Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производство и экспорт риса ведущими странами (1996 г.)
Из других зерновых культур довольно широкое распространение получили ячмень и овес, которые используются, главным образом, как кормовые культуры. В Канаде, на севере европейских стран, в России выращивается рожь (около 2% от мирового производства всех зерновых). Главным экспортером ржи является Канада. Просо и сорго - основные продовольственные зерновые культуры развивающихся стран. В развитых странах они используются как кормовое зерно. В структуре потребления зерновых культур в развитых странах более 70% приходится на животноводство, в развивающихся странах только около 20% зерна идет на корм скоту, а в Азии, доля кормового зерна 8%. В настоящее время главными поставщиками зерна являются промышленно развитые страны, а импортерами - развивающиеся. Среди ведущих экспортеров зерна можно назвать США, Канаду, Францию, Австралию Аргентину, Венгрию, Великобританию, Казахстан, Таиланд, Индию. В структуре растениеводства важное место занимает производство технических культур. Оно характеризуется высокой товарностью, более узким ареалом возделывания, высокой трудоемкостью. Для многих развивающихся стран технические культуры являются монокультурами. Среди технических культур выделяют волокнистые, сахароносные, масличные, тонизирующие и др. К волокнистым культурам относятся хлопчатник, лен, джут, сизаль (правильнее сисаль, вырабатывается из листьев агавы) и др. Хлопчатник выращивают в районах сухих субтропиков, главным образом на поливных землях. Одним из древнейших районов хлопководства является Восточная и Юго-Восточная Азия, а крупнейшими производителями - Китай, Индия и Пакистан. Выделяются западно-азиатский и центрально-азиатский регионы. Выращивают хлопчатник Турция, Иран, Сирия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, из африканских стран - Египет, Судан, Танзания и др. На американском континенте хлопчатник выращивается в США, Мексике, Бразилии. Хлопок-сырец - нетранспортабельное сырье, более 60% его веса приходится на семена. Поэтому хлопкоочистительные заводы сосредоточены в районах возделывания хлопчатника. На этих заводах получают хлопок-волокно, это уже транспортабельная продукция. Производство хлопка-волокна в мире в середине 90-х годов составляло более 18 млн. т. Главные производители - Китай (4,5 млн. т), США (3,5), Индия (2,3), Пакистан (1,6), Узбекистан (1,3). Лён выращивают в условиях умеренного климата. Среди производителей льна-волокна находятся такие страны, как Россия, Белоруссия, Украина, Прибалтийские страны, Польша и некоторые другие. По производству джута, из которого изготавливают технические ткани, мешковину, канаты, монопольное положение принадлежит Бангладеш (90% его мирового производства). Сизаль, манильскую пеньку получают в странах Юго-Восточной Азии. Эти технические культуры наравне с синтетическим волокном используются в мировом хозяйстве. Масличные культуры. По производству масличных культур выделяются такие страны, как США (68 млн. т), Китай (33), Бразилия (23), Аргентина (15). В структуре производства масличных культур более половины приходится на соевые бобы (116 млн. т), главными производителями которых являются США (60 млн. т), Бразилия (22), Аргентина (11), Китай (10). Второе место по производству занимает хлопковое семя (32 млн. т), в большом количестве его получают в Китае, Индии, США, азиатских странах. По производству арахиса выделяются Китай и Индия, значительное количество арахиса выращивают в США, Бразилии, Аргентине, Африке. Семена подсолнечника получают в большом количестве в России, на Украине, в странах Южной Европы, США, Аргентине, Китае. Кроме этих масличных культур значительное применение находят рапсовое, кунжутное и льняное семя, пальмовые ядра. Оливковое масло получают из оливкового дерева, основной ареал распространения которого - страны Средиземноморья. К сахароносным культурам относятся сахарный тростник и сахарная свекла. Из сахарного тростника получают около 60% сахара. Сахарный тростник - культура тропического и субтропического пояса, сахарная свекла - культура умеренного пояса и возделывается в странах с высоким уровнем экономического развития. Ведущими производителями сахара из сахарного тростника являются Индия, Бразилия, Куба, Китай, из сахарной свеклы - Франция, США, ФРГ. Самое большое свекловичное поле имеет Украина, но продуктивность сахарной промышленности в этой стране в два раза ниже, чем в европейских странах. За последнее десятилетие производство сахара в России снизилось, значительная часть его ввозится. Больше всего сахара ввозят США. Главными экспортерами его на мировом рынке являются Бразилия, Индия, Франция. Чай, кофе, какао являются тонизирующими культурами. Главные производители чая - Индия, Шри-Ланка, Китай, некоторые африканские