Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в профессиональной деятельности

В наше время благосостояние и авторитет человека чаще всего зависят от его деловых качеств и способностей решать деловые вопросы лучше и быстрее остальных. Всё большее количество людей считает работу одной из важнейших сфер своей жизни. Работа способствует развитию личности, повышает самооценку, дает возможность самоактуализации. На работе устанавливаются дружеские отношения между коллегами.

Часть людей в стремлении реализовать себя в профессиональной сфере попадает в зависимость от работы. Процесс труда становится навязчивой идеей. На другом полюсе отношения к работе – лень.

С приходом иностранных компаний на российский рынок отношение к труду меняется в сторону ускоренного темпа работы и удлинения рабочего дня.

По данным исследований агентства Хэд Хантер 48% россиян готовы на ненормированный рабочий день ради карьерного роста или повышения зарплаты, 35% уже трудятся по такому графику. Среди последних – большинство работают по вечерам, другие – по выходным, во время отпусков. Рвение к работе так велико, что они работают даже во время болезни. По данным опроса 66% россиян ходят на работу во время болезни, 12% опрошенных берут работу на дом, 19% работают удаленно и огромная масса людей не лечится в период нетрудоспособности.

Что заставляет людей пренебрегать своим здоровьем и ходить во время болезни на работу? В большинстве случаев люди ссылаются на срочную работу, на нежелание ходить в поликлинику, на зависимость оплаты от результата труда и на боязнь потерять работу. Много таких, кто объявляет себя трудоголиками или говорят об ответственности перед коллегами. Многие ссылаются на неполную оплату больничных и таких, кому слишком скучно дома.

Почему же человек так стремится к работе? Дело в том, что профессиональная занятость имеет следующие психологические аспекты:

1 – структурирование времени бодрствования

2 – регулярные контакты с людьми за пределами семьи

3 – наличие целей

4 – определение личного статуса и идентичности

5 – необходимость активной деятельности.

Таким образом, трудовая деятельность – это социальный институт, который надежно и эффективно обеспечивает основные компоненты психического благополучия.

Большинству людей известно, что не всякая работа интересна для них, т.е. не всякая работа отвечает склонностям человека, получает своеобразный внутренний отклик. Склонность чаще всего выступает как безотчетное стремление к определенным занятиям – иначе, латентное состояние напряжения, нуждающееся в соответствующей разрядке. Но по мере получения удовлетворения от процесса выбранной деятельности, склонность становится осознаваемой и мотивированной.

По данным опросов среди студентов различных вузов выявлено, что абсолютному большинству студентов 1 курса нравится будущая профессия. У большой группы студентов выбор вуза не связан со склонностью к школьным предметам:

в техническом вузе - у 33%

в медицинском – у 70%

в сельскохозяйственном – у 55%

в экономическом – у 59%

Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей или определенной направленности личности. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми.

Итак, что такое профессия врача? Врач – это, прежде всего, призвание. Издревле люди считали, что нет на земле более гуманной профессии. Главная обязанность медиков – заботиться о здоровье человека.

Какие виды деятельности врач осуществляет в своей профессиональной деятельности?

Выявление причин различных заболеваний,

оказание современной плановой и экспертной медицинской помощи,

диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (в поликлиниках),

осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий,

внедрение новых препаратов и лекарственных средств,

осуществление санитарно-просветительской работы среди населения,

осуществления пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением,

оказание помощи при формировании здорового образа жизни.

Для реализации перечисленных видов деятельности врачу необходимы ряд качеств, которые обеспечивают успешность выполнения профессиональной деятельности.

Способности:

• Высокий уровень развития произвольного внимания;

• Хорошо развитая словесно-логическая долговременная память;

• Способность анализировать факты и логически мыслить;

• Ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур;

• Быстрота реакции;

• Психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки;

• Вербальные способности.

Личностные качества, интересы и склонности:

• Терпеливость и выдержанность;

• Доброжелательность и приветливость;

• Ответственность;

• Аккуратность;

• Тактичность;

• Оптимистичность;

• Внимательность;

• Готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь;

• Бескорыстность.

Существуют качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

• Безответственность;

• Невнимательность;

• Эгоистичность;

• Эмоциональная несдержанность;

• Жестокость;

• Брезгливость;

• Нетерпеливость;

• Рассеянность.

По предмету труда профессия «Врач» относится к типу – «человек-человек»; по характеру труда является профессией творческого класса.

Практика отбора студентов в медицинские вузы за рубежом различна.

В США существует трехступенчатая система подготовки врачей. Она складывается из следующих уровней:

двухгодичная общеобразовательная подготовка и домедицинское образование в медицинских колледжах,

затем четырехгодичная подготовка при колледжах, дающая среднее медицинское образование,

додипломное медицинское образование в высших учебных заведениях (медицинских школах).

По мнению американских специалистов, такая многоступенчатая система позволяет корректировать дальнейшую учебу студентов в направлении решения проблем профессиональной ориентации в зависимости от их интересов и способностей.

Американская система поступления в медицинскую школу сложна, продолжительна и дорогостояща: платный национальный экзамен, платная система подачи заявлений и платное собеседование в приемной комиссии самого вуза.

Тест для поступающих состоит из четырех частей и определяет:

способность поступающего пользоваться специальными терминами, определениями и обозначениями,

способность манипулировать количественными обозначениями,

степень знакомства поступающего с современными научными открытиями и достижениями отдельных дисциплин.

В Северной Америке отбор студентов на стоматологические факультеты состоит из сочетания отметок, теста на склонность к одонтологии и мануальных навыков. В тестирование по одонтологии включены фундаментальные науки, биология, общая и неорганическая химия.

В Колумбийском университете (США) пригодность абитуриентов к обучению определяется общей подготовленностью, особенностями характера, состоянием здоровья, умственными способностями, уровнем интеллектуального развития.

В большинстве европейских стран подготовка медицинских кадров осуществляется на основе планирования приема абитуриентов на медицинские факультеты с учетом наличия у последних способностей и достижений в некоторых сферах. В систему отбора входят уровень знаний (средние баллы), оценки по профильным предметам, тесты для выявления мануальных способностей, рекомендательные письма, интервью.

В Великобритании в каждом медицинском университете существуют свои методы отбора, но, вместе с тем, можно выделить общие черты. Абитуриенты посылают специальную форму, содержащую информацию об их академических и мануальных способностях, мотивации, стремлениях. По этим данным проводят первый тур отбора, на следующем этапе - используется интервью.

В Дании в большинстве вузов отбор студентов ведется по академическим показателям. На основании заявления абитуриента специальный комитет по отбору, в состав которого входят практикующие врачи, преподаватели и студенты школ, осуществляет оценку его уровня подготовленности.

Во Франции в университет принимаются все желающие, а непосредственный отбор студентов происходит по истечении одного – двух лет обучения после сдачи экзаменов.

В Голландии в прежние годы набор студентов осуществлялся по лотерейной системе. В настоящее время требования изменились. Например, в стоматологические учебные заведения существуют следующие критерии отбора абитуриентов: собеседование, решение компьютерных «сценариев» клинических ситуаций, выполнение манипуляций для оценки способности работать руками в будущей профессии.

 

Психология горя

(при потере близкого человека)

Понятие «нормального горя». Этапы естественного течения горя («работа горя») характерны для любой фазы психологического стресса; их продолжительность варьируется в зависимости от тяжести травмы или других факторов.

Общие симптомы горя.

Соматические нарушения: специфические нарушения дыхания (прерывистое, особенно при вдохе), физическое переутомление, утрата аппетита, нарушения сна (кошмары, бессонница), возможна симптоматика болезни, от которой умер близкий.

Психологическая сфера: Чувство вины, погруженность в образ умершего. Ощущение опустошенности, блеклости, серости мира, раздражительность. Идеализация умершего. Чувство брошенности, вызывающее злость. Конфликт этой злости с идеализацией.

К другим общим симптомам горя относят специфические нарушения смысловой сферы. Обнаруживается - на что не посмотри, все было связано с умершим. Нарушаются работоспособность, внимание, память, что усиливает и подчеркивает ощущение собственность малоценности.

Фазы горя.

1. Шок и оцепенение. Длится от нескольких секунд, до нескольких недель. В среднем — 9 дней. Человек не страдает, у него снижается чувствительность к боли, даже «проходят» беспокоившие заболевания. Наблюдаются утрата аппетита, мышечная слабость, малоподвижность (иногда сменяющаяся суетливостью) В сознании - ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Впоследствии нередко - пробелы в воспоминаниях об этом периоде. Шок оставляет человека в том времени, где близкий человек был еще жив. Настоящее сопровождается дереализационными и деперсонализационными ощущениями. Несмотря на внешнее благополучие, человек находится в крайне тяжелом состоянии. Его спокойствие может в любой момент смениться острым реактивным состоянием.

Помощь: Бесполезно разговаривать и утешать. Надо просто ходить «хвостиком».

Если это ребенок, то лучше не пускать его в школу. Частый тактильный контакт. Надо вызвать сильные чувства, чтобы вывести человека из шока. Можно даже разозлить.

2. Фаза страдания — дезорганизации. Длится в среднем 40 дней; самый тяжелый период. Критическая фаза относительно дальнейшего переживания человека, а порой она приобретает значение для всего жизненного пути. Реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, сквозь которую пробиваются ощущения присутствия умершего. Сохраняются и первое время усиливаются телесные реакции - затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, астения, утрата энергии, ком в горле, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна. Период наибольших страданий, острой душевной боли. Ощущение бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, страх, вина, тревога, беспомощность. Поглощенность образом умершего. Меняются отношения с окружающими - утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольной подражании мимике, жестам, походке. РАБОТА ПО ПЕРЕЖИВАНИЮ ГОРЯ СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. Основным переживанием является чувство вины. Ребенок в такой ситуации ощущает подавленность, страх. Характерны нарушения памяти на текущие события. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе горя (патологическое горе), либо из него сформируется Жертва. Внешне в этой фазе человек меняется - лицо принимает выражение страдания. Человек горбится, волосы тускнеют. Возникают проблемы со здоровьем. В любой момент человек может заплакать.

Помощь: 1. Дать человеку побыть одному, если он этого хочет. 2. Всегда быть в его распоряжении, выслушать и поддержать. 3. Относиться к нему мягко, всё прощая. 4. Дать возможность выплакаться, не мешая «утешением». 5. В конце фазы потихоньку приобщать человека к общественно-полезной деятельности. 6. Формирование чувства реальной вины. Демонстрировать, что относятся к нему, как к обыкновенному человеку.

3. Фаза остаточных толчков и реорганизация. Жизнь входит в свою колею, восстанавливается сон, аппетит, повседневная деятельность. Переживание горя выступает в виде отдельных приступов, которые на фоне нормального существования воспринимаются острее, чем раньше. Утрата постепенно входит в жизнь. Появляются воспоминания, свободные от боли, чувства вины, обиды. Человек получает возможность отвлечься от прошлого, обращается к будущему - начинает планировать свою жизнь без умершего.

Помощь: помочь обращению к будущему, построению новых жизненных планов.

4.Фаза завершения. Человеку приходится преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие завершение «работы горя». Например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему. Образ умершего занимает постоянное место в нашей жизни. Человек, вспоминая умершего, переживает не горе, а печаль, которая останется навсегда.

Помощь ребенку в преодолении горя. Ребенок проявляет тенденции к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Надо с терпением относиться к нему, не заставлять ребенка делать что-либо против его воли. Выслушивать ребенка, не забывать про тактильный контакт. Привлечь лучших друзей ребенка. Быть готовым к любым вопросам ребенка, и быть с ним честным. Доказать ребенку, что плакать не стыдно. Никогда не стоит говорить ребенку: «Ты же так не думаешь, не правда ли?», особенно относительно детских страхов или чувства вины. Быть особенно внимательными в «трудные» дни (праздники, например).

Средняя школа. 1. Рекомендуется провести в классе дискуссию на тему смерти. 2. Ребенок должен иметь возможность побыть один. 3. Среди товарищей должен быть «помощник», который опекал бы его. 4. Проявить терпение к забывчивости такого ребенка. 5. Не забывать о родителях. Им тоже тяжело. 6. Умственно подросток дезорганизован. Стоит предложить ему представить себе, что он не на уроке, а занимается любимым видом спорта. Это помогает ребенку работать не отставая от класса.

Патологическое горе. Нормальная «работа горя» может стать патологическим процессом, если человек «застревает» на одной фазе (как правило, на 2й) . Все симптомы 2й фазы усиливаются и подчеркиваются - развивается тяжелейший синдром посттравматических стрессовых нарушений в полном объеме.

Причины возникновения патологического горя: 1 . Конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью. 2. Невыполненные обещания. 3. Определенные обстоятельства смерти близкого. 4. «Непохороненные мертвецы» (не присутствовал на похоронах, не может поверить в смерть)

ВСЕГДА И ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ НАДО СООБЩАТЬ О СМЕРТИ БЛИЗКОГО.

ВСЕГДА, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА, РЕКОМЕНДУЕТСЯ БРАТЬ ДЕТЕЙ НА ПОХОРОНЫ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА.

 

Дранкорексия

Расстройства пищевого поведения в основном распространены среди подростков и студентов университетов. Чрезмерное употребление алкогольных напитков является еще одной известной нездоровой привычкой этой возрастной группы. Когда молодые люди объединяют эти две вредные привычки, это может существенно подорвать их здоровье. "Дранкорексия" – термин, определяющий новое заболевание, которое заключает в себе комбинацию нарушения питания и чрезмерного потребления алкоголя.

Исследователи обнаружили, что 16 % осмотренных респондентов используют тактику замены калорий, поступающих с едой, на "алкогольные" калории, чтобы таким образом сохранить вес в норме.

Среди участников исследования данное поведенческое расстройство было присуще в большей степени женщинам, чем мужчинам. Мотивацией для "дранкорексии" служат стремления 1) не набрать лишний вес, 2) быстрее опьянеть и 3)сэкономить деньги, которые должны были быть потрачены на еду, но взамен был куплен алкоголь.

"Дранкорексия" имеет опасные последствия для умственного, поведенческого и физического здоровья человека, обусловливает проблемы, связанные с умственной деятельностью - трудности с концентрацией внимания, неспособность к обучаемости и принятию решения.

Люди, которые практикуют подмену "пищевых" калорий "алкогольными", потребляя при этом неумеренное количество алкогольных напитков, также находятся в большем риске насилия, рискованного сексуального поведения, алкогольного отравления, злоупотребления наркотических веществ и развития хронических болезней. Женщины больше подвержены возникновению проблем со здоровьем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, поскольку усваивают спирт немного иначе, чем мужчины, а, как следствие, быстрее заболевают и страдают от повреждений и нарушений деятельности жизненно важных органов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...