Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БИЛЛЬ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЛИЧНОСТИВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО * иногда ставить себя на первое место * просить о помощи и эмоциональной поддержке * протестовать против несправедливого обращения или критики * иметь свое мнение или свои убеждения * совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь * говорить «Спасибо, НЕТ», или «Извините, НЕТ» * побыть одному, даже если другим хочется вашего общества * иметь свои собственные, какие угодно чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие * менять свое решение и добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ * быть безупречным на 100% * следовать за всеми * делать приятное неприятным вам людям * извиняться за то, что вы были самим собой * чувствовать себя виноватым за свои желания * мириться с неприятной для вас ситуацией * жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было * сохранять отношения, ставшие оскорбительными * нести ответственность за чье-то поведение ПРИ ЭТОМ ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ЧТО * другие люди имеют те же права, что и вы * нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, - или то, или другое * мнение, отличное от вашего, может быть верным * никто не обязан вести себя так, как того хочется вам * неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого * совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок * ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения * вы ничего никому не должны до тех пор, пока не взяли на себя обязательств * никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки
ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ. ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Общение – сложный психологический процесс установления контактов между субъектами, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание людьми друг друга и выработку единой стратегии взаимодействия (Андреева) В современной психологии существует 3 подхода к изучению общения: - информационный (разрабатывался в 30-40-е г. 20 в.)К примеру, теория «волшебная пуля». Процесс общения ориентирован на передачу и прием информации. Участники общения рассматриваются как донор и реципиент. Считается, что информация в процессе передачи от одного коммуникатора к другому не изменяется. - интеракционный: разрабатывался в русле теории взаимодействия и утверждает, что процесс общения ориентирован на взаимодействие субъектов. - реляционный: разные теоретические версии общения сходились в том, что процесс общения ориентирован на взаимоотношения. Наиболее важной признавалась эмоциональная сторона взаимоотношений. В современной отечественной науке общение рассматривается как трехсторонняя структура - коммуникативная, перцептивная и интеракционная стороны связаны подобием треугольника. Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией между общающимися субъектами. Перцептивная обращает нас к социальной перцепции (восприятию) – т.е. общение предполагает оценку и понимание людьми друг друга. Интерактивная сторона включает общение в организацию взаимодействия. Средства общения – это средства, с помощью которых передается информация; по определению – способы кодирования, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного субъекта другому. Кодирование происходит с помощью языка – письменного или устного – это вербальные средства общения, или с помощью языка тела (мимика, жесты) – это невербальные средства общения. Кинесика – это выразительные движения тела (мимика, жесты, телодвижения, позы, походка), визуальный контакт, внешний вид.К примеру, «рука к лицу» - человек говорит неправду. По походке можно определить пол, возраст, состояние здоровья, профессию человека. Просодика и экстралингвистика – тембр, скорость, паузы, использование междометий в речи. Такесика – тактильные ощущения, прикосновения, рукопожатия, похлопывания и проч. Иллюстрация к такесике: Лоуэн. Прикосновения врача Кисть руки является главным инструментом при прикасании. Она содержит больше осязательных нервных окончаний, чем любая другая часть тела. Прикосновение, таким образом, является в большей степени функцией контакта кисти, но это не механическое действие. В человеческих отношениях прикасание является чувственным контактом с другим лицом. Итак, выражение «я тронут вами» является способом высказывания того, что «вы пробудили во мне ответные чувства». «Контактировать» означает быть осведомленным. Это выражение показывает тесную связь между прикасанием и знаниями. Младенцы узнают качества предметов, помещая их в рот, где вкус является важной чувствительной модальностью. Затем дети учатся дотрагиваться. Связь между прикасанием и узнаванием ставит важный вопрос перед терапией. Можно ли реально узнать другого человека, не прикасаясь к нему? Или как вы сможете почувствовать другого человека, не прикасаясь к нему? При прикасании к телу пациента терапевт может ощутить многие вещи: мягкость и жесткость его мускулатуры, сухость его кожи, жизненность его тканей. Через свое касание он может передать пациенту идею, что он чувствует и принимает пациента как физическое существо и что прикасание является естественным способом контактирования. Для пациента физическое прикосновение терапевта является признаком его заботы. Это возвращает к тем дням, когда пребывание на руках у матери и ее прикосновение было выражением нежной и ласковой заботы. В условиях современной культуры многие люди страдают от отсутствия телесного контакта времени раннего детства. В результате этого лишения они чувствуют запрет на физический контакт. Так как запрет такого рода осложняет для людей реальный контакт друг с другом, то терапевтически важно уничтожить это. Таким образом, терапевт должен показать, что он не боится прикоснуться к пациенту. Терапевтическое касание должно быть теплым, дружелюбным, заслуживающим доверия и свободным от любого личного интереса, чтобы вселять уверенность при прикосновении. Терапевт должен знать себя, быть в мире с самим собой, прежде чем он сможет контактировать с пациентом. От терапевта следует ожидать знания характерных особенностей прикасания, способности узнавать разницу между чувственными прикасаниями и поддерживающими, между решительными и жесткими и между чисто механическим прикасанием и тем, которое наполнено чувством. *** Проксемика – это пространственная организация общения. До 40 см – интимно-личностная зона; до 120 см – зона межличностного делового общения; до 3-х метров – зона восприятия партнера органами чувств или зона публичного общения. Угол общения – используется при деловом общении; круглый стол – равное положение коммуникаторов; ольфакторная система – запах и вкус – наши впечатления о партнерах связаны с нашей иммунной системой и продиктованы генной природой. Все наше общение предполагает выстраивание межличностных отношений по степени психологической близости партнеров: Я – СЕМЬЯ – РОДСТВЕННИКИ – ПРИЯТЕЛИ – ЗНАКОМЫЕ – КОЛЛЕГИ Психологическая структура межличностных отношений предполагает взаимосвязанную работу 3-х компонентов: когнитивного (представления о партнере, отношениях и их содержании), аффективного (представления о ценности отношений, о степени удовлетворения наших потребностей в общении), конативного (представления о стиле общения, о действиях по отношению к партнеру – к примеру, поддерживающий или угрожающий стиль). Большое значение для поддерживания межличностных отношений имеет владение человеком эмпатией. Эмпатия – это способность личности и одновременно психологический процесс сопереживания эмоциям и чувствам человека. Эмпатия может быть когнитивной (вы понимаете, что переживает партнер), эмоциональной (вы сочувствуете ему) и в виде помогающего поведения. Как происходит выстраивание межличностных отношений в динамике? 1 стадия – это сближение – нахождение чего-то общего, преодоление возрастных или профессиональных барьеров, 2 стадия – близости – формирование чувства «Мы», 3 стадия – дифференциации – наступает через 9 с половиной недель (момент кризиса в межличностных отношениях), связано с желанием самостоятельности, с тем, что ваш партнер не оправдывает ваши ожидания; в этот момент важно не замалчивать, а обсуждать проблемы, далее, на 4 стадии развитие может пойти разными векторами: первый – это стабилизация отношений, второй – стадия отдаления, которая переходит в стадию распада. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |