Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава. Спор об идейных исканиях Лермонтова.

 

Спор об идейных исканиях Лермонтова в значительной мере сводится к тому, романтические или реалистические тенденции легли в основу романа.

Для того, чтобы понимать сущность вопроса, я заглянула в «Большую Советскую энциклопедию» и узнала значение слов «романтизм» и «реализм».

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века романсы испанские, а затем и рыцарский роман) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. "странное", "фантастическое", "живописное". В начале 19 в. слово "романтизм" становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех её противоречий. Страстная, всезахватывающая жажда обновления и совершенства — одна из важных особенностей романтического миросозерцания.

Романтики обновили художественные формы: создали жанр исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, реформировали сцену.

Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов – например, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями.

Любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью на познание и раскрытие противоречий действительности, которая, в данных исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому отражению. В этом смысле реализму свойственна убеждённость в познаваемости сущности объективно-реального мира средствами искусства.

 

Романтизм Лермонтова выражен настолько отчетливо и ясно, что трудно его отрицать. Он признается, пусть с разными оговорками и ограничениями, почти всеми исследователями. В то же время, по общепринятой концепции, Лермонтов преодолевает романтизм, реалистические принципы усиливаются и укрепляются в борьбе с эстетикой романтизма. А в конце 30-х годов происходит решительный перелом и поэт переходит на позиции критического реализма. Именно в это время выходит роман «Герой нашего времени».

По мнению В.А. Мануйлова, «во второй половине 30-х годов Лермонтов отходит от романтизма и ставит перед собой задачу реалистического изображения «героя нашего времени» - человека одаренного и мыслящего, но искалеченного светским воспитанием».

Понимание романа как произведения реалистического, впервые выдвинутое еще Белинским, получило конкретно-историческое осмысление и всестороннюю разработку и в книге Е.Н. Михайловой «Проза Лермонтова»: «В этом вершинном создании Лермонтова его исконная проблема, проходящая, как сквозная нить, через все почти лермонтовские произведения, - проблема личности и общества - получила полноту реалистического воплощения. Перенесение тяжбы человека и общества на реальную историческую почву современности сразу дало жизнь, краски, глубину тому, что абстрактно и односторонне намечалось в творениях Лермонтова-романтика».

Другие исследователи стараются примирить романтизм и реализм в творчестве Лермонтова, указывая на их сосуществование.

«Роман Лермонтова «Герой нашего времени» оказался своеобразным сплавом реализма и романтизма». К такому выводу Р.И. Альбеткова приходит в результате плодотворной исследовательской работы над романом. По ее мнению, основа романа реалистическая. «Типические характеры героев предстают в нем как следствие общественно-исторических условий жизни страны, система образов романа подчинена задаче дать социальный анализ целой сложной эпохи в жизни России». Романтической чертой является создание образа главного героя. Печорин - романтик по своему мироощущению и жизненной позиции. «Несовершенство мира он понимает романтически обобщенно, объясняет его общими законами жизни человечества, а не конкретными условиями общественной жизни». Обстоятельства в романе представлены реалистически. Трагическая судьба Печорина, по мнению автора, осмыслена как следствие эпохи, которая уродует лучшие качества человека и не дает ему возможности найти выход.

У.Р. Фохт в своей работе «Пути русского реализма» утверждает, что «Герой нашего времени» - произведение реалистическое, хотя и не отрицает его связи с традициями романтизма. Исследователь так же, как и Альбеткова, указывает на социальную сторону романа, которая отражается через изображение внутреннего мира героев. «С романтизмом героя тесно связан тон, внутренняя форма, в которой осуществляется анализ (самоанализ) Печорина, разоблачающего себя и окружающее общество. Это - ирония, традиционная для романтизма, в духе Шлегеля».

Фохт делает предположение о том, что Лермонтов стремился реалистически рассмотреть романтический характер героя. «Не воплощение его характера, а выяснение его сущности. Чтобы достигнуть многогранного изображения главного героя, писателю-реалисту надо было обращаться и к другим персонажам, взаимоотношения с которыми помогли бы раскрыть различные стороны данного характера». Все это не могло уложиться в выработанный романтизмом жанр поэмы. Еще Пушкин перешел в этих целях от поэмы к роману, правда, стихотворному.

Однако, как отмечает К.Н. Григорьян, «романтизм Лермонтова, тесно соприкасаясь с общеромантическим мировоззрением, в то же время обладает особыми ярко выраженными признаками. Лермонтов не был чужд мечтательности, но в отличие от романтиков типа Жуковского не отворачивался от действительности, не уходил в призрачный мир. Он вторгался в жизнь».

Особенно жарко разгорелись споры о методе «Героя нашего времени» на V Всесоюзной Лермонтовской конференции в 1962 году, где этой теме было посвящено сразу три доклада. Позже появились работы, в которых была сделана попытка обосновать четвёртую точку зрения на метод «Героя нашего времени». К этим четырём точкам зрения на лермонтовский метод в «Герое нашего времени» несколько позже добавилась пятая.

Маркович, Уманская писали, что «Герой нашего времени» это синтез романтизма и реализма на реалистической основе. Дурылин, Гинзбург, Мануйлов уверены, что художественный мотод романа реалистический. Фохт, Соколов считали, что это реалистический метод с элементами романтизма. Григорьян, Казарин уверены, что метод только лишь романтический, а Удодов, Архипов, Карташова считали, что «Герой нашего времени» это синтез романтизма и реализма.

Сам факт возможности таких разноречии и таких контрастов, наличие действительных, бросающихся в глаза разногласий в творчестве и творческом методе Лермонтова говорят о многом. Реальные противоречия действительности породили художественный мир Лермонтова.

И Удодов, и Мануйлов считают, что в романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одной задаче: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни.

Как пишет Мануйлов, усилиями нескольких поколений русских критиков и литературоведов, от Белинского до нашего времени, выработалось понимание «Героя нашего времени» как произведения реалистического, являющегося следующим шагом в развитии русской реалистической прозы после Пушкина и предвосхищающего мастерство Тургенева, Льва Толстого, Достоевского и Чехова.

Удодов подчеркивает, что синтез романтизма и реализма в «Герое нашего времени» ни в коем случае не следует рассматривать как их механическое «сосуществование», их простую «сумму».

Этот сплав методов в романе настолько взаимопроникающ и в этом смысле равноправен, что в итоге и даёт особый метод, которому нет пока устоявшегося определения, но который не равен ни романтизму с элементами реализма, ни реализму с элементами романтизма. Типологически этот самобытный лермонтовский метод может быть условно обозначен или как романтико-реалистический, или как своеобразный романтический реализм, или, наконец, используя определение Достоевского, как реализм в высшем смысле, взявший всё лучшее из романтизма, из реализма.

«Герой нашего времени» создан в эпоху, когда романтизм и реализм наиболее тесно взаимодействовали; создан художником, обладавшим непревзойдённой способностью к синтезу «противоположностей»; посвящён такому жизненному типу, «странности» которого требовали «двуединого» синтезирующего освещения; и, главное, этот роман запечатлел одинаково страстное стремление его творца к трезвому познанию реальной действительности и одновременно к утверждению своих заветных идеалов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...