Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конформизм и исследования Соломона Эша.

Группы способны оказывать значительное давление на своих членов, изменять их отношение и поведение таким образом, чтобы они соответствова­ли стандартам, принятым в данной группе. Групповое влияние было предметом счи­тающихся уже классическими исследований, выполненных Соломоном Эшем .

Суть этих исследований заключалась в следующем. Эш сформировал группы из семи-восьми человек. Каждую группу усаживали в классной комнате и предлагали сравнить две карточки, которые держал в руках экспериментатор. На карточке (а) была изображена одна линия, а на карточке (b) — три линии разной длины. Как по­казано на рис. 5.1, длина одной из линий, изображенных на карточке (b), равняется длине линии, изображенной на карточке (а).

a b

           
   
     
 

 


X A B C

Рис.5.1. Примеры карточек, использованных в исследовании Эша

Кроме того, как следует из рис. 5.1, раз­ница в длине линий совершенно очевидна и не вызывает сомнений; в обычных усло­виях количество ошибок, допущенных членами групп, не превышало 1%. Задача группы состояла в том, чтобы каждый человек поднялся со своего места и во всеус­лышание объявил, какая из трех линий на карточке (b) той же длины, что и линия на карточке (а). Однако, что произойдет, если все члены группы (кроме одного — испы­туемого) заранее получат соответствующие инструкции от экспериментатора и на­меренно дадут неправильный ответ? Не заставит ли стремление "быть как все" ни о чем не подозревающего испытуемого ответить так же, как и остальные? Именно это хотел понять Соломон Эш. Он сформировал группу таким образом, чтобы толь­ко испытуемому не было известно, что эксперимент "подстроен" заранее. Более того, вся группа была рассажена в комнате таким образом, чтобы ему последнему пред­стояло озвучить свое мнение. Эксперимент состоял из нескольких циклов похожих друг на друга упражнений. Сначала все участники давали правильные ответы, однако, где-то на третьем цикле первый по очереди участник дал очевидно неправильный ответ (например, согласно рис. 5.1, он ответил "С"). Следующий участник дал такой же неправильный ответ; так же поступили и остальные члены группы, пока дело не дошло до испытуемого. Он знал, что "X" равняется "В" (хотя все остальные ответили "С"). Таким образом, ему предстояло принять решение: могу ли я во всеуслышание высказать мнение, противоречащее ответам остальных членов группы, или лучше все же дать ответ, который, по моему глубокому убеждению, является неправильным, но зато совпада­ет с ответами остальных?Результаты, полученные Эшем в ходе многочисленных экспериментов, показали, что люди склонны к конформизму примерно в 35% случаев (т.е. в 35% случаев испы­туемые давали ответы, в неправильности которых они были уверены, но которые совпадали с ответами остальных членов группы).

Полученные результаты подтвердили наличие групповых норм, которые скло­няют нас к конформизму. (Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующих порядка вещей, господствующих мнений). Мы желаем быть членами своих групп и поэтому стараем­ся не выделяться на фоне остальных. Можно сделать более широкое обобщение: ко­гда мнение человека, основывающееся на объективных данных, существенно отли­чается от мнения остальных членов группы, он испытывает на себе давление, побуждающее его привести свое мнение в соответствие с мнением остальных.

Статус

Статус — социально определенная позиция или место в обществе, присвоенное определенной группе или ее членам другими людьми, — характерен для любого об­щества. Несмотря на многочисленные попытки создать бесклассовое общество, сего­дня, как и несколько тысяч лет тому назад, мы по-прежнему далеки от этого идеала. Даже самые мелкие группы вырабатывают особые роли, права и ритуалы, чтобы от­личать своих членов от остальных людей. Статус — это важный фактор в понимании поведения людей, поскольку он представляет собой сильный мотиватор. Когда люди ощущают несоответствие между тем, как воспринимают их статус они сами и другие люди, это побуждает их изменить свое поведение.

Что определяет статус? Теория характеристик статуса (status characteristics theory) утверждает, что различия в характеристиках статуса создают статусные иерархии в группах. Кроме того, следует учитывать, что у статуса может быть один из следующих трех источников:

- власть над другими людьми;

- способность при­вести свою группу к достижению ее целей;

- личные характеристики.

Сплоченность групп

Группы различаются по своей сплоченности(cohesiveness), т.е. по степени влече­ния членов группы друг к другу и их желания оставаться в этой группе. Например, некоторые рабочие группы характеризуются высокой сплоченностью, поскольку их члены проводят много времени вместе, потому что их маленький размер способству­ет более тесному взаимодействию их членов или потому что они испытывают на себе какую-то внешнюю угрозу, вынуждающую членов групп действовать сообща. Спло­ченность — это очень важный показатель, поскольку она во многом определяет групповую производительность труда.

Исследования показали, что зависимость между сплоченностью и производитель­ностью труда определяется многими нормами, которые сформировались в данной группе, и оказывают влияние на ее производственные показатели. Чем сплоченнее группа, тем последовательнее ее члены борются за достижение поставленных целей. Если нормы, влияющие на производственные показатели группы, достаточно высоки (например, высокая производительность труда, высокое качество выпускаемой про­дукции, сотрудничество с другими группами), сплоченная группа будет демонстриро­вать лучший результат, чем группа, члены которой не считают себя единым целым. Однако, если сплоченность высока, а нормы, влияющие на производственные показа­тели, низкие, групповая производительность труда будет невысокой. При низкой сплоченности и высоких нормах, влияющих на производственные показатели, группо­вая производительность труда достаточно высока, однако не настолько, как в сплочен­ных группах. Если же и сплоченность, и нормы, влияющие на производственные пока­затели, невысоки, на производительность труда группы это не оказывает существенно­го влияния. Эти выводы представлены схематически на рис. 5.2.

Сплоченность

Высокая Низкая

Значительное Умеренное

Соответствие Высокое повышение повышение

групповых и производительности производительности

организационных труда труда

целей

Снижение Существенного влияния

Низкоепроизводительности на производительность

труда труда нет

 

Рис. 5.2. Зависимость между сплоченностью и производительностью труда

 

Что руководитель должен сделать, чтобы повысить сплоченность груп­пы?

1) умень­шите размер группы;

2) добейтесь того, чтобы долгосрочные цели группы поддер­живались всеми ее членами;

3) добейтесь, чтобы члены группы как можно больше времени проводили вместе;

4) попытайтесь повысить статус группы и трудность по­лучения членства в ней;

5) стимулируйте конкуренцию с другими группами;

6) воз­награждайте группу, а не отдельных ее членов;

7) изолируйте эту группу физически.

Размер группы

Влияет ли размер группы на ее поведение? Многочисленными исследованиями доказано, что маленькие группы справляются с поставленными за­дачами быстрее, чем большие. Однако если необходимо решить те или иные пробле­мы, большие группы неизменно демонстрируют лучший результат, чем маленькие. Большие группы — десять и более человек — прекрасно справляются со сбором разнообразной информации. Таким образом, если цель груп­пы заключается в поиске фактического материала, большие группы более эффек­тивны. В то же время маленькие группы успешнее используют полученную инфор­мацию, чтобы достичь конкретного результата. Группы в составе семи человек, как правило, лучше других справляются там, где нужно действовать. С размерами групп тесно связано понятие социального иждивенчества(social loafing). Социальным иждивенчеством называют склонность людей прикладывать меньше усилий при коллективной работе по сравнению с индивидуальной. Это понятие прямо противо­речит логике, согласно которой производительность группы в целом должна быть не меньше суммы производительности труда всех ее членов.

Состав группы

Большинство групповых видов деятельности требуют многих знаний и квалифи­каций. Из этого можно сделать вывод, что неоднородные группы, состоящие из ра­ботников разной квалификации с разными знаниями и способностями, будут более эффективными, чем однородные группы. Результаты исследований в целом под­тверждают эту точку зрения, особенно, когда необходимо выполнить когнитивные задачи, требующие творческих способностей.

Когда в неоднородную группу входят люди разного возраста и пола, с разными чертами характера, разным уровнем образования, функциональной специализацией и производственным опытом, вероятность того, что группа будет обладать характе­ристиками, необходимыми для эффективного выполнения задач, будет выше. Такая группа в большей степени склонна к конфликтам, однако, результаты иссле­дований в целом подтверждают предположение о большей эффективности неодно­родных групп. Вообще говоря, разнообразие и неоднородность рождают конфликты, которые стимулируют творческий подход, что, в свою очередь, способствует приня­тию более качественных решений.

Один из аспектов проблемы, связанной с составом групп, в последнее время пользуется особым вниманием со стороны исследователей группового поведения. Речь идет о степени, в которой всем членам группы присуща какая-либо определенная демографическая характеристика (например, возраст, пол, раса, образование или продолжительность работы в данной организации), и о влиянии этой характеристи­ки на текучесть кадров. Эту переменную называют демографической характери­стикой группы(group demagraphy).

Тема 6 Команды

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...