страны, первые две страны лидируют в экспорте чая. По импорту чая лидирует Великобритания. Большую часть кофе производят в Латинской Америке (Бразилия, Колумбия, Мексика), африканских странах (Эфиопия, Кот-д'Ивуар). Основными потребителями кофе являются США, западноевропейские страны. Какао на мировой рынок поставляют Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Бразилия. Страны Средиземноморья, США (штаты Калифорния, Флорида), страны Северной Африки, Латинской Америки - основные районы выращивания винограда, цитрусовых и других фруктов. Животноводство Существуют различные типы животноводства: стойловое (характерно, главным образом, для развитых стран), пастбищное (в развивающихся странах, Австралии, ЮАР, в западных штатах США), кочевое и полукочевое (в Азии, Африке). Основная часть продукции животноводства производится в странах умеренного пояса. В мире выделяют три района с высокоразвитым животноводством - это Западная Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия. В западноевропейском регионе высоким уровнем развития животноводства отличаются такие страны, как Дания (ферма Европы), Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Великобритания, Ирландия и другие страны ЕС. Специализацией являются разведение крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления в основном стойлового содержания, а также свиноводство и птицеводство. Развитие свиноводства и птицеводства имеет промышленный характер. Североамериканский регион обладает многоотраслевой структурой сельскохозяйственного производства и по вырабатываемой продукции занимает второе место после ЕС. На северо-востоке страны сложилось производство, похожее по своей структуре на производство в странах ЕС. На западе страны сохраняется экстенсивный тип развития животноводства. Здесь развивается пастбищное животноводство, на ранчо выращивается молодняк, который впоследствии перегоняется на северо-восток страны. В Австралии развивается экстенсивное пастбищное животноводство, которое характеризуется высоким уровнем механизации. Главной специализацией является овцеводство мясошерстного и шерстного направления. В Новой Зеландии преобладает разведение крупного рогатого скота молочного и мясомолочного направления, хотя к отраслям специализации так же, как и в Австралии, относится овцеводство шерстного и мясошерстного направления. В развивающихся странах уровень развития животноводства определяется аграрными отношениями- феодальными и полуфеодальными. Латинская Америка считается районом экстенсивного животноводства (преобладает крупный рогатый скот), хотя здесь крупнейшие пищевые корпорации США создают мощные сельскохозяйственные комплексы, продукция которых (в основном мясная) экспортируется. Главными странами-экспортерами являются Аргентина, Бразилия, Уругвай. В горной местности развито овцеводство. Для азиатских стран в целом характерен низкий уровень развития животноводства, товарность незначительна, на экспорт поступают шерсть, кожа, скот. В странах Ближнего и Среднего Востока преобладает пустынное и полупустынное пастбищное животноводство, в стаде высокий процент составляют козы, овцы, развивается верблюдоводство. В странах Южной и Юго-Восточной Азии значительная часть площадей занята под зерновыми и высокотоварными техническими культурами, недостаточность пастбищных площадей определяет отсутствие необходимой кормовой базы для развития животноводства. Из отраслей животноводства здесь преобладает разведение крупного рогатого скота. Индия, например, занимает первое место в мире по поголовью крупного скота (около 280 млн. голов), но стадо имеет низкую продуктивность. Причина кроется в религиозных убеждениях: крупный рогатый скот используется только как тягловая сила и для получения молока. Из других отраслей большое развитие в Монголии получило коневодство, в Китае - свиноводство (Китай занимает лидирующее положение в мире по поголовью свиней и является ведущим экспортером продукции этой отрасли). Во многих странах развивается овцеводство, птицеводство. Япония имеет высокопродуктивное сельское хозяйство, но не обеспечивает себя продукцией животноводства из-за очень низкой доли сельскохозяйственных угодий и зависит на 50% от импорта продукции животноводства. Для африканских стран характерен низкий уровень развития сельского хозяйства с очень невысокой товарностью. Основу составляет кочевое и полукочевое животноводство: разведение коз, овцеводство, верблюдоводство. В отраслевой структуре животноводства мира преобладает разведение крупного рогатого скота (1,3 млрд. голов), причем в развитых странах отмечается тенденция роста продуктивности и производства основных видов продукции при сокращении поголовья, в развивающихся странах поголовье продолжает увеличиваться. На втором месте по поголовью стоит овцеводство (1,2 млрд. голов), на третьем - свиноводство (более 300 млн. голов). Крупнейшими производителями и экспортерами молочной продукции являются США и страны Западной Европы. Говядину экспортируют в большом количестве Австралия, европейские страны, Аргентина, Бразилия, импортируют США, Япония, некоторые европейские страны. Главными экспортерами свинины являются Китай, Канада, страны ЕС, баранины - Австралия, Новая Зеландия. Крупнейшим экспортером птицы являются США. По импорту птицы лидируют Россия и Китай. Около 80% поставок птицы в Россию осуществляют США, и импорт этой продукции растет. В России в последние годы производство сельскохозяйственной продукции снизилось более чем вдвое, доля импортной продукции животноводства в потреблении увеличивается. ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА Транспорт является важным фактором географического разделения труда. Уровень развития транспортной системы, как правило, отражает уровень развития страны, он играет районоорганизующую роль. Около 80% мировой транспортной сети сосредоточено в развитых странах. Ценой работы транспорта являются тарифы и фрахты. Тарифы - это постоянно действующие цены, фрахты, как правило, единовременные оплаты, размер которых определяется двухсторонним соглашением. Грузооборот всего транспорта мира составляет около 50 трлн. т-км, при этом доля развитых стран в грузообороте равна 74%, пассажиро-оборот - более 10трлн. пассаж, км. Грузы бывают массовые (уголь, нефть, зерно и др.), генеральные (готовая продукция), скоропортящиеся. Транспортные системы стран сложились под влиянием различных факторов. В развивающихся странах на их развитие повлияли исторические факторы: в колониях все виды транспорта были предназначены для вывоза сырья от мест производства к портам. Среди других факторов значительное влияние оказывают уровень развития производительных сил, особенности территориальной структуры, специализация в международном разделении труда, степень территориального разделения труда, природные факторы. В мире сформировалось несколько видов транспортных систем. Для североамериканской характерно развитие всех видов транспорта, западноевропейская отличается более высокой плотностью в отличие от североамериканской, а также отсутствием в некоторых странах отдельных видов транспорта в связи с природными условиями. Например, до того времени, пока не началась добыча нефти и газа в Северном море, Великобритания не имела трубопроводов. Высокоразвитая транспортная система сложилась в Японии. Для развивающихся стран характерна в большинстве случаев «древовидная» система: от месторождений к портам вывоза, в связи с чем наибольшее развитие получил железнодорожный транспорт. В нефтедобывающих странах развивается трубопроводный транспорт. Для некоторых стран в силу природных условий главным видом транспорта является автомобильный (например, Афганистан). В грузообороте среди всех видов транспорта преобладает морской, так как грузы перевозятся на большое расстояние. По количеству перевезенных грузов (в тоннах) лидирует автомобильный транспорт, средняя дальность перевозок которого небольшая (20 км). В работе транспорта наблюдается снижение в перевозках массовых грузов и рост генеральных (готовой продукции). В работе транспортных систем все большее внимание обращается на обеспечение «стыков»: воздушного и железнодорожного, морского и железнодорожного и т. д. К главным перспективным направлениям развития транспорта мира относятся следующие: внедрение контейнерных и контрейлерных (автомобильные прицепы, перевозимые на платформах) перевозок, увеличение парка специализированных вагонов, хопперов (для сыпучих грузов), повышение мощности локомотивов и грузоподъемности вагонов, внедрение автоматизации и механизации погрузо-разгрузочных работ на большем числе транспортных линий, усиление доли смешанных перевозок, дальнейшее строительство скоростных линий в автомобильном и железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт Вцелом в мире доля железнодорожного транспорта в перевозках и грузообороте сокращается, происходит это в основном за счет снижения его роли в развитых странах. Обеспеченность железнодорожным транспортом в мире неравномерна. На первом месте по протяженности находятся США (200 тыс. км), на втором - Канада (90), на третьем - Россия (87). В развитых странах в настоящее время наблюдается тенденция сокращения железнодорожных путей. Для Японии подобная тенденция не характерна. В развивающихся странах роль железнодорожного транспорта все более возрастает. В России актуальность строительства новых железных дорог, вероятно, сохранится на очень длительный период времени из-за обширности территории и неосвоенности восточных районов страны. Развитие железнодорожного транспорта отражает не столько протяженность железных дорог, сколько их густота. По этому показателю лидируют западноевропейские