Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группы лечебного ф-та 1 к., педиатрического ф-та 2 к.

Группы лечебного ф-та 1 к., педиатрического ф-та 2 к.

ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ К КОЛЛОКВИУМУ 3

План коллоквиума:

1. Контрольный тест по темам «Личность в психологии и медицине», «Общение и групповое взаимодействие», «Конфликт»

2. Отчет о выполнении творческого задания «Современные молодежные субкультуры» по мини-группам.

Содержание: - краткое теоретическое сообщение («портрет» явления: определение, исторический очерк; ценностные ориентации; нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусная структура; предпочитаемые источники информации; эстетические пристрастия)

- отчет и демонстрация практической работы (творческое представление субкультуры)

Примерная тематика творческих заданий по мини-группам: СТРИТБОЛИСТЫ, ПИКАПЕРЫ, ТРЕЙСЕРЫ, СТУДЕНТЫ МЕДВУЗА, ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ, ГЕЙМЕРЫ.

МОЖНО И НУЖНО ВЫБИРАТЬ ЛЮБЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ, интересные студентам (имо, готы, панки и др.)

Внимание! Для выполнения творческого задания студенческая группа должна разделиться на мини-группы, примерно равные по количеству участников. Необходимо представить не менее 6-ти субкультур.

Теоретический материал в учебнике А.В. Мудрика «Социализация человека» - Режим доступа: http://www.klex.ru/6wi

Приложение к коллоквиуму 3

Информативные материалы для подготовки к контрольному тесту 3

 

ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ

Личность и ее структура

Личность - это понятие интегральное, которое отражает фактическое состояние индивидных и социальных свойств человека, а также понятие ценностное, которое выражает идеал человека. Сегодня общепринято, что ведущей человеческой ценностью является развитие личности.

Личность (в широком смысле) – это феномен общественного развития; индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Сознание - это высшая форма отражения объективной реальности, свойственная исключительно человеку; субъективный образ объективного мира.

Самосознание - это осознание человеком своего тела, мыслей, действий, чувств, интересов, собственного положения в системе общественных отношений.

В узком смысле, личность – это системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения, формируемое в совместной деятельности и в общении.

Согласно этому определению, личностью человек становится только благодаря своей жизнедеятельности в обществе и в определенном возрасте. Человек вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся личностно образующими: формирование личности можно охарактеризовать как развитие, изменение, подчинение и переподчинение мотивов деятельности человека. К этому подводят исследования личности А.Н. Леонтьевым. Он особенно выделяет личностные смыслы и мотивацию потому, что деятельность человека в обществе определяется его потребностями и соответствующими мотивами. Но в процессе общественной жизни система мотивов человека должна соответствовать требованиям общества.

Например, мотивация выбора профессии. Каждый может изучить свои приоритеты в профессиональной деятельности и способности к ней и из приемлемых профессий выбрать наиболее востребованные обществом. Так, каждый человек с некоторого времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей.

 

Критерии сформировавшейся личности:

1) наличие иерархии мотивов как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого (социально значимая мотивация поведения), 2) способность к сознательному руководству собственным поведением (сознательное соподчинение мотивов).

Максимальное количество теорий в отечественной психологической и педагогической традиции согласны с тем, что в структуру личности включаются:

- способности (индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности),

- темперамент (качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства),

- характер (качества, определяющие поступки человека в отношении других людей),

- волевые качества (стремление человека к достижению поставленных целей),

- эмоции и мотивация (переживания и побуждения к деятельности),

- социальные установки (убеждения и отношения людей).

Основные подструктуры личности и их иерархия по К.К. Платонову (1984)

Подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение биологического и социального Специфические виды формирования Необходимые уровни психологического анализа
Направленность личности убеждения мировоззрение идеалы стремления желания определяющую роль играет социальное, биологического почти нет воспитание социально-психологический
Опыт привычки умения навыки знания значительно больше социального обучение психолого-педагогический
Особенности психических процессов внимание воля чувства восприятие мышление ощущение эмоции память чаще больше социального упражнение индивидуально-психологический
Биопсихические свойства темперамент половые, возрастные, фармакологически обусловленные свойства социального почти нет тренировка психофизиологический нейропсихологический

Классификация способностей

Способности
природные: - общие для человека и высших животных, - биологически обусловленные, - непосредственно связаны с врожденными задатками, на базе которых у человека формируются способности при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения, - способствуют формированию специфически человеческих способностей   Примеры: восприятие, память, способность к элементарной коммуникации, мышление специфически человеческие
1) взаимно обогащают и дополняют друг друга
общие: - определяют успехи человека в различных видах деятельности, - свойственны большинству людей Примеры: мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений; способности, проявляющиеся в общении и взаимодействии с людьми (речь) специальные высшие интеллектуальные способности: - определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие Примеры: музыкальные, математические, лингвистические, технические, художественно-творческие, спортивные
2) не сочетаются друг с другом
теоретические: - предопределяют склонность к абстрактно-теоретическим размышлениям практические: - предопределяют склонность к конкретным практическим действиям
3) равноценны по значимости для человека и человечества, соответственно соотносятся общим и специальным способностям:
учебные: - определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков творческие: - определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры

Все вышеперечисленные способности определяют успешность деятельности человека. Существуют в комплексе. Обладают свойствами взаимодействия и взаимовлияния.

Итак, задатки и способности связаны с условиями воспитания и социально обусловлены. Развитие способностей происходит в конкретной деятельности. А индивидуальные различия на уровне способностей обнаруживаются в направленности интересов в деятельности. Кто-то выбирает для себя медицину, кто-то технику, кто-то литературу.

Что же такое направленность личности? Направленность личности тоже социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Существует множество трактовок этого понятия.

Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение; в основе лежат мотивы деятельности.

Влечение – биологическая форма направленности, выражает неосознанную потребность.

Желание – осознанная потребность, влечение к чему-то определенному.

Стремление – это желание плюс волевой компонент; побуждение к деятельности.

Интересы – форма проявления познавательной потребности, служат ориентировке личности в окружающей действительности и осознанию целей деятельности.

Склонность – это интерес плюс волевой компонент; направленность на деятельность и стремление к совершенствованию в этой деятельности.

Идеал - предметная цель, ориентир человека.

Мировоззрение – система взглядов на мир, на себя и на свое место в мире; в нем отражаются идеалы и ценностные ориентации, принципы познания и деятельности, убеждения.

Убеждение – система мотивов личности, которые побуждают ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами. В основе побуждений лежат осознанные потребности, которые формируют мотивацию к деятельности.

Мотив – 1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворение потребностей субъекта; 2) предмет (материальный или идеальный), побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; 3) осознаваемая причина, основа выбора действий и поступков личности.

Мотивация – совокупность внешних и (или) внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивация имеет общественную природу. На формирование мотивационной сферы значимое влияние оказывает оценка, которая складывается из самооценки, обусловленной общественными нормами, и оценки со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит.

Человек – существо сознательное - ожидает и предвидит оценку. Оценка влияет на его деятельность, направляет ее в ту или иную сторону, повышает или снижает уровень деятельности. Оценка совершается на основании результатов деятельности, достижений и провалов, достоинств и недостатков. Таким образом, оценка сама становится результатом деятельности. А для того, чтобы прийти к положительной оценке, человеку необходимо идти по направлению цели своих действий. Вместе с тем, оценка не должна становиться самостоятельной целью, потому что установка на оценку вызывает в деятельности нарушения и отклонения. Например, музыкант на сцене начинает переживать не музыкальное произведение, которое он исполняет, а свое нахождение на сцене перед слушателем, который может вознести его на пьедестал или растоптать. Для того чтобы добиться успеха в любом деле, нужно больше думать о своем деле, чем о своем успехе. Так, Станиславский в своей системе, утверждал, что при подготовке артиста необходимо воспитать в нем умение концентрировать внимание на сцене, а не на зрительном зале, на партнере, а не на зрителе. И, вместе с тем, публичное выступление должно быть процессом активного общения с аудиторией и воздействия на нее. Выступление, которое не обращено к зрителю, не может быть удачным. А эффективно воздействовать на аудиторию возможно через содержание, которое ей преподносится. Именно на нем и должно быть сосредоточено внимание говорящего или играющего.

Оценка связана напрямую с мотивацией успеха. Но в реальности мотивы личного успеха не безраздельно властвуют в поведении людей. Как говорил Серг. Леон. Рубинштейн, все подлинно великое и ценное, что было сделано людьми, сплошь и рядом делалось не только не в целях личного успеха и признания, но иногда и с явным пренебрежением к нему. Одно дело – личный успех, совсем другое дело – общественный успех того дела, ради которого человек готов приносить всяческие жертвы.

 

Интеллект

Интеллект – это способность справляться с запросами и требованиями повседневной жизни. Его действие распространяется на разнообразные задачи – от чисто физической борьбы за выживание до комплексного решения проблем на высоком интеллектуальном уровне.

В первых исследованиях интеллекта психологи, философы, физиологи смотрели на интеллект преимущественно как на способность успешно решать более или менее замысловато поставленные задачи, или как на «умственный спорт».

Сегодня интеллект определяют как способность решать комплексные проблемы при изменяющихся обстоятельствах. В современную картину интеллекта включается все, что дает человека возможность решать стоящие перед ним проблемы, адекватно преодолевать повседневные нужды и компетентно реагировать на новые требования своей жизни.

Что препятствует проявлению интеллекта? Страх и волнение ослабляют контроль над происходящим и умственные способности. Социальное окружение, которое дает слабую тренировку мышления – мозг функционирует как мышца, которая достигает тем больших результатов, чем больше от нее требуют. Самооценка.

Социализация личности

Человек, личность – существо социальное. И общество стремится смоделировать для себя социально значимую или, в крайнем случае, приемлемую личность. Этой цели служат специальные социальные институты – образовательные системы (начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, колледжи, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров, а также учреждения дополнительного образования).

Образовательные системы – это социальные институты, чья цель – образование и развитие человека как личности и субъекта деятельности.

Развитие личности в ОС включает в себя:

- развитие интеллекта,

- развитие эмоциональной сферы,

- развитие устойчивости к стрессорам,

- развитие уверенности в себе и принятие себя,

- развитие позитивного отношения к миру и принятие других,

- развитие самостоятельности, автономности,

- развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

В сумме все эти направления развития личности можно назвать гуманистической психологией воспитания и обучения.

Помимо того, что организует общество для развития полноценной личности, существуют и многие другие воздействия на человека. Самый первый опыт общения с людьми человек приобретает еще до того, как научится говорить. Чем старше он становится, тем шире и многообразнее становится социальное окружение. В процессе общения и деятельности осуществляется процесс социализации человека.

Социализация (по Реану) – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

С точки зрения психологии, социализация - это не механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Восприятие разными людьми одних и тех же социальных ситуаций всегда различно. Такое субъективное восприятие, субъективная переработка и усвоение социального опыта объясняют процесс индивидуализации – становления индивидуальности человека. А формирование индивидуальности – конечная цель процесса социализации.

Индивидуализация – становление индивидуальности человека через субъективное восприятие, переработку и усвоение социального опыта; конечная цель процесса социализации (по Ананьеву).

Выделяют первичную и вторичную социализацию: 1) формирование обобщенного образа действительности; 2) приобретение специфически-ролевого знания (роли связаны с разделением труда).

Итак, человек – активный субъект процесса социального развития, саморазвития и самовоспитания. И этот процесс продолжается непрерывно на протяжении всего жизненного пути, следовательно, социализация никогда не бывает полной. И эта неполнота, незавершенность развития свидетельствуют о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности.

