Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метафора прожектора и исследования характеристик зрительного пространственного внимания.

На начальных этапах исследования психологи рассматривали зрительное внимание как пространственный отбор — выбор определенного места в зрительном поле и ограничение переработки зрительной информации этой частью поля. Определялось это рядом причин. Специфика зрительного внимания вообще такова, что оно «растворено» в зрении, в зрительном восприятии. Именно потому, что внимание растворяется в иных познавательных процессах, в психологии до сих пор обсуждается проблема существования внимания. Как человек обращает внимание на объекты внешнего мира? Сначала куда-то смотрит, что-то фиксирует, затем переводит взгляд, снова фиксирует на некоторое время и т.д. Впрочем, житейский опыт подсказывает, что многое можно заметить и без явных движений глаз: так, учитель, глядя в классный журнал, замечает, что кто-то из учеников списывает. Иными словами, направление внимания может измениться без внешних изменений положения глазных яблок.

В психологии внимания различают две формы «ориентировки», или направления, внимания.

Явная ориентировка внимания связана с движениями глаз и доступна внешнему наблюдению: мы делаем вывод о том, куда обращено внимание человека, на основании направления его взгляда. Перенаправление внимания предполагает, что будет осуществлен перевод взора.

Скрытая ориентировка внимания не связана с движениями глаз, и в частности, с перенаправлением взгляда. Поэтому она недоступна внешнему наблюдению, и выводы о том, куда было направлено внимание испытуемого, исследователь может делать только на основании продуктивных критериев внимания.

Истоки этого различения можно найти в работах Г. Гельмгольца, который обнаружил, что человек способен обратить внимание на объект, находящийся на периферии поля зрения, не переводя взгляда. Гельмгольц проводил на себе эксперименты по зрительному опознанию букв. Фиксируя взглядом точку в центре поля зрения, он смотрел на большой набор букв, предъявление которого было настолько кратким, что движения глаз были исключены. К удивлению своему Г. Гельмгольц обнаружил и впоследствии зафиксировал в «Учебнике физиологической оптики», что «даже без движений глаз и без изменений в аккомодации можно сконцентрировать внимание на ощущениях из некоторой части нашей периферической нервной системы и в то же самое время отвлечь внимание от остальных ее частей».Подобные факты привели психологов к рассмотрению внимания как своего рода «внутреннего глаза» или прожектора, высвечивающего различные части поля зрения при одном и том же направлении взора.

 

Исследования и модели зрительного поиска. Проблема параллельной и последовательной переработки информации.

Зрительный поиск — одна из наиболее разработанных на настоящий момент областей исследования зрительного внимания. Основные исследовательские вопросы этой области касаются сфокусированного внимания, направляемого на отдельный объект, однако в последнее время все в большем количестве исследований затрагиваются и проблемы распределенного внимания.

В обыденной жизни мы сталкиваемся со зрительным поиском ежедневно. То приходится искать глазами карандаш, затерявшийся на письменном столе, то знакомого в толпе на станции метро, где была назначена встреча, то машину на автостоянке. Иногда предмет, который мы ищем, резко отличается от остальных, на пример: единственный небоскреб среди двухэтажных домиков или единственная дама в ярко-красном платье среди участников светского раута, традиционно одетых в белое и черное. Казалось бы, такой поиск специальных усилий не требует. Но если нужно отыскать, например, синие «Жигули» на стоянке, где немало и автомобилей марки «Жигули», и машин синего цвета, на это может уйти немало времени.

Одна из важных прикладных задач, требующих зрительного поиска, — багажный контроль в аэропорте. Перед таможенником на экране компьютера проходят изображения содержимого сумок и чемоданов, едущих по ленте конвейера. Как повысить эффективность поиска запрещенных к вывозу предметов?

Не менее сложную задачу мы регулярно решаем, отправляясь за покупками: как найти нужный товар на полке, уставленной множеством упаковок? Скольжение взглядом по витринам может стать весьма утомительным занятием, особенно для новичка, который еще не освоился в магазине. Можно ли упростить этот процесс?

Типы задач зрительного поиска

Взадачах зрительного поиска, применяемых в психологических лабораториях, испытуемому предъявляют набор простых однородных объектов (линий с разным углом наклона, геометрических фигур, букв, цифр и т.п.), среди которых необходимо найти целевой объект. Это могут быть:

а) объект, отличающийся от остальных по одному признаку {единичный стимул), например: вертикальная линия среди горизонтальных или белая среди черных;

б) объект, отличающийся от остальных по нескольким признакам, например: белая вертикальная линия среди белых горизонтальных и черных вертикальных линий Измерение времени ответа в задачах зрительного поиска дает возможность понять, насколько на него влияют условия предъявления целевого стимула (количество отвлекающих стимулов, их особенности) и способ описания его характеристик, в частности количество признаков, которые отличают целевой стимул от отвлекающих (единственный признак или сочетание нескольких признаков).

Главный вопрос, ответ на который ищут психологи: параллельно или последовательно осуществляется поиск целевого объекта в зрительном поле? Согласно моделям переработки информации с ограниченной пропускной способностью, механизм внимания функционирует последовательно, пропуская ограниченное количество стимулов в единицу времени и защищая тем самым систему переработки информации от перегрузок. Однако можно предположить, что в зрительном поиске принимают участие механизмы «распределенного внимания», благодаря которым человек способен отметить появление целевого объекта в любой точке зрительного поля в любой момент времени вне зависимости от общего количества стимулов. Возможно, в некоторых условиях зрительный поиск осуществляется и вовсе до включения в работу механизмов внимания, например: на уровне процессов предвнимания

Если же допустить, что зрительный поиск осуществляется последовательно, то механизм внимания будет анализировать в единицу времени только один стимул и лишь затем сможет переместиться к другому. Такое «движение» окажется сродни перемещению луча прожектора по погруженной во тьму территории и будет продолжаться до тех пор, пока не обнаружится целевой стимул.

Однако зрительный поиск не обязательно должен осуществляться только параллельно или только последовательно. Вопрос может быть поставлен иначе: при каких условиях поиск параллельна при каких — последователен? В частности, какая информация может обрабатываться параллельно, а какая — только последовательно? А возможно, более разумно было бы искать ответ на вопрос, поставленный еще в классических исследованиях слухового внимания: до какого этапа переработки все стимулы в зрительном поле обрабатываются параллельно, а когда их обработка становится последовательной?

Наконец, не исключено, что переработка информации при решении задачи зрительного поиска одновременно и параллельна, и последовательна. Например, она может быть устроена по принципу конвейера, как считает Дж. Вольф или не ограничивается одним каналом передачи информации, но осуществляется множеством таких каналов, как полагает А.Оллпорт.

 

 

+54. Когнитивные модели внимания: Метафора резервуара: внимание и умственное усилие. Ресурсные модели внимания.Углубление в деятельность, иногда доходящее до уровня полной поглощённости, отстранение от внешних и внутренних помех, попытки схватить вниманием несколько объектов или действовать сразу в нескольких направлениях сопровождается особым чувством активности, эмоциональная окраска которого может быть как положительной, так и отрицательной (интерес и даже наслаждение или, напротив, тягостное и даже мучительное напряжение). Это переживание может быть большим или меньшим, приятным или неприятным, но так или иначе, оно свидетельствует о какой – то работе, дополнительной к основному потоку желанной или вынужденной деятельности. Внимание в этом смысле хорошо описывает метафора умственной или психической энергии, расходуемой нами в различной степени. Одни задачи требуют значительного внимания или умственного усилия, другие же решаются легко, без усилий и не требуют затрат. .

А) Психологи использовали метафору, которая, схватывает все важнейшие свойства зрительного внимания Это метафора прожектора'.

Именно сравнение внимания с прожектором повлекло за собой идею пространственной природы внимания, его привязки к топологии зрительного поля. Прожектор — устройство, которое последовательно освещает некоторую территорию, находящиеся на ее участке объекты, затем направляется дальше, на следующий участок территории, и т.д. Стали предполагать, что зрительное внимание выбирает («высвечивает») и удерживает именно места в пространстве, выполняя тем самым обе свои ведущие функции.В общем и целом это сравнение оказалось весьма плодотворно для когнитивной психологии внимания. Во-первых, оно повлекло за собой разработку огромного количества методических процедур для изучения различных параметров внимания как луча света, испускаемого прожектором. Во-вторых, было получено немало фактов, описывающих разные характеристики этого «луча», или «пятна света», которое он создает на обследуемой территории. Эти характеристики были сопоставлены со свойствами внимания..

Б) Зрительный поиск — одна из наиболее разработанных на на­стоящий момент областей исследования зрительного внимания. Основные исследовательские вопросы этой области касаются сфо­кусированного внимания, направляемого на отдельный объект, однако в последнее время все в большем количестве исследова­ний затрагиваются и проблемы распределенного внимания.В обыденной жизни мы сталкиваемся со зрительным поиском ежедневно. То приходится искать глазами карандаш, затерявший­ся на письменном столе, то знакомого в толпе на станции метро, где была назначена встреча, то машину на автостоянке. Основной показатель, регистрируемый в задачах зрительного поиска, которые обычно кажутся очень простыми, — время отве­та испытуемого. Поэтому большинство методик зрительного по­иска относятся к группе методов умственной хронометрии. Главный вопрос, ответ на который ищут психологи: параллель­но или последовательно осуществляется поиск целевого объекта в зрительном поле? Если допустить, что все объекты в зрительном поле анализи­руются параллельно, то скорость ответа испытуемого о наличии или отсутствии целевого стимула не должна зависеть ни от обще­го количества предъявленных стимулов, ни от того, присутствует ли целевой стимул вообще. Иными словами, отсутствие целевого стимула должно выявляться с той же скоростью, что и его при­сутствие. Если же допустить, что зрительный поиск осуществляется по­следовательно, то механизм внимания будет анализировать в едини­цу времени только один стимул и лишь затем сможет переместиться к другому. Такое «движение» окажется сродни перемещению луча прожектора по погруженной во тьму территории и будет продол­жаться до тех пор, пока не обнаружится целевой стимул.Фильтр- который обладает определенной пропускной способностью и устройством распознавания. Если человек занят одновременно двумя делами, предположительно фильтр будет переключаться с одного канала сенсорного регистра на другой, и все равно пропустит столько информации, сколько может пропустить данный канал. Рассмотрение внимания как отбора ставит более глубокий и более важный вопрос о том, что такое отбор и каковы его функции. От ответа на этот вопрос зависят и способы организации исследований внимания , и принципы разработки его моделей . Можно предположить несколько вариантов ответа.

1. Отбор как полное отсекание, блокирование неуместного сигнала. Именно так внимание представало в самой первой модели фильтра

2. Отбор как ослабление неуместного сигнала, поступающего по определенному каналу, по сравнению с необходимым сигналом. В этом случае уменьшается вероятность потерять что-то нужное, поскольку ослабленный сигнал может быть впоследствии снова усилен с привлечением субъективных факторов (контекста, мотивации и т.п.), а также может повлиять на поведение, не достигая сознания.

3. Отбор как временная задержка или откладывание переработки неуместной информации, пока система занята переработкой нужной информации.

+55. Деятельностный подход к вниманию. Внимание и действие, деятельность, установка. Перцептивная задача. На раннем этапе У. Найссер формулирует и разрабатывает основные положения конструктивной теории внимания. В монографии «Когнитивная психология», которая вышла в свет в 1967 г. Он отрицал существование специальных процессов и механизмов отбора информации. Отправной пункт своего подхода к изучению познавательных процессов Найссер нашёл в работах Ф. Бартлетта. Найссер не придерживался идеи двух последовательных стадий переработки информации. И дал им характеристику, сходную с той, которая была, например, у Д. Бродбента. Процессы первой предвнимательной стадии распространяются на всю стимуляцию, поступающую на органы чувств. Они происходят автоматически, параллельно и независимо от текущей деятельности, целей и намерений субъекта. Переработку информации на этой стадии Найссер характеризует как простую, но вполне достаточную для управления многими видами привычного поведения. По отношению к последующей стадии детальной обработки предвнимательные процессы выполняют две группы функций и, соответственно, делятся на 2 класса. Процессы 1 класса сегментируют стимульный вход на ряд единиц, объём которых зависит от характера материала, навыков и умений субъекта. Найссер отметил, что отчасти эти операции соответствуют перцептивным силам. Предвнимательные операции 2 класса Найссер называет процессами бдительности. Их функция заключается в обнаружении жизненно значимых стимулов. Далеко не все такие процессы осуществляются при помощи врождённых механизмов. Некоторые из них обусловлены опытом и научением. Продукты процессов этого класса прерывают текущую деятельность субъекта, переключают его внимание на себя и как бы требуют неотложной и более глубокой переработки того события, о котором они сигнализируют и несут первичную, сырую информацию. Специальное исследование процессов бдительности Найссер провёл при помощи разработанной им методики селективного чтения. Испытуемые читали вслух фрагменты юмористических рассказов, отпечатанные красным цветом. Между строк этого текста располагались последовательности случайно отобранных слов, отпечатанных чёрным цветом. Испытуемых просили игнорировать чёрные слова и при любых условиях не снижать своей обычной скорости чтения. В строках чёрного цвета иногда встречалось имя испытуемого и часто повторялось одно и тоже слово. В середине опыта часть испытуемых предупреждали, что позже им зададут несколько вопросов по содержанию чёрного текста. Результаты эксперимента подтвердили выводы ранних исследований, проведённых по аналогичной методике. Испытуемые непредупреждённой группы ничего не могли сообщить о словах чёрного списка, практически никогда не замечали многократно предъявленное слово, но редко замечали своё имя. Иная картина результатов получилась в группе предупреждённых испытуемых. Они не снижая скорости чтения, замечали своё имя и повторяющиеся слова гораздо чаще, чем другие испытуемые. Испытуемые не отфильтровывают чёрный материал полностью и при условии постановки специальной задачи, они могут, без ущерба для основной деятельности, как – то настроиться на выделение значимых событий чёрного материла.

+57. Развитие внимания. В первые месяцы жизни у ребёнка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребёнок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причём это происходит только в случае их резкой смены, напр. при переходе из темноты к яркому свету. Начиная с 3 месяца ребёнок всё больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью. В 5 – 7 месяцев ребёнок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой – нибудь предмет, ощупывать его и брать в рот. Особенно заметно проявление интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет сказать о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито. Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу 1 и началу 2 года жизни. Возникновение и формирование произвольного внимания связано с воспитанием. Так как ребёнок делает не то, что он хочет, а то, что ему говорят и чему его приучают. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. Дети в процессе игры учатся кординировать свои движения и направлять свои действия в соответствии с правилами игры. В школьном возрасте развитие происходит в 2 этапа: 1) в 1-ых классах ребёнок не может ещё полностью контролировать своё поведение на уроках. Поэтому учителя пытаются сделать занятия как можно интереснее, нагляднее и яркими, чтобы заинтересовать ребёнка как можно больше; 2) в старших классах произвольное внимание ребёнка достигает высокого уровня развития. Школьник уже достаточно длительное время занимается определённым видом деятельности и может контролировать своё поведение.

+58. Основные виды нарушения внимания. Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы). Насчитывается несколько видов нарушения внимания:

- отвлекаемость

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.

- рассеянность

Рассеянность может проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности

- чрезмерная подвижность

- сужение объёма внимания

- инертность

Это малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...