Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Музыка» для 1 - 4 классов составлена на основе примерной программы начального общего образования к ФГОС НОО, примерной программы начального общего образования и программы «Музыка. Начальная школа». Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. М.: Просвещение, 2011.

Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры осуществляется через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоениемузыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Специфика предмета «Музыка»

Отличительная черта предмета - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности компози­тора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в про­грамму с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разнообразны и на­правлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Пости­жение одного и того же музыкального произведения подразу­мевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сфе­ру исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюже­тов сказок, музыкальных пьес программного характера; осво­ение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в раз­мышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбив­шихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и деко­раций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в состав­лении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в до­машнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочи­нений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении да­ют возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкально­го искусства, что формирует у младших школьников универ­сальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музы­кальные произведения. Названия разделов являются выраже­нием художественно-педагогической идеи блока уроков, чет­верти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, ввод­ный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

В соответствии со стандартами второго поколения оцени­ванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющи­еся в различных видах музыкально-творческой деятельности.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Музыка» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Всего - 135 ч: 1 класс - 33 ч (33 учебные недели), 2,3,4 классы - 34 ч (34 учебные недели). В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" на адаптационный период в 1 классе по предмету «Музыка» отведено 6 часов программы. Поэтому в рабочей программе "Музыка" учебный материал был уплотнён на 6 часов, количество часов на изучение предмета в начальной школе сокращено до 129 часов. (В 1 классе количество часов сокращено с 33 до 27 часов.) Содержание программных тем и дидактических единиц осталось без изменений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных ви­дах музыкально-творческой деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том чис­ле родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• воплощать художественно-образное содержание и инто­национно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в раз­личных видах деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

• соотносить выразительные и изобразительные интона­ции, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполни­тельской деятельности на основе полученных знаний;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, об­разов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблево­го, коллективного (хорового и инструментального) воплоще­ния различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и ин­терпретации музыки, игре на детских элементарных му­зыкальных инструментах, музыкально-пластическом дви­жении и импровизации);

• использовать систему графических знаков для ориен­тации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духов­ного самовыражения и участвовать в коллективной твор­ческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движе­ние, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные об­разы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессиональ­ного и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представ­лять широкой публике результаты собственной музыкаль­но-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкаль­ные коллекции (фонотека, видеотека).

СОДЕРЖАНИЕ (129 ч)

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения му­зыки. Рождение музыки как естественное проявление челове­ческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоцио­нальных сферах музыки и о многообразии музыкальных жан­ров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.Песенность, танцевальность, маршевость.Опера, балет, симфо­ния, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Твор­чество народов России. Музыкальный и поэтический фольк­лор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации.Историческое прошлое в музыкальных образах.Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей че­ловека.

Интонации музыкальные и речевые.Сходство и различие.Интонация — источник музыкальной речи. Основные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель - слушатель.Особенности музыкальной речи в сочинениях ком­позиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как спо­соб фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест­венных образов.Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений.Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллек­тивы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, истори­чески сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкаль­ный язык.

КЛАСС (27 ч.)

Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас» (10 ч)

Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.Композитор – исполнитель – слушатель.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Словарь эмоций. Истоки возникновения музыки. Музыка и её роль в повседневной жизни человека.

Душа музыки – мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы, марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.

Музыка осени. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Образы осенней природы в музыке. Оркестр, солист, фортепиано, скрипка. Сочини мелодию.

Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. Мелодия. Аккомпанемент. «Азбука, азбука каждому нужна…»

«Азбука, азбука каждому нужна…» Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Обобщающий урок 1 четверти. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Музыкальные инструменты. Отечественные народные музыкальные традиции. Русские народные музыкальные инструменты: свирели, дудочки, рожок, гусли. Региональные музыкальные традиции.

«Садко». Из русского былинного сказа. Наблюдение народного творчества. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. Композиторская музыка.

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка . Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.

Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка .

Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Отечественные народные музыкальные традиции.. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыка в праздновании Рождества Христова.

Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Содержание музыкального материала:

«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира

Раздел 2. «Музыка и ты» (17 ч)

Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции. Образы родного края.

Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп. Роль поэта, художника, композитора а изображении картин природы (слова-краски-звуки).

Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей че­ловека. Образы утренней природы в музыке.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Музыка вечера. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник музыкальной речи. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Образы вечерней природы в музыке.

Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Разыгрывание музыкальной сказки. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки.

Музы не молчали. Историческое прошлое в музыкальных образах. Образы защитников Отечества в музыке.

Мамин праздник. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные инструменты. Знакомство с музыкальными инструментами: арфа, флейта, лютня, клавесин, гитара.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Музыка в цирке. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.

Опера-сказка. Музыкальный театр: опера.Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

«Ничего на свете лучше нету». Музыка для детей. Музыка в кино.

Обобщающий урок. (Урок-концерт.) Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Содержание музыкального материала

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

КЛАСС (34 ч)

Содержание музыкального материала

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Содержание музыкального материала

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

 

Содержание музыкального материала

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)

Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Народная и профессиональная музыка.

Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши, хороводы, игры-драматизации. Формы построения музыки: одночастная, двух- трехчастные, вариации,

Праздники русского народа. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора. Игра «Сочини песенку». Твор­чество народов России.

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Масленица. Масленичные песенки. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Праздники русского народа. Встреча весны. Песенки – заклички. Игры на празднике. Региональные музыкально-поэтические традиции.

Содержание музыкального материала

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.

 

Содержание музыкального материала

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

 

Содержание музыкального материала

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

 

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч)

Интонация. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Выразительность и изобразительность в вокальной и инструментальной музыке. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Сравнение двух танцев на основе музыкальной интонации и танцевальных движений.

Интонация как главное свойство музыки. Интонационное богатство музыкального мира. Лад как одно из средств выразительности (мажор и минор). Ладовые сопоставления мажора-минора.

Жанр инструментального концерта. Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П.И. Чайковского. Музыкальные инструменты (орган).

Мир музыки С.Прокофьева и П.И.Чайковского.

Обобщающий урок – концерт.

Содержание музыкального материала

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

 

КЛАСС (34 ч)

Содержание музыкального материала

Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.

«Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

«Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.

«Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков,словаА. Толстого.

«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш­кина «Метель». Г. Свиридов.

Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».

Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспом­ним, братцы, Русь и славу!».

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

Содержание музыкального материала

«Колыбельная». П. Чайковс

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...