлением человеческого фактора в организации. 2. Характер взаимоотношений между людьми и отношение исполнителей к своей работе проявляется в форме удовлетворенности или, наоборот, неудовлетворенности трудом. 3. Ситуацию "человек — организация" целесообразно рассматривать как единую систему, звенья которой самым тесным образом взаимодействуют друг с другом. Каждое звено этой системы имеет свою сложную структуру. 4. Правильная мотивация работников со стороны руководства влечет за собой адаптацию работника с организацией, что является залогом успешной деятельности последней. 5. В практических целях руководители всех уровней управления должны иметь представление о возможных путях мотивирования своих подчиненных, а также самих себя. Знание теорий трудовой мотивации для руководителей являются необходимыми для применения в практической деятельности. Ключевые слова: Мотивация-побуждения, вызывающие активность и определяющие направленность личности. Мотив-побуждение к деятельности. Стимулирование- побуждение к действию с помощью внешних факторов. Удовлетворенность трудом Положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами). Положительная мотивация Комплекс положительных побуждений, способствующих стремлению человека к труду. Отрицательная мотивация Комплекс отрицательных побуждений, препятствующих стремлениям человека трудиться.
3.Ситуация для анализа: Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство — это способ влияния и управления. Для многих лидер — это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели. Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Две характеристики трёх типов лидерства:
формальная сторона содержательная сторона (содержание решений) (техника, приёмы, способы) Авторитарный стиль - Деловые краткие распоряжения - Дела группы планируются заранее - Запреты без снисхождения, с угрозой - Определяются лишь непосредственные - Чёткий язык, неприветливый тон цели, дальние – неизвестны - Похвала и порицания субъективны, - Голос руководителя решающий эмоции не принимаются в расчёт - Показ приёмов – не система - позиция лидера – вне группы Демократический стиль - Инструкция в форме предложений - Мероприятия планируются не заранее, - Не сухая речь, а товарищеский тон а в группе - Похвала и порицание с советами - За реализацию предложений отвечают все - Распоряжения и запреты с дискуссиями - Все разделы работы не только - Позиция лидера – внутри группы предлагаются, но и обсуждаются Попустительский стиль - Тон – конвенциональный - Дела в группе идут сами собой - Отсутствие похвалы, порицаний - Лидер не даёт указаний - Никакого сотрудничества - Разделы работы раскладываются из - Позиция лидера – в стороне от группы отдельных интересов или исходят от нового лидера Различают: формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. Лидерство в группе – это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества или их особое сочетание, сколько структура взаимоотношений в данной конкретной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, то есть исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств. Виды лидерства. Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Я считаю, что заведующий лабораторией может мотивировать каждого научного сотрудника и всю лабораторию в целом, если он будет проявлять к ним уважение, заинтересованность к каждому сотруднику и понимание, после чего у них появится взаимность по отношению к нему, желание к работе, откуда будет исходить успешная деятельность и он будет доволен сотрудниками, а если же шеф не хочет проявлять никакого интереса к сотрудникам, он не добьется никакого успеха в своей деятельности, и так же будет продолжать конфликтовать с подчиненными. Мотивация подчиненных может реализоваться с помощью взаимопонимания как к сотрудникам, так и к руководителю. Так же у сотрудников: помощь друг другу, попытка обучить «слабого», и возможность самому вырваться в лидеры. Чтобы сохранить научный потенциал сотрудников в этой ситуации: а) Если вы — неформальный лидер этой группы: нужно найти связь с шефом, проявить свой талант и доказать ему, что он профессионал в своем деле, что ему можно довериться и с помощью этого добиться хорошего результата у подчиненных, непосредственно, которые будут слушать его. После чего оба останутся довольными, а у шефа дела пойдут в гору. б) Если вы — подчиненный: нужно попытаться найти общий язык, проявить свою заинтересованность, увлеченно стараться и показать себя с лучшей стороны, достигать поставленных целей и получить успех у руководителя. Если же он этого не достигнет, то увы, подчиненному так и придется работать на шефа и слушать в свой адрес неприязни и упреки, одним словом, «быть в тени».
Список использованной литературы. 1. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд. МГУ, 1991. 2. Уразаева В. А. (Розанова В. А.). Мотивация руководителей в новых условиях хозяйствования. Текст лекции. — М.: АНХ при СМ СССР, 1989. 3. Ковалевски С. Руководитель и подчиненный./Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1973. 4.Вагабихмаева П.М. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология управления». – Махачкала, «Формат». – 2007. 5. Вересов Н.Н. Психология управления. Курс лекций. – М.: Дело, 2006. 6. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2003. 7. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2005. 8. Кричевский Р. Л. Если вы – руководитель. – М.: Дело, 2005. 9. Петрушин В.И. Психология менеджмента: учебное пособие / В.И. Петрушин. – М., 2004. 10. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2003. 11. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 2008. 12. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: искусство менеджера. М.: Ассиана, 2007. 13 Дизель Пол М., Уильям МакКинли Раньян. Поведение человека в организации. Пособие для школ бизнеса / Пер. с англ. М.: Фонд за экономическую грамотность, 2005. 14. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ. – 3-е изд. СПб, 2003. 15. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. 12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |