Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психофизиологический подход к интеллекту.

Известно, что в психологии существует много разных подходов к анализу природы интеллекта, его структуры, способов функци­онирования и путей измерения. С позиций психофизиологического анализа целесообразно остановиться на подходе к интеллекту как к биологическому образованию, в соответствии с которым предпола­гается, что индивидуальные различия в показателях интеллектуаль­ного развития объясняются действием ряда физиологических факторов, во-первых, и эти различия в значительной степени обу­словлены генотипом, во-вторых.

Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее после­довательную позицию здесь занимает Г.Айзенк (1995). Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Первый из них представляет генетически детерминиро­ванную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосред­ственно связан с деятельностью коры больших полушарий.

Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социокуль­турных факторов. Социальный интеллект представляет собой ин­теллектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жиз­ни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от лич­ностных особенностей, обучения, социоэкономического статуса. Иногда биологический интеллект обозначают как интеллект А, со­циальный как интеллект Б. Очевидно, что интеллект Б гораздо ши­ре, чем интеллект А и включает его в себя.

Концепция Айзенка в значительной степени опирается на тру­ды предшественников. Представления о существовании физиоло­гических факторов, определяющих индивидуальные различия в ум­ственной деятельности людей, имеют достаточно длительную ис­торию изучения.

Исторические предпосылки. Еще в середине прошлого века с появлением первых экспериментальных приемов измерения про­стых психофизиологических показателей, таких, как различитель­ная сенсорная чувствительность, время реакции и т.д., в психоло­гии возникло направление, ставящее своей целью найти простые физиологические процессы или свойства, которые могут лежать в основе индивидуальных различий по интеллекту.

Идея использования простых, имеющих физиологическую при­роду показателей для оценки индивидуальных различий по интелле­кту идет от Френсиса Гальтона. Он рассматривал интеллект как биологическое образование, которое нужно измерять с помощью физиологических индикаторов. Экспериментальное воплощение эти идеи нашли в целом ряде работ, в которых в качестве коррелята интеллекта и частично способа его измерения предлагалось рас­сматривать время выполнения простых заданий.

Время как фактор эффективности. По некоторым представ­лениям определенная часть индивидуальных различий в успешно­сти выполнения тестов интеллекта объясняется тем, насколько бы­стро индивид может обрабатывать информацию, причем независи­мо от приобретенных знаний и навыков. Поэтому времени как фа­ктору, обеспечивающему эффективность умственной деятельно­сти, и в настоящее время придается довольно большое значение. Таким образом, понятие психической скорости или скорости вы­полнения умственных действий приобретает роль фактора, объ­ясняющего происхождение индивидуальных различий в познаватель­ной деятельности и показателях интеллекта. Действительно, не­однократно показано, что показатель интеллекта связан с време­нем реакции, взятом в разных вариантах оценки, отрицательной корреляцией, составляющей в среднем -0,3.

Наряду с этим в психофизиологии существует специальное напра­вление хронометрии процессов переработки информации, в котором одним из главных показателей служат латентности компонентов ВП, интерпретируемые как маркеры времени выполнения отдельных ког­нитивных операций. Закономерно, что существует целый ряд иссле­дований взаимосвязи показателей ВП и интеллекта.

Нейрональная активность. В этом контексте была сформули­рована гипотеза нейрональной эффективности, которая предпола­гает, что «биологически эффективные» индивиды обрабатывают информацию быстрее, поэтому они должны иметь более короткие временные параметры (латентности) компонентов ВП.

Эти предположения неоднократно подвергались проверке, и было установлено, что подобная связь обнаруживается при определенных условиях: биполярном способе регистрации ВП и использовании зри­тельных стимулов. Кроме того, существуют другие факторы, влияю­щие на ее проявления, например, уровень активации. Наибольшее со­ответствие между короткими латентностями и высокими показателя­ми интеллекта имеет место при умеренном уровне активации, следо­вательно связь «латентные периоды ВП — показатели IQ» зависит от уровня активации.

Кроме временных характеристик, для сопоставления с показателями IQ привлекаются и многие другие параметры ВП: различные варианты амплитудных оценок, вариативность, асимметрия.

Наибольшую известность в связи с этим приобрели исследова­ния А. и Д. Хендриксонов. В их основе лежит теоретическая мо­дель памяти, информационной обработки и интеллекта, базирую­щаяся на представлении о нейрональных и синаптических процессах и функциях. В основу индивидуальных различий здесь кладутся раз­личия в особенностях синаптической передачи и формирования энграмм памяти. Предполагается, что при обработке информации на уровне синапсов в коре мозга могут возникать ошибки. Чем больше число таких ошибок продуцирует индивид, тем ниже показатели его интеллекта. Количественно оценить число этих ошибок невозмож­но, но они проявляется в индивидуальных особенностях конфигу­рации ВП.

Согласно этой концепции индивиды, безошибочно обрабатыва­ющие информацию, должны продуцировать высокоамплитудные и имеющие сложную форму ВП, т.е. с дополнительными пиками и колебаниями (рис. 9.1).

250msec 0 250msec

Рис. 9.1 Вызванные потенциалы у шести испытуемых с высокими (слева) и шести испытуемых с низкими (справа) показателями IQ (no H.I.Eesensk, 1995).

Низкоамплитудные ВП упрощенной формы характерны для ин­дивидов с низким показателями интеллекта. Эти предположения получили статистическое подтверждение при сопоставлении ВП и показателей интеллекта по тестам Векслера и Равена.

Таким образом, есть основания утверждать, что эффективность передачи информации на нейронном уровне определяется двумя па­раметрами скоростью и точностью (безошибочностью). Оба па­раметра можно рассматривать, как характеристики биологическо­го интеллекта.

Не только вызванные потенциалы, но индивидуальные особен­ности ЭЭГ дают основания для прогноза интеллекта. Среди пос­ледних исследований такого рода наиболее иллюстративными явля­ются работы А.Н.Лебедева с соавторами (1998). С использованием современных статистических средств обработки данных, ими бы­ло показано, что интеллектуальные способности индивида можно прогнозировать по таким показателям ЭЭГ как частота альфа-рит­ма, степень синхронизации колебаний в лобных областях, соотно­шение мощности колебаний в альфа- и тета-диапазонах и др.

Топографические факторы. В разделе 9.1.2. были проанализированы электрофизиологические корреляты межзонального взаимодействия в процессе мыслительной деятельности. Однако про­блема этим не исчерпывается, особенно когда ставится вопрос физиологических предпосылках интеллекта.

Роль топографических факторов в обеспечении мышления и ин­теллекта можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах. Первый связан с морфологическими и функциональными особен­ностями отдельных структур мозга, которые связаны с высокими умственными достижениями. Второй касается особенностей взаи­модействия между структурами мозга, при которых возможна вы­сокоэффективная умственная деятельность.

«Жесткие» и «гибкие» звенья. Для характеристики свойств моз­гового субстрата мыслительной деятельности Н.П. Бехтеревой (1966) был предложен «принцип индивидуально формирующихся мозговых систем», согласно которому реализация одной и той же психической деятельности может обеспечиваться топографически различающимися мозговыми системами. Это означает, что нейро­физиологические механизмы, обеспечивающие мыслительную деятельность человека, представляют собой системы, состоящие из «жестких» (стабильных) и «гибких» (вариативных) звеньев.

В дальнейшем эти представления получили подтверждение в исследованиях Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников при помощи ПЭТ-томографии. Было показано, что в решении одной и той же мыс­лительной задачи принимают участие как постоянно активиру­ющиеся участки головного мозга (жесткие звенья), так и новые об­ласти мозга, названные «гибкими звеньями».

Иными словами, мозговая система обеспечения мышления со­стоит из жестких (одних и тех же) и гибких (вариативных) звень­ев. Этот принцип организации мозговых систем является одним из важнейших механизмов надежности мозга, который обеспечивает возможность достижения правильного конечного результата мыс­лительной деятельности относительно независимо от внутренних и внешних помех.

Морфо-функциональные предпосылки интеллекта. Долгое время господствовал скептический взгляд на попытки найти ка­кие-либо морфологические и топографические особенности в стро­ении мозга людей, отличающихся высоким интеллектом. Однако в последнее время эта точка зрения уступила другой, по которой ин­дивидуальным особенностям психической деятельности сопутст­вуют определенные соотношения в развитии различных областей мозга.

Постмортальное исследование мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрирует связь между специ­фикой их одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь, размерами нейронов в так называемом рецептив­ном слое коры. Анализ мозга выдающегося физика А. Эйнштей­на показал, что именно в тех областях, где следовало ожидать ма­ксимальных изменений (передние ассоциативные зоны левого по­лушария) рецептивный слой коры был в два раза толще обычно­го. Кроме того, там же было обнаружено значительно превосхо­дящее статистическую норму число так называемых глиальных кле­ток, которые обслуживали метаболические нужды увеличенных в размере нейронов. Характерно, что исследования других отделов мозга Эйнштейна не выявили особых отличий (Storfer, 1990). Предполагается, что столь неравномерное развитие мозга связано с перераспределением его ресурсов (медиаторов, нейропептидов , и т.д.) в пользу наиболее интенсивно работающих отделов. Особую роль здесь играет перераспределение ресурсов медиатора ацетилхолина. Холинэргическая система мозга, в которой ацетилхолин служит посредником проведения нервных импульсов, по некоторым представлениям обеспечивает информационную составляющую процессов обучения. Эти данные свидетельствуют о том, что ин­дивидуальные различия в умственной деятельности человека, по-видимому, связаны с особенностями метаболизма в мозге.

Однако мышление и интеллект представляют собой свойство мозга как целого, поэтому особое значение приобретает анализ вза­имодействия различных регионов мозга, при котором достигается высокоэффективная умственная деятельность, и в первую очередь анализ межполушарного взаимодействия.

Проблема функциональной специализации полушарий в позна­вательной деятельности человека имеет много разных сторон и хо­рошо изучена (см. главы 5.4. и 8.5.). В основном они сводятся к сле­дующему, аналитическая, знаково опосредованная стратегия поз­нания характерна для работы левого полушария, синтетическая, об­разно опосредованная — для правого. Закономерно, что функци­ональные свойства полушарий, а точнее степень их индивидуаль­ной выраженности могут служить физиологическим условием вы­соких достижений в решении задач разного типа (вербально-ло-гических или пространственных).

Исходно предполагалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие функций доминантного левого полушария, однако в настоящее вре­мя все большее значение в этом плане придается функциям субдо­минантного правого полушария. В связи с этим возникла гипотеза эффективного билатерального взаимодействия как физиологиче­ской основы общей одаренности. Предполагается, что чем лучше праворукий человек использует возможности своего субдоминант­ного правого полушария, тем больше он способен: одновременно обдумывать разные вопросы; привлекать больше ресурсов для ре­шения интересующей его проблемы; одновременно сравнивать и противопоставлять свойства объектов, вычленяемые познаватель­ными стратегиями каждого из полушарий. Гипотеза билатерального взаимодействия и эффективного использования всех возмож­ностей левого и правого полушарий в интеллектуальной деятель­ности представляется оптимальной, поскольку она, во-первых, ад­ресуется к работе мозга как целого и, во-вторых, использует пред­ставления о ресурсах мозга.

Соотношение нейронного и топографического уровней. Мыш­ление как психический процесс и интеллект как интегральная ког­нитивная характеристика функционируют на основе свойств мозга, взятого как целое. С позиций системного подхода (см. главу 1.4.5) в работе мозга следует выделять два уровня, или типа, систем: ми­кро- и макросистемный.

Применительно к мышлению и интеллекту первый представ­лен параметрами функционирования нейронов (принципами коди­рования информации в нейронных сетях) и особенностями распро­странения нервных импульсов (скоростью и точностью передачи информации). Второй отражает морфофункциональные осо­бенности и значение отдельных структур мозга, а также их про­странственно-временную организацию (хронотоп) в обеспечении эффективной умственной деятельности. Изучение этих факторов позволяет выявить, что головной мозг и, в первую очередь, зоны коры в процессе мыслительной деятельности действуют как еди­ная система с очень гибкой и подвижной внутренней структурой, которая адекватна специфике задачи и способам ее решения.

Целостная картина мозговых механизмов, лежащих в основе умственной деятельности и интеллекта, возможна на пути интегра­ции представлений, сложившихся на каждом из уровней. В этом и заключается перспектива психофизиологических исследований мыслительной деятельности человека.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...