Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные типы организационных структур.

Под организационной структурой понимается совокупность звеньев между которыми существует упорядоченная система взаимосвязей, находящихся между собой в устойчивых отно­шениях, обеспечивающих процесс управления как единого целого для достижения поставленных целей.

В современном менеджменте сложилось два типа управле­ния: бюрократический и органический. В основе такого деления лежат специфические особенности организационных структур, позволяющие выявить рациональные сферы их использования и перспективы дальнейшего развития.

Исторически первым сформулировалсябюрократический тип.

Концепцию бюрократической структуры управления разра­ботал немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил норматив­ную модель рациональной иерархии, которая предусматривала систему коммуникации, отчетности, оплаты труда, структуры работы, отношений на производстве.

Бюрократическая организационная структура характеризует­ся централизацией управления, большой сложностью и боль­шим числом подразделений по горизонтали, глубокой регла­ментацией должностных требований прав и обязанностей, верти­кальными потоками директивной информации, связанной с отдачей приказов и распоряжений и отчетами об их исполне­нии, низким уровнем участия работников в выработке и принятии управленческих решений.

В организациях такого типа организационных структурах, эффективно работающим считается такое подразделение, в котором хорошо исполняют должностные и другие предписания, широко исполь­зуют современную технику и научные методы организации труда.Они показали свою эффективность при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве, которые нуждаются в слаженной четкой работе большого количества лю­дей, работающих на достижение единой главной цели.

Системы управления бюрократического типа имеют ярко выраженную иерархическую структуру, которая построена по линейному, функциональному, линейно-функциональному и дивизионному признакам. Такой тип структур не способствует росту потенциала людей ввиду преувеличения значимости стандартированных правил, процедур и норм, ограничивает взаимо­действие с клиентами и людьми. Все это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, отсутствие которой сказывается и во взаимоотношениях сотрудников внутри орга­низации, обмене информации и координации деятельности раз­личных ее подразделений.

В целом организация, построенная по такому типу, не может адекватно реагировать на изменяющиеся условия, что объективно необходимо для успешного функционирования организации особенно в условиях глобализации экономики.

В начале 60-х годов стало очевидным, что недостатки органи­зационных структур, стали превышать их достоинства. Ведущие организации начали разрабатывать и внедрять более гибкие ти­пы организационных структур, которые могли быстрее реаги­ровать на динамично меняющиеся внешние условия и появле­ние новых наукоемких технологий. Такие организационные структуры называютадаптивными или органическими, так как у них появляются возможности адаптироваться к измене­ниям в окружающей среде, как это делают живые организмы, потребностям самой организации.

Процессы глобализации, острая конкурентная борьба меняют стратегию и структуру организации. Все большее внимание привлекают структуры гибкие и адаптивные, которые сравни­тельно легко могут менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям. Как правило, они создаются на временной осно­ве для решения проблем, реализации проектов и программ.

Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, имеет боль­шую самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях, небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, менее формализована. Формы и стиль общения в органических структурах преобладают, партнерские, совещательные решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах, традициях.

Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные, венчурные, инновационные и др.

 

Новые подход в проектировании организаций.

В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития — стадию построения информационного общества.

Прогресс информационных технологий разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в «информационной» среде. К ним относятся эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок организации, предпринимательского типа.

Эдхократическая организация

В научной литературе организации получили название эдхократических (от англ. adhocracy) за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии

Эдхократия — это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность, и она ценится наивысшим образом. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего.

Наиболее пригодным этот дизайн является для организаций в таких областях, как консультационно-нововведенческая, компьютерноэлектронная, медицинская, исследовательская и опытно-конструкторская, производство фильмов и т. п.

Многомерная организация

Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами; производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги; обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.

Партисипативная организация

В основе партисипативной организации лежит участие работников всех уровней в управлении, которое предполагает:

• участие в принятии решений;

• участие в установлении целей;

• участие в решении проблем.

Степень и формы участия в управлении наполняют партисипативность определенным содержанием. Различается три степени участия:

• выдвижение предложений;

• выработка альтернативы;

• выбор окончательного решения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...