Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика производства стали ведущими странами и в целом по миру млн. т
В целом производство черных металлов остается стабильным, при этом оно сокращается в развитых странах и растет в развивающихся. Китай стал лидером в производстве черных металлов, быстрыми темпами оно растет в Бразилии и Южной Корее. Развитие черной металлургии в Южной Корее находит объяснение в выгодном экономико-географическом положении для ввоза сырья и топлива (порты), в росте спроса со стороны внутреннего рынка, а также в участии японского капитала в развитии этой отрасли. Рост производства черных металлов отмечается в Саудовской Аравии, Индонезии, Малайзии, Иране, Египте, Венесуэле и некоторых других странах, располагающих ресурсами нефти и газа. Связано это в первую очередь с развитием бездоменного способа производства стали. Основная часть продукции этой отрасли производится на комбинатах полного цикла (присутствуют все стадии: производство чугуна, стали, проката), однако в последние десятилетия возрастает роль передельной металлургии. Например, в США ее доля возросла до 40%, и здесь в размещении предприятий главную роль начинает играть потребительский фактор, т. е. эти заводы, используя металлический лом в качестве сырья и производя более качественный прокат, ориентируются на машиностроительные центры. Роль передельной металлургии на базе металлического лома возрастает и в других развитых странах. В настоящее время главным способом производства в развитых странах стал кислородно-конверторный. Доля мартеновского способа, например, в Японии в начале 90-х годов свелась к нулю, практически не производят мартеновским способом сталь европейские страны и США, а в России почти половина черных металлов производится именно этим устаревшим способом. Возрастает роль электрометаллургии (в Японии в середине 90-х годов ее доля составляла 30%). Одним из направлений в реконструкции производства стало развитие автоматизации, что выразилось, прежде всего, во внедрении в производство стали способа непрерывного литья. Этот способ был изобретен в СССР в 1959 г. на Донецком металлургическом комбинате. Сегодня Япония практически всю сталь разливает именно этим способом, США - 85% стали, а Россия - около 17. Наиболее крупными корпорациями в черной металлургии Японии являются «Ниппон Стил», «Ниппон Кокан», «Сумито-мо», в США - «Юнайтед Стэйтс Стил», «Бетлехем Стил», в Великобритании - «Бритиш Стил», в ФРГ - «Тиссен», «Штальверке Крупп-Клекнер», в Южной Корее - «Поханг Айрон энд Стил». На мировой рынок в 1997 г. поступило 195 млн. т металлопродукции. Лидером в ее экспорте стала Россия. Наблюдается рост экспорта стали из Бразилии и Южной Кореи, в то время как Италия, Бельгия, Люксембург его сокращают. Импортируют черные металлы практически те же страны, что и экспортируют. Это свидетельствует о глубоком внутриотраслевом разделении труда. США, например, специализируются на производстве проката для автомобильной промышленности, Япония - для судостроения, а в ФРГ, Италии велика доля трубопрокатного производства.
Цветная металлургия Цветная металлургия - одна из старейших отраслей промышленности. В современном мире из 82 металлов таблицы Менделеева к промышленно важным относят 34. Всего же в отрасли выплавляют до 70 металлов. Главными потребителями продукции цветной металлургии являются электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность. Основными отраслями цветной металлургии являются алюминиевая, медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, вольфрамо-молибденовая, титаномагниевая, твердых сплавов, благородных и редких металлов. В технологическом процессе выделяются следующие стадии: добыча и обогащение сырья, производство металлургического передела, обработка цветных металлов. На первой стадии решающее значение имеет сырьевой фактор из-за низкого содержания полезных компонентов в рудах. Производство первичных металлов тяготеет к дешевым источникам электроэнергии из-за высокой энергоемкости производства. Производство передельной металлургии ориентируется на центры потребления. В последние годы в цветной металлургии возрастает роль вторичного сырья (лома), поскольку это менее энергоемкий процесс. Ни одна развитая страна мира не обеспечивает потребности цветной металлургии за счет собственного сырья. Только США покрывают значительную часть своих потребностей (до 60%). Из развитых стран ресурсами руд цветных металлов обладают Канада, Австралия, ЮАР. Главными районами потребления являются США, Япония, Западная Европа. Наиболее полную отраслевую структуру имеют промышленно развитые страны, в развивающихся странах, действуют начальные стадии производства. По объему мирового производства первое место в цветной металлургии и второе после черных металлов занимает алюминиевая промышленность. Очень долгое время в цветной металлургии ведущее положение принадлежало металлургии тяжелых металлов (медь, цинк, свинец). Алюминий - легкий металл, его сплавы используются в самолетостроении, из них изготавливаются корпуса ракет, широкое применение он находит в автомобиле-, вагоно-, судостроении и т. д. В последние годы возрастает использование алюминия в строительной индустрии. Алюминий образует сплавы со всеми металлами, кроме свинца. Всего из алюминия и его сплавов изготавливается более 500 тыс. изделий. Главным сырьем для получения алюминия являются бокситы, но используются и другие виды сырья, например в России нефелины. В настоящее время лидером по запасам бокситов является Гвинея, далее страны располагаются в следующем порядке: Австралия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мали, Индонезия, Камерун, Суринам, Ямайка. Незначительными запасами располагают такие европейские страны, как Испания, Португалия, Швеция, Греция, Финляндия. Доля США по запасам сырья несколько процентов. По добыче бокситов лидирующими странами являются Австралия, Гвинея, Ямайка, Бразилия, Индия, Суринам. Страны Центральной Америки поставляют сырье в США, Гвинея - в страны Западной Европы, а также в США, Австралия в 70-е годы поставляла бокситы в Японию, но со свертыванием производства первичного алюминия в этой стране поставки прекратились. Первой стадией производства алюминия является производство глинозема. Кроме мест добычи производство глинозема все чаще ориентируется на порты, создаются новые мощности в развивающихся странах, например на Ближнем Востоке. Один из крупнейших глиноземных заводов построен на Виргинских островах (США). В Европе мощные центры по производству глинозема созданы в Ирландии, Южной Италии. Главными экспортерами глинозема являются Австралия, Ямайка, Суринам, Гайана. Основными производителями алюминия являются промышленно развитые страны. В 1997 г. в ведущую «семерку» входят следующие страны: США, Россия, Канада, Китай, Австралия, Бразилия и Норвегия. Значительная часть алюминия производится в ФРГ, Нидерландах, Швейцарии, в других европейских странах. В последние годы наблюдается сдвиг отрасли в развивающиеся страны. Быстрыми темпами она осваивается в Китае, Бразилии, построены заводы в Венесуэле, ОАЭ, Бахрейне. В производстве вторичного алюминия (из металлолома) лидируют США (40% мирового), Япония, ФРГ, Китай, Италия, Франция, Великобритания. Медная промышленность является второй по значимости отраслью цветной металлургии. Главными сферами применения меди являются промышленность средств связи, электротехническая, авиационная, химическая и др. Крупными запасами медных руд располагают Чили (более 450 месторождений, одно из уникальных - Эскондида), США, Замбия,Перу, Канада, Панама, Заир, Казахстан. По добыче медных руд выделяются такие страны, как Чили, США, Канада, Замбия, Заир, Перу. Ежегодное производство рафинированной меди составляет в мире около 12 млн. т. Ведущее место принадлежит Чили, США, Канаде, из европейских стран производство рафинированной меди развито в ФРГ, Бельгии. Большую часть металла (до 80%) потребляют развитые страны, главные районы потребления - Япония, США, западноевропейские страны. Основными экспортерами являются развивающиеся страны, медь вывозится в виде медных концентратов или черновой меди. Из других отраслей цветной металлургии значительное место принадлежит свинцово-цинковой промышленности. Свинец и цинк извлекаются в основном из комплексных полиметаллических руд. Из развитых стран ресурсами свинца и цинка располагают США, Канада, Австралия. Крупные ресурсы руд цветных металлов сосредоточены в странах Латинской Америки (например, Боливия в значительной степени строит развитие своей экономики на экспорте оловянных концентратов), Юго-Восточной Азии, Китае. Однако развитие цветной металлургии во многих странах сдерживается недостаточным энергообеспечением. Машиностроение По масштабам производства машиностроение - главная отрасль в структуре промышленности. Основная часть производства сосредоточена в промышленно развитых странах. Рост машиностроения отмечается в развивающихся странах, в том числе в «новых индустриальных». Доля развивающихся стран в производстве продукции машиностроения мира составляет не более 15%. В последних велика доля сборочного производства, детали и узлы поступают из развитых стран, эти страны жестко зависят от иностранного капитала. Развитые страны являются главными производителями сложной наукоемкой продукции. Особенно существенные сдвиги в машиностроении развитых стран произошли в результате внедрения гибких производственных систем и роботизации производства. Во внедрении роботов в производство приоритет остается за Японией, которая сосредоточивает более половины мирового парка роботов. По стоимости продукции машиностроения в мире первое место занимают США, второе место принадлежит Японии (при этом разрыв между этими странами уменьшается), ФРГ - лидер западноевропейского машиностроения. Эти страны обладают полной номенклатурой машиностроительного производства. Высокий уровень развития машиностроения имеют Великобритания, Франция, Италия. Малые высокоразвитые страны Западной Европы имеют приоритет в отдельных подотраслях. Особенностью машиностроения развитых стран является его высокая экспортность. Максимальная экспортная квота принадлежит Японии, ненамного отстают США и ФРГ, большая доля экспортности характерна для малых стран Западной Европы (например, Швейцарии). Необходимо также отметить, что в машиностроении на современном этапе происходит усиление специализации и кооперирования производства. В мире сформировалось три ведущих центра высокоразвитого машиностроения: Северная Америка, Западная Европа и страны АТР. Отличительными чертами машиностроения Северной Америки являются значительные капиталовложения в отрасль, широкий ассортимент продукции, высокая доля импорта изделий средней и низкой сложности. Регион производит более четверти продукции мирового автомобилестроения, 70% гражданского самолетостроения, около 70% выпуска крупных ЭВМ. На долю стран Западной Европы приходится до 30% продукции мирового машиностроения. Западная Европа - производитель продукции массового машиностроения, но наряду с этим развиваются отрасли высоких технологий, хотя западноевропейские страны начинают уступать в развитии НТП не только США, но и Японии. На долю азиатского региона приходится около 20% продукции мирового машиностроения. Япония выносит производства средней и низкой сложности в соседние страны с дешевой рабочей силой в Южную Корею, на Филиппины, в Малайзию, Таиланд. Для азиатских стран характерны высокая степень зависимости от иностранного капитала, экспортная направленность в развитии промышленности. Особое место в структуре машиностроения мира занимает Китай. В его структуру, наряду с высокой долей отраслей пониженной сложности, входит большая группа предприятий высокого технического уровня, особенно в отраслях ВПК. Среди других развивающихся стран машиностроение наиболее развито в Бразилии, Индии, Мексике, Аргентине. Машиностроение - сложный комплекс отраслей. В отраслевой структуре принято выделять: общее машиностроение транспортное машиностроение, электронную и электротехническую промышленность. Общее машиностроение включает выпуск всех видов производственного оборудования, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение. Ведущей отраслью является станкостроение, а главным направлением - переход к производству станков-полуавтоматов и автоматов с применением ЭВМ, внедрение гибких производственных систем. В станкостроении лидирует Япония, на втором месте находится ФРГ. Высокоразвитое станкостроение имеют США, западноевропейские страны специализируются на отдельных видах станкостроения (например, Швейцария - крупнейший производитель оборудования для часовой промышленности). Быстрыми темпами оно развивается в Бразилии, Южной Корее, Индии, Тайване. Доля развивающихся стран невелика и составляет менее 10% от всего производства станков в мире. Производство продукции отраслей тяжелого машиностроения по прежнему сосредоточивается в развитых странах, ведущими являются США, ФРГ, Япония. В транспортном машиностроении долгое время лидировало судостроение. В настоящее время на первое место в структуре этой отрасли выдвинулось автомобилестроение, на второе - авиастроение, производство подвижного железнодорожного состава резко сократилось в развитых странах и растет в развивающихся. Автомобилестроение отрасль она «родилась» в Европе около 100 лет назад, второе рождение автомобилестроения произошло в США накануне Первой мировой войны с внедрением Генри Фордом конвейерной системы, и уже к 1925 г. около половины семей США имели автомобили. В 1950 г. доля США в автомобилестроении составляла 76%. В начале 50-х годов США уступили место ведущего мирового экспортера Западной Европе, а в 1970 г. западноевропейские страны опередили США. С 1980 г. Япония занимает второе место в мире по производству автомобилей, что объясняется более высокой производительностью труда в этой стране и, как следствие, более низкой себестоимостью производства. Японский автомобиль оказался самым экологически «чистым». В 1994 г. США вновь выходят на первое место в автомобилестроении, хотя продолжают уступать Японии в производстве легковых автомобилей. В целом можно отметить некоторое замедление в развитии автомобилестроения в мире. Происходит сдвиг производства в страны и районы с дешевой рабочей силой. В Европе, например, наблюдается тенденция строительства заводов в периферийных частях (во Франции - на севере страны, в Италии - на юге), а также в припортовых районах. Испания по выпуску автомобилей вышла на третье место в регионе, обогнав такие страны, как Великобритания и Италия. Появились новые производители автомобилей среди развивающихся стран - Южная Корея, Бразилия, Китай, Мексика. Осваивается эта отрасль в Индии, Малайзии, на Тайване. В развивающихся странах в основном осуществляется процесс сборки автомобилей, ведущие автомобильные корпорации мира создают здесь свои филиалы, ориентируясь на дешевую рабочую силу. Производство автомобилей в России - около 1 млн. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |