Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство и экспорт риса ведущими странами (1996 г.)

Страна Производство, млн. т Страна Экспорт, млн. т
Китай 190,1 Таиланд 6,2
Индия 120,0 Индия 5,5
Индонезия 51,2 США 3,1
Бангладеш 28,0 Вьетнам 2,3
Вьетнам 26,3 Пакистан 1,9
Таиланд 21,8 Австралия 0,5
Мьянма 20,9 Италия 0,5
Япония 13,0 Уругвай 0,4
Филиппины 11,3 Мьянма 0,4
Бразилия 10,0 Аргентина 0,4
США 7,8    
Всего в мире 562,3    

Из других зерновых культур довольно широкое распростра­нение получили ячмень и овес, которые используются, главным образом, как кормовые культуры. В Канаде, на севере евро­пейских стран, в России выращивается рожь (около 2% от мирового производства всех зерновых).

Главным экспортером ржи является Канада. Просо и сорго - основные продоволь­ственные зерновые культуры развивающихся стран. В развитых странах они используются как кормовое зерно.

В структуре потребления зерновых культур в развитых странах более 70% приходится на животноводство, в развива­ющихся странах только около 20% зерна идет на корм скоту, а в Азии, доля кормового зерна 8%.

В настоящее время главными поставщиками зерна явля­ются промышленно развитые страны, а импортерами - раз­вивающиеся. Среди ведущих экспортеров зерна можно назвать США, Канаду, Францию, Австралию Аргентину, Венгрию, Великобританию, Казахстан, Таиланд, Индию.

В структуре растениеводства важное место занимает про­изводство технических культур. Оно характеризуется высокой товарностью, более узким ареалом возделывания, высокой тру­доемкостью. Для многих развивающихся стран технические культуры являются монокультурами. Среди технических куль­тур выделяют волокнистые, сахароносные, масличные, тонизи­рующие и др.

К волокнистым культурам относятся хлопчатник, лен, джут, сизаль (правильнее сисаль, вырабатывается из листьев агавы) и др.

Хлопчатник выращивают в районах сухих суб­тропиков, главным образом на поливных землях. Одним из древнейших районов хлопководства является Восточная и Юго-Восточная Азия, а крупнейшими производителями - Китай, Индия и Пакистан. Выделяются западно-азиатский и централь­но-азиатский регионы. Выращивают хлопчатник Турция, Иран, Сирия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, из африканских стран - Египет, Судан, Танзания и др. На американском континенте хлопчатник выращивается в США, Мексике, Бра­зилии.

Хлопок-сырец - нетранспортабельное сырье, более 60% его веса приходится на семена. Поэтому хлопкоочистительные заводы сосредоточены в районах возделывания хлопчатника. На этих заводах получают хлопок-волокно, это уже транспортабельная продукция.

Производство хлопка-волокна в мире в середине 90-х годов составляло более 18 млн. т. Главные про­изводители - Китай (4,5 млн. т), США (3,5), Индия (2,3), Пакистан (1,6), Узбекистан (1,3).

Лён выращивают в условиях умеренного климата. Среди производителей льна-волокна находятся такие страны, как Россия, Белоруссия, Украина, Прибалтийские страны, Польша и некоторые другие. По производству джута, из которого изготавливают технические ткани, мешковину, канаты, моно­польное положение принадлежит Бангладеш (90% его мирового производства). Сизаль, манильскую пеньку получают в странах Юго-Восточной Азии. Эти технические культуры наравне с синтетическим волокном используются в мировом хозяйстве.

Масличные культуры. По производству масличных культур выделяются такие страны, как США (68 млн. т), Китай (33), Бразилия (23), Аргентина (15). В структуре производства масличных культур более по­ловины приходится на соевые бобы (116 млн. т), главными производителями которых являются США (60 млн. т), Брази­лия (22), Аргентина (11), Китай (10). Второе место по произ­водству занимает хлопковое семя (32 млн. т), в большом ко­личестве его получают в Китае, Индии, США, азиатских стра­нах. По производству арахиса выделяются Китай и Индия, значительное количество арахиса выращивают в США, Брази­лии, Аргентине, Африке. Семена подсолнечника получают в большом количестве в России, на Украине, в странах Южной Европы, США, Аргентине, Китае. Кроме этих масличных куль­тур значительное применение находят рапсовое, кунжутное и льняное семя, пальмовые ядра. Оливковое масло получают из оливкового дерева, основной ареал распространения которого - страны Средиземноморья.

К сахароносным культурам относятся сахарный тростник и сахарная свекла. Из сахарного тростника получают около 60% сахара. Сахарный тростник - культура тропического и субтропического пояса, сахарная свекла - культура умерен­ного пояса и возделывается в странах с высоким уровнем экономического развития. Ведущими производителя­ми сахара из сахарного тростника являются Индия, Бразилия, Куба, Китай, из сахарной свеклы - Франция, США, ФРГ. Самое большое свекловичное поле имеет Украина, но продук­тивность сахарной промышленности в этой стране в два раза ниже, чем в европейских странах. За последнее десятилетие производство сахара в России снизилось, значительная часть его ввозится. Больше всего сахара ввозят США. Главными экспортерами его на мировом рынке являются Бразилия, Ин­дия, Франция.

Чай, кофе, какао являются тонизирующими культурами. Главные производители чая - Индия, Шри-Ланка, Китай, некоторые африканские страны, первые две страны лидируют в экспорте чая. По импорту чая лидирует Великобритания. Большую часть кофе производят в Латинской Америке (Бра­зилия, Колумбия, Мексика), африканских странах (Эфиопия, Кот-д'Ивуар). Основными потребителями кофе являются США, западноевропейские страны. Какао на мировой рынок постав­ляют Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Бразилия.

Страны Средиземно­морья, США (штаты Калифорния, Флорида), страны Северной Африки, Латинской Америки - основные районы выращива­ния винограда, цитрусовых и других фруктов.

Животноводство

Существуют различные типы животноводства: стойловое (характерно, главным образом, для развитых стран), пастбищ­ное (в развивающихся странах, Австралии, ЮАР, в западных штатах США), кочевое и полукочевое (в Азии, Африке). Ос­новная часть продукции животноводства производится в стра­нах умеренного пояса. В мире выделяют три района с высокоразвитым животноводством - это Западная Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия.

В западноевропейском регионе высоким уровнем развития животноводства отличаются такие страны, как Дания (ферма Европы), Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Великобритания, Ирландия и другие страны ЕС. Специализацией являются разведение крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления в основном стойло­вого содержания, а также свиноводство и птицеводство. Раз­витие свиноводства и птицеводства имеет промышленный ха­рактер.

Североамериканский регион обладает многоотраслевой структурой сельскохозяйственного производства и по выраба­тываемой продукции занимает второе место после ЕС. На северо-востоке страны сложилось производство, похожее по своей структуре на производство в странах ЕС. На западе страны сохраняется экстенсивный тип развития животно­водства. Здесь развивается пастбищное животноводство, на ранчо выращивается молодняк, который впоследствии перего­няется на северо-восток страны.

В Австралии развивается экстенсивное пастбищное живот­новодство, которое характеризуется высоким уровнем механи­зации. Главной специализацией является овцеводство мясошерстного и шерстного направления. В Новой Зеландии пре­обладает разведение крупного рогатого скота молочного и мя­сомолочного направления, хотя к отраслям специализации так же, как и в Австралии, относится овцеводство шерстного и мясошерстного направления.

В развивающихся странах уровень развития животновод­ства определяется аграрными отношениями- феодальными и полуфеодальными. Латинская Америка считается районом экстенсивного животноводства (преобладает крупный рогатый скот), хотя здесь крупнейшие пищевые корпорации США со­здают мощные сельскохозяйственные комплексы, продукция которых (в основном мясная) экспортируется. Главными странами-экспортерами являются Аргентина, Бразилия, Уругвай. В горной местности развито овцеводство.

Для азиатских стран в целом характерен низкий уровень развития животноводства, товарность незначительна, на экс­порт поступают шерсть, кожа, скот.

В странах Ближнего и Среднего Востока преобладает пус­тынное и полупустынное пастбищное животноводство, в стаде высокий процент составляют козы, овцы, развивается верблю­доводство.

В странах Южной и Юго-Восточной Азии значительная часть площадей занята под зерновыми и высокотоварными техническими культурами, недостаточность пастбищных пло­щадей определяет отсутствие необходимой кормовой базы для развития животноводства. Из отраслей животноводства здесь преобладает разведение круп­ного рогатого скота. Индия, например, занимает первое место в мире по поголовью крупного скота (около 280 млн. голов), но стадо имеет низкую продуктивность. Причина кроется в религиозных убеждениях: крупный рогатый скот используется только как тягловая сила и для получения молока. Из других отраслей большое развитие в Монголии получило коневодство, в Китае - свиноводство (Китай занимает лидирующее поло­жение в мире по поголовью свиней и является ведущим экспортером продукции этой отрасли). Во многих странах развивается овцеводство, птицеводство. Япония имеет высокопро­дуктивное сельское хозяйство, но не обеспечивает себя продук­цией животноводства из-за очень низкой доли сельскохозяйст­венных угодий и зависит на 50% от импорта продукции животноводства.

Для африканских стран характерен низкий уровень разви­тия сельского хозяйства с очень невысокой товарностью. Основу составляет кочевое и полукочевое животноводство: разведение коз, овцеводство, верблюдоводство.

В отраслевой структуре животноводства мира преобладает разведение крупного рогатого скота (1,3 млрд. голов), причем в развитых странах отмечается тенденция роста продуктивности и производства основных видов продукции при сокращении поголовья, в развивающихся странах поголовье продол­жает увеличиваться. На втором месте по поголовью стоит ов­цеводство (1,2 млрд. голов), на третьем - свиноводство (более 300 млн. голов).

Крупнейшими производителями и экспортерами молочной продукции являются США и страны Западной Европы. Говя­дину экспортируют в большом количестве Австралия, европей­ские страны, Аргентина, Бразилия, импортируют США, Япо­ния, некоторые европейские страны. Главными экспортерами свинины являются Китай, Канада, страны ЕС, баранины - Австралия, Новая Зеландия. Крупнейшим экспортером птицы являются США. По импорту птицы лидируют Россия и Китай. Около 80% поставок птицы в Россию осуществляют США, и импорт этой продукции растет. В России в последние годы производство сельскохозяйственной продукции снизилось более чем вдвое, доля импортной продукции животноводства в по­треблении увеличивается.

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА

Транспорт является важным фактором географического раз­деления труда. Уровень развития транспортной системы, как правило, отражает уровень развития страны, он играет районоорганизующую роль. Около 80% мировой транспортной сети сосредоточено в развитых странах.

Ценой работы транспорта являются тарифы и фрахты. Тарифы - это постоянно действующие цены, фрахты, как правило, единовременные оплаты, размер которых определяется двухсторонним соглашением.

Грузооборот всего транспорта мира составляет около 50 трлн. т-км, при этом доля развитых стран в грузообороте равна 74%, пассажиро-оборот - более 10трлн. пассаж, км. Грузы бывают массовые (уголь, нефть, зерно и др.), генеральные (готовая продукция), скоропортящиеся.

Транспортные системы стран сложились под влиянием различных факторов. В развивающихся странах на их развитие повлияли исторические факторы: в колониях все виды транспорта были предназначены для вывоза сырья от мест производства к портам. Среди других факторов значи­тельное влияние оказывают уровень развития производитель­ных сил, особенности территориальной структуры, специали­зация в международном разделении труда, степень территори­ального разделения труда, природные факторы.

В мире сформировалось несколько видов транспортных систем. Для североамериканской характерно развитие всех ви­дов транспорта, западноевропейская отличается более высокой плотностью в отличие от североамериканской, а также отсут­ствием в некоторых странах отдельных видов транспорта в связи с природными условиями. Например, до того времени, пока не началась добыча нефти и газа в Северном море, Ве­ликобритания не имела трубопроводов. Высокоразвитая транс­портная система сложилась в Японии.

Для развивающихся стран характерна в боль­шинстве случаев «древовидная» система: от месторождений к портам вывоза, в связи с чем наибольшее развитие получил железнодорожный транспорт. В нефтедобывающих странах раз­вивается трубопроводный транспорт. Для некоторых стран в силу природных условий главным видом транспорта является автомобильный (например, Афганистан).

В грузообороте среди всех видов транспорта преобладает морской, так как грузы перевозятся на большое расстояние. По количеству перевезенных грузов (в тоннах) лидирует авто­мобильный транспорт, средняя дальность перевозок которого небольшая (20 км). В работе транспорта наблюдается снижение в перевозках массовых грузов и рост генеральных (готовой продукции). В работе транспортных сис­тем все большее внимание обращается на обеспечение «стыков»: воздушного и железнодорожного, морского и железнодорожного и т. д.

К главным перспективным направлениям развития транспорта мира относятся следующие: внедрение контейнер­ных и контрейлерных (автомобильные прицепы, перевозимые на платформах) перевозок, увеличение парка специализиро­ванных вагонов, хопперов (для сыпучих грузов), повышение мощности локомотивов и грузоподъемности вагонов, внедрение автоматизации и механизации погрузо-разгрузочных работ на большем числе транспортных линий, усиление доли смешанных перевозок, дальнейшее строительство скоростных линий в авто­мобильном и железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт

Вцелом в мире доля железнодорожного транспорта в перевозках и грузообороте сокращается, происходит это в основном за счет снижения его роли в развитых странах. Обеспеченность железнодорожным транспортом в мире не­равномерна. На первом месте по протяженности находятся США (200 тыс. км), на втором - Канада (90), на третьем - Россия (87). В развитых странах в настоящее время наблюда­ется тенденция сокращения железнодорожных путей. Для Японии подобная тенденция не характерна.

В развиваю­щихся странах роль железнодорожного транспорта все более возрастает. В России актуальность строительства новых желез­ных дорог, вероятно, сохранится на очень длительный период времени из-за обширности территории и неосвоенности восточных районов страны.

Развитие железнодорожного транспорта отражает не столь­ко протяженность железных дорог, сколько их густота. По этому показателю лидируют западноевропейские страны. На­пример, Люксембург имеет 18 км железнодорожных линий на 100км, ФРГ - 14, Япония - 7, США - 4, России - 0,6. Уровень электрификации железных дорог также значительно отличается по регионам мира. Наиболее высокий процент электрифицированных дорог имеют европейские страны, на­пример в Швейцарии практически 100% дорог электрифици­ровано, в Италии - 82, а в США - не более 1%. Объясня­ется подобная ситуация различным предназначением железных дорог. В европейских странах железнодорожный транспорт в большей степени участвует в перевозке пассажиров. В США, наоборот, железно­дорожный транспорт предназначен для перевозки грузов.

Различаются железные дороги и по ширине колеи. Ширина нормальной колеи (60% от протяженности железных дорог мира) составляет 1435 мм, колею такого размера имеют запад­ноевропейские страны, США, Канада, Мексика, североафрикан­ские страны и многие другие. Широкая колея (1656 мм) на железных дорогах стран Пиренейского полуострова, более узкая колея (менее 1000 мм) характерна в основном для развиваю­щихся стран. Здесь железные дороги изначально были пред­назначены для перевозки сырья, поэтому создавались узкоко­лейные дороги. В России колея железных дорог составляет 1520 мм, такая же колея в Финляндии. Многие страны име­ют железные дороги с несколькими типами колеи, т. е. суще­ствует проблема унификации колеи дорог, так как их различие снижает эффективность работы железнодорожного транспорта в целом. Австралия, например, имеет 5 различных видов колеи, Чили - 8, Польша - 6. Новые дороги в настоящее время строятся, с размером колеи (1435 мм).

Морской транспорт

Особенно велика роль этого вида транспорта для внешних экономических связей. Доля морского транспорта в грузообороте мира составляет более 70%, в перевозках грузов - около 5%. Географию морских перевозок определяет не столько сеть путей сообщения, как в наземном транспорте, сколько сеть портов, морских каналов, а также доступных для морских судов внут­ренних водных путей.

Мировой морской тоннаж в конце 90-х годов составлял 425 млн. брутто-регистровых тонн (1 бр.-рег. т = 2,83 м3). Лидерами являются Панама (72 млн. бр.-рег. т) Либерия (65), Греция (29), Кипр (25), Япония (19), значительным флотом располагают также Норвегия, США, Багамские острова, Россия (15 млн. бр.-рег. т), Великобритания, Италия, Франция. Из развивающихся стран выделяются по тоннажу Индия, Бразилия, Саудовская Аравия, Сингапур. Около 70% тоннажа мира контролируется развиты­ми странами. Такие страны, как Либерия, Панама, Кипр, Бермудские и Багамские острова, предоставляют свои флаги судам других стран, что позволяет владельцам этих судов платить меньшие налоги, более низкую заработную плату и т. д. Под такими «дешевыми» флагами ходит около трети судов мира. Настоящими их владельцами являются США, Япония, Великобритания и другие страны. Например, США под «дешевым» флагом имеют флот тоннажем 28 млн. бр.-рег. т. Тоннаж судов развитых стран сокращается, в развива­ющихся странах растет.

В структуре флота 37% составляют тан­керы, 25% - суда для генеральных грузов, 24 - балкеры, 7 - контейнеровозы. Развитие контейнерных перевозок при­вело к созданию новых судов, погрузка и выгрузка которых осуществляется не вертикальным способом, а горизонтальным, этот способ ускоряет погрузораз-грузочные работы. В мировом грузообороте морского транспор­та лидируют Япония, Китай, Великобритания, Италия, Фран­ция. Доля сухогрузов, перевозимых морским транспортом, в начале 90-х годов составляла 56% (растет), нефтя­ных - 44.

Сейчас самым молодым флотом располагает ФРГ.В последние годы прекра­тилось строительство супертанкеров (в аварийных ситуациях большой сброс нефти в океан приводил к сильному загрязнению его вод).

Порты по своему назначению делятся на универсальные и специализированные. Крупнейшим универсальным портом ми­ра является Роттердам (Нидерланды). Ежегодно этот порт принимает и отправляет более 280 млн. т грузов. Другие крупнейшие порты мира - Тиба, Кобе (Япония), Нью-Йорк, Филадельфия (США). Среди специализированных портов самы­ми крупными являются нефтеналивные: Мина-эль-Ахмади (Ку­вейт), Харк (Иран), Рас-Таннура (Саудовская Аравия). К круп­нейшим угольным портам относятся Хэмптон (США), Ньюкасл (Австралия), Дурбан (ЮАР), железорудным - Тубаран (Бра­зилия), Порт-Хедленд (Австралия), фосфоритовым - Тампа (США), Касабланка (Марокко). В целом в мире насчитывается более 2000 морских портов, большая часть из них приходится на бассейн Атлантического океана (до 70%). Однако по количеству перевозимых грузов с конца 80-х годов лидирует Тихий океан: из 15 крупнейших портов 12 расположены на побережье Тихого океана.

Наиболее мощные потоки грузов направляются из района Персидского залива. Особая роль в морском судоходстве принадлежат каналам - Суэцкому, Панамскому и Кильскому.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...