Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психофизиология мыслительной деятельности.

Изучение мыслительной деятельности в психофизиологии име­ет свою специфику. В теоретическом плане проблема физиологи­ческих основ мыслительной деятельности мало разработана. До сих пор не существует широко принятых концепций (как это, например, имеет место применительно к восприятию или памяти), которые объясняли бы, каким образом ЦНС обеспечивает процесс мышления.

Функциональная система как модель мыслительной деятельности. Теория функциональных систем, пишет Н.Н. Данилова (1998, с. 272), позволяет сопоставить основные этапы мыслитель­ного процесса с этапами поведенческого акта. Так, направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъ­екта. Афферентный синтез позволяет выбрать зону поиска решения проблемы. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее подходящей модели, который производится согласно вероятност­ному принципу принятия или отвержения гипотезы с целью ее пос­ледующей проверки и доказательства. В акцепторе результатов дей­ствия в соответствии с принятой гипотезой формируются конкрет­ные цели действия. Выполнение конкретного мыслительного действия эквивалентно этапу осуществления реального действия и базируется на центральной операции, осуществляемой головным мозгом человека — на операции сравнения. Здесь сравниваются исходные параметры реальной модели-задачи с соответствующими параметра ми наиболее подходящей модели, находящейся в акцепторе результатов действия. В случае несовпадения ряда параметров модели данного, конкретного решения и модели, находящейся в акцепторе, ак­тивизируются различные когнитивные процессы, зависящие, преж­де всего, от модальности (типа) решаемой задачи. Все вышеописан­ные когнитивные операции приводят к изменению содержания ак­цептора результатов действия. Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.

Несомненно, что в дальнейшем изложенные представления мо гут послужить основой для разработки конкретных экспериментальных исследований по психофизиологии мышления.

Эмпирические подходы к изучению мышления в психофизиологии. В настоящее время есть немало эмпирических исследований, посвященных изучению этой проблемы. Они об­разуют два относительно независимых подхода. Первый из них мож­но условно обозначить как «моделирующий», второй как «диффе­ренциально-диагностический».

В основе первого лежит регистрация физиологических показа­телей в ситуациях моделирования мыслительной деятельности. Он направлен на выявление динамики этих показателей в процессе ре­шения задач разного типа. Варьируя содержание заданий и анализируя сопутствующие изменения физиологических показателей, ис­следователи получают физиологические корреляты выполняемой деятельности. На этой основе делаются выводы относительно осо­бенностей физиологического обеспечения решения задач разного чипа. Классическим примером такого подхода служат эксперимен­ты О.К.Тихомирова (1984), где в качестве моделей мыслительной деятельности использовалось решение шахматных задач, а в ка­честве физиологического индикатора — динамика кожно-гальванической реакции (см. главу 2, рис. 2.7).

При использовании таких показателей как ЭКГ, ЭМГ и КГР, на­до иметь в виду, что эти индикаторы отражают преимущественно динамику общего напряжения, обусловленного активационными процессами. Поиск специфических психофизиологических измене­ний, сопровождающих процесс решения задач, связан в первую оче­редь с использованием электрофизиологических методов — ЭЭГ и Ш.

Второй подход, определяемый как дифференциально-диагности­ческий, исходит из того, что присущие человеку способы познава­тельной деятельности находят закономерное отражение в физиологических показателях, которые в результате этого приобрета­ют устойчивые индивидуальные особенности. Главная задача в дан­ном случае — найти те показатели, которые статистически достоверно связаны с успешностью познавательной деятельности, на­пример, коэффициентом интеллекта, причем физиологические по­казатели регистрируются независимо от психометрических.

Первый подход позволяет изучать процессуальную сторону, т.е. проследить, каким образом перестраивается физиологическая активность по ходу решения задачи и как результат отражается в ди­намике этой активности. Моделирование умственных задач позво­ляет выделять новые варианты изменения физиологических по­казателей и делать обобщения относительно соответствующих фи­зиологических механизмов. Сложность заключается в том, чтобы, во-первых, разработать информативные модели мыслительной де­ятельности (и соответствующие им задания), и, во-вторых, подоб­рать адекватные методы и показатели, позволяющие в полном объ­еме охарактеризовать деятельность физиологических систем — потенциальных «кандидатов» на участие в обеспечении процесса ре­шения задачи. При этом, строго говоря, выводы распространяются только на тот класс мыслительных задач, которые являются пред­метом изучения. Очевидно, что моделирование не может охватить все сферы мыслительной деятельности человека, и в этом заклю­чается ограниченность первого подхода.

При втором походе такого ограничения нет, поскольку во гла­ву угла ставится сопоставление индивидуально-специфических ус­тойчивых физиологических и психологических показателей. Пред­полагается, что индивидуальный опыт мыслительной деятельности отражается в тех и других. Однако эта логика не позволяет иссле­довать психофизиологию процесса решения задач, хотя по резуль­татам сопоставления и выдвигаются некоторые предположения относительно того, что способствует его успешной организации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...