Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 8. Отсечение избыточного материала

Это упражнение для тех, кто жалуется: "Мне снится так много снов, что я могу записывать их всю ночь напролет и каждую ночь видеть семь новых".

В моей практике и в практике моих коллег нередко случается, что пациенты приходят с таким количеством материала, что мы только и занимаемся сновидениями. Иногда это связано с внутренним сопротивлением сознания, поэтому материал, имеющий существенное значение, теряется в обилии другой информации. Обычно тот раздел памяти, что ведает сновидениями, приспосабливается к такому количеству материала, которое может быть переработано дневным сознанием. Если же по какой-либо причине этого не происходит, то я не вижу необходимости ходить целый день с покрасневшими глазами, испытывая слабость во всех членах лишь потому, что вы всю ночь записывали сны и тоже не выспались. В таком случае запомните сна два - и хватит. Если приснится больше и среди этих снов будет исключительно яркий и убедительный, занесите в блокнот и его. Другими придется пожертвовать.

Если вы будете выполнять описанные выше упражнения, как школьник, которому дали задание на лето, и если всякий раз, не выполнив их полностью, вы будете бояться схлопотать двойку, это спровоцирует внутреннее сопротивление обыденного сознания. Необходимо всегда отдавать себе отчет, чьими глазами вы смотрите на выполнение этих упражнений - глазами Шерлока Холмса? Мистика? Человека, который занимается самоисцелением? Исследователя?

Работая со сновидениями, человек постоянно наталкивается на внутреннее сопротивление сознания. Вдруг у вас появится отвращение к такой работе. Попытайтесь почувствовать его как можно глубже. Оно может проявляться в том, что вы начинаете испытывать отвращение, скуку, появится ощущение, что вы занимаетесь тривиальнейшими пустяками или ставите себя в глупое положение. Не пытайтесь сломить его - просто наблюдайте за ним. Не мешайте ему. Гораздо важнее не пытаться преодолеть то или иное внутреннее сопротивление, а научится чувствовать его.

Текст сновидения

Мы уже знаем, что сновидение и запись этого сновидения на бумаге отличаются друг от друга не меньше, чем заметка в газете и реальное событие, которое в ней описывается. Теперь давайте займемся непосредственно текстами сновидений.

Вот вы положили на столик ручку, включили ночник, чтобы можно было писать при свете, заснули, и вам снится сон. Он не растворился в вашем сознании, и вам удается быстро записать его среди ночи. На следующее утро вы ясно вспоминаете некоторые его образы (однако далеко не все), иные не восстанавливаются даже при чтении текста, наскоро набросанного в полусне. Такие наполовину забытые сновидения не редкость: одни обрывки еще живут в памяти, а другие - безвозвратно канули в Лету, не оставив следа, если не считать маловразумительной записи на листе бумаги.

Чем нам может помочь запись сновидения и как работать с текстами наших сновидений? Я считаю, что сновидение - это живая реальность, некий психический организм, облеченный в пространственную форму. Попробуйте удалить из человеческого тела какой-либо орган, не изменив при этом всего тела. То же самое справедливо и в отношении снов. В образе сновидения важна каждая деталь, и, потеряв даже одну из них, мы теряем весь образ. Образ сновидения - это сложное целое.

Поиски ассоциаций - одна из важнейших сторон работы со сновидениями. Так выяснятся связи между миром сновидений и повседневной жизнью. Конечно, в основе всех личных ассоциаций лежат слова, но каждое из них при этом обладает еще и собственным полем значений, которые обычно с ними ассоциируются. Закончив анализ личных ассоциаций, можно перейти к рассмотрению этих полей.

Вам рассказывают сон

Когда кто-то рассказывает мне свой сон, первая моя мысль - "Ума не приложу, что это означает. Похоже, что в снах действительно ни складу, ни ладу. Может я просто ничего не понимаю в премудростях мира сновидений?" В такие минуты я чувствую себя шарлатаном, самозванцем, переводчиком, который и языков то не знает. В общем, мне становится не по себе. Сны становятся полной нелепостью, вызовом "здравому смыслу".

Бывает и по другому: сон сразу же представляется ясным и понятным. Тогда я, как правило, прихожу к выводу, что столкнулся с сопротивлением и, чтобы не ломать голову, поспешно ухватился за первое попавшееся толкование. Снам неуютно в нашем дневном сознании. Подобно Меркурию, покровителю воров, мы похищаем сны из их ночного обиталища. Сновидение должно войти в сознание, когда оно находится на границе сна и яви. Этот переход бывает очень болезненным.

Дневное сознание сталкивается с логикой, которая ему в корне чужда, и застывает в недоумении.

Чувствуя свое бессилие, рассудок начинает сопротивляться. В самом деле, кому понравится собственное бессилие. А ведь причина этого бессилия - сновидение. Отсюда следует, что всякая попытка выверить сновидение по логике дневного сознания при помощи заранее установленных аналогий обречена на неудачу, ибо при этом не учитывается различие между логикой сновидения и логикой дневного сознания.

Одна из главных задач при работе со снами - снова и снова ставить в тупик наше дневное сознание, чтобы расшатать привычные представления. Это не очень приятная процедура: для обыденного сознания она часто оказывается сущей пыткой. Поэтому крайне важно, слушая пересказ сновидения, воздержаться от поспешных выводов ("Все понятно!") и с готовностью принимать любую бессмыслицу. Если мы с ходу проникаем в смысл сна, то это чаще всего означает, что мы просто ставим сон в один ряд с уже известными нам реалиями жизни. Такой подход ведет не к самораскрытию сна, а скорее к сужению реальности.

Итак, вы сталкиваетесь со сновидением, до смысла которого никак не можете докопаться. Неплохое начало. Попросите пересказать сон дважды.

Но, прежде чем выслушать его в первый раз, проверьте свое самоощущение. Не испытываете ли вы слабости, боли или, наоборот, какое-нибудь приятное чувство? Мысленно ощупайте свое тело, начиная со ступней. Тогда вы сможете определить, не меняются ли ваши ощущения во время рассказа, а если меняются, то как.

Обращайте внимание и на то, какие мысли занимают вас в эту минуту. Это позволит вам проследить, как меняется ваш настрой, пока вы слушаете рассказ.

Теперь можно начинать

Слушая рассказ, не пытайтесь целиком на нем сосредоточиться: следите за тем, что вы при этом испытываете. К примеру, когда вам становится скучно? Когда вам приходит в голову, что рассказ этот - полная околесица? Вот вы задумались о чем-то таком, что не имеет отношения к этому сну. Вот ни с того ни с сего в памяти возникает сцена из давно забытого прошлого.

Или вдруг вы заметите, что в вашем воображении сон сливается с воспоминаниями о школьном друге. Скажем, действие сна происходит возле его дома. Или вдруг вы ощутите сексуальные позывы и станете перебирать в уме порнографические образы. Или вдруг на вас найдет приступ ярости. Или отвращения. Или еще что-нибудь.

Короче говоря, если при пересказе сна перед вами возникает знакомый образ, не имеющий отношения к этому сну, дайте ему возможность раскрыться: не обнаружится ли между ним и рассказываемым сном глубинная связь?

Может случиться, что перед вами пройдет целый ряд таких "неуместных" образов. Тогда следует обратить внимание на тот, который покажется вам наиболее или наименее значительным.

Если вы заметите, что какие-то эпизоды рассказа навевают такую скуку, что вас клонит в сон, знайте, что именно эти эпизоды и вызывают сопротивление дневного сознания. Часто рассказчик не осознает этого сопротивления и оно так же неосознанно передается слушающему. Особенно важен тот момент, когда на вас нападает дремота. Поддайтесь этому состоянию, но постарайтесь запомнить, на каком эпизоде вы начали дремать. Допустим, во время рассказа у вас заболело колено (до этого колено не беспокоило - болел живот). Сосредоточьтесь на этом ощущении. Похоже, вам просто хочется лягнуть рассказчика, и вы себя сдерживаете. Что же произошло? Ведь никакой неприязни к рассказчику у вас нет. И тут вы понимаете, что это ваша обычная реакция: всякого, кто морочит вам голову (не исключая самого себя), вам хочется лягнуть.

Или вдруг вы ощутите боль в легких. Вчувствовавшись в себя, вы замечаете, что слушаете рассказ чуть дыша: вся атмосфера сна кажется вам такой удушливой, будто вас заперли в тесном шкафу. (У каждого сна, как у небесных тел, есть своя атмосфера. Часто эти сны забываются и от них остается только атмосфера.) Или у вас начинает чесаться кожа на голове. Как-будто раздражение. Это раздражен ваш разум. Метафоры часто получают буквальное выражение в симптомах. Попросите рассказчика, чтобы он описывал увиденное как-бы изнутри сна - так, словно действие сна происходит сейчас, на его глазах. Так он воспроизведет все подробности и атмосферу сновидения наиболее отчетливо. Пусть рассказчик станет как-бы экскурсоводом, который проводит вас по своему сновидению.

После этого можно приступить к повторному рассказу. К этому времени вам уже кое-что ясно. Повторный рассказ позволяет добиться еще большей ясности. Становятся очевидны некоторые взаимосвязи. На этот раз сосредоточьтесь на образной стороне сновидения. Не упускайте из виду ритм повествования: когда темп речи рассказчика замедляется, когда ускоряется. Обращайте внимание на интонацию, выражение лица, жесты. Короче говоря, понаблюдайте, как рассказчик преподносит свой сон. Впрочем, у каждого свои методы. Я, например, закрываю глаза и вслушиваюсь в голос. Старайтесь вслед за рассказчиком представлять описываемое.

Неплохо, чтобы перед вами лежал текст записанного сна и вы могли бы с ним сверяться. Правда, кое-кто из моих коллег считает, что записывать сны нецелесообразно: живая реальность сновидения низводится до словесной записи. В этом есть резон. Пересказ сновидения надо воспринимать с голоса, и сновидец не должен заглядывать в текст. Таким образом, он будет как бы вести репортаж изнутри образного мира сновидения, который сохранился у него в памяти. Интересно проследить, чем повторный рассказ отличается от первого.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...