Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика производства стали ведущими странами и в целом по миру млн. т

Страна
Китай 37,1 46,8 66,3 114,0
США 101,7 80,1 89,7 97,5
Япония 111,4 105,3 110,3 93,5
ФРГ 44,0 41,0 43,0 45,0
Россия 87,5 90,0 89,6 43,6
Южная Корея 8,6 13,5 23,1 39,2
Бразилия 153,0 20,4 20,6 25,9
Мир в целом 715,9 718,7 770,3 778,0

В целом производство черных металлов остается стабильным, при этом оно сокращается в развитых странах и растет в развива­ющихся. Китай стал лидером в производстве черных металлов, быстрыми темпами оно растет в Бразилии и Южной Корее. Развитие черной металлургии в Южной Корее находит объяс­нение в выгодном экономико-географическом положении для ввоза сырья и топлива (порты), в росте спроса со стороны внутреннего рынка, а также в участии японского капитала в развитии этой отрасли. Рост производства черных металлов отмечается в Саудовской Аравии, Индонезии, Малайзии, Иране, Египте, Венесуэле и некоторых других странах, располагающих ресурсами нефти и газа. Связано это в первую очередь с развитием бездоменного способа производства стали.

Основная часть продукции этой отрасли производится на комбинатах полного цикла (присутствуют все стадии: произ­водство чугуна, стали, проката), однако в последние десятиле­тия возрастает роль передельной металлургии. Например, в США ее доля возросла до 40%, и здесь в размещении пред­приятий главную роль начинает играть потребительский фак­тор, т. е. эти заводы, используя металлический лом в качестве сырья и производя более качественный прокат, ориентируются на машиностроительные центры. Роль передельной металлур­гии на базе металлического лома возрастает и в других раз­витых странах.

В настоящее время главным способом производства в развитых странах стал кислородно-конверторный. Доля марте­новского способа, например, в Японии в начале 90-х годов свелась к нулю, практически не производят мартеновским способом сталь европейские страны и США, а в России почти половина черных металлов производится именно этим устарев­шим способом. Возрастает роль электрометаллургии (в Японии в середине 90-х годов ее доля составляла 30%). Одним из направлений в реконструкции производства стало развитие автоматизации, что выразилось, прежде всего, во внедрении в производство стали способа непрерывного литья. Этот способ был изобретен в СССР в 1959 г. на Донецком металлургическом комбинате. Сегодня Япония практически всю сталь разливает именно этим способом, США - 85% стали, а Россия - око­ло 17.

Наиболее крупными корпорациями в черной металлургии Японии являются «Ниппон Стил», «Ниппон Кокан», «Сумито-мо», в США - «Юнайтед Стэйтс Стил», «Бетлехем Стил», в Великобритании - «Бритиш Стил», в ФРГ - «Тиссен», «Штальверке Крупп-Клекнер», в Южной Корее - «Поханг Айрон энд Стил».

На мировой рынок в 1997 г. поступило 195 млн. т метал­лопродукции. Лидером в ее экспорте стала Россия. Наблюдается рост экспорта стали из Бразилии и Южной Кореи, в то время как Италия, Бельгия, Люксембург его сокращают.

Импортируют черные металлы практически те же страны, что и экспортируют. Это свидетельствует о глубоком внутри­отраслевом разделении труда. США, например, специализиру­ются на производстве проката для автомобильной промышлен­ности, Япония - для судостроения, а в ФРГ, Италии велика доля трубопрокатного производства.

 

Цветная металлургия

Цветная металлургия - одна из старейших отраслей про­мышленности. В современном мире из 82 металлов таблицы Менделеева к промышленно важным относят 34. Всего же в отрасли выплавляют до 70 металлов.

Главными потребителями продукции цветной металлур­гии являются электроэнергетика, машиностроение, химичес­кая промышленность. Основными отрасля­ми цветной металлургии являются алюминиевая, медная, свинцово-цинковая, никель-кобальтовая, вольфрамо-молибденовая, титаномагниевая, твердых сплавов, благородных и редких ме­таллов.

В технологическом процессе выделяются следующие ста­дии: добыча и обогащение сырья, производство металлургичес­кого передела, обработка цветных металлов. На первой стадии решающее значение имеет сырьевой фактор из-за низкого со­держания полезных компонентов в рудах.

Производство первичных металлов тяготеет к дешевым источникам электроэнергии из-за высо­кой энергоемкости производства.

Производство передельной ме­таллургии ориентируется на центры потребления. В послед­ние годы в цветной металлургии возрастает роль вторичного сырья (лома), поскольку это менее энергоемкий процесс.

Ни одна развитая страна мира не обеспечивает потребности цветной металлургии за счет соб­ственного сырья. Только США покрывают значительную часть своих потребностей (до 60%).

Из развитых стран ресурсами руд цветных металлов обладают Канада, Австралия, ЮАР. Главными районами потребления являются США, Япония, За­падная Европа.

Наиболее полную отраслевую структуру имеют промышленно развитые страны, в развиваю­щихся странах, действуют начальные стадии производства.

По объему мирового производства первое место в цветной металлургии и второе после черных металлов занимает алю­миниевая промышленность. Очень долгое время в цветной металлургии ведущее положение принадлежало металлургии тяжелых металлов (медь, цинк, свинец).

Алюминий - легкий металл, его сплавы используются в самолетостроении, из них изготавливаются корпуса ракет, ши­рокое применение он находит в автомобиле-, вагоно-, судострое­нии и т. д. В последние годы возрастает использование алю­миния в строительной индустрии. Алюминий образует сплавы со всеми металлами, кроме свинца. Всего из алюминия и его сплавов изготавливается более 500 тыс. изделий.

Главным сырьем для получения алюминия являются бок­ситы, но используются и другие виды сырья, например в России нефели­ны.

В настоящее время лидером по запасам бок­ситов является Гвинея, далее страны располагаются в следующем порядке: Австралия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Мали, Индонезия, Камерун, Суринам, Ямайка. Незначительными за­пасами располагают такие европейские страны, как Испания, Португалия, Швеция, Греция, Финляндия. Доля США по за­пасам сырья несколь­ко процентов.

По добыче бокситов лидирующими странами являются Ав­стралия, Гвинея, Ямайка, Бразилия, Индия, Суринам.

Страны Центральной Америки поставляют сырье в США, Гвинея - в страны Западной Европы, а также в США, Австралия в 70-е годы поставляла бок­ситы в Японию, но со свертыванием производства первичного алюминия в этой стране поставки прекратились.

Первой ста­дией производства алюминия является производство глинозема. Кроме мест добычи производство глинозема все чаще ориентируется на порты, создаются новые мощности в развивающихся странах, например на Ближнем Востоке. Один из крупнейших глиноземных заводов построен на Виргинских островах (США). В Европе мощные центры по производству глинозема созданы в Ирландии, Южной Италии. Главными экспортерами глино­зема являются Австралия, Ямайка, Суринам, Гайана.

Основ­ными производителями алюминия являются промышленно раз­витые страны. В 1997 г. в ведущую «семерку» входят следую­щие страны: США, Россия, Канада, Китай, Австралия, Брази­лия и Норвегия. Значительная часть алюминия производится в ФРГ, Нидерландах, Швейцарии, в других европейских стра­нах. В последние годы наблюдается сдвиг отрасли в развиваю­щиеся страны. Быстрыми темпами она осваивается в Китае, Бразилии, построены заводы в Венесуэле, ОАЭ, Бахрейне.

В производстве вто­ричного алюминия (из металлолома) лидируют США (40% мирового), Япония, ФРГ, Китай, Италия, Франция, Велико­британия.

Медная промышленность является второй по значимос­ти отраслью цветной металлургии. Главными сферами применения меди являются промышленность средств связи, электротехническая, авиационная, химическая и др.

Крупными запасами медных руд располагают Чили (более 450 месторождений, одно из уникальных - Эскондида), США, Замбия,Перу, Канада, Панама, Заир, Казахстан. По добыче медных руд выделяются такие страны, как Чили, США, Ка­нада, Замбия, Заир, Перу.

Ежегодное производство рафинированной меди составляет в мире около 12 млн. т. Ведущее место принадлежит Чили, США, Канаде, из европейских стран производство рафиниро­ванной меди развито в ФРГ, Бельгии. Большую часть металла (до 80%) потребляют развитые страны, главные районы по­требления - Япония, США, западноевропейские страны. Ос­новными экспортерами являются развивающиеся страны, медь вывозится в виде медных концентратов или черновой меди.

Из других отраслей цветной металлургии значительное место принадлежит свинцово-цинковой промышленнос­ти. Свинец и цинк извлекаются в основном из комплексных полиметаллических руд. Из развитых стран ресурсами свинца и цинка располагают США, Канада, Австралия. Крупные ре­сурсы руд цветных металлов сосредоточены в странах Латин­ской Америки (например, Боливия в значительной степени строит развитие своей экономики на экспорте оловянных кон­центратов), Юго-Восточной Азии, Китае. Однако развитие цвет­ной металлургии во многих странах сдерживается недостаточ­ным энергообеспечением.

Машиностроение

По масштабам производства машиностроение - главная отрасль в структуре промышленности.

Основная часть производства сосредоточена в промышленно развитых странах. Рост машиностроения отмечается в развивающихся странах, в том числе в «новых индустриальных». Доля развиваю­щихся стран в производстве продукции машиностроения мира составляет не более 15%. В последних велика доля сборочного производства, детали и узлы поступают из развитых стран, эти страны жестко зависят от иностранного капитала.

Развитые страны являются главными производителями сложной наукоемкой продукции. Особенно существенные сдви­ги в машиностроении развитых стран произошли в результа­те внедрения гибких производственных систем и роботиза­ции производства. Во внедрении роботов в производство приоритет остается за Япо­нией, которая сосредоточивает более половины мирового парка роботов.

По стоимости продукции машиностроения в мире первое место занимают США, второе место принадлежит Японии (при этом разрыв между этими странами уменьшается), ФРГ - лидер западноевропейского машиностроения. Эти стра­ны обладают полной номенклатурой машиностроительного про­изводства. Высокий уровень развития машиностроения имеют Великобритания, Франция, Италия. Малые высокоразвитые страны Западной Европы имеют приоритет в от­дельных подотраслях.

Особенностью машиностроения развитых стран является его высокая экспортность. Максимальная экс­портная квота принадлежит Японии, ненамного отстают США и ФРГ, большая доля экспортности характерна для малых стран Западной Европы (например, Швейцарии). Необходимо также отметить, что в машиностроении на современном этапе происходит усиление специализации и кооперирования произ­водства.

В мире сформировалось три ведущих центра высокоразвитого машиностроения: Северная Америка, Западная Европа и страны АТР.

Отличительными чертами машиностроения Северной Аме­рики являются значитель­ные капиталовложения в отрасль, широкий ассортимент продукции, высокая доля им­порта изделий средней и низкой сложности. Регион производит более четверти продукции мирового автомобилестроения, 70% гражданского самолетостроения, около 70% выпуска крупных ЭВМ.

На долю стран Западной Европы приходится до 30% про­дукции мирового машиностроения. Западная Европа - произ­водитель продукции массового машиностроения, но наряду с этим развиваются отрасли высоких технологий, хотя западно­европейские страны начинают уступать в развитии НТП не только США, но и Японии.

На долю азиатского региона приходится около 20% про­дукции мирового машиностроения. Япония выносит производства средней и низкой сложности в со­седние страны с дешевой рабочей силой в Южную Корею, на Филиппины, в Малайзию, Таиланд. Для азиатских стран характерны высокая степень зависимости от иностранного капитала, экспорт­ная направленность в развитии промышленности. Особое место в структуре машиностроения мира занимает Китай. В его структуру, наряду с высокой долей отраслей пониженной сложности, входит большая группа предприятий высокого технического уровня, особенно в отраслях ВПК.

Среди других развивающихся стран машиностроение наи­более развито в Бразилии, Индии, Мексике, Аргентине.

Машиностроение - сложный комплекс отраслей. В отраслевой структуре принято выделять: общее машиностроение транспортное машиностроение, элек­тронную и электротехническую промышленность.

Общее машиностроение включает выпуск всех видов про­изводственного оборудования, станкостроение, сельскохозяйст­венное машиностроение. Ведущей отраслью является станко­строение, а главным направлением - переход к производству станков-полуавтоматов и автоматов с применением ЭВМ, внед­рение гибких производственных систем. В станкостроении лидирует Япония, на втором месте находится ФРГ. Высокоразви­тое станкостроение имеют США, западноевропейские страны специализируются на отдельных видах станкостроения (напри­мер, Швейцария - крупнейший производитель оборудования для часовой промышленности). Быстрыми темпами оно разви­вается в Бразилии, Южной Корее, Индии, Тайване. Доля развивающихся стран невелика и составляет менее 10% от всего производства станков в мире.

Производство продукции отраслей тяжелого машиностроения по прежнему сосредоточи­вается в развитых странах, ведущими являются США, ФРГ, Япония.

В транспортном машиностроении долгое время лидировало судостроение. В настоящее время на первое место в структуре этой отрасли выдвинулось автомобилестроение, на второе - авиастроение, производство подвижного железнодо­рожного состава резко сократилось в развитых странах и растет в развивающихся.

Автомобилестроение отрасль она «ро­дилась» в Европе около 100 лет назад, второе рождение авто­мобилестроения произошло в США накануне Первой мировой войны с внедрением Генри Фордом конвейерной системы, и уже к 1925 г. около половины семей США имели автомобили. В 1950 г. доля США в авто­мобилестроении составляла 76%. В начале 50-х годов США уступили место ведущего мирового экспортера Западной Европе, а в 1970 г. западноевропейские страны опередили США. С 1980 г. Япония занимает второе место в мире по производству авто­мобилей, что объясняется более высокой производительностью труда в этой стране и, как следствие, более низкой себестои­мостью производства. Японский автомобиль оказался самым экологически «чистым». В 1994 г. США вновь выходят на первое место в автомобилестроении, хотя продолжают уступать Японии в производстве легковых автомобилей.

В целом можно отметить некоторое замедление в развитии автомобиле­строения в мире. Происходит сдвиг производства в страны и районы с дешевой рабочей силой. В Европе, например, наблю­дается тенденция строительства заводов в периферийных частях (во Франции - на севере страны, в Италии - на юге), а также в припортовых районах. Испания по выпуску автомо­билей вышла на третье место в регионе, обогнав такие страны, как Великобритания и Италия. Появились новые производи­тели автомобилей среди развивающихся стран - Юж­ная Корея, Бразилия, Китай, Мексика. Осваивается эта отрасль в Индии, Ма­лайзии, на Тайване. В развивающихся странах в основном осуществляется процесс сборки автомобилей, ведущие автомо­бильные корпорации мира создают здесь свои филиалы, ори­ентируясь на дешевую рабочую силу. Производ­ство автомобилей в России - около 1 млн.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...