Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ. ХРОНИЧЕСКОЕ легочное сердце.Внутренние болезни. 1. Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 1 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням
Тема: ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ. ХРОНИЧЕСКОЕ легочное сердце. 2. Цель занятия: Научить клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все критерии диагностики. Проводить выбор рациональной терапии, подбор базисных препаратов и индивидуализированную терапию. Базисные знания. 1.Нормальная физиология (обмен газов в легких и тканях, транспорт газов кровью, регуляция дыхания, особенности дыхания в разных условиях) 2. Недостаточность внешнего дыхания (нарушение вентиляции легких, нарушение диффузии газов, изменение газового состава крови) 3. Недостаточность внутреннего дыхания (нарушение транспорта кислорода и углекислоты, гипоксия, компенсаторные реакции при гипоксии). 4. Строение сердца. 5. Определение эмфиземы. Основные клинические синдромы у больных с эмфиземой легких (синдром эмфиземы, синдром дыхательной недостаточности). 4. Содержание темы: 1 Этиология эмфиземы, классификация. 2. Лабораторные и инструментальные методы диагностики эмфиземы легких, лечение. 3. Определение и классификация легочного сердца. 4. Патогенез легочного сердца. 5. Клиническая картина, основные клинические синдромы. 6. Дополнительные методы исследования, ЭКГ, ЭХО-КС – признаки легочного сердца. 7. Принципы лечения в стадию компенсации и декомпенсации. 5. Перечень препаратов для выписки рецептов:капотен, престариум, фуросемид, гипотиазид, верошпирон, коринфар, верапамил, амлодипин, дилтиазем, бромгексин, амброксол (лазольван), амоксиклав, аспирин, гепарин, молсидомин, нитросорбид, изосорбида мононитрат, моночинкве, ипротропиум бромид. 6. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной 7. Оснащение занятия: Типовые учебные плакаты, учебные таблицы нетиповые, учебные рисунки, учетная документация. ЭКГ, ЭХО-КС, ФВД; рентгенограммы органов грудной клетки, тонометр, фонендоскоп, истории болезни тематических больных, тесты 1 и 2 уровня 8. Литература: 1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома. 2. Алекса В.И., Шатихин А.И. «Практическая пульмонология» Москва «Триада-х» 2006 696 стр. 3. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 4. Росттберг Г.Е., Струтинский А.В. «Внутренние болезни: система органов дыхания» Бином 2005г, 512 стр. 5. Материалы лекций 6. А.Г.Чучалин «Хронический обструктивные болезни легких»- М., ЗАО "Издательство Бином",1998. 7. Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких (взрослое население).- М.: ГРАНТЪ, 1999 Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №2 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням 1. Тема: ПЛЕВРИТЫ и ПЕРИКАРДИТЫ 2. Цель занятия:Научить студентов клиническому обследованию больных 3. Базисные знания: 1. Строение плевры. 2. Строение перикарда. 3. Морфологическая характеристика плевритов и перикардитов. 4. Механизмы накопления жидкости в плевральной полости. 5. Механизм развития и особенности нарушения кровообращения при констриктивном перикардите. 6. Основные клинические синдромы при заболеваниях плевры и перикарда (синдром поражения плевры, синдром поражения перикарда, синдром дыхательной недостаточности, синдром сердечной недостаточности). 4. Основные вопросы темы: Плевриты: 1. Этиология и классификация плевритов. 2. Значение туберкулезной инфекции, опухолей, системных васкулитов. Мета и парапневмонические плевриты. 3. Этапы диагностического поиска при выпоте в плевральную полость. 4. Лабораторные и инструментальные методы обследования больных с плевритом. 6. Алгоритм дифференциальной диагностики транссудата и экссудата. 7. Осложнения и исходы плевритов. 8. Диагностическая и лечебная плевральная пункция (методика проведения, показания). 9. Лечение плевритов в зависимости от этиологии (антибиотикотерапия, показания к терапии глюкокортикоидами). 10. Показания к хирургическому лечению. 11. Физиотерапия и дыхательная гимнастика при плевритах.
1. Этиология и классификация перикардитов. 2. Особенности клинической картины при остром выпотном перикардите. 3. Симптомы увеличения полости перикарда и сдавления сердца. 6. Клиника острой тампонады сердца. 7. Значение и особенности ЭКГ, рентгеновского исследования, эхокардиографии при сухом и выпотном перикардите (ЭХО-КГ критерии тампонады). 8. Показания к пункции перикарда. 9. Этиологическое и патогенетическое лечение сухого, выпотного и констриктивного перикардита. 10. Показания к хирургическому лечению. Прогноз. 5. Ситуационные задачи(прилагаются). 6.. Перечень препаратов для выписки рецептов:бензилпенициллин натрия,амоксициллин,цефазолин,ципрофлоксацин, гипотиазид, преднизолон, гидрокортизон, метронидазол, фуросемид, индометацин, ибупрофен. 7. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения серозных оболочек, оценить данные рентгенографического и ЭХО-КГ 8.Литература: 1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома. 2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 3.Росттберг Г.Е., Струтинский А.В. «Внутренние болезни: система органов дыхания» Бином 2005г, 512 стр. 4.Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с. 5.Р.Хэгглин Дифференциальная диагностика заболеваний внутренних органов, М., 1993
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 3 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням 1.Тема: НАРУШЕНИЯ РИТМА (АРИТМИИ) СЕРДЦА. (1 занятие) 2.Цель занятия: научиться диагностировать различные виды тахикардии, 3.Базисные знания: Г) Анатомическое строение проводящей системы сердца. 2) Электрическая активность клеток миокарда (функция проводящей системы, рефрактерная 3) Нарушение функции проводниковой системы сердца (нарушении е возбудимости, 4) Механизмы аритмий сердца. 5) Основные синдромы при нарушениях ритма сердца. 6) Нормальная ЭКГ. 4. Основные вопросы темы: 1. Понятие, определение, этиология (тахикардии, аритмии). 2. Патогенетические механизмы развития нарушений ритма сердца (тахикардии, 3. Классификация аритмий (тахикардии, экстрасистолий). 4. Экстрасистолия (клиника, ЭКГ- признаки). 5. Пароксизмальные тахикардии (клиника, ЭКГ- признаки различных видов тахикардии). 6. Фибрилляция предсердий и трепетание предсердий (классификация, клиника, ЭКГ-признаки, 7. Фибрилляция желудочков (клиника, ЭКГ- признаки). 8. Классификация антиаритмических препаратов. 9. Принципы лечения различных видов тахикардии, экстрасистолий. 6. Практические навыки: ведение тематических больных, интерпретация ЭКГ-синдромов нарушения ритма, клиническая оценка различных нарушений ритма. 7. Рецепты: кордарон, лидокаин, дигоксин, строфантин, обзидан, верапамил, финоптин, дилтиазем, новокаинамид, гепарин, атенолол, метопролол, конкор (бисопролол), соталол, гепарин, фраксипарин, аспирин. 8.Литература: 1. Шулутко Б.И., Макаренко СВ. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 2.Кушаковский М. С. Аритмии сердца. СПб.: Гиппократ, 1992 г. 3. Кардиология в таблицах и схемах. П/ред. М. Фрида. 4. . Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. М., 1993 г. Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 4 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням
1. Тема: Нарушения ритма сердца и проводимости. (2 занятие) 2. Цель занятия:научиться диагностировать различные виды брадикардий и блокады сердца, проводить их клиническую оценку и осуществлять адекватную терапию. Научиться анализировать ЭКГ с различными видами брадикардий и блокад. 3..Базисные знания:
Анатомическое строение проводящей системы сердца Электрическая активность клеток миокарда (функция проводящей системы) Нарушение функции проводниковой системы сердца (нарушении е возбудимости, проводимости). Механизмы аритмий сердца. Нормальная ЭКГ. 4. Основные вопросы темы: 1. Понятие, определение, этиология (брадикардии и блокады сердца). 2. Патогенетические механизмы развития нарушений ритма сердца (брадикардии и блокады сердца). 3. Классификация аритмий (брадикардий и блокад сердца). 4. Синдром слабости синусового узла (клиника, ЭКГ- признаки). 5. Нарушения проводимости (клиника, ЭКГ- признаки, изменения гемодинамики при различных нарушениях проводимости, осложнения, диагностика – ЭФИ, ХМ-ЭКГ). 6. Классификация антиаритмических препаратов. 7. Принципы лечения различных видов брадикардий и блокад сердца. Показания к имплантации кардиостимуляторов. 8. Прогноз. 5. Ситуационные задачи (прилагаются). 6. Практические навыки:ведение тематических больных, интерпретация ЭКГ- синдромов нарушения ритма, клиническая оценка различных нарушений ритма. 7. Рецепты:атропин, аспирин. 8. Литература:
