Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЛЬ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО

* иногда ставить себя на первое место

* просить о помощи и эмоциональной поддержке

* протестовать против несправедливого обращения или критики

* иметь свое мнение или свои убеждения

* совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь

* говорить «Спасибо, НЕТ», или «Извините, НЕТ»

* побыть одному, даже если другим хочется вашего общества

* иметь свои собственные, какие угодно чувства, независимо от того,

понимают ли их окружающие

* менять свое решение и добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ

* быть безупречным на 100%

* следовать за всеми

* делать приятное неприятным вам людям

* извиняться за то, что вы были самим собой

* чувствовать себя виноватым за свои желания

* мириться с неприятной для вас ситуацией

* жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было

* сохранять отношения, ставшие оскорбительными

* нести ответственность за чье-то поведение

ПРИ ЭТОМ ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО

* другие люди имеют те же права, что и вы

* нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, - или то, или другое

* мнение, отличное от вашего, может быть верным

* никто не обязан вести себя так, как того хочется вам

* неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого

* совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок

* ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения

* вы ничего никому не должны до тех пор, пока не взяли на себя обязательств

* никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки

 

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ.

ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Общение – сложный психологический процесс установления контактов между субъектами, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга и выработку единой стратегии взаимодействия (Андреева)

В современной психологии существует 3 подхода к изучению общения:

- информационный (разрабатывался в 30-40-е г. 20 в.)К примеру, теория «волшебная пуля». Процесс общения ориентирован на передачу и прием информации. Участники общения рассматриваются как донор и реципиент. Считается, что информация в процессе передачи от одного коммуникатора к другому не изменяется.

- интеракционный: разрабатывался в русле теории взаимодействия и утверждает, что процесс общения ориентирован на взаимодействие субъектов.

- реляционный: разные теоретические версии общения сходились в том, что процесс общения ориентирован на взаимоотношения. Наиболее важной признавалась эмоциональная сторона взаимоотношений.

В современной отечественной науке общение рассматривается как трехсторонняя структура - коммуникативная, перцептивная и интеракционная стороны связаны подобием треугольника.

Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией между общающимися субъектами.

Перцептивная обращает нас к социальной перцепции (восприятию) – т.е. общение предполагает оценку и понимание людьми друг друга.

Интерактивная сторона включает общение в организацию взаимодействия.

Средства общения – это средства, с помощью которых передается информация; по определению – способы кодирования, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного субъекта другому.

Кодирование происходит с помощью языка – письменного или устного – это вербальные средства общения, или с помощью языка тела (мимика, жесты) – это невербальные средства общения.

Кинесика – это выразительные движения тела (мимика, жесты, телодвижения, позы, походка), визуальный контакт, внешний вид.К примеру, «рука к лицу» - человек говорит неправду. По походке можно определить пол, возраст, состояние здоровья, профессию человека.

Просодика и экстралингвистика – тембр, скорость, паузы, использование междометий в речи.

Такесика – тактильные ощущения, прикосновения, рукопожатия, похлопывания и проч.

Иллюстрация к такесике:

Лоуэн. Прикосновения врача

Кисть руки является главным инструментом при прикасании. Она содержит больше осязательных нервных окончаний, чем любая другая часть тела. Прикосновение, таким образом, является в большей степени функцией контакта кисти, но это не механическое действие. В человеческих отношениях прикасание является чувственным контактом с другим лицом. Итак, выражение «я тронут вами» является способом высказывания того, что «вы пробудили во мне ответные чувства». «Контактировать» означает быть осведомленным. Это выражение показывает тесную связь между прикасанием и знаниями.

Младенцы узнают качества предметов, помещая их в рот, где вкус является важной чувствительной модальностью. Затем дети учатся дотрагиваться.

Связь между прикасанием и узнаванием ставит важный вопрос перед терапией. Можно ли реально узнать другого человека, не прикасаясь к нему? Или как вы сможете почувствовать другого человека, не прикасаясь к нему?

При прикасании к телу пациента терапевт может ощутить многие вещи: мягкость и жесткость его мускулатуры, сухость его кожи, жизненность его тканей. Через свое касание он может передать пациенту идею, что он чувствует и принимает пациента как физическое существо и что прикасание является естественным способом контактирования.

Для пациента физическое прикосновение терапевта является признаком его заботы. Это возвращает к тем дням, когда пребывание на руках у матери и ее прикосновение было выражением нежной и ласковой заботы. В условиях современной культуры многие люди страдают от отсутствия телесного контакта времени раннего детства. В результате этого лишения они чувствуют запрет на физический контакт. Так как запрет такого рода осложняет для людей реальный контакт друг с другом, то терапевтически важно уничтожить это. Таким образом, терапевт должен показать, что он не боится прикоснуться к пациенту.

Терапевтическое касание должно быть теплым, дружелюбным, заслуживающим доверия и свободным от любого личного интереса, чтобы вселять уверенность при прикосновении. Терапевт должен знать себя, быть в мире с самим собой, прежде чем он сможет контактировать с пациентом. От терапевта следует ожидать знания характерных особенностей прикасания, способности узнавать разницу между чувственными прикасаниями и поддерживающими, между решительными и жесткими и между чисто механическим прикасанием и тем, которое наполнено чувством.

***

Проксемика – это пространственная организация общения. До 40 см – интимно-личностная зона; до 120 см – зона межличностного делового общения; до 3-х метров – зона восприятия партнера органами чувств или зона публичного общения.

Угол общения – используется при деловом общении; круглый стол – равное положение коммуникаторов; ольфакторная система – запах и вкус – наши впечатления о партнерах связаны с нашей иммунной системой и продиктованы генной природой.

Все наше общение предполагает выстраивание межличностных отношений по степени психологической близости партнеров:

Я – СЕМЬЯ – РОДСТВЕННИКИ – ПРИЯТЕЛИ – ЗНАКОМЫЕ – КОЛЛЕГИ

Психологическая структура межличностных отношений предполагает взаимосвязанную работу 3-х компонентов:

когнитивного (представления о партнере, отношениях и их содержании),

аффективного (представления о ценности отношений, о степени удовлетворения наших потребностей в общении),

конативного (представления о стиле общения, о действиях по отношению к партнеру – к примеру, поддерживающий или угрожающий стиль).

Большое значение для поддерживания межличностных отношений имеет владение человеком эмпатией. Эмпатия – это способность личности и одновременно психологический процесс сопереживания эмоциям и чувствам человека. Эмпатия может быть когнитивной (вы понимаете, что переживает партнер), эмоциональной (вы сочувствуете ему) и в виде помогающего поведения.

Как происходит выстраивание межличностных отношений в динамике?

1 стадия – это сближение – нахождение чего-то общего, преодоление возрастных или профессиональных барьеров,

2 стадия – близости – формирование чувства «Мы»,

3 стадия – дифференциации – наступает через 9 с половиной недель (момент кризиса в межличностных отношениях), связано с желанием самостоятельности, с тем, что ваш партнер не оправдывает ваши ожидания; в этот момент важно не замалчивать, а обсуждать проблемы,

далее, на 4 стадии развитие может пойти разными векторами:

первый – это стабилизация отношений,

второй – стадия отдаления, которая переходит в стадию распада.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...