Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы архитектурно-композиционных решений зданий.

Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции, т.е. построения (здания или сооружения), предполагающего установление единства функционального назначения, конструктивной структуры и эстетических качеств.

В сложный процесс создания архитектурной композиции входят разработка объемно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решение его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом здания и окружающей средой.

Таким образом, архитектурная композиция здания в целом включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей и т.п.

Архитектурная композиция может считаться удачной, когда видимые части здания, его детали, отдельные объемы гармоничны, т.е. соразмерно, согласованно, сочетаются между собой, образуя в художественном отношении неразрывное целое.

Существуют различные приемы построения композиций внешних объемов: центрические, фронтальные и глубинные.

Центрическаякомпозиция предполагает наличие центрального объема, около которого группируются одинаковые по размеру соподчиненные объемы. Последние, как правило, и отвечают системе планировки с большим центральным помещением.

Центрическая композиция , по существу, не имеет главного фасада и может восприниматься со всех сторон. В настоящее время такие композиции принимаются с большим помещением в центре (цирк, крытые рынки и т.п.).

Фронтальными называются композиции, объемы которых развиты в одном направлении. Если главный фасад имеет выраженную композиционную ось, тогда композиция называется фронтально-осевой .

Глубиннаякомпозиция развита в направлении, перпендикулярном к фронту здания. Такие композиции характерны для зданий с продольно-осевым построением внутренних пространств (например, театров).

Соотношение основных размеров здания по вертикали или горизонтали определяет высотный и горизонтально-протяженный характер композиции. Высотныминазывают такие композиции, в которых вертикальный размер преобладает над горизонтальным.

В архитектурной практике часто применяются сочетания различных композиционных приемов. Часто объемы находятся в свободном сочетании друг с другом в пространстве.

Свободнаякомпозиция обычно не подчинена строгим геометрическим закономерностям. Различные по своим размерам и форме объемы сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями. При наличии природных факторов, таких, как гористый рельеф, озеро, река, зеленые массивы и др., свободные композиции в своем построении часто подчиняются этим факторам, свободно располагаясь по рельефу, повторяя очертания водоемов.

Особый вид сложных объемных композиций представляют композиции комплексов зданий, в которых в качестве компонентов выступают не отдельные слагающие здание объемы, а сами здания. Архитектурным комплексом могут быть небольшая отдельно стоящая группа зданий, квартал, микрорайон, улица или участок улицы, городская площадь и т.д. Они имеют свои специфические закономерности построения, изучение которых составляет один из разделов градостроительства – теории и практики застройки городов.

Выразительность объемно-пространственной композиции достигается с помощью ряда композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорции, масштаба, масштабности и др.

Симметриейназывается закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости., проходящей через центр композиции. Симметрия может относиться к объему здания в целом или к построению лишь одной вертикальной плоскости.

Симметричные композиции имеют большое значение в ансамблевой застройке. Так, например, если необходимо выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство, чаще всего прибегают к симметричной композиции.

Наряду с симметричными применяют и асимметричные композиции. Асимметрию в архитектуре нельзя рассматривать как произвольный, случайный прием композиции. В асимметричной композиции должно быть столь же гармоничное и закономерное построение архитектурных форм, как и при симметричной.

В последнее время ассиметричные композиции особенно широкое распространение получили в зданиях с относительно сложным функциональным процессом. Такие композиции во многих случаях позволяют удобнее организовать функциональную взаимосвязь помещений, использовать особенности рельефа, связать зданием с окружающим пространством.

Ритм в архитектуре –закономерное чередование одинаковых и одно характерных архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритмические построения могут развиваться по горизонтали и вертикали. Простейшей формой ритмических построений может служить метрическая, основанная на точном повторении одинаковых форм и членений, например размещение окон и простенков в жилом доме, одинаково повторяющихся по горизонтали и вертикали.

Большое значение в построении архитектурных композиций имеют пропорции. В архитектуре пропорциями называют соотношения геометрических размеров (длины, ширины, высоты) элементов и членение архитектурных форм между собой и с целым. От них зависит художественная выразительность архитектурной композиции.

Масштабность – не только средство архитектурной композиции, но и ее качественная характеристика. Рост человека (170-180см) всегда служит своеобразным модулем восприятия композиции и ее отдельных архитектурных форм. Масштабность показывает соответствие воспринимаемой человеком величины композиции и ее элементов размерам самого человека.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...