Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация личности: понятие, механизмы, институты, стадии. Проблема социальной идентичности личности.

Социализация – процесс и результат социального развития человека, в широком смысле слова – это процесс усвоения личностью системы социальных связей.

Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества.

Целенаправленные процессы воздействия на личность реализуются в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др. Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержаний. Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека. Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.

К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось (гуманизация детства).

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии.

Творчество также становится необходимым условием социализации человека.

А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности:

1. Адаптацию (обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений (воспитывается родителями, воспитателями, учителями и т. д.). Человек обучается быть личностью),

2. Индивидуализацию (происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Человек уже способен проявить себя как уникальная индивидуальность. Стадия проявления различий между людьми),

3. Интеграцию (предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом).

Феральные люди – это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации (выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных).

Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.

Пассивная позиция – когда индивид усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда индивид воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность, т. е. посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации – семья, школа, производственная группа.

Институты социализации (стадии те же):

дотрудовая (семья, сад);

трудовая (школа);

трудовой,

послетрудовая.

Одна из проблем, стоящая перед современным человеком, - построение образа «Я», конструирование собственной идентичности.

Эриксон определял идентичность как внутреннее постоянство и тождественность личности. В настоящее время идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Вотерман рассматривает идентичность с динамической и содержательной сторон:

1) процесс формирования идентичности зависит от средств, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности.

2) идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, выбираемых человеком.

Каждый выбранный элемент относится к какой-либо сфере человеческой жизни. Вотерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

1) сфера выбора профессионального пути;

2) сфера принятия и переоценки религиозных и моральных убеждений;

3) сфера выработки политических взглядов;

4) сфера принятия социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.

Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял:

а) Эго-идентичность

б) позитивную идентичность

в) негативную идентичность

Социологи различают следующие формы идентичности:

1. Базисная (определяется принадлежностью к определенной расе, национальности, группе, полу. Эти исходные характеристики формируют соответствующие элементы идентичности).

2. Приобретенная (возникает на основе собственных профессиональных достижений, связей и ориентаций).

3. Ролевая (выполнение ролей, усвоенных в ходе развития. Они могут быть заимствованы у кого-либо или быть обусловленными ожиданиями окружающими).

Для построения модели идентичности ученые использовали два параметра:

1. наличие или отсутствие кризиса, то есть, состояния поиска идентичности

2. наличие или отсутствие составляющих идентичности, то есть, личностно значимых целей, ценностей, убеждений, относительно себя и своей жизни

В разработанной модели выделяют четыре статуса идентичности:

1. Достигнутая идентичность - возникает у человека, который прошел связанный с кризисом период самоанализа и в результате приобрел определенную систему ценностей и убеждений. Он знает, кто он, к чему стремится, что следует делать. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.

2. Мораторий. Этот термин используется по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и пытающемуся его разрешить, исследуя возможные альтернативы. Такой человек находится в активном поиске информации, необходимой для разрешения кризиса. Для ранних этапов поиска особенно характерны чувства радости, ожидания и любопытства.

3. Идентичность, формирование которой преждевременно остановилось. Это состояние человека, который принял на себя обязательства без достаточного исследования альтернативных возможностей, часто просто акцептируя выбор предложенный родителями. По содержанию его система ценностей и убеждений может совпасть с таковой у лиц с «достигнутой идентичностью», но процесс формирования их различен. Составляющие данной идентичности возникают не в результате самостоятельного поиска и выбора, не через переживание кризиса, а, в основном, вследствие идентификации с родителями или другими авторитетными лицами. Принятые подобным образом цели, ценности и убеждения сходны с родительскими, отражая их ожидания.

Преждевременная остановка формирования идентичности является нежелательным исходом развития, она может оказаться окончательным тупиком или, в более благоприятном случае, носить временный характер. В последнем случае, мораторий, сопровождающий исследование, выбирается позднее на пути к достижению идентичности.

4. Диффузная идентичность. Это состояние характерно для людей не имеющих сформированных ценностей и убеждений. Они никогда не были в состоянии кризиса, или оказались неспособными конструктивно решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, тревога, чувство беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культуральным ценностям, при неспособности выработать собственные.

В целом, при рассмотрении социализации выделяют следующие стадии:

♦ дотрудовую

♦ трудовую

♦ послетрудовую.

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу. Институтами социализации являются:

♦ семья и дошкольные образовательные учреждения;

♦ школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

♦ трудовой коллектив.

Итак, социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

Идентичность же рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...