Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие и социализация личности в семьеСемья – модель и форма базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны – за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой; может осуществляться посредством механизма социального научения – викарное научение (усвоение социального опыта за счет наблюдения научения других).
Результаты исследования Д. Баумринд влияния стилей родительского поведения На социальное развитие детей Выявлены 3 группы детей: 1 гр. – дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия, умения разбираться в окружающей обстановке; 2 гр. – дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые; 3 гр. – дети, менее всего уверенные в себе, не проявляющие любознательности, не умеющие сдерживать себя. Рассмотрены 4 параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль (попытка влиять на деятельность ребенка), 2) требование зрелости (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне), 3) общение (использование родителями убеждения, для того, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо), 4) доброжелательность (степень проявления заинтересованности в ребенке – похвала, радость от успехов, теплота, любовь, забота, сострадание по отношению к нему). Определено: родители 1 гр. детей набрали наиболее высокие оценки по всем 4 параметрам поведения и продемонстрировали модель авторитетного родительского контроля: относились к детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения, придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований; родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым; родители 2 гр. детей имели более низкие оценки по выделенным параметрам, больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними; жестко контролировали своих детей, легко применяли власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение – властная модель родительского поведения; родители 3 гр. детей были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт; не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе – снисходительная модель родительского поведения.
Некоторые типы неправильного воспитания в семье (по А.Е. Личко) Воспитание «в культе болезни» - болезнь, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм. Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся. Условия жестких взаимоотношений – срывание зла на подростках и душевная жестокость. Условия повышенной эмоциональной ответственности – на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Противоречивое воспитание – несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи.
Особенности социализации подросткового возраста в плане реализации Детско-родительских отношений В подростковом возрасте происходит перенос центра социализации из семьи в группу ровесников, но для большинства молодых людей родители остаются главными эмоционально близкими лицами. В проблемных ситуациях доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем отец (для мальчиков) или друг, подруга (для девочек). Снижение положительного отношения к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности. Три составляющие процесса социализации (по Мудрику А.В.): 1. Стихийная социализация – в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, разнонаправленных обстоятельств жизни; 2. Относительно направляемая социализация – в процессе и в результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан; 3. Относительно социально контролируемая социализация – в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека. Факторы социализации: 1. Мегафакторы (взаимодействие с ними в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов может влиять на социализацию всех жителей Земли) – космос, планета, мир, интернет; 2. Макрофакторы (взаимодействие с ними прямо или опосредованно другими группами факторов влияет на социализацию жителей определенных стран) – страна, этнос, общество, государство; 3. Мезофакторы (прямое или опосредованное взаимодействие с ними влияет на социализацию больших групп людей, выделяемых по местности и виду поселения, по принадлежности к субкультурам) – регион, село, город, поселок, субкультуры; 4. Микрофакторы (непосредственное влияние на социализацию человека) – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум. Субкультура(30-е гг. 20 в. – появление термина; в широком смысле) – комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и других групп; реализует стилизованный механизм социализации; влияет на человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере ее носители (сверстники, коллеги) референтны (значимы) для него. В русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация. Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми лицами), а также которые предлагают ему средства массовой коммуникации. Идентификация – отождествление; эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами. Субкультура (в узком смысле) – совокупность специфических социально-психологических признаков (нормы, ценности, стереотипы, вкусы), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих входящим в них конкретным людям осознать и утвердить себя в качестве «Мы», отличного от «Они» (остальных представителей социума). Признаки субкультуры: - специфический набор ценностных ориентаций, - нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений её носителей, - статусная структура в реальных или номинальных группах, - иерархия предпочитаемых источников информации, - своеобразные эстетические пристрастия, увлечения, вкусы, - способы свободного времяпрепровождения, - жаргон, - фольклор. Номинальные группы как база формирования субкультуры – гендерные, возрастные, социальные, профессиональные слои населения; сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (феминисты, экологисты, антиглобалисты), криминальные слои, любители определенных занятий (охотники, рыболовы, картежники, коллекционеры). Автономные параметры субкультур: - по степени локализации – транснациональные, локализованные в одной стране или группе стран, региональные, поселенческие, групповые; - по практическим основаниям – профессиональные, социально-статусные, имеющие в своей основе хобби, «фанатство», религиозную принадлежность, идеологию; - по направленности – просоциальные, асоциальные, антисоциальные, контркультурные; - по степени открытости – массовая открытая подростковая; автономные подростково-юношеские, некоторые профессиональные; закрытые экстремистские, криминальные; - по мере оформленности – имеющие все признаки субкультуры, почти все или только два-три. Просоциальные субкультуры – не противоречат социальным нормам, а дополняют или трансформируют их. Асоциальные субкультуры – содержат трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы и специфические для определенной субкультуры (в общении с «чужими» – от открытости до нескрываемого презрения и агрессии в зависимости от личностных особенностей носителя). Антисоциальные субкультуры – нормы, прямо противоположные общественным; четкое разделение во взаимодействии со «своими» и «чужими».
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |