Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие психики. Основные функции и формы. Причины сложности изучения психики.

Понятие психики. Основные функции и формы. Причины сложности изучения психики.

Психика – отражение субъектов объективной реальности, отношение субъектов с окружающей природой и регуляцией на основе этого своего поведения.

Функции психики:

- Отражение

- Интерактивная – получение информации об окружающем мире,

- Интегративная – регуляция поведения

Формы психики:

- Элементарные психические процессы, которые есть и у человека, и у животных, контролирующие биологические процессы (ощущения, восприятия, движения, действия, простейшие эмоции).

- Высшие психические функции (только у человека) – сознание, абстрактно-логическое мышление, высшие чувства, речь, произвольная память, внимание, сила воли.

Причины сложности изучения психики:

- Биосоциальная обусловленность

- Полифакторность – множество факторов для объяснения явления

- Психика – и объект, и инструмент познания.

Определение психологии как науки. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

термин «психология» введен Аристотелем. Трактат о душе.

Психология имеет 2 смысла:

- Наука о закономерностях возникновения, развития, функционирования и исчезновения психики. - Комплекс индивидуальных свойств человека.

Объект психологии – системы, в которых существенную роль играет психика(человек, животное, соц.группа).

Предмет психологии – функции и свойства систем , обеспечиваемые психической деятельностью.

Методы психологии используются, как в естественных науках, так и в гуманитарных.

Место психологии в системе наук

Объекты изучения – неорганическая, органическая природа, человек, общество.

Наука – естественные – физические, химические, биологические, социальные, философские, математические, психологические.

Отрасли психологии -

- фундаментальные – наиболее общие закономерности (общая психология, социальная психология);

- Прикладные – применимы к конкретным областям (юридическая, политическая психология, психология семьи, психология рекламы)

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Высшие психические функции (речь, сознание, логическое мышление) формируются только во взаимодействии себе подобных. Основной механизм формирования высших психических функций – интериоризация – переход внешних форм поведения во внутренние формы.

Психогенез. Критерий наличия психики. Стадии развития психики

Психогенез – происхождение, развитие психики.

Психика – это свойство только живой материи. Ее главная особенность - отражать объективный мир. Живая материя способна реагировать на изменения внешней среды. Раздражимость отличает живую материю от неживой.

У растений нет психики. Психика начинается с простейших.

А. Н. Леонтьев выделил критерии наличия психики:

•Чувствительность (реакция на абиотическое свойство среды)

•Способность к самоинициации

Стадии развития психики:

1.Стадия сенсорной психики

•Низший (простейшие - чувствительность и элементарные движения)

•Высший (кольчатые черви, малюски – развитая двигательная активность)

2. Стадия перцептивной психики (у рыб и заканчивается позвоночными (птицы, млекопитающие) – формирование навыков, учение)

3.Уровень мышления (обезьяны и некоторые высшие позвоночные (собаки, дельфины) – некоторые формы мышления)

4. Уровень сознания (человек)

 

И 6.Понятие, виды ощущений. Характеристики видов ощущений. Классификация Б.А. Ананьева. Основные свойства ощущений. Сенсорная адаптация и свойства ощущений.

Ощущения отражения отдельного свойства предмета или явления, при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Виды: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Классификация Шеррингтона:

•Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состояниях внутренних органах и процессах организма.

•Проприоцептивные – ощущения положений тела, равновесия, ощущение движений.

•Экстероцептивные вызываются воздействием внешнего раздражителя (дистантные и контактные)

Свойства ощущений:

•Качества ощущений – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением

•Интенсивность - сила ощущения

•Длительность

•Пространственная локализация раздражителей

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности(способность ощущать слабые раздражитеди), происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Виды: 1. Взаимодействия между ощущениями одного вида. 2. Взаимодействие между ощущениями различных видов.

Представление

Представление - это психический процесс отражения предмета/явления, которые возникают на основе прошлого опыта человека в отсутствие предмета из поля восприятия.

Функции представления:

- Сигнальная (образ предмета + многообразная информация о нем + конкретное воздействие на него)

- Регулирующая (отбор нужной информации о предмете или явлении)

- Настроечная (ориентация деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды)

Классификация:

- по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные)

- по степени обобщённости (единичные, общие)

- по степени волевых усилий (непроизвольные. произвольные).


 


Развитие речи у ребенка

Выделяют 4 периода развития:

1. Подготовка словесной речи (до конца 1г.) Услышав голос 3м. ребёнок начинает искать взрослого, это считается зачатками речевого общения.

2. Первоначальное овладение языком и формирование расчленённой звуковой речи (до 3 лет).

3. Развитие языка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (3-7 лет) .

4. Овладение письменной речью и систематическое обучение языку в школе.

Волевые процессы.

Воля – психический процесс целенаправленной осознанной регуляции человеком своего поведения, связанный с проблемой выбора, преодолением внешних и внутренних препятствий.

Основные признаки воли:

- Самоинициация

- Осознанность

- Наличие борьбы мотивов и проблема выбора

- Принятие решения по средствам стратегических задач

- Преодоление внешних и внутренних препятствий

- Способность к произвольному торможению импульсивных действий

Соблюдение режима для младенцев – начало формирования воли у человека.

В 3 года – волевой кризис «Я сам».

 

Специальные способности

Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. Определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. (музыкальные, математические, лингвистические).

 

Одаренность и гениальность

Одаренность более выраженные способности.

Одаренность – своеобразное сочетание способностей (Теплов).

Одаренностью занимался Лейтес. Выявил, что одаренные дети в раннем возрасте опережают сверстников по интеллекту. Раньше пение, танец, рисование, потом интеллектуальные, последние философско-научные. Активная любознательность.

Могут страдать другие стороны развития, чаще всего развивается только определенная часть, чаще страдают морально-нравственные установки.

Асинхрония (одни стороны сильно развиты, другие нет).

Гениальность – высшая форма одаренности, связанная с созданием качественно новых творений.

Помимо интеллектуальной одаренности, обладают активностью и одержимостью идеей.

Формула гения Гений = (высокий интеллект + высокая креативность) * активность

 

Понятие психики. Основные функции и формы. Причины сложности изучения психики.

Психика – отражение субъектов объективной реальности, отношение субъектов с окружающей природой и регуляцией на основе этого своего поведения.

Функции психики:

- Отражение

- Интерактивная – получение информации об окружающем мире,

- Интегративная – регуляция поведения

Формы психики:

- Элементарные психические процессы, которые есть и у человека, и у животных, контролирующие биологические процессы (ощущения, восприятия, движения, действия, простейшие эмоции).

- Высшие психические функции (только у человека) – сознание, абстрактно-логическое мышление, высшие чувства, речь, произвольная память, внимание, сила воли.

Причины сложности изучения психики:

- Биосоциальная обусловленность

- Полифакторность – множество факторов для объяснения явления

- Психика – и объект, и инструмент познания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...