Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и развитие соц.психологии как науки.

Становление и развитие соц.психологии как науки.

План:

1. Соц.психология в системе научного знания

2. Предмет соц.психологии.

3. Основные этапы развития соц.психологии.

1)Соц.психология в системе научного знания начала формировать в конце 19 в, имеется 3 точки зрения на ее место в системе других наук.

a) Соц.психология – часть социологии т. е. она наследует массовидные проявления психики.

b) Соц.псих. – часть психологии и изучает положение и поведение личности в группе

c) Соц.псих. – наука находящаяся на стыке психологии и социологии.

Последняя точка зрения наиб. разделяема между социологией и психологией и соц.психологии много общего но каждая из них изучает объекты с различных сторон.

Соц.психология изучает как конкретно действует личность в различ. соц. группах, как формируется мотивы потребности, установки личности и их влияния на поведение человека в поле ее зрения находится динамика межличностных отношений.

2) соц.психология – отрасль психологии которая изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей обусловленные их социальным взаимодействием.

Структура соц.психологии определяется системой ее основных критерий:

· Понятие соц.группы, соц.общности и их классификация

· Особенности поведения человека в соц.не организованной и соц.организованной группе

· Социально психологическая организация малых групп

· Модификация индивидуального поведения соц.групп

· Общение как средство соц.взаимодействия

· Психология боьших соц.групп

· Психология соц.управления

· Познавательные и коммуникативные особенности понимания и восприятия людьми друг друга и др.

Методы соц. сих. Исследования:

· Лабораторный и естественный эксперимент

· Наблюдения

· Изучение и анализ документации

· Опрос в форме анкетирования и интервью

· Тестирование

· Метод экспортной оценки

· Метод подстановки групп

3) К философским истокам и предпосылкам развития соц.писхологии относят:

· Идеи Платона об иррациональности поведения масс

· Идея Аристотеля об общественных инстинктах

· Идея Гельвеция о соц.детерминации поведения личности т. е. предопределенности

· Идея Фейрбаха о роли и сущности соц.психологического процесса как способа проявления человеческой сущности

Исследования собственно соц.псих.проблем началось в 19 в., а само понятие появилось в 1908 году в связи с выходом в свет книги ученого Мак – Дугалла.

Основные этапы развития соц.психологии:

I. Становление соц.психологии как науки, период с середины 19 в до 1908 г.

II. С 1908г. до 40-х годов ХХ в.

III. С середины 40- х и ХХ в. до наших дней.

Соц.психологии приобретает популярность, водится в общеобразовательные программы высших и средних профессиональных учреждений. Развитие соц.психологии осущ.от общих теорит.вопросов и более частым практическим.

Первые теорит.разработкив области соц.психологии:

a) Концепция психологи народов в ней рассматривалась коллективная психика как сочетание индивидуальных психических состояний людей в опред.условиях. Было выделено 3 основополагающих явления которые определеяют психологию народа в целом:

- язык

- миф

- обычаи

Основная сила истории – народ, который и выражает себя в языках, религии и т.д.

б) концепция масс, исследует проблемы общества связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека

в) концепция инстинктов со3ц.поведения. Основная идея заключалась в том чтопричину соц.поведения человека связанные с вражденными инстинктами.

Следует отметить вклад ведущих психологических школ в разраьотку броблем в соц.психологии.

Школы:

· Функционализмв данной школе были разработаны и выявлены закономерности появления наиболее приспособительных групп и обществ, разрабатывалась проблема оптимального прохождения периода соц.адаптации субъектами общественной жизни.

· Бихевиоризм –изучение проблем и закономерностей поведения человека и животных

· Психоаналез – изучает проблемы бессознательного, иррациональных процессов в личности и ее поведение, проблем конфликта человека с обществом проявляющиеся в столкновении человека с соц.запретами.

· Гуманистическая психология –вопросы исследования источников соц.активности человека

· Конитивизм – делает акцепт на процессе познания мира постижения сущности и явлений по средствам познавательных процессов.

· Интеракционизм –исследует проблемы соц.аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности общения.

 

 

Общение.

План:

1. Понятие общения. Функции и средства.

2. Виды общения.

3. Уровни общения.

4. Особенности общения в современном мире.

5. Структура общения.

1) Общение –соц.взаимодействия между людьми посредством знаковых систем в целях передачи опыта культурного наследия и организации совместной деятельности.

Именно в ходе общения происходит психическое развитие человека и самореализация личности содержания общения многообразию, его цели связаны функциями. Можно выделить 4 функции:

- информационно – коммуникативная

- Регулятивно – коммуникативная

- Перцептивно – регулятивная

- Эффективно – экспрессивная

Ключевыми словами в понимании общения понимается следующее: «контакт», «связь», «взаимосвязь», «обмен», «речь», «язык».

2)В зависимостиот используемых средствобщения может быть: непосредственное и аппоследовательное.

Формы общения:

· Деловое

· Светское

· Бытовое

· Манипулитивное

Различают технику общения:

· Установление психических контактов

· Использование различных приемов псих. воздействия на партнера

· Использование различных средств общения

3) Уровни общения:

· Фактичектический

· Информационный

· Личностный

· Духовный

Типы общения:

· Диалогическая

· Монологическая

4)Особенности общения в мире связаны с ценностями которые сложились в опред.группе или обществе в целом. Если несколько веков назад преобладаю непосредственное общение, то последнее столетие сделано доминирующим массовое и опоследовательное.

Увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Последнее время широкое распространение получили информационные технологии, внедрение которых способствует устранению непосредственного общения, многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения, это так называемое квазиобщение.

Структура общения

Общение
Коммуникация – обмен информацией между общающимися Инктерация – взаимодействие между общающимися Перцепция – процесс восприятия и познание друг друга

 

Перцептивная сторона общения.

План:

1. Сущность соц.перцепции.

2. Механизм соц.перцепции.

3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

1) Перцепция – это образное восприятие человеком самого себя других людей и соц.явлений окруж. мира.

Образкак результат и форма описания предметов и явлений является ключевым условием восприятия. Образ существует на уровне чувств и мышлений

Соц. перцептивный процесс имеет 2 стороны: объективную и субъективную.

2) Выделяют следующие механизмы перцепции:

· Эмпатия

· Аттракция (формирование позитивного чувства)

· Механизм каузальной атрибуции

· Индентификация

· Соц.рефлекция

3) Передаваемый и воспринимаемый образ не всегда совпадают.

При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов.

Фактор превосходства –действует при неравенстве партнеров. Превосходство может проявляться во внешнем оформлении и манере поведения. Под действием фактора превосходства возможна недооценка или переоценка партнера.

Фактор привлекательности – склонность переоценивать внешне привлекательного человека и недооценивать привлекательного.

Привлекательность – не только индивидуальное впечатление, но и соц.атрибутивные т. к. знаки привлекательности применяются в различных соц.этапах, соц.и эмоциональных г8руппах. Экспериментально доказано, что красивые люди воспринимаются более учеными, добрыми, поощрительными, чем не красивые.

Фактор относящийся к нам - люди хорошо к нам относящиеся, оценивают выше, чем люди, относящиеся к нам плохо. Отношение к нам проявляется в соглашении или не соглашении с нашей позицией. Мы склонны тем выше оценивать человека, чем ближе его мнение к нашему собственному.

 

 

 

ИЛИ

- это набор ожидаемых поведенческих стереотипов связанных с выполнением той или иной функции.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей возможен рулевой конфликт.

Различные роли осваиваются в процессе социализации.

Различают:

- соц.роли

- межличностные роли

4) Ролевые отношения определяют межличностные отношения и характеризуются следующими признаками:

· обусловленность поведения ролевыми обязанностями

· трудная совместимость соц.ролей

· вживаемость в роль субъекта

Любая организация сталкивается с тем что называется ролевой проблемой к их числу относят:

- ролевой конфликт

- ролевая неопределенность

- ролевая перегрузка

 

 

Структура личности.

План:

1. Темперамент

2. Направленность личности

3. Способности

4. Характер.

1) Под структурой псих. структуры личности подразумевается система психических качеств индивида.

Псих - ие качества– это взаимодействие и взаимосвязь психических свойств.

Темперамент –это комплекс психодинамических свойств человека, природно - обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляется чувствительность индивида к внешним воздействиям эмоциональность поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость.

Выделяют 4 типа:

§ Сангвиник – его отличает легкое приспособление к изменяющимся условиям жизни, общительность, продуктивность деятельности. Способен к быстрому переключению внимания, его чувства легко возникают и быстро сменяются. Подходит деятельность которая требует быстрых реакций значительных усилий и распределения внимания.

§ Холерик; для них характерна повышенная эмоциональная активность, отличается быстрой резкостью в движении, легко и быстро раздражаются, ему присуща резкая сена настроения, иногда возможно проявления вспыльчивости и агрессивности.

§ Флегматик; спокойный, ровный, устойчивый, упорный в достижении цели, реакции замедленные, настроение устойчивое, эмоциональная сфера малоподвижна, в сложных ситуациях остается спокойным и выдержанным, правильно рассчитывает свои силы, способен довести дело до конца, переключение внимания замедленное. Достигает наибольшего успеха в тех видах деятельности которые требуют внимания, усидчивости и большого терпения.

 

 

Стихийные группы.

План:

1. Общее понятие стихийных групп и классификация

  • Толпа
  • Масса
  • Публика

 

1) Стихийные группы –кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшимися вместе по какому либо поводу.

Такая условная группа может в определенной степени быть кем – то организована, но может быть и стихийно спонтанно собравшиеся.

Толпа –временно неорганизованноескопление людей непосредственно контактирующие между собой на ситуационной основе.

Этапы формирования толпы:

· Образование курса толпы

· Циркулярная толпа

· Активизация индивида через возбуждение среди собравшихся выделяют, зачинщиков – это могут быть не зрелые политически и экстремально настроенные личности.

 

Классификация толпы:

· По управляемости:

ü Стихийная толпа

ü Ведомая толпа

ü Организованная

· По характеру поведения:

ü Конвенциональная

ü Экспрессивно – экстатическая

ü Агрессивная

ü Паническая

ü Повстанческая

Масса –более стабильное образование с довольно не четкими границами.

Масса может выступать не обязательно как кратковременное образование, оно может быть более организовано. В деятельности массы более четко продуманы цели, тактика, поведение.

Но масса не однородна, поэтому ее существование так же не устойчиво.

Публика –кратковременное собрание людей для современного время проведения.

Стихийность публики выражена еще слабее чем в массах, она более управляема, но все равно остается массовым собранием людей и в ней действует правило массы.

Способы воздействия реализуемые в стихийных группах:

· Зарожение

· Внушение

· Подражание

Зарожение –особый способ воздействия с помощью которого индивид получает соответствующий импульс от других людей и входит в определенное психическое состояние.

Внушение - целенаправленное не аргументированное воздействие человека на другого или группу лиц. При внушении осуществляется процесс передачи информации основанные на ее не критическом восприятии.

Подражание – способ воздействия людей друг на друга в том числе в условиях массового поведения.

Поведение индивидов в толпе. Поведение людей в толпе обладает рядом особенностей:

· Происходит деиндивидуализация личности

· Доминирует примитивная, эмоционально – импульсивная реакция

· Резко активизируется подражательная деятельность людей

· В условиях толпы люди преувеличиваются правомерность своих действий

· Притупляется чувство ответственности

· На фоне общего эмоционального состояния людей быстрее поддаются психическому заражению

· Возникают совместные ритмические действия, марши, лозунги

· Толпа страшна, даже возживленные добром.

 

 

 

 

Соц.напряженность.

План:

1. Понятие и проявление соц. напряженности.

2. Ситуация соц. напряженности.

3. Источники.

4. Разновидности стресса.

Соц. напряженность – острое противопоставление личностных и межгрупповых интересов.

Она проявляется:

· Состоянием острого недовольства обстоятельствами жизни

· В сфере психологического беспокойства и тревоги

· В сильной степени эмоционального возбуждения

· В усиленной агрессивно враждебных, в рамках межличностных отношений

· В условии отклонения поведения

· В при обладании демонструктивного состояния психологического над конструктивными.

2) Ситуация соц. напряженности:

1. длительное психологическое напряжение, которые вызывает усталость или атрофирование ситуационной адаптации человека

2. повышенная ответственность с постоянно развивающимся ощущением внутренней тревоги

3. ситуация с преобладанием понижением настроения, которое вызывает у человека чувство недовольства собой

4. ситуация: когда систематически не удовлетворяются базовые потребности

5. острая агрессивная направленность межличностных отношений

3) Источники соц. напряженности – безработица, рост цен, рост стоимости жизни, рост преступности, недоступность квалифицированного образования, медицинского обслуживания.

4) Выделяют 2 понятия: физиологический стресс и психологический стресс.

Физиологический стресс – вегетативно – соматическая реакция индивида на ситуацию соц.напряженности или экстремальную ситуацию. Он проявляется в изменениях привычных для организма ритмах речи, движения, повышение давления.

Психический стресс - не специфическая реакция организма на предъявление ему требований.

Существует элемент состояния личности в условиях стресса так называемый тревожный ряд:

· ощущение внутренней напряженности

· нарастание тревоги

· появляется страх

· ощущение надвигающейся катастрофы

· дезорганизация сознания, поведения, деятельности

Стратегия поведения человека в условиях соц.напряженности связывают с понятиями психическая и психологическая защита.

Психическая защита –совокупность бессознательных психологических процессов обеспечивающих охрану психики в целом от негативных и деконструктивных воздействий внешней среды.

 

 

Лидерство и руководство.

План:

1. Лидерство и руководство: основные различия и понятия

2. Теория и стили лидерства

3. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

1) Лидерство и руководство в соц.психологии рассматриваются как групповые процессы, связанные с соц.властью в группе. В соц. психологии смысл лидерства и руководства – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действие индивида, выполняющие функции лидерства и руководителя группы.

Не смотря на то, что по своей психологической сумме лидерство и руководство схожи, они имеют и различают:

1. Лидеррегулирует межличностные отношения, а руководитель – формально ролевые

2. Лидер– это представитель своей группы, элемент микросферы в которой он находится.

 

 

Становление и развитие соц.психологии как науки.

План:

1. Соц.психология в системе научного знания

2. Предмет соц.психологии.

3. Основные этапы развития соц.психологии.

1)Соц.психология в системе научного знания начала формировать в конце 19 в, имеется 3 точки зрения на ее место в системе других наук.

a) Соц.психология – часть социологии т. е. она наследует массовидные проявления психики.

b) Соц.псих. – часть психологии и изучает положение и поведение личности в группе

c) Соц.псих. – наука находящаяся на стыке психологии и социологии.

Последняя точка зрения наиб. разделяема между социологией и психологией и соц.психологии много общего но каждая из них изучает объекты с различных сторон.

Соц.психология изучает как конкретно действует личность в различ. соц. группах, как формируется мотивы потребности, установки личности и их влияния на поведение человека в поле ее зрения находится динамика межличностных отношений.

2) соц.психология – отрасль психологии которая изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей обусловленные их социальным взаимодействием.

Структура соц.психологии определяется системой ее основных критерий:

· Понятие соц.группы, соц.общности и их классификация

· Особенности поведения человека в соц.не организованной и соц.организованной группе

· Социально психологическая организация малых групп

· Модификация индивидуального поведения соц.групп

· Общение как средство соц.взаимодействия

· Психология боьших соц.групп

· Психология соц.управления

· Познавательные и коммуникативные особенности понимания и восприятия людьми друг друга и др.

Методы соц. сих. Исследования:

· Лабораторный и естественный эксперимент

· Наблюдения

· Изучение и анализ документации

· Опрос в форме анкетирования и интервью

· Тестирование

· Метод экспортной оценки

· Метод подстановки групп

3) К философским истокам и предпосылкам развития соц.писхологии относят:

· Идеи Платона об иррациональности поведения масс

· Идея Аристотеля об общественных инстинктах

· Идея Гельвеция о соц.детерминации поведения личности т. е. предопределенности

· Идея Фейрбаха о роли и сущности соц.психологического процесса как способа проявления человеческой сущности

Исследования собственно соц.псих.проблем началось в 19 в., а само понятие появилось в 1908 году в связи с выходом в свет книги ученого Мак – Дугалла.

Основные этапы развития соц.психологии:

I. Становление соц.психологии как науки, период с середины 19 в до 1908 г.

II. С 1908г. до 40-х годов ХХ в.

III. С середины 40- х и ХХ в. до наших дней.

Соц.психологии приобретает популярность, водится в общеобразовательные программы высших и средних профессиональных учреждений. Развитие соц.психологии осущ.от общих теорит.вопросов и более частым практическим.

Первые теорит.разработкив области соц.психологии:

a) Концепция психологи народов в ней рассматривалась коллективная психика как сочетание индивидуальных психических состояний людей в опред.условиях. Было выделено 3 основополагающих явления которые определеяют психологию народа в целом:

- язык

- миф

- обычаи

Основная сила истории – народ, который и выражает себя в языках, религии и т.д.

б) концепция масс, исследует проблемы общества связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека

в) концепция инстинктов со3ц.поведения. Основная идея заключалась в том чтопричину соц.поведения человека связанные с вражденными инстинктами.

Следует отметить вклад ведущих психологических школ в разраьотку броблем в соц.психологии.

Школы:

· Функционализмв данной школе были разработаны и выявлены закономерности появления наиболее приспособительных групп и обществ, разрабатывалась проблема оптимального прохождения периода соц.адаптации субъектами общественной жизни.

· Бихевиоризм –изучение проблем и закономерностей поведения человека и животных

· Психоаналез – изучает проблемы бессознательного, иррациональных процессов в личности и ее поведение, проблем конфликта человека с обществом проявляющиеся в столкновении человека с соц.запретами.

· Гуманистическая психология –вопросы исследования источников соц.активности человека

· Конитивизм – делает акцепт на процессе познания мира постижения сущности и явлений по средствам познавательных процессов.

· Интеракционизм –исследует проблемы соц.аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности общения.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...