Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное становление личности

Образование как система, процесс и результат.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования. Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней.

Образование как социокультурный феномен

Образование как социальное явление — это, прежде все­го объективная общественная ценность. Нравственный, интеллек­туальный, научно-технический, духовно-культурный и экономи­ческий потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.

Образование как социальное явление — это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

4. Предмет и объект психологии профессионального образования. Задачи психологии профессионального образования.

Предметная область психологии профессионального образования включает в себя: изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования; изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути; изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания; изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

Психология профессионального образования ставит своими задачами изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия.

Объект психологии профессионального образования как науки – система профессионального образования, подготовки и повышения квалификации. Объект психологии профессионального образования как учебной дисциплины-человек на разных стадиях онтогенеза.

 

8. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом

Чаще обучаются по профессиям инженерно технического профиля. Также получают образование по худ. профилю, в области физической культуры, экологическая, медицинская подготовка, учителя культуры.

Средства обучения для лиц с нарушенным слухом:

1. Слуховые аппараты 2. Радиоклассы 3. Сурдопортал 4. Комплексный сурдопереводчик 5. Видео

 

9. Профессиональное образование лиц с умственной отсталостью

В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуется выполнение однообразных трудовых операций, не требующих быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования. В результате выполнения привычных действий происходит формирование трудового стереотипа, использование которого облегчает процесс трудового приспособления.

6. Классификация методов исследования психологии профессионального образования.

Методы исследования: неэкспериментальные (лонгитюдный метод,

наблюдение, контент-анализ, психобиография, метод критических событий и др.); психометрические (тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов и др.); экспериментальные (лабораторный,моделирующий, констатирующий эксперименты); генетические (формирующий эксперимент, мониторинговые исследования).

Кнеэкспериментальным методам относятся:

Наблюдение – метод, с помощью которого производится сбор инфор-

мации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия.

Лонгитюдный метод – многократное систематическое изучение одних

и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития.

Психобиографический метод – метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Опросный метод, предполагающий ответы на конкретные вопросы исследователя. Анализ продуктов деятельности, заключающийся в психологическом изучении результатов учебно-профессионального труда обучаемых: графических материалов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т. п.

Вторая исследовательская задача решается с помощью эксперимен-

тальных методов.Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство иcследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения психологических явлений и процессов.Эксперимент может быть лабораторным, естественным и моделирующим.Третья исследовательская задача решается с помощью психометрических (диагностических) методов. К психометрическим относятся следующие методы:

Тестирование – метод психологической диагностики, при котором ис-

пользуются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Различают следующие виды тестов: тесты специальных способностей, тесты достижений.

Опросные методы. Данные методы широко используются в психомет-

рии, особенно опросники (биографические опросники, опросники интересов). Диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях наличии исходных знаний, умений, навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития, состояния здоровья).

Четвертая исследовательская задача решается с помощью генетических методов.К генетичесим методам, направленным на исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного времени, относятся: формирующий эксперимент, мониторинговые исследования, дисперсионый анализ, корреляционный анализ, факторный анализ.

 

7. Психологическое сопровождение процесса профессионального образования.

Стратегия развития высшего образования движется от «передачи знаний» к «формированию компетенций», созданию развивающей среды, пространства, способствующего становлению активной, самостоятельной личности, ориентированной на личностное и профессиональное саморазвитие. Особенно значимой становится поддержка психолога для всех участников образовательного процесса в период реформирования системы образования. Психологическая служба университета позволяет создать условия для личностного, интеллектуального и социального развития молодых людей, для охраны психологического здоровья.

Психологическое сопровождение необходимо студентам с первых шагов образовательного маршрута, тогда выбор будущей профессии будет носить осознанный и аргументированный характер, учитывать интересы, склонности, возможности обучающегося и, одновременно, потребности рынка труда. Роль профессиональной ориентации важна на этапе выбора и планирования профессиональной карьеры. На начальных этапах образовательного процесса большое внимание должно уделяться процессам адаптации, помощи во вхождении в новую социальную среду, условиям и требованиям, предъявляемым системой университетского образования.
Далее внимание практических психологов уделяется мотивации студентов, за счёт которой обеспечивается их максимальная включенность в образовательный процесс. Развиваются навыки самоорганизации студентов, позволяющие успешно справляться с учебной нагрузкой, сдачей зачётов и экзаменов. На старших курсах служба психологического сопровождения помогает осознать особенности перехода от учебной к профессиональной деятельности, ресурсы для успешной профессиональной реализации.

10. Профессиональное образование слепых и слабовидящих

Образование возможно на всех ступенях при нормальном интеллекте. Осваивают такие профессии, как: композитор, музыкант, массажист и инженерные специальности.

Аудиотекст, аудиотренажер.

Образование как система, процесс и результат.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования. Образование — это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней.

