Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие психики. Основные функции и формы. Причины сложности изучения психики.Понятие психики. Основные функции и формы. Причины сложности изучения психики. Психика – отражение субъектов объективной реальности, отношение субъектов с окружающей природой и регуляцией на основе этого своего поведения. Функции психики: - Отражение - Интерактивная – получение информации об окружающем мире, - Интегративная – регуляция поведения Формы психики: - Элементарные психические процессы, которые есть и у человека, и у животных, контролирующие биологические процессы (ощущения, восприятия, движения, действия, простейшие эмоции). - Высшие психические функции (только у человека) – сознание, абстрактно-логическое мышление, высшие чувства, речь, произвольная память, внимание, сила воли. Причины сложности изучения психики: - Биосоциальная обусловленность - Полифакторность – множество факторов для объяснения явления - Психика – и объект, и инструмент познания. Определение психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии термин «психология» введен Аристотелем. Трактат о душе. Психология имеет 2 смысла: - Наука о закономерностях возникновения, развития, функционирования и исчезновения психики. - Комплекс индивидуальных свойств человека. Объект психологии – системы, в которых существенную роль играет психика(человек, животное, соц.группа). Предмет психологии – функции и свойства систем , обеспечиваемые психической деятельностью. Методы психологии используются, как в естественных науках, так и в гуманитарных. Место психологии в системе наук Объекты изучения – неорганическая, органическая природа, человек, общество. Наука – естественные – физические, химические, биологические, социальные, философские, математические, психологические. Отрасли психологии - - фундаментальные – наиболее общие закономерности (общая психология, социальная психология); - Прикладные – применимы к конкретным областям (юридическая, политическая психология, психология семьи, психология рекламы) Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского Высшие психические функции (речь, сознание, логическое мышление) формируются только во взаимодействии себе подобных. Основной механизм формирования высших психических функций – интериоризация – переход внешних форм поведения во внутренние формы. Психогенез. Критерий наличия психики. Стадии развития психики Психогенез – происхождение, развитие психики. Психика – это свойство только живой материи. Ее главная особенность - отражать объективный мир. Живая материя способна реагировать на изменения внешней среды. Раздражимость отличает живую материю от неживой. У растений нет психики. Психика начинается с простейших. А. Н. Леонтьев выделил критерии наличия психики: •Чувствительность (реакция на абиотическое свойство среды) •Способность к самоинициации Стадии развития психики: 1.Стадия сенсорной психики •Низший (простейшие - чувствительность и элементарные движения) •Высший (кольчатые черви, малюски – развитая двигательная активность) 2. Стадия перцептивной психики (у рыб и заканчивается позвоночными (птицы, млекопитающие) – формирование навыков, учение) 3.Уровень мышления (обезьяны и некоторые высшие позвоночные (собаки, дельфины) – некоторые формы мышления) 4. Уровень сознания (человек)
И 6.Понятие, виды ощущений. Характеристики видов ощущений. Классификация Б.А. Ананьева. Основные свойства ощущений. Сенсорная адаптация и свойства ощущений. Ощущения –отражения отдельного свойства предмета или явления, при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Виды: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Классификация Шеррингтона: •Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состояниях внутренних органах и процессах организма. •Проприоцептивные – ощущения положений тела, равновесия, ощущение движений. •Экстероцептивные вызываются воздействием внешнего раздражителя (дистантные и контактные) Свойства ощущений: •Качества ощущений – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением •Интенсивность - сила ощущения •Длительность •Пространственная локализация раздражителей Сенсорная адаптация – изменение чувствительности(способность ощущать слабые раздражитеди), происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Виды: 1. Взаимодействия между ощущениями одного вида. 2. Взаимодействие между ощущениями различных видов. Представление Представление - это психический процесс отражения предмета/явления, которые возникают на основе прошлого опыта человека в отсутствие предмета из поля восприятия. Функции представления: - Сигнальная (образ предмета + многообразная информация о нем + конкретное воздействие на него) - Регулирующая (отбор нужной информации о предмете или явлении) - Настроечная (ориентация деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды) Классификация: - по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные) - по степени обобщённости (единичные, общие) - по степени волевых усилий (непроизвольные. произвольные).
Развитие речи у ребенка Выделяют 4 периода развития: 1. Подготовка словесной речи (до конца 1г.) Услышав голос 3м. ребёнок начинает искать взрослого, это считается зачатками речевого общения. 2. Первоначальное овладение языком и формирование расчленённой звуковой речи (до 3 лет). 3. Развитие языка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (3-7 лет) . 4. Овладение письменной речью и систематическое обучение языку в школе. Волевые процессы. Воля – психический процесс целенаправленной осознанной регуляции человеком своего поведения, связанный с проблемой выбора, преодолением внешних и внутренних препятствий. Основные признаки воли: - Самоинициация - Осознанность - Наличие борьбы мотивов и проблема выбора - Принятие решения по средствам стратегических задач - Преодоление внешних и внутренних препятствий - Способность к произвольному торможению импульсивных действий Соблюдение режима для младенцев – начало формирования воли у человека. В 3 года – волевой кризис «Я сам».
Специальные способности Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. Определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. (музыкальные, математические, лингвистические).
Одаренность и гениальность Одаренность более выраженные способности. Одаренность – своеобразное сочетание способностей (Теплов). Одаренностью занимался Лейтес. Выявил, что одаренные дети в раннем возрасте опережают сверстников по интеллекту. Раньше пение, танец, рисование, потом интеллектуальные, последние философско-научные. Активная любознательность. Могут страдать другие стороны развития, чаще всего развивается только определенная часть, чаще страдают морально-нравственные установки. Асинхрония (одни стороны сильно развиты, другие нет). Гениальность – высшая форма одаренности, связанная с созданием качественно новых творений. Помимо интеллектуальной одаренности, обладают активностью и одержимостью идеей. Формула гения Гений = (высокий интеллект + высокая креативность) * активность
Понятие психики. Основные функции и формы. Причины сложности изучения психики. Психика – отражение субъектов объективной реальности, отношение субъектов с окружающей природой и регуляцией на основе этого своего поведения. Функции психики: - Отражение - Интерактивная – получение информации об окружающем мире, - Интегративная – регуляция поведения Формы психики: - Элементарные психические процессы, которые есть и у человека, и у животных, контролирующие биологические процессы (ощущения, восприятия, движения, действия, простейшие эмоции). - Высшие психические функции (только у человека) – сознание, абстрактно-логическое мышление, высшие чувства, речь, произвольная память, внимание, сила воли. Причины сложности изучения психики: - Биосоциальная обусловленность - Полифакторность – множество факторов для объяснения явления - Психика – и объект, и инструмент познания. 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |