Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 4. дерево целей предприятия

 

 
 

 


Материальные цели 2.
Духовные цели 1.
Социальные цели 3.
1-й уровень

декомпозиции

(по содержанию)

 
 

 


Маркетинг 1.2.
Менеджмент 2.1.
Финансы 3.1.
2-й уровень

детализации

(функциональный)

 

           
   
     

 


1.11
1.12
2.11
2.12
3.11
3.12
3-й уровень

(по структурным

подразделениям)

 

 

4-й уровень 1.111 1.112 2.111 2.112 3.111 3.112

(по рабочим

местам)

Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятель­ности могут быть определены в бизнес-плане примерно следующим образом:

- предоставление необходимых (соответствующих) обществу то­варов и услуг;

- достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;

- накопление необходимых средств для развития бизнеса; -увеличение доли рынка на __,_%;

- повышение качества выпускаемой продукции;

-сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов на дней (часов);

- выход на новые рынки сбыта к ______ ;

- снижение затрат на единицу товара на ______%

- освоение новых видов товаров и услуг.

Схема 5. Пример структуризации целей предприятия

 

 


На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), ко­торые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц (таблица 4).

 

Таблица 4. Примеры постановки целей функциональным службам предприятия

Функциональные подразделения Примерная формулировка целей
1. Финансы
  • снизить кредиторскую (дебиторскую) задолженность на (до)_____(руб., %)
  • увеличить доходы на_____ (руб., %)
2. Персонал
  • снизить текучесть кадров до ____(%)
  • создать сотрудникам условия для реализации творческого потенциала
  • уменьшить потери рабочего времени из-за забастовок до ____(чел. Дней)
3. Производство
  • повысить производительность труда на ____%
  • освоить выпуск ____видов новой продукции
  • сократить выбросы в атмосферу до ___м
4. Маркетинг
  • выйти на ____ место по продаже продукции на рынке
  • принять участие в _____ выставках товаров
  • ввести _____ льготных условий оптовых поставок

На третьем этапе,после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-пла­на. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприя­тия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составля­ют план упрощенной структуры - из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Объем бизнес-плана вместе с расчетной документацией обычно не превышает 50 страниц машинописного текста, но может быть и значительно меньше. Крупные проекты требуют более мас­штабных исследований и объем их значителен. С учетом отечествен­ного и зарубежного опыта может быть рекомендована следующая примерная структурабизнес-плана:

Титульный лист.

1. Меморандум о конфиденциальности.

2. Резюме.

3. Описание отрасли.

4.Характеристика предприятия (фирмы).

5. Выбор деятельности (товара, услуги, работы).

6. План маркетинга.

7. Производственный план.

8. Организационная структура предприятия.

9.Финансовый план и бюджет предприятия.

10.Анализ рисков.

11.Организационный план.

12.Приложения.

Конечно, применительно к конкретному проекту (случаю) струк­туру бизнес-плана можно уточнять -укрупнять разделы или, напротив, детализировать.

Но в любом случае надо хорошо структурировать план - весь ма­териал разделить на главы и небольшие по объему параграфы, чет­ко выделить основные положения, иллюстрировать наглядными схе­мами и таблицами.

Четвертый этапбизнес-планирования состоит в сборе инфор­мации необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важ­ная и весьма, трудоемкая часть плановой работы. Источниками ин­формации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, кон­сультантов, а. также работники предприятия, хорошо знающие внут­реннюю срелу фирмы и свое дело.

Следующий, пятый этаппланирования - непосредственная раз­работка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.

Глава 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

Необходимо сразу отметить, что четких требований к бизнес-планам и их структуре не существует — все зависит от целей конкретной компании и самого документа. Но, несмотря на это, рынок — в лице отдельных организаций — самостоятельно выработал рекомендации по составлению бизнес-планов. Самыми заметными среди них являются рекомендации, составленные Европейским Союзом в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в новых независимых государствах (TACIS — Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States), Центром международного промышленного сотрудничества (UNIDO), а также разработанные Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП).

Все перечисленные рекомендации широко используются на практике, но автор считает, что более универсальными являются рекомендации, разработанные ФФПМП и UNIDO, т. к. они логично отражают все основные аспекты деятельности предприятия (табл. 1).

 

ТАБЛИЦА 1. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФФПМП И UNIDO
ФФПМП UNIDO
1. Обзорный раздел (резюме) 2. Описание предприятия 3. Описание продукции (услуг) 4. Анализ рынка 5. Производственный план 6. План сбыта 7. Финансовый план 8. Анализ чувствительности проекта 9. Экологическая и нормативная информация 10. Приложения 1. Титульный лист 2. Меморандум о конфиденциальности 3. Резюме 4. Описание предприятия и отрасли 5. Описание продукции (услуг) 6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) 7. Производственный план 8. Организационный план 9. Финансовый план 10. Направленность и эффективность проекта 11. Риски и гарантии 12. Приложения

 

В данной статье автор опирается на рекомендации обеих организаций, внося в эти концепции лишь небольшие изменения. Итак, рассмотрим структуру бизнес плана по следующей схеме:

1) резюме;

2) описание предприятия и продукции (услуг);

3) анализ рынка;

4) маркетинговый план;

5) план сбыта продукции (услуг);

6) производственный план;

7) организационный план;

8) финансовый план;

9) анализ чувствительности проекта;

10) риски и гарантии;

11) приложения.

Перед тем как приступить к рассмотрению каждого из разделов бизнес-плана, важно заметить, что те вопросы, которые освещаются в каждом из разделов и изложены ниже, являются лишь наиболее типичными и общими для всех проектов. Разработчик каждого отдельного бизнес-плана вправе добавить существенный для его проекта пункт или удалить несущественный.

Бизнес-план начинается с титульного листа,на котором обыч­но указывают:

• наименование проекта, например, «бизнес-план создания пред­приятия по производству обоев»;

• место подготовки плана;

• авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;

• имена и адреса учредителей;

• назначение бизнес-плана и его пользователи.

После титульного листа следует оглавление- формулировка раз­делов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.

2.1. Меморандум конфиденциальностисоставляется с це­лью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в пла­не информации и использовании ее исключительно в интересах фир­мы, представивший проект.

2.2. Резюме- краткое изложение основных положений предпо­лагаемого плана, включающий следующие принципиальные дан­ные:

 

• идеи, цели и суть проекта;

• особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преиму­щества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;

• стратегии и тактика достижения поставленных целей;

• квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;

• прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы пучки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.);

планируемая себестоимость продукции и потребность финан­сирования;

• ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупае­мости затрат;

• основные факторы успеха - описание способов действии и ме­роприятий.

2.3. Описание отрасли- анализ текущего состояния и перс­пектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характерис­тику:

• ее сырьевой базы;

• сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;

• потенциальных клиентов и их возможностей;

• региональной структуры производства;

• основных фондов и их структуры;

• инвестиционных условий.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...