Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французская социологическая школа (Л. Леви-Брюль, П. Жане).

Л. Леви-Брюлем (1857-1939).

Леви-Брюль утверждал, что различным социально-историческим структурам соответствуют определенные типы мышления. Исходя из этого положения, он сформулировал теорию о двух типах мышления - первобытном и логическом. В книге «Умственные функции в низших обществах» (1910) он описал первобытное мышление, характеризуя его как мистическое по содержанию, пралогическое (дологическое) по способу организации: нечувствительное к противоречиям и непроницаемое для опыта. В отличие от мышления представителя цивилизованного общества оно не ориентировано на установление логических отношений, а подчиняется закону партиципации (сопричастия), в силу которого предметы объединяются не по существенным свойствам, а по приписываемым им мистическим качествам.

Леви-Брюль подчеркивал, что «пралогическое» и «логическое» мышления представляют собой не сменяющие друг друга стадии, но сосуществующие типы мышления. Пралогическое мышление, определяя содержание коллективных представлений первобытного человека, не распространяется на сферу личного опыта и практических действий. В то же время в современном обществе, в котором доминирует логическое мышление, сохраняются и следы пралогического, например в религии, морали, обрядах. Таким образом, в процессе исторического развития изменяется соотношение между первобытным и логическим мышлением, причем доля последнего увеличивается.

П.Жане (1859-1947). Совершенно по-новому, наперекор традиционным для того времени подходам, рассматривал Жане проблему свободы воли. Он считал, что психическая деятельность в ее примитивной, элементарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе не лежит свобода воли. Доказывая вторичность природы воли, он писал о ее производности от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек. При волевом акте мы испытываем особое чувство, чувство усилия, которое не наблюдается ни при каком действии иного характера. Иными словами, воля - это высший психический процесс, обладающий единством и неделимостью, что мы можем наблюдать во всех наших психических процессах. Важным моментом является то, что при осознании данное впечатление усиливается. В этом заключается, по мнению Жане, гармония механизма волевой деятельности, при которой наблюдается синтез огромного числа образов и идей. Таким образом, свободным действие становится потому, что делается разумным и приобретает мировую и моральную ценность.

Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. При этом высшие психические функции обладают важным качеством - единством (например, волевые действия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели), они синтезируют все элементарные функции.

На основе полученных материалов Жане вывел законы, которым подчиняются изолированные феномены сознания: 1) ощущения и образы сопровождаются телесным движением, без которого они не могут существовать; 2) всякое вызванное в сознании ощущение или образ остается там до тех пор, пока не вытеснится другим ощущением; 3) всякие ощущение и эмоция стремятся развиваться и завершаться, они проявляются всегда в специфических движениях и действиях.

Рудиментарное сознание представляет собой, по мысли Жане, низший уровень в структуре сознания. На следующих ступенях в иерархии находятся память, характер и личность. Память связана с узнаванием и локализацией идей, при этом существенным элементом вспоминания является образное воспроизведение ранее испытанного ощущения. Иначе говоря, для работы памяти необходимо обладать способностью испытывать ощущения. Сложные психические явления, идеи, произвольные движения, речь и т. д. у любого человека в каждый момент его жизни слагаются из образов определенной категории, и вспоминание этих сложных элементов зависит от воспроизведения соответствующих элементарных образов.

Если память изменяется, то ее модификации приводят к изменению личности и всей психической жизни. При этом он отмечает, что без взаимодействия между людьми невозможно развитие психики, становление личности.

Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я», или личность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность по своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я».

Детализируя эту схему, Жане писал о том, что самую высокую ступень занимает функция схватывания реальности во всех ее формах, т. е. функция реального действия, причем это действие может производиться и в физической, и в социальной среде. Вторая ступень иерархии - те же операции, но лишенные того, что приводит их в совершенство, т.е. остроты чувства реального; это действия без точного приспособления к новым фактам, «безучастные действия и восприятия». На третьей ступени - идеи, рассуждения, воображение, бесплодные мечтания, а на самом низком уровне находятся двигательные возбуждения, плохо приспособленные, бесполезные.

