Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции выпускника ООП бакалавриата.

Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – формирование у студентов целостной системы психологических знаний, позволяющих ориентироваться в гуманитарных проблемах современного общества, системной картины современного состояния психологической науки, включая представления о предмете, методах и задачах психологии, основных методологических, исследовательских и прикладных проблемах и путях их решения.

Задачамиизучения курса являются:

- формирование у студентов теоретических знаний и представлений о предмете и задачах психологической науки, способах проведения научного исследования, об основных психических процессах, свойствах и состояниях, о сущности и структуре деятельности и общения, о способах саморазвития личности и отдельных психических процессов и свойств;

- формирование умений психологического анализа личности, ее индивидуально-психологических особенностей, средств рефлексии и интерпретации собственных психических свойств и состояний, понимания путей оптимизации деятельности и общения. Освоение студентами классических и современных подходов к решению психологических проблем. Формирование основ психологической культуры и компетентности в решении личностных проблем.

 

1.2. Место дисциплины в учебном процессе:

Курс «Психология» относится к вариативной части образовательной программы. Освоение дисциплины взаимосвязано с эффективным изучением курсов: история, философия, русский язык и культура речи, деловые коммуникации, маркетинг, управление человеческими ресурсами, теория менеджмента.

 

Компетенции выпускника ООП бакалавриата.

В результате освоения данного курса формируются такие общекультурные компетенции, как:

- готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

- готовность к пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).

 

В результате изучения курса “Психология ” студент должен:

· знать:историю развития академической и практической психологии; основные используемые термины и определения современной психологии; содержание основ психологической науки: основные психологические школы и направления, структура и функции психики, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера человека, мотивационная сфера и ее роль в организации деятельности, личность, закономерности ее становления и развития, индивидуально-психологические особенности человека, структура, функции, закономерности общения, группа, ее структурно-динамические характеристики, закономерности формирования.

· Уметь:самостоятельно разбираться в постановке и решении психологических проблем, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, получить первичные навыки построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

· Владеть: навыками психологического анализа личности, ее индивидуально-психологических особенностей, средствами рефлексии и интерпретации собственных психических свойств и состояний, понимания путей оптимизации деятельности и общения.

Конечные результаты освоения предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению психологии человека. Программа предусматривает проработку учебного материала на двух взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном, семинарском. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, подготовку докладов по отдельным темам, проведение самостоятельных исследований.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр – 2 . Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.


3. Тематический план.

Таблица 1

Тематический план

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Итого количество баллов
Лекции* Семинарские (практические) занятия* Самостоятельная работа*
  Модуль 1.           0-30
1. Введение в психологию 1-2 0-10
Познавательные процессы 3-6 0-10
Мотивация. Эмоции. Воля 7-8 0-10
  Модуль 2.           0-30
Индивидуальные особенности личности 9-10 0-15
Личность 11-14 0-15
  Модуль 3.           0-40
Деятельность 15-16 0-20
Общение 17-18 0-20
  Итого (часов, баллов):   0-100

 


Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Информационные системы и технологии Итого количество баллов  
коллоквиумы собеседование ответ на семинаре контрольная работа тест реферат конспект программы компьютерного тестирования комплексные ситуационные задания электронные практикум другие формы  
Модуль 1.      
Введение в психологию     - 0-8
Познавательные процессы     0-12
Мотивация. Эмоции. Воля     0-10
Модуль 2.
Индивидуальные особенности личности   0-15
Личность   0-15
Модуль 3.
Деятельность   0-20
Общение   0-20
                                     

 


Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные дополнительные
Модуль 1          
1.1 Введение в психологию Конспе.первоист-ов   Сравнительный анализ источников   1-2 0-1
1.2 Познавательные процессы Конспе.первоист-ов   Подготовка сообщений 3-6 0-6
1.3 Мотивация. Эмоции. Воля Конспе.первоист-ов   Подготовка сообщений 7-8 0-4
  Всего по модулю 1:      
Модуль 2          
2.1 Индивидуальные особенности личности Конспе.первоист Подготовка сообщений 9-10 0-4
2.2 Личность Конспе.первоист   Подготовка сообщений 11-14 0-4
  Всего по модулю 2:        
Модуль 3          
3.1 Деятельность Составление задач и их решение   Подготовка сообщений 15-16 0-4
3.2 Общение Конспе.первоист,   Подготовка сообщений 17-18 0-4
  Всего по модулю 3:
  ИТОГО:

 

 


4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. История + + + + + + +
2. Философия + + + + + + +
3. Русский язык и культура речи + + + + + + +
  4. Деловые коммуникации + + + + + + +
5.   Маркетинг + + + + + + +
6. Управление человеческими ресурсами + + + + + + +
7. Теория менеджмента + + + + + + +

 

4. Содержание дисциплины.

 

Модуль 1. (темы: «Введение в психологию», Познавательные процессы», «Мотивация, эмоции, воля»)

Знаниевый компонент. Общая характеристика психологии как науки. Научная и житейская психология. Объект, предмет и задачи психологии как науки. Представления о душе в античной философии. Проблема анализа сознания в философии Нового времени и в научной психологии. Крупнейшие психологические школы. Современные представления о психике. Функции и структура психики. Психика и организм. Активность психики (души). Психика, поведение и деятельность. Принципы реактивности и активности в объяснении поведения. Проблема бессознательного. Принцип единства сознания и деятельности. Психика как соотношение "субъективной и объективной реальностей, как особая реальность. Структура современной психологической науки.

Основные методы психологического исследования. Психологический эксперимент Структура и этапы психологического исследования.

Познавательные процессы, их сущность, классификация. Ощущение, его рефлективная природа; классификация ощущений, их общие свойства; чувствительность и пороги ощущений; адаптация, синестезия; совершенствование ощущений. Восприятие: свойства восприятия; классификация восприятий; сложные формы восприятия (восприятие пространства, времени, движения). Память: теории памяти; виды памяти и характеристики ее процессов. Мышление: природа и понятие мышления, его виды; мышление и речь; фазы процесса мышления. Воображение: понятие, виды, роль в познания в творческом мыслительном процессе. Внимание природа, физиологическая основа, виды, свойства.

Мотивационно-потребностная сфера личности. Понятие направленности личности. Система потребностей личности. Психологические характеристики мотивов. Эмоционально-волевая сфера личности. Психологические характеристики эмоций и чувств: теории эмоций; функции эмоций, виды эмоций и чувств. Воля: понятие, функции, структура волевого акта; принятие решений; свобода воли; личностная ответственность.

Практический компонент.Умеет анализировать психологические теории, видит связь психологии с будущей профессиональной деятельностью, выделяет основные группы методов психологии круг решаемых ими задач, различает исследовательские и практико-ориентированные методов современной психологии. Выделяет специфику качественно различных и тесно взаимосвязанных процессов познания. Различает виды ощущений и восприятия, их свойства и основные эффекты, типы восприятия и их связь с индивидуальными особенностями человека. Понимает специфику мышления в сопоставлении с чувственным уровнем познания, выделяет различные типы и виды мышления, основные формы мышления, умственные действия и операции, этапы мыслительной деятельности. Понимает сущность памяти как «сквозного» познавательного процесса, выделяет различные виды и процессы памяти. Выделяет виды внимания и основные его свойства, может применить это знание для эффективной организации деятельности, для совершенствования работы внимания. Способен дать характеристику процесса воображения и его основных разновидностей, формам проявлений деятельности воображения и его механизмов, роли воображения в жизнедеятельности человека.

Ценностный компонент.Понимает ценность целостности картины мира; значения смысловых и мотивационно-ценностных компонентов картины мира.

Основные понятия.Психика, психические явления, сознание, бессознательное, бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология.Внимание, воображение, восприятие, воспроизведение, двигательная память, долговременная память, кратковременная память, забывание, интуиция, мышление, образ, образная память, объем памяти, оперативная память, ощущение, память, понятие, представление, проблемная ситуация, речь, суждение, умозаключение, мотивация, потребности, эмоции, воля.

 

 

Планы семинарских занятий

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика предмета и методов психологии.

2. История развития представлений о предмете и задачах психологии.

3. Структура современной психологии, ее место в системе наук.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику собственному опыту познания людей.

2. В чем, по Вашему мнению, особенность психологии человека как предмета познания в отличие от неодушевленных предметов?

3. Самостоятельно изучите творчество двух выдающихся психологов.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика познавательных процессов.

2. Ощущение: определение, виды, свойства, эффекты.

3. Восприятие: определение, виды, свойства, эффекты.

Задания для самостоятельной работы

1. Самостоятельно подберите примеры различных свойств ощущений и восприятия (подвижность порогов ощущений, константность, избирательность, осмысленность восприятия и др.).

2. Проведите самостоятельное исследование иллюзий восприятия.

Вопросы для обсуждения

1. Определение памяти, процессы памяти, виды и типы памяти.

2. Пути совершенствования памяти

3. Внимание: определение, основные виды и свойства.

4. Проблема развития внимания.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте работу собственной памяти (виды, процессы, сильные и слабые стороны, возможные способы устранения затруднений). Разработайте программу совершенствования своей памяти.

2. Установите, при каких условиях вы испытываете затруднения, связанные с вниманием. Предложите психологически обоснованные меры улучшения работы своего внимания.

Вопросы для обсуждения

1. Мышление, его сущность, типы и виды.

2. Формы мышления. Умственные действия и операции.

3. Мышление как решение проблемной ситуации.

4. Воображение, его основные виды и механизмы.

5. Воображение и творчество.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте собственные мыслительные стратегии при планировании деятельности (действуете методом проб и ошибок, пытаетесь заранее учесть все обстоятельства, действуете по ситуации) и при решении задач (пробуете разные варианты решения, хотите быть уверены наверняка в результате, рискуете).

2. Определите роль воображения в своей профессиональной деятельности. Является ли воображение необходимым условием творческого подхода к решению Ваших профессиональных задач?

 

Вопросы для обсуждения

1. Определение мотивации, ее роль в организации психической активности.

2. Структура мотивационной сферы.

3. Основные классификации побудительных причин поведения.

Задания для самостоятельной работы

1. На основе анализа собственной биографии выделите основные события, повлиявшие на формирование потребности в достижении успеха или избегания неудачи.

2. Опишите собственные приемы усиления мотивации выполнения какой-либо деятельности, к которой теряете интерес.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие об эмоциях, аффектах, чувствах, настроении.

2. Значение эмоциональных явлений в жизнедеятельности человека.

3. Волевая регуляция поведения: структура волевого акта.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте собственные приемы эмоциональной саморегуляции. Какие эмоциональные состояния преобладают в Вашей жизни, есть ли пути усиления «доли» позитивных переживаний?

2. Вспомните несколько важных решений, которые вы принимали в жизни. Проанализируйте, являлись ли они преодолением вашей личности или насилием над ней.

Вопросы для обсуждения

1. Темперамент и его психологические свойства.

2. Характеристика видов темперамента.

3. Характер: определение, структура, типологии.

4. Способности: определение, основные классификации.

5. Проблема врожденного и приобретенного в способностях.

6. Индивидуальность и стиль деятельности личности.

Задания для самостоятельной работы

1. Самостоятельно разработайте мини-опросник, по которому можно было бы определить особенности темперамента человека.

2. Составьте психологические портреты нескольких ярких литературных героев, используя теорию акцентуаций характера.

3. Проанализируйте взаимодействие темперамента и характера, выявите закономерности на материале литературных примеров и собственных наблюдений.

4. С помощью одного из известных тестов интеллекта проведите психодиагностическое самоисследование и проанализируйте особенности структуры своего интеллекта.

5. Предложите программу развития творческих способностей.

Вопросы для обсуждения

1. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

2. Закономерности развития личности.

3. Самосознание личности: структура, функции.

Задания для самостоятельной работы

1. С помощью самонаблюдения, анализов продуктов деятельности и экспертных оценок определите свои самооценку и уровень притязаний.

2. Пронаблюдайте и опишите проявления защитных механизмов личности в поведении других людей, самого себя.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие деятельности, основные отличия деятельности и активности.

2. Структура деятельности.

3. Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

4. Понятие об общении.

5. Структура процесса общения.

6. Деформации процесса общения.

7.

Задания для самостоятельной работы

1. Понаблюдайте за детской игрой. Какие развивающие возможности в ней заложены?

2. Проанализируйте, какие различные мотивы могут управлять учебной или профессиональной деятельностью? Установите различие между внутренней и внешней мотивацией деятельности и ее эффективностью.

3. Проанализируйте собственные приемы невербальной коммуникации. В каком соотношении они находятся с вербальным планом общения?

4. Проанализируйте продуктивность стиля Вашего делового общения. Какие вы могли бы порекомендовать способы его оптимизации?

5. Проведите самостоятельное наблюдение за психологическими характеристиками Вашей контактной группы.

6. Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

7. Контрольные работы планом не предусмотрены.

8. Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Порядок выполнения каждого вида самостоятельной работы обучающегося и контроль за ней, а также описание используемых методик с примерами выполнения представлен в Учебном пособии Е.Г. Беляковой и И.Г. Фомичевой «Психология и педагогика» (2010) на страницах 110-113. Там же представлены варианты тестовых заданий для самоконтроля.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и задачи психологии.

2. Структура современной психологии.

3. Основные методы исследования в психологии.

4. Психика, ее структура и функции.

5. Соотношение сознательного и бессознательного в психике.

6. Основные психологические направления (школы).

7. Человек как индивид, личность, индивидуальность.

8. Психологическая структура личности.

9. Основные теории личности в психологии.

10. Закономерности развития личности.

11. Самосознание и его основные компоненты.

12. Психологическая защита личности.

13. Побудительные силы поведения, их классификация.

14. Мотивация и деятельность.

15. Сущность и структура деятельности.

16. Характеристика игры как вида деятельности.

17. Характеристика учения как вида деятельности.

18. Характеристика труда как вида деятельности.

19. Темперамент и его психологические свойства.

20. Физиологическая основа темперамента.

21. Характер как совокупность черт личности.

22. Основные типологии характера.

23. Соотношение темперамента и характера.

24. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в способностях.

25. Основные классификации способностей.

26. Ощущения, их качественные и количественные характеристики.

27. Восприятие, основные виды и свойства.

28. Иллюзии восприятия.

29. Внимание, определение, виды, основные свойства.

30. Память: определение, классификация видов памяти.

31. Процессы памяти.

32. Общее понятие о мышлении. Типы и виды мышления.

33. Память: определение, классификация видов памяти.

34. Процессы памяти.

35. Общее понятие о мышлении. Типы и виды мышления.

36. Этапы мыслительной деятельности.

37. Мышление и речь.

38. Воображение, его сущность, основные виды и механизмы.

39. Теории эмоций.

40. Структура эмоциональной сферы.

41. Проблема эмоциональной саморегуляции.

42. Волевая регуляция поведения.

43. Характеристики малых групп и их классификации.

44. Внутригрупповая динамика.

45. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

46. Коммуникативная сторона общения.

47. Перцептивная сторона общения.

48. Интерактивная сторона общения.

49. Виды и функции общения.

50. Феноменология общения.

 

Образовательные технологии.

В процессе обучения используются активные и интерактивные формы проведения занятий, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги.

 

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

Основная литература:

1 Белякова Е.Г., Фомичева И.Г. Психология и педагогика. 2-е изд. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. 268 с.

2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, Астрель. 2008. 352 с.

3 Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2010. 592с.

4 Немов Р.С. Психология: учебник. - М.: Юрайт, 2009. 639 с.

5 Немов Р.С.Психология. В 3 кн. Книга 1. Общие основы психологии: учебник.. 5-изд. - М.: Владос, 2007. 687 с.

6 Психологический словарь /под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

7 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 720 с.

8 Столяренко Л.Ф. Психология. Спб.: Питер, 2007. 592 с.

 

 

Дополнительная литература:

1 Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.

2 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

3 Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. - СПб.: Экономическая школа, 1993. - 352 с.

4 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977.

5 Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. СПб., 1997.

6 Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1; Кн.2. - М : Педа­гогика, 1982.

7 Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологиче­ского анализа: [Учеб. для вузов по спец. «Психология»]. М.: Изд-во МГУ, 1990.

8 Асмус В.Ф. Трактат о душе: вводная статья к книге «Аристотель» // Избранные философские труды: В 2 т. М.: Изд-во МГУ, 1969. Т. 1.

9 Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. под общей ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980.

10 Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В.П. Зинченко. М.: Тривола, 1999.

11 Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М.: Медицина, 1968.

12 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. -400с.

13 Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М,: Прогресс,1986.

14 Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

15 Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.

16 Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические со­чинения: В 2-х т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

17 Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.

18 Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих
способностей // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 5, с. 49-59.

19 Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педаго-­
гика, 1983.

20 Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.

21 Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Междуна-­
родная педагогическая академия, 1995.

22 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.

23 Братусъ Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

24 Братусъ Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977.

25 Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творче­ство. М.: Наука, 1969.

26 Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологиче­-
ской диагностике. – Спб.: Питер, 1999.

27 Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности, - М.: Про-­
гресс, 1990.

28 Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мыш-­
ление. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

29 Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления кри­
тических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984.

30 Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М.: Наука, 1973.

31 Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974-1981.

32 Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982.

33 Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология воспри­ятия: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1973.

34 Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987.

35 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -М.: Изд-во МГУ, 1983.

36 Вундт В. Ведение в психологию / Пер. с нем. М.: Космос, 1912.

37 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запоро­жец. М.: Педагогика, 1982-1984.

38 Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формиро­вание внимания. М., 1974.

39 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ, под общ. ред. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988.

40 Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992.

41 Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Изд-во МГУ, 1987.

42 Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. по-­
собие. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

43 Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

44 Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970.

45 Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психоло­гию активности. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989.

46 Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера.-М.: Медицина, 1990.

47 Джемс В. Психология. М, 1991.

48 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Питер, 1999.

49 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -
М.: ИНФРА-М, 1997.

50 Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.

51 Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психи­ческое развитие ребенка. 1986.

52 Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой: учебное пособие. - М, 1991.

53 Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986.

54 Зимбардо Ф. Застенчивость. - М.: Педагогика, 1991.

55 Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

56 Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

57 Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

58 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

59 Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.

60 Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.-М.: Политиздат, 1988.

61 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

62 Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. - М. ИПРАН, 1996.

63 Кон И.С. Открытие "Я".- М.: Политиздат, 1978.

64 Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.

65 Крутецкий В.А. Психология математических способностей школь­ников. М.: Просвещение, 1968.

66 Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте: Пер с франц. -М., 1994.

67 Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

68 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: По­литиздат, 1977.

69 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.

70 Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: «СМЫСЛ», 1993.

71 Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изобра­жениям). М.: Изд-во МГУ, 1980.

72 Линдсей Г., Холл К.С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.

73 Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Вве­дение в психологию / Пер. с англ, под ред. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974.

74 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

75 Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во МГУ, 1981. 224 с.

76 Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: Изд-во МГУ, 1985."

77 Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.

78 Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

79 Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. -М.: Изд-во МГУ, 1975.

80 Лурия А.Р. Язык и мышление. М., 1979.

81 Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997.

82 Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследова­ния. Пермь, 1988.

83 Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуально­сти. М., 1989.

84 Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.

85 Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитив­ной психологии / Пер. с англ, под общ. ред. Б.М. Величковского. М.: Прогресс, 1981.

86 Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во МГУ, 1981.

87 Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.

88 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- Ростов н/Д., 1996.

89 Пономарев Я.А. Психология творчества.- М : Наука, 1976.

90 Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л.В. Кули­ков. СПб.: Питер, 2000.

91 Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лей-
теса. - М.: ИЦ "Академия", 1996.

92 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психоло­гия. СПб.: Питер, 1999.

93 Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологиче­ских различий. М.: Наука, 1979.

94 С чего начинается личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984.

95 Селъе Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992.

96 Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. / Отв. ред. В.С. Ру­синов. М.: Наука, 1987.

97 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропо­логии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

98 Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997.

99 Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ., под ред. В.П. Зинченко. М: Тривола, 1996.

100 Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с пол. под общ. ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Прогресс, 1982.

101 Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1985.

102 Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1984.

103 Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

104 Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.

105 Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1978. Вып. 6.

106 Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989.

107 Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. М.: Знание, 1990.

108 Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. - М : «КСП+», 1997.

109 Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследова­ния. -Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: Изд-во Барс, 1997.

110 Хрестоматия но общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979.

111 Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.Ждан. -М.: Изд-во МГУ, 1980.

112 Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.

113 Хрестоматия по ощущениям и восприятию. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской -М.: Изд-во МГУ, 1975.

114 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

115 Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологиче­ские основы развивающего обучения).- М.: АО "СТОЛЕТИЕ", 1994 - 192 с.

116 Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Зна­ние, 1971.

117 Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические про­блемы развития психологической науки. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1974.

 

 

Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. Псипортал. Адрес в Интернет: www.psi.webzone.ru

2. Псипортал. Адрес в Интернет: www.azps.ru

3. Псипортал Флогистон. Адрес в Интернет: www.flogiston.ru

 

11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Студенты, проходящие обучение по программе бакалавриата, имеют возможность работать по курсу «Психология» с учебным пособием Беляковой Е.Г. и Фомичевой И.Г. «Психология и педагогика», содержащим краткий курс лекций, методические указания для самостоятельной работы, глоссарий, структурно-логические схемы к основным темам курса. Проведение дисциплины предполагает обязательное обращение к средствам мультимедиа (демонстрация видеофрагментов и т.д.)

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1. Психология: предмет, подходы, задачи, методы.

2. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...