страны. Например, Люксембург имеет 18 км железнодорожных линий на 100км, ФРГ - 14, Япония - 7, США - 4, России - 0,6. Уровень электрификации железных дорог также значительно отличается по регионам мира. Наиболее высокий процент электрифицированных дорог имеют европейские страны, например в Швейцарии практически 100% дорог электрифицировано, в Италии - 82, а в США - не более 1%. Объясняется подобная ситуация различным предназначением железных дорог. В европейских странах железнодорожный транспорт в большей степени участвует в перевозке пассажиров. В США, наоборот, железнодорожный транспорт предназначен для перевозки грузов. Различаются железные дороги и по ширине колеи. Ширина нормальной колеи (60% от протяженности железных дорог мира) составляет 1435 мм, колею такого размера имеют западноевропейские страны, США, Канада, Мексика, североафриканские страны и многие другие. Широкая колея (1656 мм) на железных дорогах стран Пиренейского полуострова, более узкая колея (менее 1000 мм) характерна в основном для развивающихся стран. Здесь железные дороги изначально были предназначены для перевозки сырья, поэтому создавались узкоколейные дороги. В России колея железных дорог составляет 1520 мм, такая же колея в Финляндии. Многие страны имеют железные дороги с несколькими типами колеи, т. е. существует проблема унификации колеи дорог, так как их различие снижает эффективность работы железнодорожного транспорта в целом. Австралия, например, имеет 5 различных видов колеи, Чили - 8, Польша - 6. Новые дороги в настоящее время строятся, с размером колеи (1435 мм). Морской транспорт Особенно велика роль этого вида транспорта для внешних экономических связей. Доля морского транспорта в грузообороте мира составляет более 70%, в перевозках грузов - около 5%. Географию морских перевозок определяет не столько сеть путей сообщения, как в наземном транспорте, сколько сеть портов, морских каналов, а также доступных для морских судов внутренних водных путей. Мировой морской тоннаж в конце 90-х годов составлял 425 млн. брутто-регистровых тонн (1 бр.-рег. т = 2,83 м3). Лидерами являются Панама (72 млн. бр.-рег. т) Либерия (65), Греция (29), Кипр (25), Япония (19), значительным флотом располагают также Норвегия, США, Багамские острова, Россия (15 млн. бр.-рег. т), Великобритания, Италия, Франция. Из развивающихся стран выделяются по тоннажу Индия, Бразилия, Саудовская Аравия, Сингапур. Около 70% тоннажа мира контролируется развитыми странами. Такие страны, как Либерия, Панама, Кипр, Бермудские и Багамские острова, предоставляют свои флаги судам других стран, что позволяет владельцам этих судов платить меньшие налоги, более низкую заработную плату и т. д. Под такими «дешевыми» флагами ходит около трети судов мира. Настоящими их владельцами являются США, Япония, Великобритания и другие страны. Например, США под «дешевым» флагом имеют флот тоннажем 28 млн. бр.-рег. т. Тоннаж судов развитых стран сокращается, в развивающихся странах растет. В структуре флота 37% составляют танкеры, 25% - суда для генеральных грузов, 24 - балкеры, 7 - контейнеровозы. Развитие контейнерных перевозок привело к созданию новых судов, погрузка и выгрузка которых осуществляется не вертикальным способом, а горизонтальным, этот способ ускоряет погрузораз-грузочные работы. В мировом грузообороте морского транспорта лидируют Япония, Китай, Великобритания, Италия, Франция. Доля сухогрузов, перевозимых морским транспортом, в начале 90-х годов составляла 56% (растет), нефтяных - 44. Сейчас самым молодым флотом располагает ФРГ.В последние годы прекратилось строительство супертанкеров (в аварийных ситуациях большой сброс нефти в океан приводил к сильному загрязнению его вод). Порты по своему назначению делятся на универсальные и специализированные. Крупнейшим универсальным портом мира является Роттердам (Нидерланды). Ежегодно этот порт принимает и отправляет более 280 млн. т грузов. Другие крупнейшие порты мира - Тиба, Кобе (Япония), Нью-Йорк, Филадельфия (США). Среди специализированных портов самыми крупными являются нефтеналивные: Мина-эль-Ахмади (Кувейт), Харк (Иран), Рас-Таннура (Саудовская Аравия). К крупнейшим угольным портам относятся Хэмптон (США), Ньюкасл (Австралия), Дурбан (ЮАР), железорудным - Тубаран (Бразилия), Порт-Хедленд (Австралия), фосфоритовым - Тампа (США), Касабланка (Марокко). В целом в мире насчитывается более 2000 морских портов, большая часть из них приходится на бассейн Атлантического океана (до 70%). Однако по количеству перевозимых грузов с конца 80-х годов лидирует Тихий океан: из 15 крупнейших портов 12 расположены на побережье Тихого океана. Наиболее мощные потоки грузов направляются из района Персидского залива. Особая роль в морском судоходстве принадлежат каналам - Суэцкому, Панамскому и Кильскому. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |