Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие лидерства и стиля управления.

Лидерство представляет совокупность свойств и характеристик поведения человека (в том числе руководителя), оцениваемую как его способность оказывать влияние на группу людей для достижения определенных целей. Оно является важным аспектом эффективного руководства группой (организацией), которое трудно поддается исследованиям. На практике все такие исследования сводятся к поиску ответа на вопрос, что такое быть эффективным руководителем. В то же время понятия лидера и руководителя (менеджера) нельзя отождествлять (хотя часто это делается).

Лидера могут назначать (формальный лидер), а в ряде случаев он сам выделяется внутри группы (становится неформальным лидером). При этом лидер может оказывать влияние на других людей и за пределами деятельности, определяемой должностными полномочиями. Таким образом, менеджер по определению всегда должен быть лидером (обла­дать способностями лидера), однако не каждый лидер может иметь способности руководителя. Другими словами — понятие «руководитель» может быть определено как лидер, обладающий определенными организационными полномочиями. В свою очередь, полномочия тесно связаны с понятием власти.

Стиль руководства — совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления деятельностью организации, определяющая его способность влиять на подчиненных, для более эффективного достижения ее (организации) целей.

На основании общих черт в стилях различных руководителей проводят классификацию стилей. В последнее время в теории стилей выделяют 2 сложившихся подхода:

1. традиционная классификация стилей, в которой выделяют авторитарный, демократический, либеральный и анархический стили управления.

2. классификация стилей по степени сосредоточения внимания руководителя на производстве и персонале.

Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Данному стилю присуща ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, часто резок с людьми. Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления.

Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям.

Руководитель с либеральным (невмешательским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам представлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности.

Анархический стиль отличается от либерального тем, что руководитель стремится избегать ответственности за деятельность подчиненным и не позволяет подчиненным контролировать собственную деятельность.

 

 

Принятие решений.

Управленческое решение можно представить как основной вид управленческого труда, обоснование и выбор альтернативы, совокупность целенаправленных и логически последовательных управленческих действий и процедур, обеспечивающих решение управленческих проблем и ситуаций.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих разнообразными характеристиками. Однако существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать.

 

ТаблицаКлассификация управленческих решений

Признак классификации Вид
По степени повторяемости проблемы (степени сложности подготовки управленческих решений) Традиционные; нетипичные
По значимости цели Стратегические; тактические
По сфере воздействия Локальные; глобальные
По сроку действия последствий решения Долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные
По степени неопределенности, зависящей от количества информации, имеющейся в распоряжении лиц, принимающих решения Детерминированные решения; вероятностные  

Наиболее общий подход к процессу принятия управленческого решения состоит в определении определенной процедуры и выполнении необходимых действий (рис.1).

 

Процесс принятия решений

 

 
 

 

 


1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

 

Рис. 1 Этапы процесса принятия управленческих решений

 

1.Постановка проблемы. На этом этапе выявляется и описывается проблемная ситуация, которую предстоит решать. Очень важным моментом является определение границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации, ее новизны, источников возникновения, степени полноты и достоверности информации.

2.Разработка вариантов решения. Этап разработки вариантов начинается со сбора и обработки информации о потенциальных ресурсах организации, которые могут потребоваться для реализации решения, формирования ограничений, установления действий, устраняющие причины проблемы. Ограничениями могут выступать так же законы, директивные акты, которые руководитель не может изменить.

3. Принятие решения. На этом этапе определяется, формируется и производится оценка всех альтернативных вариантов решения проблемы по установленным критериям с учетом выявленных ранее ограничений, отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

4.Организация выполнения решения. Суть этого этапа сводится к доведению решения до исполнителей, с указанием ответственного лица, сроков выполнения и какими методами должно выполняться решение. В конечном счете ценность решения и состоит в том, чтобы оно было осуществлено.

5.Контроль за исполнением решения сводится к выявлению возможных отклонений не только от намеченного плана выполнения, но и недостатков самого решения, требующего корректировки. Поэтому контрольную функцию рекомендуется осуществлять на всех этапах процесса принятия и реализации управленческих решений, установить надлежащую обратную связь между субъектом и объектом управления, которая позволит сравнивать фактические результаты с планируемыми.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...