Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексология, реактология, характеристика психологических взглядов В.М. Бехтерева и К.Н. Корнилова.

В.М.Бехтерев (1857 - 1927) психиатр, психолог и неврапатолог. В 1885 году открыл при клинике Казанского университета первую в России лабораторию экспериментальной психологии. В 1894 году открыл аналогичную лабораторию при военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Психиатрию и объективную психологию он включил в круг наук о мозге. для которых предложил термин “психоневрология”. Он хотел объединить различные разделы неврологии: нейрохирургию, нейропатологию, физиологию и психологию. В первый период своей деятельности он использовал объективные приемы экспериментальных исследований Вундта. Во втором периоде он создал объективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предложил новую систему понятий и новую терминологию. Психологическую деятельность он рассматривает как рефлекторную: внимание – рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность – симводические рефлексы и т.д. В 1907-1912 гг. выходит “Объективная психология”. В третьем периоде Бехтерев создает общие основы рефлексологии. Он сделал вывод о том, что именно соотносительная деятельность (совокупность сочетательных двигательных рефлексов). Он также развивал теорию социальной обусловленности поведения в “Коллективной рефлексологии”. Задачей коллективной рефлексолдогии было изучение способов и появления коллективных рефлексов, образующих в своей совокупности коллективную деятельность. Здесь же Бехтерев пытался установить всеобщие законы, которым подчинен мир неорганический, органический и социальный. Бехтерев эволюционист и материалист, но он скатывался в сторону механицизма и энергетизма.

К.Корнилов (1879 - 1957) в борьбе против Челпанова и рефлексологии выдвигает программу новой науки – реактологии. Поведение он рассматривал как совокупность реакций человека на биосоциальные раздражители. Реакция – единица поведения человека, акт биологического порядка, где есть и бмологическая сторона, и ее интроспективное выражение. В структуре реакции выделялось три компонента: сенсорный (раздражение органа) – центральный (процесс в ЦНС) – мторный (двигательный импульс). Сенсорный и моторный компоненты могут быть в скрытой форме. В реакции выделяются временной момент, динамический (сила реакции) и моторный (величина пройденного пути и скорость движения). Соответственно использовались три метода изучения реакций: хронометрический, динамометрический и моторно-графический. Реакция понималась как не что иное. как трансформация энергии и постоянное нарушение энергетического равновесия между индивидом и окружающей средой. То что мы называем психическими процессами – результат влияния особой структуры - протоплазмы НС.Он также сформулировал принцип однополюсной траты энергии. Эта трата может быть периферической и центральной, на основе чего был сделан вывод об антитезе между интеллектом и волей. Недостатки: реакции понимались очень широко, и в этом понятии фактически стирались различия между простейшими и человеком. Учению был присущ крайний механицизм, натурализм и биологизаторский подход. В 1931 году учение было оценено как антимарксистское, оторванное от практики.

Основная сущность жизненного процесса - способность отзываться, реагировать на внешние раздражители. Т.о. р-ция - это основная форма всякого жизенного проявления. Р-ция также является единственно первонально данной формой жизненного проявления. Подобно тому как не существует индивида вне окружающей среды, а есть лишь координация того и другого, так и непосредственоо данном опыте мы находим всгда лишь координацию раздражения и движения как первично данного факта. Поэтому то изучение психологии должно начинаться не с ощущения или восприятия, а с первично данного нам в непосредственном опыте явления р-ции. Это приведет и к измению объекта изучения - р-ций живого организма, охватывающих все формы проявления его в отношении к окружающей среде. Акт р-ции - это явление сложного порядка - координация раздражения и движения, члены которого находятся в определенной функциональной зависимости, где раздражение есть независисмая переменная, а движение - зависимая. Он - это явление сложного порядка, в котором можно выделить три определяющих момента: сенсорный (раздражение воспринимающего органа), центральный (процессы в ЦНС) и моторный (импульс двигательного характера). 1 и 2-ой часто даны в скрытой форме - как ответ на раздражения внутренего плана, в виде изменений различных органических ф-ций.