Таким образом, Жане указывал на иерархичность психических явлений, подразумевая под этим не просто смену одной ступени другой, а процесс сложного взаимодействия, синтеза психических образов. Этот подход опровергал идею Спенсера о том, что человеческое сознание в каждый момент содержит только одно явление, а психическая жизнь заключается в их последовательной смене. Жане подчеркивал, что все люди в каждый момент времени располагают разным количеством идей. Психическая жизнь - это чередование явлений, причем каждое из них состоит из множества элементарных фактов.

Под воздействием различных факторов (усталости, утомления, душевного потрясения) у субъекта наблюдается снижение психологической активности.

Жане также ввел в психологию такое важное понятие, как сужение поля сознания. Поле сознания - это наибольшее число простых или относительно простых образов, которые одновременно могут находиться в одном и том же сознании. Сужение поля сознания - это психическая слабость, состоящая в уменьшении числа осознаваемых явлений. По мнению Жане, ограниченное поле сознания свойственно больным людям и детям.

Сознание связано с реальностью и проявляется в активной деятельности. Эта деятельность представляет собой синтетическую, она соединяет несколько явлений в одно новое, отличное от них. При этом существуют два способа познавать явления: безличное ощущение и личное восприятие. Сознательное ощущение - это сложное целое, в котором комбинируются психические элементы, соответствующие простым движениям. Ощущения организуются в более сложные состояния - общие чувствования, последние соединяются между собой и образуют в каждый момент особое единство, которое называется идеей о личности. Другие психические комбинации образуют различные понятия внешнего мира.

Психоанализ 3. Фрейда.

В творчестве Фрейда можно выделить 2 этапа:

- выделение в структуре личности: бессознательное, предсознательное, сознательное.

- 20 гг. «Я и Оно», «По ту сторону удовольствия», «Единство Оно», «Оно и СверхЯ»

Оно – носитель инстинктов, наполненных либидной энергией; по принципу удовольствия.

СверхЯ – носитель моральных норм, как критик, цензор; по принципу « я должен»

Я – между Оно и СверхЯ следует принципу реальности, учитывает особ-ти внешнего мира, его свойства и отношения.

1. Если Я под влиянием Оно чув-во вины

2. Если СверхЯ слишком требовательно – ущемляется энергетика Оно.

Мех-мы защиты: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Т.о. по Фрейду, личность – это динамика побуждающих и сдерживаюз\щих сил ...

Стадии развития личности:

1. 0-1 год – зона кормления – оральная.

Потребность в еде; либидозное действие – кусание.

Оно наполнено либидозной энегией, м. получить когда наз\ходиться в состоянии сна. Мир безобъектен. Нет разделения Я и не-Я. Глобальное базовое нарциссическое состояние. Биологическая связь с матерью – потребность быть любимым. Недостаток удовлетворения первых желаний приводит к фиксации – жадность, капризность …

2. 2-3 л. анальная стадия. Либидо концентрируется вокруг ануса – центр внимания ребенка к-го приучают к опрятности. Основное внимание к усвоению социальных норм поведения. На этой стадии от Оно отщепляется Я. Впервые ребенок ищет компромиссы, интериоризует запреты – отсюда потом сформируется СверхЯ. Формируются определенные черты хар-ра и на всю жизнь.

3. 3-5 Фаллическая стадия – высшая ступень детской сексуальности. Либидная энергия обретает внешнюю предметность. Привязанность к одному из родителей, всплески чув-ва ревности к родителю своего пола, разрешение конфликта идет по линии идентификации себя с родителем своего пола. Следствием вытеснения является формирование СверхЯ. Появление тревоги, фрустрации и формирование вытеснения и сублимации. Черты личности – склонность к самонаблюдению, благоразумие, рационализм, усиление черт, свойственных полу.

4. 5-12 Латентная стадия – Я полностью контролируется импульсы Оно, либидная энергия переносится на усвоение социального опыта, знаний, на установление дружеских отношений за пределами семьи.

5.Генитальная стадия – стадия возвышения детских сексуальных стремлений. Подросток стремиться к сексуальным взаимоотношениям. Запреты со стороны социума вызывают феномен фиксации и регресса. Хар-на интенсивная борьба Я и Оно. Часто встречается Эдипов комплекс. Новые мех-мы защиты: аскетизм, интеллектуализация.

Патологические хар-ры:

1. психическая гомосексуальность – преувеличенное внимание к общению со своим полом, избегание противоположного.

2. нарциссизм – либидо переноситься с внешних объектов на себя.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...