Образование как социокультурный феномен

Образование как социальное явление — это, прежде все­го объективная общественная ценность. Нравственный, интеллек­туальный, научно-технический, духовно-культурный и экономи­ческий потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.

Образование как социальное явление — это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

4. Предмет и объект психологии профессионального образования. Задачи психологии профессионального образования.

Предметная область психологии профессионального образования включает в себя: изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования; изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути; изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания; изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

Психология профессионального образования ставит своими задачами изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия.

Объект психологии профессионального образования как науки – система профессионального образования, подготовки и повышения квалификации. Объект психологии профессионального образования как учебной дисциплины-человек на разных стадиях онтогенеза.

 

8. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом

Чаще обучаются по профессиям инженерно технического профиля. Также получают образование по худ. профилю, в области физической культуры, экологическая, медицинская подготовка, учителя культуры.

Средства обучения для лиц с нарушенным слухом:

1. Слуховые аппараты 2. Радиоклассы 3. Сурдопортал 4. Комплексный сурдопереводчик 5. Видео

 

9. Профессиональное образование лиц с умственной отсталостью

В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуется выполнение однообразных трудовых операций, не требующих быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования. В результате выполнения привычных действий происходит формирование трудового стереотипа, использование которого облегчает процесс трудового приспособления.

6. Классификация методов исследования психологии профессионального образования.

Методы исследования: неэкспериментальные (лонгитюдный метод,

наблюдение, контент-анализ, психобиография, метод критических событий и др.); психометрические (тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов и др.); экспериментальные (лабораторный,моделирующий, констатирующий эксперименты); генетические (формирующий эксперимент, мониторинговые исследования).

Кнеэкспериментальным методам относятся:

Наблюдение – метод, с помощью которого производится сбор инфор-

мации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия.

Лонгитюдный метод – многократное систематическое изучение одних

и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития.

Психобиографический метод – метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Опросный метод, предполагающий ответы на конкретные вопросы исследователя. Анализ продуктов деятельности, заключающийся в психологическом изучении результатов учебно-профессионального труда обучаемых: графических материалов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т. п.

Вторая исследовательская задача решается с помощью эксперимен-

тальных методов.Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство иcследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения психологических явлений и процессов.Эксперимент может быть лабораторным, естественным и моделирующим.Третья исследовательская задача решается с помощью психометрических (диагностических) методов. К психометрическим относятся следующие методы:

Тестирование – метод психологической диагностики, при котором ис-

пользуются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Различают следующие виды тестов: тесты специальных способностей, тесты достижений.

Опросные методы. Данные методы широко используются в психомет-

рии, особенно опросники (биографические опросники, опросники интересов). Диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях наличии исходных знаний, умений, навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития, состояния здоровья).

Четвертая исследовательская задача решается с помощью генетических методов.К генетичесим методам, направленным на исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного времени, относятся: формирующий эксперимент, мониторинговые исследования, дисперсионый анализ, корреляционный анализ, факторный анализ.

 

7. Психологическое сопровождение процесса профессионального образования.

Стратегия развития высшего образования движется от «передачи знаний» к «формированию компетенций», созданию развивающей среды, пространства, способствующего становлению активной, самостоятельной личности, ориентированной на личностное и профессиональное саморазвитие. Особенно значимой становится поддержка психолога для всех участников образовательного процесса в период реформирования системы образования. Психологическая служба университета позволяет создать условия для личностного, интеллектуального и социального развития молодых людей, для охраны психологического здоровья.

Психологическое сопровождение необходимо студентам с первых шагов образовательного маршрута, тогда выбор будущей профессии будет носить осознанный и аргументированный характер, учитывать интересы, склонности, возможности обучающегося и, одновременно, потребности рынка труда. Роль профессиональной ориентации важна на этапе выбора и планирования профессиональной карьеры. На начальных этапах образовательного процесса большое внимание должно уделяться процессам адаптации, помощи во вхождении в новую социальную среду, условиям и требованиям, предъявляемым системой университетского образования.
Далее внимание практических психологов уделяется мотивации студентов, за счёт которой обеспечивается их максимальная включенность в образовательный процесс. Развиваются навыки самоорганизации студентов, позволяющие успешно справляться с учебной нагрузкой, сдачей зачётов и экзаменов. На старших курсах служба психологического сопровождения помогает осознать особенности перехода от учебной к профессиональной деятельности, ресурсы для успешной профессиональной реализации.

10. Профессиональное образование слепых и слабовидящих

Образование возможно на всех ступенях при нормальном интеллекте. Осваивают такие профессии, как: композитор, музыкант, массажист и инженерные специальности.

Аудиотекст, аудиотренажер.

Профессиональное становление личности

Изменение социально-экономической ситуации. Изменение требований к профессии человека. Изменение проф. притязаний личности. Изменение жизнедеятельности человека. Физиологические изменения. Полная поглощенность в проф. деятельность.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...