1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома. 2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 3. Кушаковский М. С. Аритмии сердца. СПб.: Гиппократ, 1992 г. 4. Кардиология в таблицах и схемах. П/ред. М. Фрида. 5. Хэгглин Р. Дифференциальная диагностика внутренних болезней. М., 1993 г. 6. Орлов В. Н. Руководство по электрокардиографии. 1996 г Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 5 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням
Тема: МИОКАРДИТЫ. 2. Цель занятия:Научиться диагностировать миокардиты. Знать все диагностические критерии, на основании данных клинических, лабораторных инструментальных исследований уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Проводить дифференциальную диагностику миокардитов c другими заболеваниями ССС. Проводить выбор рациональной терапии. Уметь выявить и оценить тяжесть ХСН, подобрать соответствующую терапию. 3. Базисные знания: 1. Строение сердца 2. Морфологическая характеристика миокардитов 3. Метаболизм миокарда при сердечной недостаточности. 4. Роль почек и эндокринных факторов при нарушении водно-электролитного баланса при сердечной недостаточности. 5. Основные клинические синдромы при поражении миокарда. 4. Основные вопросы темы: Миокардиты: 1) Этиология, патогенез и классификация миокардитов. 2) Варианты течения миокардитов. 3) Осложнения миокардитов. 4) Диагностика миокардитов (инструментальная и иммунологическая). 5) Дифференциальный диагноз миокардитов. 6) Лечение (этиологическое и патгенетическое) с учетом тяжести миокардита. 7) Профилактика и прогноз. 5. Ситуационные задачи (прилагаются). 6.Перечень препаратов для выписки рецептов: ампициллин,амикацин,метопролол, верапамил, дилтиазем, аспирин, гепарин, фраксипарин, верошпирон, гипотиазид, фуросемид, эналаприл, престариум, преднизолон, индометацин, ибупрофен, интерферон альфа (виферон). 7. Практические навыки:При сборе анамнеза уметь выявлять особенности поражения сердечно-сосудистой системы, оценить данные ЭКГ, ЭХО-КС и лабораторных методов обследования. Правильно сформулировать диагноз. Определять план лечения больного и оценивать его эффективность, выписать рецепты. 8.Литература: 1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2005 г., 2 тома. 2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 3. Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с. 4. Материалы лекций. Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 6 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням
1. Строение сердца 2. Морфологическая характеристика дилятационной и гипертрофической кардиомиопатий. 3. Метаболизм миокарда при сердечной недостаточности. 4. Роль почек и эндокринных факторов при нарушении водно-электролитного баланса при сердечной недостаточности. 5. Основные клинические синдромы при поражении миокарда.
Кардиомиопатии: 1) Определение, классификация (гипертрофическая, дилятационная, рестриктивная). Патогенез нарушений внутрисердечной гемодинамики. 2) Клинические проявления в зависимости от форм кардиомиопатии (дилятационная , обструктивная). 3) Диагностика кардиомиопатий (роль ЭХО-КС). 4) Течение и осложнения. 5) Лечение (дилятационной и обструктивной КМП). 6)
6.Перечень препаратов для выписки рецептов: варфарин, фенилин, дигоксин, амиодарон, небилет, бисопролол, капотен, изосорбид-динатраты, изосорбид-5-мононитраты. 7. Практические навыки:При сборе анамнеза уметь выявлять особенности поражения сердечно-сосудистой системы, оценить данные ЭКГ, ЭХО-КС и лабораторных методов обследования. Правильно сформулировать диагноз. Определять план лечения больного и оценивать его эффективность, выписать рецепты. 8.Литература: 1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2005 г., 2 тома. 2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 3. Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер «Наглядная кардиология» ГЭОТАР-Медиа 2005г.,119с. 4. Гуревич М.А. Дилатационная кардиомиопатия и сердечная недостаточность- журнал «Клиническая медицина» 2005 г. №9: стр.: 4-9 5. Материалы лекций. Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №7 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №1 для студентов на практическое занятие V курса педиатрического факультета по внутренним болезням МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №2 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням
1. Тема: ДИАГНОСТИКА НЕФРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА. ДИАГНОСТИКА МОЧЕВОГО СИНДРОМА. АМИЛОИДОЗ ПОЧЕК. 2. Цель занятия:Научиться клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска при выявлении нефротического синдрома и мочевого синдрома. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять симптомы нефротического синдрома и мочевого синдрома. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии, подбор базисных препаратов. Базисные знания. 1) Строение нефрона и его кровоснабжение. 2) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция). 3) Возрастные особенности структуры и функции почек 4) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию). 5) Нормальные составные части мочи 6) Патологические составные части мочи при различных заболеваниях. 7) Критерии нефротического синдрома и патогенез основных его симптомов. 4. Основные вопросы темы: Нефротический синдром: 1) Заболевания, приводящие к развитию нефротического синдрома. 2) Клиника. Лабораторная диагностика (селективная и неселективная протеинурия). 3) Современная терапия нефротического синдрома (диета, мочегонные, иммуносупрессоры, цитостатики, антикоагулянты, НПВС, показания к гемосорбции и плазмаферезу). Мочевой синдром: 1) Диагностические критерии заболеваний, проявляющихся преимущественно гематурией, пиурией, протеинурией. 2) Возможности лабораторно-инструментальных методов исследования. 3) Показания для пункциональной биопсии почек. 4) Поражение почек при сахарном диабете, системных заболеваниях соединительной ткани, системных васкулитах, миеломной болезни. Амилоидоз почек: 1) Определение. Этиология амилоидоза. 2) Классификация (идиопатический, приобретенный, наследственный). 3) Клиника. Стадии течения. 4) Лабораторная диагностика. 5) Значений пункциональной биопсии почек, исследования слизистой оболочки десны и кишечника для правильного диагноза. 6) Лечение по стадиям. Возможность обратного развития амилоидоза. Исходы. 5. Ситуационные задачи (прилагаются). 6. Перечень препаратов для выписки рецептовфуросемид, гипотиазид, альбумин (р-р), эналаприл, амоксициллин, ампициллин, бензилпенициллин натрия, цефазолин, цефалексин, цефатаксим, цефтриаксон, норфлоксацин, курантил, ловастатин, холестирамин, колхицин, диметилсульфоксид. 7. Практические навыки:Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты. 8.Литература: 1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома. 2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 3. Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр. 4. «Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр. 5. Гломерулопатия и тубулопатия: этиология., патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр. 6. Нефрология п/ред Е.И.Тареевой М., "Медицина", 1995, Т.1, с.304-390. 7. Л. Грачева Осложнения при хроническом гемодиализе // Русский мед. журнал, № 1 , 1998, С.46 8. Р. Хэгглин Дифференциальная диагностика внутренних болезней Изд-во "Инженер", 1993, с. 661-667 9. А.В. Виноградов Дифференциальный диагноз внутренних болезней М., "Медицина", 1999 10. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №3 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням
1. Тема: ОСТРАЯ и ХРОНИЧЕСКАЯ ПОЧЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. ГЕМОДИАЛИЗ. 2. Цель занятия:Научиться клиническому обследованию больных с данной патологией, разобрать этапы диагностического поиска. На основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследования уметь выявлять синдромы, начиная с ведущего. Знать все диагностические критерии. Проводить выбор рациональной терапии. Базисные знания. 1) Строение нефрона и его кровоснабжение. 2) Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция). 3) Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию). 4) Патоморфологические изменения при острой и хронической почечной недостаточности. 5) Основные клинические синдромы при ОПН и ХПН. 4. Основные вопросы темы: ОПН: 1. Этиология ОПН. 2. Механизм развития ОПН. 3. Клиника в зависимости от стадии ОПН. 4. Лечение по стадиям. Исходы. 5. Показания к гемодиализу и гемосорбции. ХПН: 1. Этиология ХПН. Патогенез. 2. Стадии ХПН. 3. Возможности дифференциальной диагностики основного заболевания в период терминальных стадий ХПН. 4. Лечение (режим, диета, водно-солевой режим, симптоматическое лечение). 5. Показания к гемодиализу и его возможности. 6. Трансплантация почек. 5. Ситуационные задачи (прилагаются). 6. Перечень препаратов для выписки рецептов: реополиглюкин, энтеродез, допамин, фуросемид, гипотиазид, курантил, лактулоза, гидрокарбонат натрия (р-р), эуфиллин, глюконат кальция. 7. Практические навыки: Студент должен владеть методом расспроса больных с данной патологией, уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем, выявить особенности поражения почек, оценить данные рентгенограмм, сцинтиграфии, лабораторных (общеклинических, дополнительных, специальных, иммунологических) методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить его эффективность, уметь выписать рецепты.
8. Литература: 1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома. 2. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 3.Мирожников В.М. «Толковый словарь урологических терминов»: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей. Астрахань АГМА, 2004г.,267 стр. 4.«Типовая программа дополнительного профессионального образования врачей по нефрологии / ФГОУ ВУИМЦ Росздрава-М, 2005г., 80 стр. 5.Гломерулопатия и тубулопатия: этиология., патогенез, диагностика, лечение. Учебное пособие для медицинских вузов / Соловьев О.В., Мочалова О.В., Ефремов Д.Н., Онучина Е.Л., Гмызин И.Ю. КГМА, Киров 2004г., 69 стр. 6. Нефрология п/ред Е.И.Тареевой М., "Медицина", 1995, Т.1, с.304-390. 7.Филипенко П.С., Моисеенкова Н.Н. Консервативная терапия хронической почечной недостаточности журнал «Клиническая медицина» 2005- № 12: стр.: 9-15. 8. Материалы лекций.
Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №4 для студентов на практическое занятие V курса педфака по внутренним болезням Базисные знания. 1. Принципы регуляции процессов пищеварения 2. Желчь, ее состав и участие в пищеварении 1. Кишечная секреция 2. Пищеварение и всасывание в тонком и толстом кишечнике 3. Патологическая физиология (нарушение пищеварения в кишечнике) 4. Основные клинические синдромы при хроническом холецистите и заболеваниях кишечника. 4. Основные вопросы темы. Хронический холецистит. Дискинезии ЖВП. 1. Этиология и патогенез хронического холецистита и дискинезии ЖВП. 2. Классификация. 3. Критерии диагностики хронического холецистита и дискинезии ЖВП. 4. Характеристика и интерпретация результатов доуденального зондирования. 5. Принципы лечения и профилактики. Хронические неспецифические заболевания кишечника. 1. Этапы диагностического поиска при хронических неспецифических 2. Морфологические особенности хронических неспецифических заболеваний 3. Возможности эндоскопической диагностики. 4. Дифференциальная диагностика неспецифических заболеваний кишечника. 6. Лечение неспецифических заболеваний кишечника и их осложнений. 5. Ситуационные задачи (прилагаются). 6. Практические навыки: уметь выявить основные синдромы при хр. холецистите и дискинезии ЖВП, интерпретировать данные доуденального зондирования и др. методов дополнительного исследования, уметь назначать лечение при обострении холецистита и его осложнениях, знать диагностические тесты и их информативность при патологии ПЖЖ, уметь сформулировать диагноз, назначить соответствующее лечение, распознать осложнения. Выделять синдромы нарушения пищеварения и всасывания, уточнить их генез, знать 7. Рецепты: фестал, холензим, мезим форте, метотрексат, но-шпа, панкреатин, энтеродез, платифиллин, сульфасалазин, преднизолон. 8. Литература: 1. А.И. Мартынов, Н.А. Мухин, В.С. Моисеев. Внутренние болезни. Москва. Гэотар-МЕД 2002 г., 2 тома. 2. С. Кешав «Наглядная гастроэнтерология» ГОТАР –Медиа М 2005г. 3. Дегтярева И.И. «Клиническая гастроэнтерология». Руководство для врачей МИА-М 2004г, 613 стр. 4. Шулутко Б.И., Макаренко С.В. «Стандарты диагностики и лечения внутренних болезней» (второе издание) «Элби- СПб» Санкт-Петербург 2004 г., 800 стр. 5. П. Я. Григорьев, Э. П. Яковенко «Диагностика и лечение органов пищеварения». 1997г. 6. Материалы лекций. Федеральное агентство здравоохранения и социального развития Кировская государственная медицинская академия
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой внутренних болезней д.м.н., профессор___________Е.Н.Чичерина "_____" ____________________2008г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №5 для студентов на практическое занятие V курса педиатрического факультета по внутренним болезням Решение ситуационных задач. Тема : Эмфизема легких, Задача. Больной К. 58 лет предъявляет жалобы напостоянный кашель с трудноотделяемой мокротой желто-зеленого цвета по утрам, экспираторнуюодышку, усиливающуюся при незначительной физической нагрузке, потливость, общую слабость. Считает себя больным 20 лет, когда стал появляться утренний кашель, с трудноотделяемой мокротой. В течение последних 5 лет появилась одышка при ходьбе. Курит 40 лет. Объективно: Состояние средней тяжести, цианоз губ, ногтевые фаланги в виде «барабанных палочек», ногти в виде «часовых стекол». Грудная клетка бочкообразная, надключичные ямки сглажены, грудная клетка - ригидная. Голосовое дрожание ослаблено. При перкуссии - коробочный оттенок. При аускультации - дыхание ослаблено везикулярное с удлиненным выдохом, единичные сухие хрипы. ЧДД 22 в мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС 96 в мин. Акцент II гона над легочной артерией,систолический шум над мечевидным отростком. АД 145/90. Живот мягкий безболезненный. Печень по Курлову 13:10:8. Пастозность голеней. ФВД:ОФВ 1-47%. ЭХО-КС: СПЖ 5,7 мм, СрДЛА - 35 мм.рг.ст. 1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез. 2. Поставьте предварительный диагноз. 3. План обследования. 4. Поставьте окончательный диагноз и проведите дифференциальную диагностику. 5. План лечения.
Тема: Плевриты, перикардиты.
ЗАДАЧА №1. Больной М. 43 года жалобы на тупую боль за грудиной с иррадиацией в шею, усиливающиеся при глубоком дыхании, глотании. Одышку, икоту, повышение температуры тела до 39°С. Из анамнеза. Около недели назад контакт с больным гриппом, болен второй день. Объективно: состояние средней тяжести, кожа бледная. Перкуторно: левая граница относительной тупости находится на 1 см. кнутри от левой СКЛ, правая на 0,5 см кнаружи от стернальной линии. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Над абсолютной тупостью сердца выслушивается систоло-диастолический шум скребущего характера. Шум никуда не проводится, усиливается при надавливании стетоскопом. ЧСС 105 уд в мин, АД 90/бо мм рт.ст. В OAK - лейкоцитоз, повышение СОЭ. В биохим.анализе крови увеличение а2 и у глобулинов, сиаловых кислот, СРВ (+++), фибриноген - 5,0. ЭКГ: депрессия сегмента PQ во всех отведениях кроме AVR и наиболее выражена во II, III AVF. Подъем з. Т в отведениях - I, II, AVL V2-V6. В реципрокных отведениях отсутствует депрессия ST. 1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез. 2. Ваш предварительный диагноз, план обследования, ожидаемые результаты. 3. Дифференциальный диагноз. Назначить лечение больному.
ЗАДАЧА №2 Больной Н. 50 лет предъявляет жалобы: на постоянную одышку, усиливающуюся при незначительной физической нагрузке, подъем температуры тела до 38,5°С, тупые ноющие боли в левой половине грудной клетки, периодически сухой кашель. Из анамнеза: Выше перечисленные симптомы появились и стали нарастать спустя 3 недели с момента поступления в стационар с диагнозом: Острый крупноочаговый ИМ переднеперегородочной области и верхушки ЛЖ. Объективно: Состояние средней степени тяжести. Сознание ясное. Положение – ортопноэ. Левая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, м/р промежутки выбухают. Слева ниже угла лопатки притупление перкуторного тона. Там же при аускультации дыхание не проводится. ЧД 28 в мин. Границы относительной и абсолютной тупости сердца при перкуссии совпадают. При аускультации тоны сердца глухие, шумов не выслушивается. ЧСС - 96 в мин. АД 100/70 мм рт.ст. Живот мягкий, при пальпации безболезненный. Отеков нет. OAK:Hb - 120 г/л; Эритр. - 4,2х1012/л; Лейк. -10,9х109/л; СОЭ - 42 мм/час. По биохимическим исследованиям крови СРБ +++; фибриноген 6,0 г/л; сиаловые кислоты 320 Ед, тимоловая пробы (+). На ЭКГ: ЧСС 96 в мин, резкое снижение вольтажа во всех отведениях. Патологический зубец Q и отрицательный Т в отведениях V3-V4, ST на изолинии. Рентгенография органов грудной клетки: тень сердца значительно увеличена в размерах, дуги сглажены, «двойной контур сердца». Над областью левого легкого гомогенное затемнение с косой верхней границей на уровне VII ребра. 1. Выделите основные симптомы и объедините их в синдромы, 2. Ваш предварительный диагноз. План обследования. 3. Дифференциальный диагноз. 4 . Назначьте лечение пациенту. Тема: Нарушение ритма (тахикардии) сердца. Задача №1. Больная, 28 лет, обратилась с жалобами на сердцебиение, перебои в работе сердца, выраженную потливость, слабость. Подобные приступы сердцебиения и перебоев в работе сердца наблюдались и раньше, но были кратковременными. Объективно: состояние удовлетворительное, больная астенической конституции. Кожа на ладонях влажная на ощупь. При пальпа |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |