Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр магистерской подготовки

Кафедра практической психологии

 

 

ОТЧЕТ

ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ

«Организационно-управленческая деятельность старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения»

 

 

Выполнила: магистрантка

1 года обучения Меллер Н.В.

Научный руководитель: к.п.н., доцент

кафедры практической психологии

Степашкина Л.Ю.

Проверил:д.пс.н., профессор

Вишняков И.А.

 

Омск-2012


Научно-исследовательская практика проходила с 12 марта по 06 апреля 2012 года. Практика осуществлялась по этапам:

1. Проблемно-поисковый (1 неделя)

2. Проектировочный (1 неделя)

3. Диагностический (1 неделя)

План научно - исследовательской практики

Недели месяца Дни недели Содержание ответственный Отметки научного руководителя
1неделя: 12 - 16 марта пн Планирование научно-исследовательской практики Меллер Н.В. согласовать с научным руководителем  
вт.. Работа в библиотеке им. Пушкина по теме исследования (научный отдел)
ср. Работа в библиотеке им. Пушкина по теме исследования (научный отдел)
чт.. Знакомство с ОУ, с педагогическим коллективом и старшим вожатым.
пт. Работа в библиотеке ОмГПУ по теме исследования (научный отдел)
2неделя: 19-23 марта пн Определение научного аппарата исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретико-методологическая база исследования) Меллер Н.В.  
вт.. Составление плана научного исследования
ср. Работа с ключевыми понятиями «организационно-управленческая деятельность», «воспитательная среда», «формирование», «старший вожатый»
чт.. Работа с ключевыми понятиями «организационно-управленческая деятельность», «воспитательная среда», «формирование», «старший вожатый»
пт. Работа с ключевыми понятиями «организационно-управленческая деятельность», «воспитательная среда», «формирование», «старший вожатый»
3неделя 26 -30 марта пн Разрабатывать критерии и показатели профессиональной деятельности старшего вожатого. Меллер Н.В.  
вт.. Определить методы и методики для исследования
ср. Подготовить раздаточный материал и процедуру исследования
чт.. Изучение состояния воспитательной среды образовательного учреждения.
пт. Изучение состояния воспитательной среды образовательного учреждения.
4 неделя 02 - 06 апреля пн Написание отчета, обоснование темы исследования Меллер Н.В. согласование с научным руководителем    
вт..
ср.
чт..
пт.

1 ЭТАП ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ - разработка теоретически обоснованной концепции исследования

Актуальность: Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. За последние годы снижена воспитательная функция школы. Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условия для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться старший вожатый и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

В поисках средств преодоления сложившейся ситуации в обществе и в частности в образовательной среде был сделан выбор темы исследования: «Организационно-управленческая деятельность старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения».

Проблема сформулирована следующим образом: чтобы создать воспитательную среду ею необходимо управлять.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: разработать, теоретически обосновать, экспериментально проверить систему организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения.

Объект: воспитательная среда образовательного учреждения.

Предмет: система организационно-управленческой деятельности старшего вожатого.

С учетом выдвинутой цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа определить понятие « систем организационно-управленческой деятельности старшего вожатого»;

2. Разработать систему организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения;

3. Реализовать систему организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения опытно-экспериментальным путем.

Гипотеза:Если организационно-управленческую деятельность старшего вожатого выстраивать как систему деятельности , то управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие вожатого на коллектив детей и отдельного ребёнка для достижения заданных результатов обучения. Управлять – это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строиться на основе широкой эрудиции, знаний детской психологии, управления процессом развития личности ребёнка и детского коллектива, педагогических основ воспитания. Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту. Основная и важнейшая функция вожатого состоит в воспитании: вовлекать ребят в общественно-полезную деятельность, организовывать детскую жизнь, развивать в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. Вожатый – это ещё и педагог, организующий работу детского объединения.

Если будет разработана, теоретически обоснована, экспериментально проверена система организационно-управленческой деятельности старшего вожатого и внедрена, то это позволит более эффективной сделать воспитательную среду.

Разработка системы организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формировнию воспитательной среды образовательного учреждения требует определения методологических подходов к исследуемой проблеме. В качестве основного методологического подхода используется системно - средовый подход.

В процессе исследования используются следующие методы:

• методы теоретического анализа: анализ литературы, синтез, сравнение, моделирование;

• методы эмпирического анализа: коммуникативно-вербальный, наблюдение, психологическое тестирование, работа с документами.

Теоретическая база исследования: теория организационно-управленческой деятельности, развитие воспитательной среды.

Основные идеи исследования:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр магистерской подготовки

Кафедра практической психологии

 

 

ОТЧЕТ

ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ

«Организационно-управленческая деятельность старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения»

 

 

Выполнила: магистрантка

1 года обучения Меллер Н.В.

Научный руководитель: к.п.н., доцент

кафедры практической психологии

Степашкина Л.Ю.

Проверил:д.пс.н., профессор

Вишняков И.А.

 

Омск-2012


Научно-исследовательская практика проходила с 12 марта по 06 апреля 2012 года. Практика осуществлялась по этапам:

1. Проблемно-поисковый (1 неделя)

2. Проектировочный (1 неделя)

3. Диагностический (1 неделя)

План научно - исследовательской практики

Недели месяца Дни недели Содержание ответственный Отметки научного руководителя
1неделя: 12 - 16 марта пн Планирование научно-исследовательской практики Меллер Н.В. согласовать с научным руководителем  
вт.. Работа в библиотеке им. Пушкина по теме исследования (научный отдел)
ср. Работа в библиотеке им. Пушкина по теме исследования (научный отдел)
чт.. Знакомство с ОУ, с педагогическим коллективом и старшим вожатым.
пт. Работа в библиотеке ОмГПУ по теме исследования (научный отдел)
2неделя: 19-23 марта пн Определение научного аппарата исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, теоретико-методологическая база исследования) Меллер Н.В.  
вт.. Составление плана научного исследования
ср. Работа с ключевыми понятиями «организационно-управленческая деятельность», «воспитательная среда», «формирование», «старший вожатый»
чт.. Работа с ключевыми понятиями «организационно-управленческая деятельность», «воспитательная среда», «формирование», «старший вожатый»
пт. Работа с ключевыми понятиями «организационно-управленческая деятельность», «воспитательная среда», «формирование», «старший вожатый»
3неделя 26 -30 марта пн Разрабатывать критерии и показатели профессиональной деятельности старшего вожатого. Меллер Н.В.  
вт.. Определить методы и методики для исследования
ср. Подготовить раздаточный материал и процедуру исследования
чт.. Изучение состояния воспитательной среды образовательного учреждения.
пт. Изучение состояния воспитательной среды образовательного учреждения.
4 неделя 02 - 06 апреля пн Написание отчета, обоснование темы исследования Меллер Н.В. согласование с научным руководителем    
вт..
ср.
чт..
пт.

1 ЭТАП ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ - разработка теоретически обоснованной концепции исследования

Актуальность: Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. За последние годы снижена воспитательная функция школы. Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условия для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться старший вожатый и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

В поисках средств преодоления сложившейся ситуации в обществе и в частности в образовательной среде был сделан выбор темы исследования: «Организационно-управленческая деятельность старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения».

Проблема сформулирована следующим образом: чтобы создать воспитательную среду ею необходимо управлять.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: разработать, теоретически обосновать, экспериментально проверить систему организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения.

Объект: воспитательная среда образовательного учреждения.

Предмет: система организационно-управленческой деятельности старшего вожатого.

С учетом выдвинутой цели и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа определить понятие « систем организационно-управленческой деятельности старшего вожатого»;

2. Разработать систему организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения;

3. Реализовать систему организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения опытно-экспериментальным путем.

Гипотеза:Если организационно-управленческую деятельность старшего вожатого выстраивать как систему деятельности , то управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие вожатого на коллектив детей и отдельного ребёнка для достижения заданных результатов обучения. Управлять – это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Работа с детьми требует от вожатого самых разнообразных знаний и умений. Она строиться на основе широкой эрудиции, знаний детской психологии, управления процессом развития личности ребёнка и детского коллектива, педагогических основ воспитания. Вожатый должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту. Основная и важнейшая функция вожатого состоит в воспитании: вовлекать ребят в общественно-полезную деятельность, организовывать детскую жизнь, развивать в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. Вожатый – это ещё и педагог, организующий работу детского объединения.

Если будет разработана, теоретически обоснована, экспериментально проверена система организационно-управленческой деятельности старшего вожатого и внедрена, то это позволит более эффективной сделать воспитательную среду.

Разработка системы организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формировнию воспитательной среды образовательного учреждения требует определения методологических подходов к исследуемой проблеме. В качестве основного методологического подхода используется системно - средовый подход.

В процессе исследования используются следующие методы:

• методы теоретического анализа: анализ литературы, синтез, сравнение, моделирование;

• методы эмпирического анализа: коммуникативно-вербальный, наблюдение, психологическое тестирование, работа с документами.

Теоретическая база исследования: теория организационно-управленческой деятельности, развитие воспитательной среды.

Основные идеи исследования:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...