Все многобразие р-ций человека можно свести к семи основным формам (гамма р-ций человека): 1) натуральная (испытуемый ставиться в условия близкие к естественному состоянию); 2) мускульная (создается установка на осуществление движения и концентрацию внимания на нем); 3) сенсорная ( - “ - как только будет воспринято раздражение и поэтому внимание на раздражителе); 4) р-ция различения (предъявляются несколько известных ранее раздражителей, а движение следует только после отчестливого их различения); 5) р-ция отбора (предлагается реагировать только на один из нескольких предъявленных раздражителей; 6) р-ция узнавания; 7) ассоциативные (движение после возникновения по ассоциации представления.

57. Психология социального бытия Г.Г. Шпета.

Психология социального бытия Г.Г.Шпета. Предложенный Корниловым путь развития отечественной психологии только на основе марксистской методологии был не единственным, разрабатывавшимся в те годы. В этот период была предпринята попытка сформировать новую психологию, ориентированную на философию и альтернативную как марксистской психологии, так и науке о поведении.

Эта попытка была сделана учеником Челпанова и немецкого философа Гуссерля (у которого он проходил стажировку в Геттингенском университете) Густавом Густавовичем Шпетом (1879-1937). В 1923 году Шпет стал вице-президентом ГАХНа – Государственной академии художественных наук, возглавив также и философскую секцию академии, которая определяла ее научные ориентации. Психология социального бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ социально-исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование, проблемы психологических основ культуры, которая была особенно значима для Шпета.

Важнейшим достижением академии явилось осуществление того комплексного, межкультурного подхода, о котором писали многие отечественные ученые – Кавелин, Веселовский, Ковалевский, Ключевский, Грот. Однако уникальность позиции ГАХНа проявилась не только в том, что она наиболее полно выразила антропологизм и стремление к универсализму, характерные для отечественной науки, но и в том, что в основу философских исследований бытия было положено изучение культуры, социального бытия, наиболее полным и окончательным выражением которого, по мнению Шпета, является искусство. Он считал, что именно в искусстве соединяются действительность и наука, разорванные в процессе познания, и философия искусства, таким образом, становится философией "предельного бытия". В своих программных докладах в академии "Границы научного литературоведения" и "Искусство как вид знания" Шпет доказывал, что будущее не только искусства, но и науки (в том числе философии, психологии, эстетики) – в межкультурном взаимодействии, на базе которого и будет сформировано новое понимание, новое качество и науки, и культуры, и жизни.

Творчество Шпета отличало стремление к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук.

Формирование этой методологии и находилось в центре исследовательских интересов ученых ГАХНа. Однако в 1929 году ГАХН закрывают, а Шпет, как и многие другие профессиональные психологи (в том числе и Челпанов), остается без работы. В 1935 году его арестовывают и высылают сначала в Енисейск, а потом в Томск, где он был арестован вторично и, расстрелян в 1937 году.

Арестованы были и многие коллеги Шпета по академии. Таким образом, попытка построения еще одной психологической школы была резко пресечена.

Точно так же несколько позднее была пресечена и попытка построения детской психологии и педологии.

58. Педология в советской России, ее достижения и ошибки. Биогенетический и социогенетический подходы в советской психологии (Блонский - Залкинд).

Большое внимание уделял проблеме одаренных детей П. П. Блонский. В своих работах, посвященных исследованию природы одаренности, он выдвинул гипотезу, что на одаренность влияет не только и не столько генетическая наследственность ребенка, сколько та среда, в которой живет он и жили его предки, уровень культуры, образования, социальное положение. При этом он ввел понятия хроматин-наследственности и социал-наследственности, подчеркивая роль социальной наследственности в формировании «гениальных династий». Необходимо отметить тот факт, что Блонский, как и большинство психологов того времени, говоря об одаренности, имел в виду прежде всего общую одаренность, под которой понимал интеллект ребенка, а не специальную одаренность.

Особенно волновали его вопросы обучения одаренных детей. Блонский доказывал необходимость создания для них специальных школ. Эту мысль поддерживал и В.М.Экземплярский, который считал, что если школы для умственно отсталых детей необходимы из принципа социальной справедливости, то школы для одаренных детей нужно открывать, исходя из требований социального прогресса. Разделяя это мнение, Б.А.Артемов говорил о том, что именно талантливым детям надо уделять особое внимание, так как неверно утверждение, что талант всегда пробьется. Он считал, что, наоборот, талантливые дети более чуткие и ранимые и требуют бережного отношения к себе.

Лидером социогенетического направления являлся А. Б.Залкинд, который совместно с Блонским еще в начале 20-х годов был инициатором перестройки психологии на основе марксизма. Будучи одним из основателей отечественной возрастной психологии, Залкинд пережил вместе с ней все ее взлеты и падения. Пытаясь отвести от этой науки обвинения в «антинародности и асоциальности», он согласился подготовить первый вариант постановления ЦК «О педологии». Однако его надежды ценой многих компромиссов уберечь науку от разгрома не оправдались, так как в реальном постановлении, которое вышло в июле 1936 г., объявлялось о директивном закрытии педологии, которая была объявлена «лженаукой». Прочитав этот указ, Залкинд скоропостижно скончался от инфаркта, он не смог перенести гибель всех своих трудов и стремлений.

Рассматривая закономерности развития детской психики, Залкинд не отрицал большой роли биологических факторов, однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. Он был категорически не согласен со взглядами на ребенка как на мистика и индивидуалиста, действующего под влиянием внушения и инстинкта и вынужденного изживать эти особенности своей психики в первые годы жизни. Залкинд подчеркивал, что нервная система человека представляет собой продукт его социального развития, причем доказательством изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетиков, рефлексологов и психоаналитиков.

59. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Л.С.Выготского (1896-1934). Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

знак появляется вначале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания. интериоризация знаков является тем механизмом, который формирует психику детей.

В основу предложенной им периодизации были положены два критерия - динамический и содержательный. С точки зрения динамики развития, он разделил детство на критические и литические периоды, дав качественную характеристику кризисов. С точки зрения содержания, он делит детство на периоды, исходя из новообразований каждого из них, т.е. из тех психических и социальных изменений, которые определяют сознание и деятельность детей определенного возраста.

Исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, Выготский ввел положение о зоне ближайшего развития, которая располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Он подчеркивал, что обучение может быть развивающим, т. е. активизировать развитие интеллекта детей, только в том случае, если оно адекватно данному ребенку по форме и содержанию. По содержанию оно должно быть выше уровня актуального развития, так как иначе оно не даст ничего нового для интеллекта, но и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, так как в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал. По форме оно может быть реактивным (основанным на строгой программе), спонтанным (ребенок учится только тому, что ему нравится) и спонтанно-реактивным (программа учитывает интересы ребенка). При этом Выготский подчеркивал, что уровень потенциального развития соответствует способностям ребенка, в то время как актуальное развитие показывает его обученность.

Выготский придавал особое значение знаковой природе слова, понимая его как особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Этот метод и получил название инструментального. Программа успешно выполнялась им совместно с сотрудниками, образовавшими школу Выготского. В своих последних работах Выготский делал упор на исследование значения знака, т.е. на сопряженное с ним (преимущественно интеллектуальное) содержание. Благодаря новому подходу он, совместно с учениками, разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, запечатленную в его главном труде «Мышление и речь». В этой работе он доказывал, что мышление и речь имеют разные генетические корни. Мышление связано с орудийной деятельностью, а речь - с эмоциональным заражением посредством звукового сигнала. В определенном возрасте у ребенка происходит соединение мышления и речи, в результате чего и появляется словесно-логическое мышление. Соединение двух различных процессов - становления мышления и становления речи - происходит у детей в возрасте полутора лет, считал Выготский.

Эти положения теории Выготского были оспорены Блонским, доказывавшим одномоментность происхождения всех видов речи. При сопоставлении их взглядов необходимо помнить о том, что Блонский под внутренней речью понимал любые высказывания детей, произнесенные про себя. Такая речь, действительно, появляется у детей очень рано. Выготский же фактически отождествлял внутреннюю речь с планирующей, а этот вид речи появляется в дошкольном возрасте, что и было доказано в экспериментах Выготского.

В своих исследованиях Выготский также изучал этапы формирования мышления, показав, что оно развивается от синкретического мышления к мышлению в комплексах, а затем к мышлению в понятиях. При этом им были описаны житейские и научные понятия и показано, что житейские понятия развиваются от частного к общему, а научные, наоборот, от общего к частному. Периодизация развития мышления, данная Выготским, по сути не отличается от той, которая была введена Пиаже. Но Выготского, в отличие от Пиаже, интересовал не столько процесс, сколько результат мыслительных действий. Этим и объясняется разница в этапах, описанных ими. В то же время, несмотря на различия, эти работы дали возможность изучить особенности детского мышления, его закономерности и этапы формирования.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...