Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лирическая героиня Б.А. Ахмадулиной

1. Какие основные особенности поэзии Ахмадулиной выделил И. Бродский?

2. Назовите основные темы и мотивы лирики Ахмадулиной.

3. В чем своеобразие тем природы и дружбы в ее стихах?

4. Охарактеризуйте лирическую героиню Ахмадулиной.

5. На какие поэтические традиции опирается поэт?

Литература

Ахмадулина Б. "Влечет меня старинный слог...", «Чужое ремесло», «День поэзии», «Новая тетрадь», «По улице моей который год…», «Мазурка Шопена», «Лунатики», «Твой дом», "Август", "Прощание", «Мои товарищи».

Вишнякова Н. Сады русской поэзии: ХХ век // Литературная учёба. 2010. № 2.

Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии…

 

Письменная работа Образы моря, леса и сада в лирике И.Бродского и Б. Ахмадулиной («Колыбельная Трескового Мыса», «Письма к Римскому другу», «Холмы», «Эклога 5-я, (летняя)» И. Бродского; "Сон", "Сад", "Сад-всадник", "Дождь и сад", "Глубокий нежный сад, впадающий в Оку..." Б.Ахмадулиной).

1. Составьте частотную таблицу деревьев и цветов, встречающихся в лирике поэтов.

2. Определите поэтическую семантику образов неба, воды, земли, цветов, деревьев у Бродского и Ахмадулиной.

3. Какие черты лирических героев Бродского и Ахмадулиной раскрывают образы природы?

Письменная работа Диалог с классикой в лирике А. Шацкова.

1. Какие темы преобладают в лирике поэта?

2. Как разрабатывает поэт тему русской истории? В диалог с кем из поэтов Серебряного века он вступает?

3. Есть ли у Шацкова стихи о любви?

4. Какие языковые средства преобладают у Шацкова (анализ лексики, поэтического синтаксиса, интонации)?

5. Моё мнение о произведениях этого автора. Какое место он занимает в современной русской поэзии?

 

Тема 6. Поэты — лианозовцы: темы, соотношение текста и примечаний к нему, основные концепты

И. Холин, Вс. Некрасов

1. Охарактеризуйте постмодернизм в поэзии.

2. Назовите основные темы поэзии лианозовцев.

3. Чьи стихотворения можно назвать «барачными»?

4. В чем заключается художественная роль примечаний в стихах Вс. Некрасова?

5. Используют ли поэты-концептуалисты поэтическую образность и формы поэтического синтаксиса?

6. Приведите примеры концептов из советской массовой культуры, переосмысленных Вс. Некрасовым.

Литература

1.Ильин И.П. Постмодернизм//Современное зарубежное лите­ратуроведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М., 1996. - С.259-268.

2.Хализев В.Е. Теория литературы. - Изд-во Московск. ун-та, 1991.

3.Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодерниз­ма//Звезда. - 1996. - N 8. - С.166-188.

Тема 7. Традиции народной и литературной сказки в сказочной прозе Л.С.Петрушевской

1. Соотнесите сказки Л. Петрушевской с типологией народной сказки (о животных, волшебная, кумулятивная, докучная, сатирическая).

2. Как использует писательница поэтику народной сказки?

3. Чем отличаются сказки Л. Петрушевской от народных? Сравните художественное пространство и время ее сказок с аналогичными чертами поэтики фольклорной сказки.

4. Сравните портретные и пейзажные описания ее сказок с аналогичными чертами поэтики фольклорной сказки.

5. Какие проблемы поставлены в сказках Л. Петрушевской?

6. Определите характерные для ее сказок типы действия. Ограничивается ли писатель фабулой или прибегает к сюжетам?

7. Определите типы сказочных героев в сказках Л. Петрушевской.

8. Какую роль играют герои каждого типа в действии сказки?

9. Есть ли характеры у героев сказок Л. Петрушевской?

10. В чем состоит своеобразие речи героев сказок Л. Петрушевской?

11. Какие из ее сказок в жанровом отношении являются собственно сказками, а какие ближе к басням или рассказам?

12. Назовите наиболее и наименее удачные из ее сказок.

 

Литература

Петрушевская Л.С. Настоящие сказки. М., 1997;

Петрушевская Л.С. Счастливые кошки. М., 2001;

Петрушевская Л.С.Чемодан чепухи. М., 2001.

Нефагина Г.Л. Русская проза конца XXвека. Учебн. пособие. М., 2003.

Давыдова Т.Т. Сумерки реализма (О прозе Л. Петрушевской) // Русская словесность. 2002. № 7. С. 32-36.

Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.

Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

Тема 8. Концептуалистская проза В. Пелевина

1.Какова проблематика повести «Омон Ра» и романа «Generation П»?

2. Сюжетные мотивы и образы героев какой знаковой книги советского прозаика переосмысливает Пелевин в своей повести?

3. Прокомментируйте название романа.

4. В чем причина обращения писателя к мифологии в романе?

5. К какой жанровой разновидности романа относится «Generation П»?

6.В чем своеобразие изображенного здесь хронотопа?

7.Какова картина мира в романе?

8. Личность мнимая и подлинная в романе.

9. Какие концепты советской идеологии и культуры опровергаются Пелевиным?

Тема 9. А)Художественная модель мира в романе Т.Толстой «Кысь»

1.Каков хронотоп произведения?

2. Каковы тема, проблематика романа?

3. Охарактеризуйте структуру образов и место в ней Бенедикта.

4. В чем причина обращения писателя к мифологии в романе?

5. Прокомментируйте символические образы «Кыси».

6. Какова модель мира в романе?

7. Проанализируйте вопросы книжной культуры в произведении и связанные с данными вопросами образы персонажей.

8. Представляет ли интерес художественная речь произведения?

9. К какой жанровой разновидности романа относится «Кысь»?

10. Является ли автор романа постмодернистом или преодолевшим постмодернизм писателем?

 

Литература

1. Давыдова Т.Т. Роман Т.Толстой «Кысь» // Русская словесность. 2002. № 6. С.25-30.

2. Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990 годы. – Т.2. – М., 2003.

3. Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. – М., 2003.

4. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/ Под ред. И.О. Шайтанова. М., 2009.

5. Спиваковский П.Е.Культура, взрыв и почва: Картина мира в романе Т.Н. Толстой «Кысь» // Русская литература XX–XXI веков: проблемы теории и методологии изучения:
Вторая Междунар. науч. конф. (Москва; 16–17 нояб. 2006) / МГУ им. М.В. Ломоносова; Ред.-сост. С.И. Кормилов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 87–91.

Тема 9 Б) Преодолевшие концептуализм (Т. Кибиров)

1. С какими литературными направлениями и поэтами прошлых эпох ведет диалог поэт?

2. Как он относится к советской эпохе?

3. Каковы темы и жанры его лирики? Соотнесите с классической традицией цикл сонетов к Саше Запоевой.

4. Каким предстает образ лирического героя?

5. Охарактеризуйте парафразис как прием поэзии Т.Кибирова.

6. Литература

7. Поэты-концептуалисты: избранное. Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. М., 2002.

8. Тимур Кибиров без фиговых листочков и вне тусовок: Беседа поэта с О. Натолока // Лит. газ. 1996. 27 ноября. №48. С.5.

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.ruthenia.ru/nemzer.

10.

11. Творческие задания «Мастерская будущего редактора и критика»

1. Доклады — обзор раздела толстого литературно-художественного журнала по выбору студента («Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Наш современник», «Юность», «Детская литература», «Нева», «Урал», «Волга» и др.). Студенты образуют группы из 2-3 человек и анализируют публикации в одном из последних номеров выбранного ими журнала.

2. Составьтеантологию прозы по материалам3-4 современных журналов (группа из 2-3 студентов)..

3. Составьтеантологию поэзии по материалам3-4 современных журналов (группа из 2-3 студентов).

Примерные вопросы для экзамена

1. Общая характеристика современного литературного процесса в России (направления, течения, основные тенденции развития).

2. Анализ современного произведения (по выбору экзаменующегося).

3. Реалистические и постмодернистские тенденции в творчестве Л.С. Петрушевской.

4. Роль художественной детали в рассказах А. Солженицына 1990-х гг.

5. Общая характеристика реализма в современной русской литературе.

6. Картина мира, концепция человека, темы, проблемы, художественные средства в повести Ю. Трифонова «Другая жизнь».

7. Нравственно- философские проблемы в прозе Л.С. Петрушевской.

8. Интертекстуальность в современной поэзии.

9. Общая характеристика «деревенской прозы» и «тихой лирики» (проблематика, типы героев, художественные средства).

10. Анализ «Писем к римскому другу» И. А. Бродского.

11. Реалистическое и постмодернистское в романе А.Битова «Пушкинский дом».

12. Традиции русской классики в творчестве Б. Акунина.

13. Общая характеристика «городской прозы» (проблематика, типы героев, стиль).

14. Современная беллетристика и массовый читатель (Л. Улицкая, Б. Акунин, А. Маринина).

15. Основные мотивы лирики Е. Евтушенко.

16. Язык поздних рассказов А. Солженицына.

17. Современные проблемы в прозе В.Распутина и своеобразие их художественной трансформации.

18. Общая характеристика поэзии 1980-2000-х гг. (течения, темы, жанры).

19. Общая характеристика «лагерной прозы» (жизненный материал и его художественное воплощение).

20. Философско-художественное осмысление проблемы насилия в творчестве В. Сорокина.

21. Проблематика и образы героев романа Т.Н.Толстой «Кысь».

22. Проблематика и мифотворчество в романе В. Пелевина «Generation П».

23. Лианозовская школа и ее место в современном литературном процессе.

24. Какое место рассказ «Людочка» В. Астафьева занимает в современной прозе?

25. Диалог с М.Булгаковым в «Плахе» Ч. Айтматова.

26. Философские мотивы в лирике И. Бродского.

27. Поэзия И.Бродского: периодизация, мотивы, жанры, стиль.

28. Проблема исторической правды в творчестве А. Солженицына.

29. Проблематика и поэтика поздних рассказов А.И.Солженицына.

30. Своеобразие прозы о войне В. Кондратьева и В. Астафьева (проблемы, образы героев, позиция автора).

31. Темы, мотивы, образность лирики поэтов-«шестидесятников».

32. Игра концептами и литературными стилями в творчестве В. Сорокина.

33. Проблематика, типы героев, жанровое своеобразие «Царя-рыбы» В. Астафьева.

34. Стилизация в современной прозе (Б. Акунин).

35. Концептуализм как постмодернистское течение.

36. Сюжеты и характеры в драматургии А. Вампилова.

37. Проблема нравственного выбора в повестях Ю.Трифонова.

38. Лирика Е. Евтушенко в контексте поэзии «шестидесятников».

39. Жанр детективного романа в современной русской прозе (В. Астафьев, Б. Акунин).

40. Общая характеристика русского постмодернизма.

41. Лиризм прозы Ч. Айтматова.

42. Мотивы и образность лирики Б.Ахмадулиной.

43. Романы В. Пелевина в контексте отечественного постмодернизма.

44. Типы героев в «Плахе» Ч.Айтматова.

45. Типы героев в «военной» прозе (Ю. Бондарев, В. Быков).

46. Новации в современной драматургии (Н. Коляда).

47. Жанрово-стилевое своеобразие «Кыси» Т.Н. Толстой.

48. Проблема природы в прозе 1960-80-х гг.

49. Художественная роль фантастики в прозе В. Сорокина.

50. Лирический герой поэзии Т. Кибирова.

51. Мотивы и темы поэзии М. Амелина.

52. Обзор современного литературно-художественного журнала.

53. Документ и вымысел в романе А.Солженицына «В круге первом».

54. «Лианозовская школа» в поэзии.

55. Военная тема в прозе В.Астафьева 1990-2000-х гг.

56. Роль поэтической традиции в лирике Т. Кибирова.

57. Концептуализм как постмодернистское течение.

58. Творчество Л.Улицкой: массовая литература для элитарного читателя.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...