Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие и социализация личности в семье

Семья – модель и форма базового жизненного тренинга личности.

Социализация в семье происходит в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны – за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой; может осуществляться посредством механизма социального научения – викарное научение (усвоение социального опыта за счет наблюдения научения других).

 

Результаты исследования Д. Баумринд влияния стилей родительского поведения

На социальное развитие детей

Выявлены 3 группы детей:

1 гр. – дети с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия, умения разбираться в окружающей обстановке;

2 гр. – дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые;

3 гр. – дети, менее всего уверенные в себе, не проявляющие любознательности, не умеющие сдерживать себя.

Рассмотрены 4 параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль (попытка влиять на деятельность ребенка), 2) требование зрелости (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне), 3) общение (использование родителями убеждения, для того, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо), 4) доброжелательность (степень проявления заинтересованности в ребенке – похвала, радость от успехов, теплота, любовь, забота, сострадание по отношению к нему).

Определено:

родители 1 гр. детей набрали наиболее высокие оценки по всем 4 параметрам поведения и продемонстрировали модель авторитетного родительского контроля: относились к детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения, придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований; родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым;

родители 2 гр. детей имели более низкие оценки по выделенным параметрам, больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними; жестко контролировали своих детей, легко применяли власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение – властная модель родительского поведения;

родители 3 гр. детей были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт; не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе – снисходительная модель родительского поведения.

 

Некоторые типы неправильного воспитания в семье (по А.Е. Личко)

Воспитание «в культе болезни» - болезнь, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм.

Эмоциональное отвержение – ребенок ощущает, что им тяготятся.

Условия жестких взаимоотношений – срывание зла на подростках и душевная жестокость.

Условия повышенной эмоциональной ответственности – на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания.

Противоречивое воспитание – несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи.

 

Особенности социализации подросткового возраста в плане реализации

Детско-родительских отношений

В подростковом возрасте происходит перенос центра социализации из семьи в группу ровесников, но для большинства молодых людей родители остаются главными эмоционально близкими лицами. В проблемных ситуациях доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем отец (для мальчиков) или друг, подруга (для девочек). Снижение положительного отношения к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Три составляющие процесса социализации (по Мудрику А.В.):

1. Стихийная социализация – в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, разнонаправленных обстоятельств жизни;

2. Относительно направляемая социализация – в процессе и в результате влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий граждан;

3. Относительно социально контролируемая социализация – в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека.

Факторы социализации:

1. Мегафакторы (взаимодействие с ними в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов может влиять на социализацию всех жителей Земли) – космос, планета, мир, интернет;

2. Макрофакторы (взаимодействие с ними прямо или опосредованно другими группами факторов влияет на социализацию жителей определенных стран) – страна, этнос, общество, государство;

3. Мезофакторы (прямое или опосредованное взаимодействие с ними влияет на социализацию больших групп людей, выделяемых по местности и виду поселения, по принадлежности к субкультурам) – регион, село, город, поселок, субкультуры;

4. Микрофакторы (непосредственное влияние на социализацию человека) – семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Субкультура(30-е гг. 20 в. – появление термина; в широком смысле)комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и других групп; реализует стилизованный механизм социализации; влияет на человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере ее носители (сверстники, коллеги) референтны (значимы) для него.

В русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

Подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми лицами), а также которые предлагают ему средства массовой коммуникации.

Идентификация – отождествление; эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Субкультура (в узком смысле) – совокупность специфических социально-психологических признаков (нормы, ценности, стереотипы, вкусы), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих входящим в них конкретным людям осознать и утвердить себя в качестве «Мы», отличного от «Они» (остальных представителей социума).

Признаки субкультуры:

- специфический набор ценностных ориентаций,

- нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений её носителей,

- статусная структура в реальных или номинальных группах,

- иерархия предпочитаемых источников информации,

- своеобразные эстетические пристрастия, увлечения, вкусы,

- способы свободного времяпрепровождения,

- жаргон,

- фольклор.

Номинальные группы как база формирования субкультуры – гендерные, возрастные, социальные, профессиональные слои населения; сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (феминисты, экологисты, антиглобалисты), криминальные слои, любители определенных занятий (охотники, рыболовы, картежники, коллекционеры).

Автономные параметры субкультур:

- по степени локализации – транснациональные, локализованные в одной стране или группе стран, региональные, поселенческие, групповые;

- по практическим основаниям – профессиональные, социально-статусные, имеющие в своей основе хобби, «фанатство», религиозную принадлежность, идеологию;

- по направленности – просоциальные, асоциальные, антисоциальные, контркультурные;

- по степени открытости – массовая открытая подростковая; автономные подростково-юношеские, некоторые профессиональные; закрытые экстремистские, криминальные;

- по мере оформленности – имеющие все признаки субкультуры, почти все или только два-три.

Просоциальные субкультуры – не противоречат социальным нормам, а дополняют или трансформируют их.

Асоциальные субкультуры – содержат трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы и специфические для определенной субкультуры (в общении с «чужими» – от открытости до нескрываемого презрения и агрессии в зависимости от личностных особенностей носителя).

Антисоциальные субкультуры – нормы, прямо противоположные общественным; четкое разделение во взаимодействии со «своими» и «чужими».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...