Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-управленческая деятельность.

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.

Под управлением понимается систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (одного человека, группы лиц или специального созданного органа) на социальный объект, в качестве какового может выступать общество в целом, его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдельное предприятие, фирма и т.п., с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели.

Поскольку образовательное учреждение - социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей, мотивацию их интересов, их ценностные ориентации.

Многие ученые определяют понятие "управление" через понятие "деятельность", "воздействие", "взаимодействие".

Как отмечает Пидкасистый П.И., управление - процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.

Управление как “влияние” или “воздействие” определяют так же Шипунов В.П., Кишкель Е.Н., Бандурка А.М..

"Под управлением вообще, - пишет В.А. Сластенин, - понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации". А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой "целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата".

Розанов В.А. отмечает, что управление это система скоординированных мероприятий (мер) направленных на достижение значимых целей.

Так как сегодня на смену философии "воздействия" в управлении школой приходит философия "взаимодействия", "сотрудничества", следует определять понятие "управление образовательным учреждением" через понятие взаимодействия. Итак, под управлением образовательным учреждением мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.

Говоря об организационно-управленческой деятельности в образовательном учреждении, следует иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.

Под системой управления понимается совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.

Управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль. Эффективность и конкурентоспособность современных организаций и роль психологического фактора в управлении ими описывает в своих трудах Розанова В.А.

Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды Лазарев В.С., Поташник М.М., Фриш Г.Л., Пидкасистый П. И, Сластенин В.А., Рогов Е. И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.

Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н.

 

2. Воспитательная среда образовательного учреждения.

Воспитание ребенка совершается на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т.п. Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Образование направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделять специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений.

Такой подход требует постоянной коррекции содержания как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся.

Целостность воспитательных влияний,которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога ( отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного процесса - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка и его социализации). Такой подход к организации воспитательной работы предполагает реализацию следующих условий:

· Во-первых, старший вожатый, как педагог должен работать на общую цель: не содействовать достижению общей цели, а именно обеспечивать его;

· во-вторых, комплексно решать задачи развития и воспитания на каждой встрече так, чтобы каждая часть работала на целое (процесс);

· в-третьих, обеспечить единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. При этом необходимо установление связей между элементами педагогической системы. Ими являются информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленной на развитие сущностных сфер человека. Эти сферы характеризуют образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей.

Определяются принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Принципы всегда соответствуют целям и задачам воспитания, в соответствии с возможностями их достижения.

Современная педагогическая наука, разрабатывая гуманистическое направление, дала импульс к развитию новой теории и методики воспитания. Наиболее полное развитие получили проблемы разработки гуманистической воспитательной системы (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, роль культуры в гуманизации воспитания (Б.С.Гершунский , Т.Н.Мальковская, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, Щуркова Н.Е.), гуманизация отношений в воспитательном процессе (А.Ф.Ахмато, А.А.Бодалёв), свободное творческое развитие детей ( М.В.Богуславский, О.С.Газман, Г.Б.Корнетов).

2 ЭТАП – ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ -разработка процедур реализации проекта

Реализация проекта планируется по следующим этапам:

Информационно-аналитический этап предполагает изучить представление о проблеме управления воспитательной средой и выявить состояние и тенденции процесса управления воспитательной среды.

Планово-прогностический этап предполагает разработку совместного плана действий педагогической, организационной и психологической подсистем, что в результате представляет собой систему организационно-управленческой деятельности старшего вожатого.

Содержательно-деятельностный этапвключает реализацию организационно-управленческой деятельности старшего вожатого по формированию воспитательной среды образовательного учреждения. Педагогическая подсистема - организует организационно-управленческую деятельность старшего вожатого в формировании воспитательной среды образовательного учреждения на основе педагогических принципов.

Организационная подсистема - организует осуществление сбора информации, прогнозирование и планирование, распределение обязанностей между субъектами воспитательной среды в процессе организационно-управленческой деятельности старшего вожатого.

Психологическая подсистема – реализует психологическое сопровождение старшему вожатому в организационно-управленческой деятельности по формированию воспитательной среды образовательного учреждения.

 

3 ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ -разработка пакета инструментария

Модальность образовательной среды пред­ставлена с помощью

- методики векторного моделирова­ния. В.А.Ясвин. Таким образом, образовательная среда может быть отне­сена к одному из четырех основных типов, выделенных Я.Корчаком. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в образовательной среде МКОУ «Андреевская СОШ» условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зави­симости). На основе такой диагностики анализируемая образовательная среда определена как «творческая образовательная среда».

-для определения коэффициента модальности исполь­зуется «вектор личности»,формирующейся в данном типе образовательной среды. Построение на основе данной методики векторной мо­дели образовательных сред как локального уровня, так и микроуровня хорошо диагностирует и наглядно иллюстри­рует педагогическую стратегию, реализуемую образователь­ным учреждением. Таким образом, векторное моделирование представляется эффек­тивной процедурой диагностики модальности образователь­ной среды МКОУ «Андреевская СОШ». В нашем случае образовательная среда определилась как «творческая среда свободной активности». Коэффициент модальности «творческой среды свободной активности» равен 1,2. Модальность образовательной среды является её качественно-содержательной характеристикой.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...