Одним из существенных моментов социализации является обретение социальной зрелости. Философ Фридрих Ницше так охарактеризовал зрелость: «Стать зрелым мужем – это значит обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр». Единого понимания социальной зрелости до сих пор не существует. Ученые постоянно спорят над объективными критериями, по которым можно определить социальную зрелость личности. И все-таки это качество является наиболее важным для человека.

Академик Реан выделяет следующие базовые компоненты социальной зрелости личности:

1. Ответственность; формируется в адекватной деятельности с предоставлением личности свободы в принятии решений. 1 тип – личность считает себя ответственной за всё происходящее с ней в жизни (интернальный локус контроля); такие люди более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более социально популярны. 2 тип – личность считает ответственными за всё происходящее с ней в жизни других людей, внешние обстоятельства, ситуации (экстернальный локус контроля; в обыденной терминологии – безответственность, «стрелочник виноват»); люди отличаются повышенной тревожностью, обеспокоенностью, повышенно агрессивны, конформны, менее популярны (84% подростков-правонарушителей).

2. Терпимость. 1 тип. Сенсуальная– устойчивость к воздействию социальной среды, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию (чёрствость). 2 тип. Диспозиционная (при социальных взаимодействиях) – готовность к определенной реакции личности на среду, позитивное отношение к миру («опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут», «агрессия часто провоцируется ситуацией, а не внутренней сущностью человека»). В последние 3-4 года уровень терпимости снизился и вырос уровень агрессии в 1,5 раза.

3. Саморазвитие – актуальная потребность, стремление к самосовершенствованию и самоактуализации; источник активного социального и личностного долголетия человека, когда жизненной целью становится собственное совершенство и счастье окружающих.

4. Позитивное мышление, позитивное отношение к миру, позитивный взгляд на мир.

 

На социальное развитие детей

Выявлены 3 группы детей:

1 гр. – дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия, умения разбираться в окружающей обстановке;

2 гр. – дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые;

3 гр. – дети, менее всего уверенные в себе, не проявляющие любознательности, не умеющие сдерживать себя.

Рассмотрены 4 параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль (попытка влиять на деятельность ребенка), 2) требование зрелости (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне), 3) общение (использование родителями убеждения, для того, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо), 4) доброжелательность (степень проявления заинтересованности в ребенке – похвала, радость от успехов, теплота, любовь, забота, сострадание по отношению к нему).

Определено:

родители 1 гр. детей набрали наиболее высокие оценки по всем 4 параметрам поведения и продемонстрировали модель авторитетного родительского контроля: относились к детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения, придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований; родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым;

родители 2 гр. детей имели более низкие оценки по выделенным параметрам, больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними; жестко контролировали своих детей, легко применяли власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение – властная модель родительского поведения;

родители 3 гр. детей были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт; не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе – снисходительная модель родительского поведения.

 

Детско-родительских отношений

В подростковом возрасте происходит перенос центра социализации из семьи в группу ровесников, но для большинства молодых людей родители остаются главными эмоционально близкими лицами. В проблемных ситуациях доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем отец (для мальчиков) или друг, подруга (для девочек). Снижение положительного отношения к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Три составляющие процесса социализации (по Мудрику А.В.):

1. Стихийная социализация – в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, разнонаправленных обстоятельств жизни;

2. Относительно направляемая социализация – в процессе и в результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;

3. Относительно социально контролируемая социализация – в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека.

Факторы социализации:

1. Мегафакторы (взаимодействие с ними в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов может влиять на социализацию всех жителей Земли) – космос, планета, мир, интернет;

2. Макрофакторы (взаимодействие с ними прямо или опосредованно другими группами факторов влияет на социализацию жителей определенных стран) – страна, этнос, общество, государство;

3. Мезофакторы (прямое или опосредованное взаимодействие с ними влияет на социализацию больших групп людей, выделяемых по местности и виду поселения, по принадлежности к субкультурам) – регион, село, город, поселок, субкультуры;

4. Микрофакторы (непосредственное влияние на социализацию человека) – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Субкультура(30-е гг. 20 в. – появление термина; в широком смысле)комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и других групп; реализует стилизованный механизм социализации; влияет на человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере ее носители (сверстники, коллеги) референтны (значимы) для него.

В русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми лицами), а также которые предлагают ему средства массовой коммуникации.

Идентификация – отождествление; эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Субкультура (в узком смысле) – совокупность специфических социально-психологических признаков (нормы, ценности, стереотипы, вкусы), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих входящим в них конкретным людям осознать и утвердить себя в качестве «Мы», отличного от «Они» (остальных представителей социума).

Признаки субкультуры:

- специфический набор ценностных ориентаций,

- нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений её носителей,

- статусная структура в реальных или номинальных группах,

- иерархия предпочитаемых источников информации,

- своеобразные эстетические пристрастия, увлечения, вкусы,

- способы свободного времяпрепровождения,

- жаргон,

- фольклор.

Номинальные группы как база формирования субкультуры – гендерные, возрастные, социальные, профессиональные слои населения; сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (феминисты, экологисты, антиглобалисты), криминальные слои, любители определенных занятий (охотники, рыболовы, картежники, коллекционеры).

Автономные параметры субкультур:

- по степени локализации – транснациональные, локализованные в одной стране или группе стран, региональные, поселенческие, групповые;

- по практическим основаниям – профессиональные, социально-статусные, имеющие в своей основе хобби, «фанатство», религиозную принадлежность, идеологию;

- по направленности – просоциальные, асоциальные, антисоциальные, контркультурные;

- по степени открытости – массовая открытая подростковая; автономные подростково-юношеские, некоторые профессиональные; закрытые экстремистские, криминальные;

- по мере оформленности – имеющие все признаки субкультуры, почти все или только два-три.

Просоциальные субкультуры – не противоречат социальным нормам, а дополняют или трансформируют их.

Асоциальные субкультуры – содержат трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы и специфические для определенной субкультуры (в общении с «чужими» – от открытости до нескрываемого презрения и агрессии в зависимости от личностных особенностей носителя).

Антисоциальные субкультуры – нормы, прямо противоположные общественным; четкое разделение во взаимодействии со «своими» и «чужими».

 

Игрушки и игры

В младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Внимательное разглядывание подвешенных перед кроваткой младенца игрушек упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. Ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета.

В этот же период он получает игрушки – заместители реальных предметов человеческой культуры: орудий и предметов быта (игрушечная посуда, мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Игрушки – копии реальных орудий – служат для развития у ребенка некоторых общих качеств (меткости, ловкости).

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки) и природный материал (шишки, веточки, кора). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.

В игре, выступая в качестве заместителей многих предметов, бытовые предметы и природный материал помогают ребенку уже в 3-х летнем возрасте овладеть действиями замещения: если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной за ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функций и затрудняется использовать этот предмет по другому назначению, то, получая полифункциональный предмет, он легко использует его в качестве множества других предметов, которые он замещает.

Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место занимают мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны. Первоначально ребенок выполняет с ними только те действия, которые показывает ему взрослый, - имитирует прыжки зайки, лай собаки. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку игрушку как объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать игрушке – учится рефлексии (эмоциональному отождествлению), переживает все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях.

Куклы – копии человека имеют особое значение, выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. Сначала ребенок с подачи взрослого качает куклу, возит в коляске, кладет в кроватку. Это, прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. На следующем этапе у ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, природой, другими людьми.

 

Уровни развития игры (по Эльконину):

Уровень Основное содержание Роли Логика и характер действий
Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры Определяются действием, не называются Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций. Логика легко нарушается без протестов со стороны детей
Действие с предметом при соответствии игрового действия с реальным Называются, намечается разделение функций Реализация действий, связанных с ролью. Логика определяется последовательностью в реальной действительности
Ролевые действия, специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры Ясно очерчены и выделены, определяют и направляют поведение ребенка Определяются ролью. Появляется специфическая ролевая речь. Нарушение логики опротестовывается (игра по правилам)
Действия, связанные с отношением к другим людям Ясно очерчены и выделены. Ролевые функции взаимосвязаны Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики и правил отвергается
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ
Этап развития игры Возраст Содержание Партнеры Влияние на развитие ребенка
1. Ролевая игра 2,5-4,0 Действия осуществления роли (изображают взрослого в различных функциях) Не нужны Усваивает функции человека в обществе (мама, продавец и проч.)
2.Сюжетно-ролевая игра 3,5-5,0 Разыгрывается жизненный или сказочный сюжет. Роли открыты, правила скрыты Нужен товарищ для игры. Если роль выполняется неправильно, начинается скандал Усваивает: 1) функции человека, 2) способы осуществления функций, 3) правила взаимоотношений
3. Игра с правилами 5,0-7,0 Усвоение норм и правил выполнения роли. Главное в игре – действие по правилам Если кто-то не выполняет правила – его убирают из игры Развивается саморегуляция, появляется первая форма волевого поведения – поступок
4.Игры-драматизации Изображение сказочных героев, усвоение морально-этических норм поведения (сказочные герои – носители норм) Возникают конфликты по поводу выбора роли Ребенок оттачивает навыки общения, формируются зачатки морали
5.Спортивные игры Младший школьник Главное не процесс, а результат игры – выигрыш Нарушение правил – обычная практика Развитие двигательных способностей и личностных качеств (к прим., мотивации)
6. Игры-фантазии Внешнего действия нет, дети фантазируют, представляя себя в будущем Партнер не нужен Развитие воображения, планирования
               

В отличие от других видов деятельности в дошкольном возрасте у игры нет своего продукта, игра – это ориентировочная деятельность. В игре происходит ориентация ребенка в смыслах взрослой серьезной человеческой деятельности. В дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме (если кукла «присматривает» за ребенком, он выполняет задание правильно), но затем он становится все более обобщенным, выступающим в роли правила или нормы. В игре перед ребенком выстраивается система отношений людей друг к другу.

По Эльконину, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей серьезной общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важной предпосылкой для перехода к учению. Когда возникает такая реальная возможность, игра гибнет.

 

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО

* иногда ставить себя на первое место

* просить о помощи и эмоциональной поддержке

* протестовать против несправедливого обращения или критики

* иметь свое мнение или свои убеждения

* совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь

* говорить «Спасибо, НЕТ», или «Извините, НЕТ»

* побыть одному, даже если другим хочется вашего общества

* иметь свои собственные, какие угодно чувства, независимо от того,

понимают ли их окружающие

* менять свое решение и добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ

* быть безупречным на 100%

* следовать за всеми

* делать приятное неприятным вам людям

* извиняться за то, что вы были самим собой

* чувствовать себя виноватым за свои желания

* мириться с неприятной для вас ситуацией

* жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было

* сохранять отношения, ставшие оскорбительными

* нести ответственность за чье-то поведение

ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Общение – сложный психологический процесс установления контактов между субъектами, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга и выработку единой стратегии взаимодействия (Андреева)

В современной психологии существует 3 подхода к изучению общения:

- информационный (разрабатывался в 30-40-е г. 20 в.)К примеру, теория «волшебная пуля». Процесс общения ориентирован на передачу и прием информации. Участники общения рассматриваются как донор и реципиент. Считается, что информация в процессе передачи от одного коммуникатора к другому не изменяется.

- интеракционный: разрабатывался в русле теории взаимодействия и утверждает, что процесс общения ориентирован на взаимодействие субъектов.

- реляционный: разные теоретические версии общения сходились в том, что процесс общения ориентирован на взаимоотношения. Наиболее важной признавалась эмоциональная сторона взаимоотношений.

В современной отечественной науке общение рассматривается как трехсторонняя структура - коммуникативная, перцептивная и интеракционная стороны связаны подобием треугольника.

Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией между общающимися субъектами.

Перцептивная обращает нас к социальной перцепции (восприятию) – т.е. общение предполагает оценку и понимание людьми друг друга.

Интерактивная сторона включает общение в организацию взаимодейст

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...