Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навигационные опасности на водохранилищах и озерах

РАЗДЕЛ III

 

ЛОЦИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

Лоция- это раздел судовождения, где изучаются навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия для выбора безопасных и навигационных курсов. Лоция внутренних водных путей подразделяется на общую и специальную.

Общая лоция дает необходимые сведения о внутренних водных путях и является общим руководством для плавания по любому участку водного пути.

Знание общей лоции позволяет судоводителю ориентироваться на незнакомых участках пути и за более короткий срок изучить специальную лоцию.

Специальная лоция служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В специальной лоции содержатся подробные сведения о русле, берегах, опасностях, навигационной обстановке, направлениях и границах судового хода и др. сведения для определенного района плавания.

 

Общая лоция

Основные элементы рек. Река - это водоток, имеющий четко выраженное русло и питающийся атмосферными осадками и грунтовыми водами со своего водосбора.

Речные термины:

Исток реки - место начала реки, с которого начинается постоянное течение воды. Истоком может служить родник, болото, озеро, ледник.

Долина реки - пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. Образование речных долин связано с геологическими процессами, деформациями земной коры, действием ледников и размыванием берегов самой рекой.

Русло - пониженная часть долины реки, по которой осуществляется сток воды при ее самых низких уровнях (без затопления поймы).

Стрежень - условная линия, соединяющая на водной поверхности реки точки с наибольшей глубиной русла и максимальными скоростями течения.

Пойма - часть речной долины, периодически затапливаемая при высоких подъемах уровня воды (половодье, паводок).

Коренные берега - участки земной поверхности, ограничивающие долину реки с боков.

Старица - старое русло, бывшая излучина, спрямленная новым руслом и изолированная от него.
Со временем старица мелеет, заиливается, зарастает кустарником или превращается в болото.

Остров - небольшой покрытый растительностью участок суши, омываемый со всех сторон водой.

Осередок - наносное (без растительности) образование в русле, омываемое водой со всех сторон.

Ухвостье - нижняя по течению часть острова, осередка.

Рукав - часть реки, которая образовалась при разделении русла островом.

Ход - часть реки, которая образовалась при разделении русла осередком.

Протока - рукав, проходящий по пойме в стороне от основного русла.

Урез воды - линия пересечения поверхности воды с берегом

Заплесок - узкая полоса отлогого берега, примыкающая к воде.

Судоходная терминология:

Судовой ход (фарватер) - водное пространство на внутреннем водном пути (реке), предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) карте

Ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.

Кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине. Полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.

Основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.

Перевал судового хода - переход судового хода от одного берега к другому.

Затон - часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов.

Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов.

Акватория - водное пространство в пределах рейда, затона, порта.

Колебания уровней воды в реке.

Уровень воды - это высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения.

Половодье - фаза водного режима реки, повторяющаяся в данных климатических условиях ежегодно (практически в одно и тоже время года) с наиболее высоким уровнем воды. Половодье вызывается снеготаянием и таянием ледников. В зависимости от климатической зоны и условий половодье может быть весенним, весенне-летним и летним. Продолжительность половодья колеблется от двух-трех недель до двух месяцев.

Межень - фаза водного режима реки, характеризующаяся длительным периодом низкого уровня воды. За начало межени принимается конец половодья, за окончание - наступление подъема воды во время осенних дождей. В межень реки питаются в основном грунтовыми водами и эта фаза водного режима характер­на для летних месяцев (обычно июль-август).

Паводок - фаза водного режима реки, характеризующаяся кратковременными и нерегулярными подъемами уровня воды, вызываемыми дождями или снеготаянием во время оттепелей. Продолжительность па­водка - от недели до месяца.

Кроме перечисленных водных режимов следует отметить такое характерное явление для ряда территорий, как наводнение.

Наводнение - затопление территорий водой по различным причинам, как правило, в периоды половодья и паводков, являющееся стихийным бедствием.

Регулирование водного режима в навигационный период осуществляется при помощи построенных на реках плотин и водохранилищ.

Навигационные опасности

Навигационные речные опасности можно разделить на три группы: наносные образования в русле; искусственные препятствия и случайные опасности.

Наносные образования.

Наносы - это твердые частицы, переносимые водотоками и попадающие в реку с поверхности водосборного бассейна или в результате размыва русла.

К характерным наносным образованиям в русле реки относятся:

Песчаные гряды. Это основной вид наносного образования в русле, из-за которого песчаное дно реки неровное (волнообразное).

Гряды двигаются вниз по течению благодаря постоянному перемещению частиц и оседанию их на тыловых скатах гребня гряд. Скорость перемещения гряды обычно в сотни раз меньше скорости потока. Крупные гряды на больших реках перемещаются со скоростью до нескольких метров в сутки. С ростом скорости потока увеличивается и скорость движения гряд.

Заструга - это скопление наносов в реке в форме крупных гряд, примыкающих к песчаному берегу. Течение над застругами обычно носит неровный характер.

Коса - это клиновидное отложение наносов, образованное у выпуклого берега и расположенное под углом к нему вниз по течению. Коса постепенно уходит под воду, вдаваясь в русло реки на значительное расстояние. Она образуется из крупных заструг в результате их постепенного роста.

Заманиха - большая заструга, далеко уходящая в русло и имеющая крутой тыловой скат. Встречается на глубоких участках реки и опасна для судов, идущих по тиховоду возле песков.

Побочень - это гребневая часть крупной гряды, пересекающей или далеко вдающейся в русло. Обычно эта часть у вогнутого берега в половодье затоплена, а в межень обсыхает.

Шалыга - небольшая отдельно лежащая песчаная отмель-бугор. Образуется на судовом ходу или перекатах с легко подвижными наносами, а также за затонувшими крупногабаритными предметами или за сидящими на мели судами. После подъема предмета или снятия судна с ме

ли шалыга размывается.

Глинистые и каменистые (неразмываемые) образования:

Печина - глинистый выступ у высокого берега. Образуется в результате размыва берега при наличии глинистой породы. Вода разрушает рыхлый берег и размывает вокруг глины песок, ил или другой грунт.Если границы участка с глинистым дном ограничены, то после размыва грунта вокруг этого участка, печина может оказаться в отдалении от подмытого берега и превратиться в глинистый подводный осередок, представляющий опасность для судоходства.

Высыпка - твердая отмель, образованная выносами мелкой гальки или камней.

Гряда - большое скопление камней в русле, либо каменистая коса. Течение на грядах довольно быстрое, а судовой ход - извилистый и узкий.

Огрудок - небольшое обособленное скопление камней, расположенное недалеко от берега.

Одинец - одиночный камень больших размеров в русле реки. Одинец, представляющий для судоходст­ва опасность, ограждается навигационными знаками.

Опечки - небольшие подводные галечные отмели в виде бугров, характерные для рек, протекающих в каменистых грунтах.Лещадь (дресва) - небольшая подводная галечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла реки с каменистым грунтом.

Пороги - каменистые участки русла с большим уклоном. Течение на порогах достигает скорости18 км/ч, судовой ход имеет небольшие глубины, извилист и стеснен камнями.

 

Рис 1. Перекат, вид сверху

Рис. 2. Перекат, продольный профиль. Рис. 3. Перекат, поперечный разрез.

Перекаты.(рис. 1-3)

Перекаты - это устойчивое скопление наносов, отложенных по ширине русла. Для перекатов характер­но местное уменьшение глубины, а в межень - подпор воды на вышележащем участке - плесе. Перекаты являются основным препятствием для движения речных судов.

Основными элементами переката являются:

верхняя и нижняя плесовые лощины - участки плесов, по которым проходит судовой ход;

косы (побочни) - верхняя и нижняя;

седловина - вал из наносов, соединяющий верхнюю и нижнюю косы;

корыто - наиболее глубокая часть седловины, по которой проходит судовой ход;

напорный скат - верхняя пологая часть седловины;

подвалье - низовая, более крутая часть седловины;

гребень - верхняя кромка подвалья, наиболее мелководная часть переката.

Во время половодий и паводков направление течения на перекате и на плесах расположено параллель­но берегам долины реки, скорость течения на перекате уменьшается.

В межень направление течения во многом зависит от формы подвалья, если перекат имеет ровное под­валье, то свальное течение, как правило, отсутствует и наоборот.

Перекаты постоянно передвигаются вниз по течению со скоростями, зависящими от уклона поверхно­сти воды, размеров переносимых частиц грунта и т.д. В среднем течении крупных равнинных рек сдвиг пе­рекатов может достигать до 100 метров в год.

Для безопасной проводки судна через перекаты основное условие заключается в том, чтобы судно было поставлено параллельно направлению струй течения. Кроме того, при подходе к гребню необходимо уменьшить скорость хода, так как при большой скорости, вытесненная корпусом вода, ударяясь о гребень переката и отражаясь от него, ударяется в подводную часть судна и вызывает изменение его направления движения (рыскливость).Судоводитель должен знать, что на отдельных участках реки в районах переката течение реки может резко менять свое направление, иногда почти в обратную сторону, а наличие неровностей дна стесняет водный поток и изменяет внешний вид поверхности воды. При наличии большого камня на небольшой глубине, вода стремится обойти препятствие со всех сторон. Часть воды будет обтекать камень, а другая часть поднимется над камнем, в связи с этим над самим препятствием повышенная поверхность потока будет гладкая, а пониженная - неровная (рябь). Определение подводных опасностей судоводителем производится как правило, по внешнему виду поверхности воды.

По степени трудности судовождения перекаты можно разделить на две группы:

1. Незатруднительные перекаты - перекаты без развитой затонной части с ровным подвальем, прямым
судовым ходом, достаточной глубиной и шириной хода для больших судов. На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, свальные течения незначительны. Расхождение и обгон на этих перекатах могут производиться только на маломерных судах с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность плавания.

2. Затруднительные перекаты - перекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и групповые перекаты. Для такого переката характерны: извилистое корыто, небольшие глубина и ширина судового хода, свальные или затяжные течения. Расхождение и обгон на затруднительных перекатах для судов любых водоизмещении запрещены.

Искусственные препятствия.

К искусственным навигационным препятствиям относятся:

Запруда - гидротехническое сооружение, перегораживающее несудоходный рукав реки от берега до острова. Во время повышенных уровней воды запруда может уходить под воду и представлять опасность для маломерных судов.

Дамба - сооружение, расположенное параллельно берегу или под небольшим углом к нему. Дамба направляет поток воды вдоль судового хода и предохраняет берег от размывания.

Плотина - гидротехническое сооружение, перегораживающее реку по всей ее ширине. На судоходных реках для пропуска судов плотины оборудуются шлюзами.

Мост. Мосты ограничивают габариты судового хода, изменяют скорость и направление течения, что необходимо учитывать при проходе мостов на маломерных судах. Особую опасность для судовождения представляют скрытые под водой остатки разрушенных мостов.

Случайные опасности.

К случайным опасностям относятся: затонувшие суда, лодки, грузы, утерянные якоря, камни-одинцы и т.п.. Как правило, случайные опасности ограждаются навигационными знаками. Для маломерных судов, движущихся на больших скоростях, опасность представляют также бревна-шляки, дрейфующие куски торфа, грунта с растительностью и иные плавающие предметы.

Водохранилища и озера

Водохранилище - это водоем, созданный с помощью плотины для хранения воды и регулирования стока.

Водохранилище создается путем перекрытия русла реки плотиной. Котловиной водохранилища может оыть участок долины реки или озера. Размеры водохранилища зависят от рельефа долины, дальности рас­пространения подпора и вида регулирования стока.

Сток - количество воды, протекающее за определенный период времени (сутки, неделя, год).

Регулирование стока - это перераспределение во времени объема стока в целях предотвращения навод­нений и обеспечения планомерного использования водных ресурсов.

Регулирование стока имеет отношение и к обеспечению судоходства. Оно уменьшает весенний подъем уровня и повышает меженный уровень воды, увеличивая глубину в маловодные периоды навигации.

К отрицательным сторонам образования водохранилищ следует отнести: сильные волнения; попуски воды вызывают колебания уровней с переформированием русла в нижнем бьефе; значительное влияние на окружающую среду и воспроизводство рыбных запасов

.Для укрытия судов от сильного шторма на водохранилищах имеются искусственные или естественные порты-убежища, сведения о которых даются в специальной лоции.

Рядом с плотиной создается аванпорт - участок берега с прилегающей акваторией, которые искусст­венно защищены от ветра и волнения. Аванпорт располагается, как правило, перед входом в шлюзы и ис­пользуется для проведения грузовых операций, укрытия судов от шторма и ожидания шлюзования.

Для водохранилищ и озер характерны следующие колебания уровней воды:

Нагонно-сгонные колебания уровней. Во время ветра у наветренного берега уровень воды поднимается, однако из-за разных высот уровней противоположных берегов на глубине образуется обратное нагонному (поверхностному) течению - компенсационное течение. Нагон продолжается до тех пор, пока разность в уровнях не увеличит скорость компенсационного течения до скорости нагонного. На глубоких водоемах нагон воды меньше, чем на мелководных, т.к. при большой глубине сопротивление дна компенсационному течению значительно меньше, чем на мелководье.

При плавании вблизи берегов водохранилища или озера во время ветра судоводителю следует учиты­вать влияние на глубину нагонов и сгонов воды.

Сейши - это колебательные движения массы воды, возникающие при резких изменениях атмосферного давления, либо силы и направления ветра, а также при прохождении грозы. Указанные явления способны раскачать массу воды, которая стремится возвратиться в прежнее положение равновесия и приходит в колебательное движение. Периоды колебаний сейш составляют от нескольких минут до нескольких часов. Высота сейш измеряется от нескольких сантиметров до метра.

Тягуны - это резонансные волновые колебания воды в портах, бухтах и гаванях (соединенных узким проходом с морем, озером), вызывающие циклические горизонтальные движения судов, стоящих у причалов. Внешними силами, образующими такие колебания воды, являются внутренние волны во время штор­ма в море, озере, на водохранилище, либо послештормовая зыбь или барические волны, возникающие при быстром и значительном изменении атмосферного давления.

Тягуны воздействуют на суда неодинаково и сила их действия зависит от многих факторов: от местонахождения судна, его размеров, места крепления швартовов и т.д.. При этом бывает так, что из двух ря­дом стоящих у причала судов, одно из них будет испытывать очень сильные горизонтальные или верти­кальные резонансные перемещения, а на другое тягун не будет воздействовать.

Судоводителю следует знать особенности тягунов в данном порту, период колебания воды на акватории и особенности поведения своего судна при тягуне, чтобы не допустить его повреждений.

Специальная лоция

Изучение специальной лоции включает в себя ознакомление при помощи навигационных пособий с районом плавания (расположение судового хода, навигационная обстановка и оборудование, глубины и препятствия, ориентиры и т.д.) с последующим закреплением полученных сведений на практике.

К навигационным пособиям, используемым для изучения спецлоции, относятся: карты, атласы, схемы,
лоции, описания участков и портов-убежищ, рекомендации по выбору безопасного курса судна, извещения судоводителям, учебные кинофильмы, графики колебаний уровней воды в нижних бьефах ГЭС, местные (бассейновые) правила плавания, информационные сообщения (путевые листки, извещения, радиобюллетени).

Большинство судоводителей маломерных судов не имеют возможности воспользоваться всеми перечисленными пособиями. Поэтому начинающим судоводителям, которые еще не изучили на практике район плавания, после получения необходимого объема знаний по общей лоции, правилам плавания и навигационной обстановке, полезно воспользоваться следующими рекомендациями.

1. Изучение навигационной карты. При изучении карты прежде всего следует внимательно ознакомить­ся с ее заголовком, введением, примечаниями, масштабом, характером рельефа дна, ограждением опасно­стей и запомнить наиболее часто встречающиеся условные обозначения.

Путем беглого обзора производится ознакомление со всем участком плавания. Затем запоминаются все особенности русла, расположение всех населенных пунктов, искусственных сооружений и другие важные сведения.

Судовой ход изучается с детальным запоминанием его положения, навигационными знаками и приметами. Одновременно изучаются характеристика перекатов, направления течений, рекомендации судово­дителям. Изучая карту, предпочтительно иметь и лоцию на данный район плавания, это дает возможность получить более полные сведения.

2. Применение навигационной карты. Во время плавания судоводитель должен уметь правильно ориентироваться по карте. Во-первых, карту на судне нужно располагать так, чтобы направление русла на карте совпадало с направлением на местности.

Ориентирование ведется сопоставлением характерных примет на местности и на карте. Местонахожде­ние судна производится при помощи ориентиров.

При определении места судна необходимо научиться глазомерно определять на каком расстоянии от берега находится судовой ход и как фактически в данный момент располагается судно.

Весь участок (путь) плавания следует разделить на несколько условных отрезков, каждый из которых должен заканчиваться характерным ориентиром (приметой). Дойдя до этого ориентира, необходимо быс­тро и внимательно просмотреть и запомнить следующий отрезок пути.

3. Ориентирование по естественным и искусственным приметам. Естественными приметами могут служить отдельные деревья, группы деревьев, плечи яров, рынки гор, осередки, острова, устья
притоков и др. К искусственным приметам относятся: населенные пункты, отдельные здания, сооружения, постройки, трубы предприятий, мосты, водозаборные сооружения, мачты и т.п

..Общим правилом для судоводителей является то, что при ориентировании необходимо использовать во взаимосвязи как естественные, так и искусственные приметы, а также их взаимозаменяемость и кон­троль другими способами (приметами).

При пользовании естественными приметами следует учитывать, что во время половодья большие пло­щади долины реки и яры залиты водой, поэтому большинство меженных ориентиров для судоводителя не­доступны. Для безошибочной ориентировки полезно не только запоминать весенние и меженные ориен­тиры, но и делать соответствующие зарисовки и пометки на карте или в специальной тетради, которые в дальнейшем помогут судоводителю правильно сориентироваться во время плавания.

Чаще всего естественные ориентиры используются как створы. Для судоводителей катеров и моторных лодок ориентироваться по естественным створам чаще всего приходится на реках (озерах), где отсутству­ет навигационная обстановка.

На рис. 4 изображен вариант прохода на малом катере по руслу реки с использованием естествен­ных створов.

На представленном рисунке схематично показано, что судоводитель из точки А следует на катере по линии, соединяющей два приметных и отстоящих друг от друга на расстоянии дерева. В точке Б катер ложится на курс таким образом, чтобы нос судна был направлен на оконечность выступающего приметно­го мыса, а строго по корме находилось приметное (одиночное) дерево. При этом катер находится на линии, соединяющей указанные приметы. Когда с левого борта под прямым углом к курсу (на траверзе) будет находиться большой валун, а справа - левый берег впадающего в реку ручья (точка В), катер направляется курсом на центр небольшого острова и в точке Г на траверзе ранее упомянутого мыса, поворачивает впра­во так, чтобы находящиеся по корме приметный одиночный камень (ближний ориентир) и валун были на одной линии (в створе).

Примерно по этому сценарию действуют судоводители маломерных судов на водных объектах, не имеющих навигационной обстановки. При этом ориентиры (приметы) и курсы относительно их выбираются на практике для различных уровней воды в процессе самостоятельного плавания и сведе­ний, получаемых от других знающих данный участок судоводителей.

4. Ориентирование по водной поверхности. Вид водной поверхности зависит от слоя воды, течения, ре­льефа дна, освещения, ветра и колебаний уровня воды.

На прямых участках реки стрежень располагается посредине русла, переваливая на изгибах от од­ного берега к другому. На плесах стрежень проходит вблизи вогнутого берега, а на перекатах - по его корыту. Затопленные кусты, которые вибрируют в воде, указывают на наличие течения в этом месте. Если от стоящих в воде столбов, свай, мостовых опор отходят в стороны «усы» волн, то это также ука­лывает на наличие течения. При этом, чем выше скорость течения, тем острее угол «усов» и больше высота волн. У рек с быстрым течением и на глубоких местах с темной поверхностью стрежень выделяется в виде светлой разрозненной полосы. Признаками стрежня могут служить светлые, сплошные или разрозненные полосы пены или слегка волнистая по сравнению с мелководьем поверхность воды.

Рис. 4. Ориентирование по естественным приметам.

На реках с тихим течением стрежень не имеет ярко выраженных примет.

У рек на мелких местах с быстрым течением вода бурлит, переливаясь через гребни, а с тихим течени­ем вода имеет гладкую поверхность.

В тихую погоду на мелководье вода светлая, а когда отмель находится против Солнца, то поверхность имеет зеркальный блеск. Если отмель или коса песчаные, то при волнении вода над ними приобретает желтоватый оттенок.

Размеры волн на малых глубинах значительно меньше, чем на глубине.

Границу между глубоким и мелким местом можно определить по волнистой полосе темного цвета -рубцу. При сильном волнении на рубце волна крупная, неровная, с белыми гребнями и всплесками. Очень хорошо рубец вырисовывается на поверхности с наветренной стороны мелководья. Следует знать, что ес­ли мель (коса) вытянута вдоль течения, то рубца даже при большом волнении может и не быть, но если ко­са расположена под большим углом к стрежню, то на ней создается хорошо видимый рубец, т.к. течение, встречая преграду, дополнительно укрупняет ветровую волну.

Тиховоды можно определить по светлой и гладкой поверхности воды и полоске пены, которая образуется на границе быстрого и тихого течений.

На корыте перекатов поверхность воды сглаживается до самого подвалья. За подвальем поверхность волнистая, что указывает на увеличение глубин. Во время сильного ветра на подвалье наблюдается четко выраженный рубец из больших и крутых волн, если под подвальем течение слабое, то наблюдается толчея.

На майданах поверхность воды темная, неровная, с мелкими и крутыми волнами, а также с небольши­ми воронками.

У суводей наблюдается вращательное движение воды, как правило, с крупными отдельными водоворо­тами и плавающим (вращающимся) мусором.

Над отдельными подводными препятствиями наблюдаются завихрения, которые образует вода перели­ваясь через препятствие.

5. Ориентирование по глубинам и характеру грунта. На маломерных судах глубина измеряется специальным шестом с делениями, который называется наметкой. При отсутствии наметки на небольших глубинах можно использовать весло. Характер грунта определяется прощупыванием дна наметкой (веслом). В местах со слабым течением, особенно у выпуклых берегов, в тиховодах и под косами, дно, как правило, состоит из плотного песка. Рых­лый песок характерен для мест возле стрежня и с быстрым течением. Илистое дно чаще всего наблюдает­ся в местах без течения, где возможно оседание мелких частиц наносов. Каменистое и твердое дно харак­терно для мест, расположенных возле неразмываемых подводных препятствий.

6. Ориентирование по характеру растительности. Это ориентирование судоводителями маломерных
судов чаще всего применяется при плавании по несудоходным водоемам, а также вблизи береговой черты судоходных рек и водохранилищ. Принцип ориентирования заключен в том, что для различных водных растений, которые судоводитель наблюдает на водной поверхности, характерны свои глубины.

Так, известные всем осока и стрелолист, являясь прибрежными растениями, растут на глубине, не превышающей 1 метра, камыш - до 3 м, а кувшинки и водные лилии - до 4 м.

По стрежню небольших рек растительность, как правило, отсутствует, а на перекатах растительности много там, где от берега начинаются косы.

При ориентировании по растительности необходимо учитывать возможные изменения уровня воды, а также воздействие ветра и волнения.

7. Ориентирование в ночное время. Плавание на маломерных судах ночью без хорошего знания специальной лоции данного района чрезвычайно опасно, т.к. ориентироваться по естественным приметам в ночное время либо вообще невозможно, либо очень трудно из-за сильного искажения силуэтов ориентиров.

В связи с этим даже опытные судоводители без особой необходимости не выходят ночью в плавание. Но если все-таки обстоятельства вынуждают сделать переход на катере или моторной лодке, то следует учесть следующее:

перед выходом в ночное плавание судоводителю рекомендуется в течение 10-15 минут побыть в полной темноте для адаптации глаз;

не нужно смотреть на яркие огни, зажигать спички на уровне глаз, надолго включать фару или прожек­тор;

в ночное время глаза не различают цвета объектов, поэтому все ориентиры наблюдаются с белесоватым оттенком, при этом синие и зеленые предметы по сравнению с красными и оранжевыми видятся более светлыми;

при яркой луне вода по цвету сливается с прибрежным песком, что затрудняет определить ее урез. Вы­сокие берега отбрасывают на водную поверхность длинные тени, которые создают обманчивое впечатле­ние о близости берега;

чаще всего глубокие места ночью темнее, чем мелкие, однако, имеют место случаи, когда поверхность воды над отмелью более темного оттенка по сравнению с глубоким местом.

Ориентирование ночью по навигационным огням и ходовым огням судов осуществляется судоводителем с использованием знаний судоходной обстановки и Правил плавания по внутренним водным путям.

 

Знаки и огни.

Навигационные знаки и огни обеспечивают на внутренних водных путях условия для безопасного плавания судов и составов.

Знаки в соответствии с действующим ГОСТом подразделяются на береговые и плавучие. В свою оче­редь они, в зависимости от силуэта фигуры, могут быть: прямоугольными, треугольными, круглыми, трапецеидальными, комбинированными, линейными.

Навигационные знаки по назначению подразделяются на:

береговые навигационные знаки обозначения судового хода;

береговые информационные знаки

плавучие навигационные знаки.

В зависимости от требований эксплуатации внутренних водных путей, знаки либо оборудуются навигационными огнями, либо выставляются без огней. Знаки, оборудованные огнями, предназначены

обеспечивать круглосуточное движение судов, также как и светоотражающие знаки, которые наблюдаются в ноч­ное время при использовании судовых прожекторов.

Навигационные огни характеризуются цветом и характером огня - чередованием вспышек (проблес­ков) и пауз (затемнений).

Огни по своему характеру подразделяются на:~

Постоянный - огонь, сила света которого не меняется по времени. На картах этот огонь обозначается буквой Д.

Проблесковый (однопроблесковый) - огонь, с периодически повторяющимися вспышками длительнос­тью 0,5 - 0,7 с и длительностью затемнения 2,7 - 3,0 с:

Двухпроблесковый - огонь, с периодически повторяющимися вспышками из двух проблесков длительностью 0,5 - 0,7 с и длительностью затемнения 3,0 - 3,5 с :

Частопроблесковый - огонь, с непрерывно повторяющимися частыми проблесками длительностью 0,5-0,7 с:

Группочастопроблесковый - огонь, с периодически повторяющимися группами из 4 - 5 частых пробле­сков и затемнениями между этими группами длительностью 3,0 - 3,5 с:

Пульсирующий - огонь, с непрерывно повторяющимися световыми импульсами частотой 8-10 импуль­сов в 1 с: Воспринимается судоводителем как огонь переменной яркости - пульсирующий.

Прерывистый пульсирующий - огонь с периодически повторяющимися группами из 4 - 6 световых им­пульсов в течение 0,5 - 0,6 с и затемнением между этими группами длительностью 3,0 - 3,5 с:

Пульсирующий и прерывистый пульсирующий огни используются соответственно вместо постоянных и проблесковых огней в местах больших скоплений посторонних огней (порты, рейды, населенные пунк­ты и др.).

Затмевающийся - огонь с периодически повторяющимися проблесками длительностью 2,7 - 3,0 с и кратковременными затемнениями длительностью 0,6 - 0,8 с: Этот огонь является резервным и используется на некоторых знаках по согласованию с органами, ре­гулирующими судоходство. По цвету огни могут быть белыми, зелеными, красными и желтыми.

Знаки и огни на мостах

Эти знаки указывают пролеты для прохода судов, плотоводов и малых плав­средств под мостами сверху и снизу, направление оси судового хода и высоты подмостовых габа­ритов. Вид и характеристики выставляемых на мостах знаков и огней см. на рис. 13. Судоходные пролеты мостов обозначаются расположенными на фермах посередине этих пролетов следующими знаками и огнями:

а) для судов, идущих снизу - квадратный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, види­мых с ходовой стороны пролета;

б) для судов, идущих сверху - ромбовидный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;

в) для плотовых составов - круглый щит, ночью - два постоянных зеленых створных огня;

г) для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются.

На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.

Указатели высоты подмостового габарита представляют собой квадратные щиты (зеленые на светлом фоне или белые - на темном фоне), расположенные вертикально один над другим на опорах мостов. Ночью в центре каждого щита горит зеленый постоянный огонь.

 

Рис. 13 Знаки судоходных пролетов мостов

Для судов, идущих снизу.   Для плотов.  
Для судов, идущих сверху   Для маломерных судов.  

Огни на наплавных мостах.

Наплавной мост, когда он разведен, для пропуска судов должен иметь в темное время следующую световую сигнализацию:

на правой по течению стороне пролета - два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по тече­нию углах пролета);

на левой стороне пролета - два зеленых постоянных огня (на нижнем и верхнем углах пролета);

на отведенной части моста, на конце выдающемся в реку, со стрежневой стороны устанавливается сиг­нальный огонь, соответствующий кромочным (к правому берегу красный, к левому зеленый);

на наведенном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним насти­лом моста устанавливаются белые огни.

Информационные знаки.

Информационные знаки, изображенные на цветной вкладке, подразделяют­ся на три группы:

1. Запрещающие знаки.

Сигнальный щит этих знаков имеет круглую форму белого цвета, окантовка и диагональная полоса - красные, символ - черный.

Огонь - желтый затмевающийся, у знака «Якоря не бросать» - два желтых вертикально расположенных постоянных огня.

Знаки запрещают судоводителям производить определенные действия и маневры. Запрещающие знаки «Расхождение и обгон составов запрещен!», «Расхождение и обгон запрещен!», «Не создавать волнения!», «Движение мелких плавсредств запрещено!», «Семафор» устанавливаются в начале и конце участка, на который распространяется их действие, в местах наиболее удобных для на­блюдения с судов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки.

Эти знаки предписывают судоводителям соблюдать осторожность на данном участке пути и выполнять определенные требования по безопасности плавания.

Огонь - желтый, проблесковый, у знака «Соблюдать надводный габарит» - два желтых, постоянных горизонтальных огня.

Знак «Пересечение судового хода» устанавливается выше или ниже переправы, знак «Соблюдать надвод­ный габарит!» - на обоих берегах в 100 м выше или ниже (по течению) от места расположения перехода, а также на опоре или пролетном строении моста.

Знаки «Внимание!» и «Скорость ограничена!» устанавливаются в начале и конце участка, на который распространяется их действие, в местах наиболее удобных для наблюдения с судов.

3. Указательные знаки. Информируют судоводителей

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...