Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познакомиться с программой учебного курса на весь семестр.

2. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.1.: «Объект, предмет и методы педагогической психологии. Историческое изменение предмета науки под воздействием социокультурных изменений в обществе»

3. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В, Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. Глава 1. Педагогика и психология. С. 10-19.

2) Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с. Параграф 2.1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. С. 22 – 28.

3) Асмолов А.Г. Развивающаяся психология – основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г./ под ред. Ляудис В.Я. – М.: Российское психологическое общество. – 1998. – Т.1. – С. 6 – 8.

4. Ответить на следующие вопросы:

1) Какие задачи ставит перед собой педагогическая психология?

2) Какое определение педагогической психологии дает П.П. Блонский? Каково, с его точки зрения, предназначение педагогической психологии?

3) Как решается вопрос об отношении психологии и педагогики в науке? Как это повлияло на формирование предмета педагогической психологии?

4) Как определяется предмет и предназначение педагогической психологии У. Джемсом?

5) Каково мнение Г. Мюнстенберга по вопросу формирования педагогической психологии как науки?

6) Каковы основные тенденции развития педагогической психологии как науки?

7) Что входит в программу психолого-педагогического исследования?

8) Какие группы психологических методов выделяют?

9) Охарактеризуйте основные методы психологического исследования.

10) В чем специфика психолого-педагогического эксперимента?

11) Охарактеризуйте метод изучения школьной документации.

12) В чем особенности этапа теоретического исследования?

13) Какие виды тестов наиболее часто используются в образовательной практике?

14) Как математические и статистические методы используются в педагогической психологии?

5. Знать точное определение следующих понятий:определение педагогической психологии, объекта и предмета педагогической психологии, наблюдение, опрос, беседа, тест, интервью, анкета, эксперимент (формирующий, констатирующий, лабораторный, естественный), математические методы (регистрация, ранжирование, шкалирование).

6. Практическое задание:быть готовым к участию в контрольном опросе по книге Л.С. Выготского «Педагогическая психология» (Глава 1.).

 

Неделя 2-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.2.: «Этапы становления педагогической психологии».

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф, Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Уч. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 431 с. С. 405 – 419.

2) Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии // Психологическое обозрение. – № 2. – 1997. – С. 6 – 11.

3) Педагогическая психология. Юнита 1. Педагогическая психология как наука о взаимосвязи образования и развития /Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2002. – 80 с. Параграф 1.1. История становления педагогической психологии. С. 13 – 19.

4) Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В, Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. О педологическом анализе педагогического процесса. С. 373 – 391.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Охарактеризуйте первый этап в формирования педагогической психологии (общие тенденции).

2) Каков вклад в развитие педагогической психологии П.Ф. Каптерева?

3) Какие общенаучные тенденции определяли содержание психолого-педагогического знания?

4) Какие особенности педагогической психологии наблюдаются на западе (Э. Мейман, Э. Торндайк и другие)?

5) Охарактеризуйте второй этап формирования педагогической психологии.

6) Как институциализировалась педагогическая психология в начале XX века?

7) Какой вклад внес А.П. Нечаев в развитие педагогической психологии в России?

8) Возникновение и развитие каких областей психологического знания повлекли за собой бурное развитие педагогической психологии?

9) Чем обусловлено возникновение педологии? Ее распада?

10) Каков вклад педологов в развитие психолого-педагогического знания?

11) Охарактеризуйте третий этап становления педагогической психологии.

12) Какие психологические теории учения появляются на данном этапе, чем это обусловлено?

13) Охарактеризуйте четвертый этап становления педагогической психологии?

14) Чем обусловлено возникновение «Психологической педагогики» (В.П. Зинченко)?

15) В чем специфика «Психологической педагогики»?

5. Практическое задание:Подготовить тезисный конспект по статье В.Я. Ляудис «Новая парадигма педагогической психологии».

Неделя 3-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 1.3.: «Проблема взаимосвязи обучения и развития».

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Педагогическая психология. Юнита 1. Педагогическая психология как наука о взаимосвязи образования и развития /Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2002. – 80 с. Параграф 6.1.Соотношение обучения и развития и их психологическая проблема. С. 65 – 68., параграф 6.2. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского. С. 68 – 70.

2) Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Уч. пособие для студентов пед.ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 528 с. Ж. Пиаже. Как дети образуют математические понятия. С. 379 – 386.

3) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. – с. 6 – 20.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Назовите основные характеристики процесса развития.

2) Охарактеризуйте основные положения первого подхода к рассмотрению соотношения обучения и развития (Э. Торндайка, Дж. Уотсона, У. Джемса).

3) Какова трактовка учения как процесса и деятельности в соотношении с процессом развития?

4) В чем проявляется специфика второго подхода проблемы обучения и развития (А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже)?

5) Каким образом устанавливается взаимосвязь обучения и развития гештальтпсихологами (К. Коффка)?

6) Выделите основные черты третьего подхода к рассмотрению данной проблемы (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

7) Отметьте особенности концепции обучения и развития Л.С. Выготского.

4. Знать точное определение следующих понятий:обучение, учение, развитие, зона ближайшего развития, зона актуального развития, обратимость операторных структур.

5. Практическое задание:подготовиться к контрольному опросу по текстам Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже (см. пункт 2.); сопоставить два подхода (на ваш выбор) в решении проблемы обучения и воспитания (в письменной форме).

Неделя 4-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 2.1.: «Развивающее обучение: Психология общего развития младших школьников (по Л.В. Занкову), развитие теоретического мышления школьников (по В.В. Давыдову), теория учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину)»

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 423 с. С. 316 – 324.

2) Педагогическая психология. Юнита 3. Развивающие функции традиционной и инновационной стратегий образования /Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2003. – 99 с. Параграф 4.1. Психология общего развития младших школьников (по Л.В. Занкову). С. 49 – 56.

3) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320 с. Эльконин Д.Б. Школьное обучение – его особенности. С. 10 – 18.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) В чем проявляется особенность общего развития ребенка по Л.В. Занкову?

2) Какие дидактические принципы выдвигает Л.В. Занков?

3) Как определяется автором характер взаимоотношений учителя и ученика в системе развивающего обучения?

4) Как понимается Л.В. Занковым общее развитие ребенка?

5) Что понимает под развивающим обучением В.В. Давыдов?

6) Каковы особенности формирования и сущности эмпирического мышления?

7) На основе чего и как формируется понятийное обобщение?

8) Каковы особенности развития теоретического мышления?

9) Укажите основные различия между эмпирическим и теоретическим мышлением.

10) Отметьте характерные черты теоретического мышления.

11) Объясните принцип восхождения то абстрактного к конкретному.

12) В чем предназначение рефлексии и осознания в процессе познания?

13) Поясните специфику моделирования как компонента теоретического мышления.

14) В чем сущность и особенности формирования содержательного обобщения (СО)?

15) Какова основа абстрагирования в развитие теоретического мышления?

16) В чем специфика учебной деятельности по Д.Б. Эльконину?

17) В чем отличия учебно-познавательной мотивации учения от познавательной?

18) В чем своеобразие учебной задачи по Д.Б. Эльконину, в чем ее отличие от конкретно-практической задачи?

19) Укажите основные особенности процесса усвоения.

20) Поясните содержательное и структурное своеобразие учебных действий и учебных операций.

21) Охарактеризуйте действие контроля, его структурные особенности.

22) Укажите различие между отметкой и оценкой. Каковы принципы постановки отметки?

4. Знать точное определение следующих понятий: учебная деятельность, продукт учебной деятельности, результат учебной деятельности, усвоение, контроль, оценка, отметка, учебные действия, учебные операции, способ действия, учебная задача, общее развитие ребенка, обобщение, конкретизация, эмпирическое мышление, теоретическое мышление, моделирование, понятийное обобщение, содержательное обобщение.

5. Практическое задание:дать сравнительную характеристику традиционного обучения и развивающего (в письменной форме).

 

Неделя 5-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 2.2.: «Программированное обучение (по Б. Скиннеру). Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина»

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Педагогическая психология. Юнита 3. Развивающие функции традиционной и инновационной стратегий образования /Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2003. – 99 с. Параграф 2.2. Развивающий потенциал программированного обучения. С. 19 – 26.

2) Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 528 с. П.Я. Гальперин. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. С. 417 – 425.; Н.Ф. Талызина. Управление процессом усвоения знаний. С. 425-431.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Какие цели в обеспечении процесса обучения преследовали представители программированного обучения?

2) Какое понятие является основным в теории программированного обучения?

3) Какие формы научения выделяют авторы данного подхода?

4) Какова роль оперантного поведения в обучении?

5) Сравните структуру условного рефлекса и оперантного поведения.

6) В чем состоит значение подкрепления с точки зрения Б.Ф. Скиннера?

7) Поясните сущность закона упражняемости.

8) Каковы особенности закона готовности?

9) Раскройте содержание принципов программирования по Б.Ф. Скиннеру.

10) Какие виды обучающих программ выделяются представителями данной теории учения?

11) Каков вклад программированного обучения в развитие психолого-педагогического знания?

12) Какое понятие является центральным в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина?

13) Какова структурная организация ориентировочной основы действий (ООД)?

14) Какие цели обучения и развития преследует П.Я. Гальперин реализуя данную теорию учения?

15) Какие формы действий выделяет автор?

16) Какие этапы процесса усвоения новых знаний выделяются в рассматриваемой теории?

17) Дайте полную характеристика каждого этапа усвоения новых знаний.

18) Раскройте содержание каждого критерия, обеспечивающего эффективность процесса усвоения знаний.

19) Какие требования к организации контроля выдвигаются в теории поэтапного формирования умственных действий?

20) Охарактеризуйте типы ориентировочных основ действий по критериям обобщенности, полноте, способу получения ООД.

4. Знать точное определение следующих понятий: научение, подкрепление, ориентировочная основа действий, форма действия, обобщенность, развернутость, освоенность.

Неделя 6-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 2.3.: «Проблемное обучение»

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 528 с.Н.А. Менчинская. Мышление в процессе обучения. Усвоение понятий в процессе обучения. С. 431 – 441.; А.М. Матюшкин. Теоретические вопросы проблемного обучения. С. 459 – 466.

2) Педагогическая психология. Юнита 3. Развивающие функции традиционной и инновационной стратегий образования /Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2003. – 99 с. Параграф 3.1. Проблемные ситуации и проблемное мышление. С. 34 – 38.; параграф 3.2. Проблемное обучение. С. 38 – 44.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Какие цели обучения разрешают авторы теории проблемного обучения?

2) Каким образом рассматривается процесс решения проблемы, какие этапы в него включены?

3) Каков вклад американского психолога Дж. Брунера в разработку проблемного обучения?

4) Какое значение для становления проблемного обучения имели работы С.Л. Рубинштейна, Т.В. Кудрявцевой, Н.А. Менчинской?

5) В чем различие задачи и проблемы с точки зрения А.М. Матюшкина?

6) Какие типы проблемных ситуаций выделяются в рассматриваемой теории учения?

7) Какие требования к деятельности учителя выдвигаются в проблемном обучении?

8) Прохождение каких этапов предполагает деятельность ученика в указанной теории учения?

9) Какую, отличную от традиционной, структуру урока при проблемном обучении выявили М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и другие?

4. Знать точное определение следующих понятий: учебная проблема, проблемное обучение.

5. Практическое задание:подготовиться к контрольному опросу по изученному разделу«Психологические теории обучения и их роль в организации современного образования», уметь находить общее и различное в рассмотренных теориях учения.

Неделя 7-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.1.: «Предмет психологии воспитания. Проблема взаимосвязи обучения и воспитания. Понятие воспитания, его цели и задачи».

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф, Гордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Уч. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 431 с. Параграф 9.1. Воспитание души – вызов психологии. С. 361 – 363.

2) Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 528 с. А.С. Макаренко. Цели воспитания. С. 474 – 476.

3) Педагогическая психология. Юнита 1. Педагогическая психология как наука о взаимосвязи образования и развития / Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2002. – 80 с. Параграф 3.1. Воспитание и его закономерности. С. 30 – 35.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Что является предметом психологии воспитания?

2) Каковы цели психологии воспитания?

3) Сформулируйте и дайте обоснование главных, неизменяемых целей воспитания.

4) Какие факторы влияют на изменение второстепенных целей воспитания?

5) Какие задачи разрешает психология воспитания?

6) Что составляет духовность личности?

7) Укажите сходства и различия обучения и воспитания.

8) Существуют ли различия в методах и средствах обучения и воспитания?

9) Что является отличительной чертой воспитания в современных условиях с точки зрения А.Г. Асмолова?

10) В чем состоит общая цель современного воспитания?

11) Охарактеризуйте воспитательный процесс по Л.С. Выготскому.

12) Какова специфика воспитательной системы А.С. Макаренко?

4. Знать точное определение следующих понятий: воспитание, духовность, личность, предмет психологии воспитания.

5. Практическое задание:на основе анализа имеющейся литературы по психодиагностике разработать программу исследования личностного развития учащихся одной из возрастных групп(младший, средний, старший школьный или студенческий возраст).

Неделя 8-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.2., 3.3.: «Средства и методы воспитания. Деятельность, направленность личности и ее формирование. Развитие нравственной сферы личности».

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320 с. П.М. Якобсон. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный возраст. С. 236 – 242.; А.М. Прихожан. О нравственном развитии. С. 278 – 282.; С.Я. Рубинштейн. Способы воспитания новых привычек. С. 258 – 266.

2) Педагогическая психология. Юнита 1. Педагогическая психология как наука о взаимосвязи образования и развития / Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2002. – 80 с. Параграф 3.2. Нравственное развитие. С. 35 – 41.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Что понимается под средством воспитания?

2) Какие виды средств воспитания выделяют?

3) Охарактеризуйте прямое и косвенное воспитательное воздействие.

4) Дайте характеристику осознанным и неосознанным средствам воспитания.

5) Охарактеризуйте когнитивное, аффективное и поведенческое воспитательное воздействие.

6) Как реализуется принцип формирования личности в деятельности в системе воспитания? Аргументируйте.

7) Укажите основные особенности формирования нравственной сферы личности.

8) В чем сходство и различие понятий мораль и нравственность?

9) В чем состоит сущность метода наказания?

10) Охарактеризуйте поощрение как один из методов воспитания.

11) В чем предназначение и специфика приучения?

12) Дайте характеристику метода примера, в чем его психологические особенности?

13) Какие требования необходимо соблюдать при реализации каждого из указанных методов?

4. Знать точное определение следующих понятий: средства воспитания, воспитательное воздействие, метод, наказание, поощрение, пример, приучение, потребности, убеждения, ценности, смысл, мотив, установка, мировоззрение.

5. Практическое задание:

1.Проиллюстрировать каждое из изученных средств и методов воспитания (применяемых по отношению к вам, вами, или же к другим людям), примерами из собственного опыта или художественной литературы.

2. Подготовить тезисный конспект по работам П.М. Якобсон, А.М. Прихожан, С.Я. Рубинштейн (см. пункт 2.).

 

Неделя 9-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 3.4.: «Проблема управления воспитанием личности. Показатели и критерии воспитанности школьников».

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320 с. А.Н. Леонтьев. О сознательном отношении к учению. С. 52 – 56.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) В чем состоит особенность управления воспитанием личности?

2) Какие элементы в управлении воспитанием личности выделяют?

3) Как понимается отечественными учеными механизм управления воспитанием, в чем его сущность?

4) Какие этапы механизма превращения внешнего воспитательного управления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания выделяются?

5) Дайте характеристику каждого этапа.

6) Какие задачи должен решать педагог при формировании самовоспитания у ребенка?

7) Какие критерии воспитанности задает М.В. Гамезо? Охарактеризуйте их.

8) Какие критерии эффективности труда учителя выделяет А.К. Маркова?

9) Соотнесите понятия воспитанность и воспитуемость.

4. Знать точное определение следующих понятий: самовоспитание, саморазвитие, воспитанность, воспитуемость, обученность, обучаемость.

5. Практическое задание:подготовиться к контрольному опросу по разделу «Психология воспитания».

 

Неделя 10-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.1.: «Психологические характеристики мотивационной сферы личности»

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 528 с. Л.И. Божович. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. С. 448 – 453.

 

2) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студентов ср. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320 с. А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. С. 91 – 94.

3) Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. Молочкова И.В. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 103 с. А.К. Маркова. Психологические характеристики мотивации учения школьников. С. 59 – 86.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) В чем предназначение мотивации в структуре личности?

2) Каким образом изменяются представления о категории мотива в истории психологического знания?

3) Какие умения являются предпосылками формирования мотивации учения?

4) В чем состоит способность к целеполаганию у школьника?

5) Чем определяется формирование мотивации учебной деятельности?

5) Какими факторами определяется учебная мотивация?

6) Какие характеристики подтверждают системность учебной мотивации?

7) Обоснуйте полимотивированный характер мотивации.

8) Какие уровни познавательного интереса выделяет А.К. Маркова?

9) В чем проявляется смысл учения школьника?

4. Знать точное определение следующих понятий: мотив, мотивация, учебная мотивация, целеполагание.

5. Практическое задание:Подготовить тезисный конспект по работе А.К. Марковой «Учебная мотивация» (см. пункт 2.).

Неделя 11-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.2.: «Виды мотивов учения»

2. Ответить на следующие вопросы:

1) Что является специфической особенностью познавательных мотивов?

2) Дайте характеристику широким познавательным мотивам школьников.

3) В чем особенность учебно-познавательных мотивов?

4) Определите специфику мотивов самообразования.

5) В чем состоит проявление «мотивации достижения»?

6) Какие из указанных видов познавательных мотивов наиболее распространены?

7) Охарактеризуйте группу социальных мотивов.

8) В чем особенность широких социальных мотивов школьников?

9) Каск проявляются узкие социальные мотивы (позиционные)?

10) Чем отличается мотивация благополучия?

11) В чем состоит своеобразии престижной мотивации у ученика?

12) Охарактеризуйте мотивы социального сотрудничества.

13) Поясните особенности творческой мотивации.

14) Укажите содержательные характеристики мотивов учения по А.К. Марковой.

15) Отметьте динамические характеристики мотивов учения.

3. Практическое задание:составить программу наблюдения на предмет изучения уровня владения педагогом способами создания условий для формирования учебной мотивации.

 

Неделя 12-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.3.: «Своеобразие мотивации учебной деятельности в разных школьных возрастах».

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 528 с. В.С. Мерлин. Лекции по психологии мотивов человека. С. 298 – 305.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Чем характеризуется мотивационная сфера младшего школьника?

2) Какие мотивы учебной деятельности преобладают, почему?

3) Охарактеризуйте мотивационную сферу подростков.

4) Какие факторы благоприятно сказываются на формировании мотивации учения подростков?

5) Какие факторы препятствуют формированию мотивации учения у подростков?

6) Охарактеризуйте качественные и количественные изменения мотивации в подростковом возрасте.

7) Какие внутренние условия способствуют и препятствуют становлению мотивации учения в старшем школьном возрасте?

8)Какова качественная и количественная динамика мотивов учения у старшеклассников?

9) Каковы особенности мотивационной сферы старшеклассников?

10) Сравните особенности мотивационной сферы школьников на различных возрастных этапах.

4. Практическое задание:подобрать комплекс методик для изучения мотивации учения школьников во время психолого-педагогической практики, провести микроисследование по данной теме с выработкой конкретных рекомендаций по созданию оптимальных условий формирования мотивации учения.

Неделя 13-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 4.4.: «Принципы формирования мотивации учения школьников»

2. Ответить на следующие вопросы:

1) Какие требования к организации учебного процесса предъявляются при формировании учебной мотивации?

2) Какие новые типы отношений способствуют становлению учебной мотивации школьников?

3) Какие принципиальные пути формирования мотивации выделяет А.К. Маркова?

4) В чем роль интерактивного обучения при развитии мотивационной сферы школьников?

5) Какие виды интерактивных методов выделяются?

6) Каково значение дискуссии и эвристической беседы в развитии мотивации учения?

7) Каково предназначение социально-психологического тренинга в становлении учебной мотивации?

3. Знать точное определение следующих понятий:

4. Практическое задание:подготовиться к контрольному опросу по разделу «Мотивация учебной деятельности».

 

Неделя 14-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.1.: «Понятие педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности».

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. Молочкова И.В. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 103 с. Л.С. Выготский. Психология и учитель. С. 23 – 38.

2) Педагогическая психология. Юнита 1. Педагогическая психология как наука о взаимосвязи образования и развития / Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2002. – 80 с. Параграф 4.2. Структура педагогической деятельности. С. 47 – 51.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Какими факторами определяется содержание и психологические особенности педагогической деятельности?

2) Какие психологические функции педагогической деятельности выделяет А.И. Щербаков?

3) Что является целью педагогической деятельности?

4) Каковы задачи педагогической деятельности?

5) Какие функции педагогической деятельности определяет А.К. Маркова?

6) Каково содержание конструктивного компонента в структуре педагогической деятельности?

7) Каково место организационного компонента в структуре учебной деятельности?

8) Что включает в себя коммуникативный компонент педагогической деятельности?

9) Какие типы эмоциональных отношений учителя к ученику возможны в ситуациях установления взаимоотношений?

4. Знать точное определение следующих понятий: педагогическая деятельность, педагог.

5. Практическое задание:подготовить конспект по указанным во втором пункте источникам.

 

Неделя 15-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.2.: «Психологические требования к личности педагога. Педагогические способности. Педагогические умения»

2. Ответить на следующие вопросы:

1) Какие главные и постоянные требования предъявляются к педагогу?

2) Какие дополнительные требования предъявляются к педагогу?

3) Совокупность каких признаков порождает индивидуальность педагога?

4) Как определяется содержание педагогических способностей?

5) Какие педагогические способности выделяет Ф.П. Гоноболин?

6) Какова роль каждой из педагогических способностей в развитии профессионализма?

7) В чем состоит педагогический такт?

8) каковы основания классификации педагогических умений?

9) Охарактеризуйте каждую группу педагогических умений, обозначив роль каждой в профессиональной деятельности учителя.

4. Знать точное определение следующих понятий: профессия, педагогические способности, педагогический такт, педагогические умения.

5. Практическое задание:определите качественную и количественную динамику педагогической профессии, их обусловленность социально-экономической ситуацией в России, уровнем общественных ценностей.

Неделя 16-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.3.: «Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая компетентность учителя»

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Педагогическая психология. Юнита 1. Педагогическая психология как наука о взаимосвязи образования и развития / Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2002. – 80 с. Параграф 4.3. Профессиональная Я – концепция педагога. С. 53 – 56.; параграф 5.3. Профессиональная позиция педагога. С. 63 – 65.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Какие функции выполняет педагог в современном образовательном пространстве?

2) Что включает в себя профессиональная направленность педагога?

3) Какие типы профессиональной направленности выделяет Н.В. Кузьмина?

4) Перечислите основные критерии профессиональной компетентности педагога?

5) Охарактеризуйте психограмму учителя по А.К. Марковой.

6) Каковы основные характеристики операциональной сферы учителя?

7) Какие компоненты в мотивационной сфере профессионализма выделяются?

8) Охарактеризуйте эмоционально-волевую сферу профессионализма.

9) Обозначьте понятие центрации.

10) Какие виды центрации выделяет А.Б. Орлов?

4. Знать точное определение следующих понятий: профессионализм, центрация.

5. Практическое задание:составить карту наблюдения за педагогической работой учителя, уровнем его компетентности. Подобрать комплекс методов для диагностирования различных сторон педагогической деятельности (на период психолого-педагогической практики).

 

Неделя 17-я

1. Прочитать в конспекте лекций или прослушать лекцию по теме 5.4.: «Проблемы педагогического общения. Стиль педагогической деятельности. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности»

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1) Педагогическая психология. Юнита 1. Педагогическая психология как наука о взаимосвязи образования и развития / Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2002. – 80 с. Параграф 5.2. Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций. С. 53 – 56.

2) Педагогическая психология. Юнита 3. Развивающие функции традиционной и инновационной стратегий образования /Разработано Б.П. Бархаевым. – М.: Совр. Гуманит. Ун-т, 2003. – 99 с. Параграф 5.3.Педагог и взаимоотношения между детьми. С. 77 – 82.

3) Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. Молочкова И.В. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 103 с. Стиль профессионально-педагогического общения. С. 86 – 97.

3. Ответить на следующие вопросы:

1) Укажите основные различия в понимании педагогического стиля в отечественной психолого-педагогической литературе (В.С. Мерлин, Е.А. Климов, И.В. Страхов, Г.А. Берулава, Г.М. Андреева и другие).

2) С какими сторонами личности педагога связан стиль педагогической деятельности?

3) Какие факторы влияют на формирование стиля педагогической деятельности (по В.А. Кан-Калику)?

4) Какие виды стилей педагогической деятельности выделяют (А.К. Маркова)?

5) Охарактеризуйте формальную и содержательную сторону авторитарного стиля деятельности.

6) Дайте характеристику демократического стиля деятельности педагога.

7) Чем характеризуется либерально-попустительский стиль деятельности педагога?

8) Что включает в себя индивидуальный стиль деятельности педагога?

9) Перечислите основные признаки в проявлении индивидуального стиля деятельности педагога.

4. Знать точное определение следующих понятий:стиль общения, стиль деятельности, индивидуальный стиль деятельности.

5. Практическое задание:подготовиться к контрольному опросу по пройденному разделу «Психология педагогической деятельности».

6. Контрольные вопросы по курсу

1. Предмет психологии педагогической психологии

2. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.

3. История становления педагогической психологии

4. Концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и воспитания.

5. Проблемы соотношения развития и обучения.

6. Методологические основы педагогической психологии

7. Методы (общие и специальные) в педагогической психологии.

8. Основные категории педагогической психологии.

9. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования.

10. Понятие учебной деятельности, научения, обучения, учения.

11. Развитие личности как педагогическая проблема. Роль обучения в развитии личности.

12. Сравнительная характеристика психологических теорий учения.

13. Педагогические аспекты теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

14. Теория формирования содержательного обобщения В.В. Давыдова.

15. Проблемное обучение, его характеристики (по А.М. Матюшкину).

16. Основы программированного обучения.

17. Возрастные особенности усвоения социального опыта.

18. Структура учебной деятельности, основные требования, предъявляемые к учебной деятельности (Д.Б. Эльконин).

19. Учебная деятельность, ее структура, условия, источники.

20. Учет общих закономерностей развития познавательной сферы ребенка при организации учебной деятельности.

21. Формы организации учебной деятельности.

22. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности обучения.

23. Психологические причины возникновения перегрузки школьников.

24. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников.

25. Социализация личности в педагогическом процессе.

26. Психология воспитания. Соотношение понятий воспитание и обучение.

27. Цели и задачи воспитания. Историчность целей воспитания.

28. Социально - психологические аспекты воспитания.

29. Классификация психологических средств воспитания.

30. Критерии и показатели воспитанности школьников.

31. Категория мотива и ее роль в решении проб

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...