Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема. Процесс постановки и изменения целей предприятияГлава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА. В самом общем случае план– это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой: - рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы: - развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов; -документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия; - результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке. Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (схема ). Схема . Назначение бизнес-плана и его основные элементы
2 3
1.2. Этапы разработки бизнес-плана Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи.Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются прежде всего в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея- форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес - идей технологически проходит в общем 4 укрупненных фазы (таблица 1).
Таблица 1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов,которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:
На первом этапеподготовки бизнес-плана определяется миссия(философия, видение предприятия) - краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества (схема 2). Схема 2. Назначение и содержание миссии предприятия в рыночной среде
Основной смысл существования предприятия Средства мотивации и единства действий сотрудников предприятия Роль фирмы в решении социальных проблем Общая основа плановых решений и преемственности целей предприятия
Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как: - производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка; - социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности; - конкурент другим товаропроизводителям; - социальная единица, учитывающая интересы всего общества; - часть рыночной многоукладной экономики. Миссиякоммерческих организаций в России обычно формируется очень просто и весьма прямолинейно - максимум прибыли! У опытных предпринимателей такой циничный подход вызывает в лучшем случае застенчивую улыбку, а для потребителей продукции (услуг) предприятия размер его прибыли не только не представляет интереса, но более того - их цели противоположны. Прибыль - чисто внутренняя проблемапредприятия, которую напоказ выставлять не вполне прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприятие является открытойсистемой и успешно развиваться оно может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределамиво внешней среде. Если предприятие способно выполнять такую миссию, то оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации. Прибыль - не цель, а средство и условие достижения цели. Чтобы выбрать соответствующую миссию, надо ответить, по крайней мере, на два вопроса: «Кто клиенты фирмы?» и «Какие потребности она может удовлетворять?» Например, Генри Форд, хорошо знавший значение прибыли, сформулировал миссию своей компании так: «Мы предоставляем людям дешевый транспорт!» При этом он всегда подчеркивал, что, если кто это сделает, то прибыль не пройдет мимо него. Второй этап- определение целейразработки бизнес-плана. Цель- это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей. Любое предприятие, как сложная социально - экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам (таблица 2).
Таблица 2. Примерная классификация целей предприятия
Таблица 3. Различия между миссией и целями предприятия
Процесс формирования целей проходит несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом - собственником предприятия или группой лиц, включающей владельцев, менеджеров и работников с учетом совместимости их частных интересов (схема 3).
Схема 5. Пример структуризации целей предприятия
На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц (таблица 4).
Таблица 4. Примеры постановки целей функциональным службам предприятия
На третьем этапе,после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объем их значителен. С учетом отечественного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структурабизнес-плана: Титульный лист. 1. Меморандум о конфиденциальности. 2. Резюме. 3. Описание отрасли. 4.Характеристика предприятия (фирмы). 5. Выбор деятельности (товара, услуги, работы). 6. План маркетинга. 7. Производственный план. 8. Организационная структура предприятия. 9.Финансовый план и бюджет предприятия. 10.Анализ рисков. 11.Организационный план. 12.Приложения. Конечно, применительно к конкретному проекту (случаю) структуру бизнес-плана можно уточнять -укрупнять разделы или, напротив, детализировать. Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь материал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, четко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схемами и таблицами. Четвертый этапбизнес-планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма, трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а. также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю срелу фирмы и свое дело. Следующий, пятый этаппланирования - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа. Глава 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА Необходимо сразу отметить, что четких требований к бизнес-планам и их структуре не существует — все зависит от целей конкретной компании и самого документа. Но, несмотря на это, рынок — в лице отдельных организаций — самостоятельно выработал рекомендации по составлению бизнес-планов. Самыми заметными среди них являются рекомендации, составленные Европейским Союзом в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в новых независимых государствах (TACIS — Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States), Центром международного промышленного сотрудничества (UNIDO), а также разработанные Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Все перечисленные рекомендации широко используются на практике, но автор считает, что более универсальными являются рекомендации, разработанные ФФПМП и UNIDO, т. к. они логично отражают все основные аспекты деятельности предприятия (табл. 1).
В данной статье автор опирается на рекомендации обеих организаций, внося в эти концепции лишь небольшие изменения. Итак, рассмотрим структуру бизнес плана по следующей схеме: 1) резюме; 2) описание предприятия и продукции (услуг); 3) анализ рынка; 4) маркетинговый план; 5) план сбыта продукции (услуг); 6) производственный план; 7) организационный план; 8) финансовый план; 9) анализ чувствительности проекта; 10) риски и гарантии; 11) приложения. Перед тем как приступить к рассмотрению каждого из разделов бизнес-плана, важно заметить, что те вопросы, которые освещаются в каждом из разделов и изложены ниже, являются лишь наиболее типичными и общими для всех проектов. Разработчик каждого отдельного бизнес-плана вправе добавить существенный для его проекта пункт или удалить несущественный. Бизнес-план начинается с титульного листа,на котором обычно указывают: • наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»; • место подготовки плана; • авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны; • имена и адреса учредителей; • назначение бизнес-плана и его пользователи. После титульного листа следует оглавление- формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта. 2.1. Меморандум конфиденциальностисоставляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представивший проект. 2.2. Резюме- краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
• идеи, цели и суть проекта; • особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов; • стратегии и тактика достижения поставленных целей; • квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров; • прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы пучки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.); •планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования; • ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат; • основные факторы успеха - описание способов действии и мероприятий. 2.3. Описание отрасли- анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику: • ее сырьевой базы; • сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем; • потенциальных клиентов и их возможностей; • региональной структуры производства; • основных фондов и их структуры; • инвестиционных условий. План маркетинга Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков (схемы 9, 10). Рынков
Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы: а) метод тенденции (экстраполирования); б) нормативный; в) метод уровня потребления (включая эластичность спроса по доходам и ценам); г) метод конечного использования (коэффициента потребления); д) экономико-математические; е) метод ведущего показателя; ж) выборочный; з) анкетные опросы и др. (схемы 12, 13). Производственная программа В зависимости от вида бизнеса в плане производства (торговом плане, плане перевозок и т.д.) дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия. Таблица 6. План производства предприятия - объем выпуска продукции, натуральных единиц
После определения мощности и производственной программы подсчитывается потребность предприятия в материальных ресурсах. Такие расчеты проводятся с учетом эффективности их пользования, а также возможных источников приобретения и финансирования (схема 20).
Исходными данными для расчета потребности производства в материальных ресурсах являются предусматриваемые объемы выпуска и оказываемых услуг, а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах на единицу продукции. Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямых расчетов, т. е. путем умножения нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели. Эта потребность определяется в натуральном и стоимостном выражениях по видам ресурсов (табл. 7). Таблица 7. Расчет потребности в ресурсах на производственную программу (сырье и материалы)
При расчете величины потребляемых ресурсов необходимо учитывать величину производственного запаса, который обосновывается его нормативом, представляющий собой произведение среднего в течение года запас материалов в днях и его среднесуточного потребления, и рассчитывается на конец года как переходящий запас. Норма переходящего запаса определяется суммой текущего , страхового, транспортного и технологического запасов. Потребность в зданиях, сооружениях, машинах и оборудовании определяется на основе производственной мощности, принятой технологии, особенностей отрасли и производительности оборудования каждого вида. Результаты плановых расчетов сводятся в таблице 8 и 9. Таблица 8. Потребность в основных фондах
Расчет потребности в основных фондах осуществляется по каждому виду основных фондов, исходя из нормативов производительности. Таблица 9. Расчет амортизационных отчислений
Планирование трудовых ресурсов осуществляется путем определения потребностей в рабочих, ИТР и служащих по категориям. Для этих целей составляется штатное расписание для рабочих и служащих отдельно (таблица 10, 11). Таблица 10. Штатное расписание (рабочих)
Другим методом определения потребности в основном производственном персонале является его расчет исходя из уровня выработки и объема производственной программы. При расчете численности проводятся сначала ориентировочные расчеты с учетом фонда времени и выполнения норм выработки. Отдельно рассчитывается численность вспомогательных рабочих, подсобных рабочих и других категорий рабочих. Численность инженерно-технических работников, служащих и других категорий управленческого персонала определяется по штатному расписанию. Определение потребностей в рабочих, ИТР и служащих позволяет осуществить расчет фонда заработной платы по отдельным подразделениям предприятиям, категориям работников. В иных случаях фонд заработной платы определяется как произведение доходов по всем видам деятельности предприятия на принятый норматив затрат заработной платы на 1 рубль доходов с учетом нормативов, ограничений и налогов. Итоговым документом этого раздела является общая потребность в персонале и заработной плате, которая оформляется в виде таблицы 15. Таблица 15. Расчет потребности в персонале и фонда заработной платы предприятия
Завершается производственная программа составлением сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции (таблица 16). Таблица 16. Смета расходов и калькуляция себестоимости (сводная)
Схема 24. Матричная структура
Отраслевые самостоятельные отделения
Функциональное обеспечение проектов
Оборотные активы по статьям 1.Сырье, материалы, комплектующие и топливо: А1= , где: ЗМ – затраты на материалы (сырье, комплектующие, топливо) данного вида за первый квартал производственной деятельности; PI – продолжительность квартала в днях; d – нормативная величина страхового запаса в днях; q – средняя периодичность поставок в днях.
2.Незавершенное производство: А2= , где Зпр – сумма прямых затрат (прямые материальные затраты+затраты на оплату труда основного и вспомогательного производственного персонала с начислениями) в квартал; Цпр – средняя продолжительность производственного цикла в днях.
3.Готовая продукция: А3= , где: Во – выручка без НДС (или фактическая себестоимость в зависимости от принятой учетной политики на предприятии) в квартал; ro – средняя периодичность отгрузки в днях.
4.Дебиторская задолженность по покупателям и заказчикам: А4=ВЫП , где ВЫП – выручка от реализации продукции за квартал, включающая НДС в составе выручки; rпл – средняя величина задержки платежей в днях.
5.Авансы поставщикам за услуги: А5= , где: Уст – стоимость услуг сторонних организаций (поставщиков) в квартал; ру – доля предоплаты поставщикам; Су – средний срок предоплаты услуг в днях.
6.Резерв денежных средств: А6= , где: Зпс – затраты на производство и сбыт за исключением прямых материальных затрат в квартал; s – покрытие потребности в денежных средствах в днях. Оборотные пассивы по статьям 1. Расчеты за товары, работы и услуги (кредиторская задолженность): , где: РАС – прямые материальные затраты+величина отложенных выплат сторонним организациям; ОП – средняя отсрочка платежей в днях.
2. Авансовые платежи покупателей (предоплата): , где: ВЫР – выручка предприятия за квартал (после уплаты НДС, акцизов и др. импортных сборов); рпр – средняя доля предоплаты: процент от выручки в долях; С< |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |