Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер Пресс, 2008. – Глава 23.

Планы занятий по психологии одаренности

 

№ п\п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. Зан. Семин.
1. Современный подход к исследованию одаренности    
2. Личность как фактор раскрытия одаренности.    
3. Теории личности    
4. Субъектность личности, ее роль в раскрытии одаренности.    
5. Темперамент как фактор раскрытия одаренности.    
Характер, его роль в раскрытии одаренности.      
Способности, одаренность.    
Интеллектуальные способности        
Теории способностей.    
Креативность как общая способность.      
Психомоторные способности.      
Социальная адаптация одаренных людей.      
Ранняя профессионализация одаренных детей, юных спортсменов    
Методы диагностики способностей.      
Развитие способностей в процессе обучения.    
  Всего  

 

 


Планы семинарских занятий по психологии одаренности

 

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: Современный подход к исследованию одаренности (2 часа)

План:

1. Социально-психологические условия изучения психологии одаренности в современном мире.

2. Основные понятия психологии одаренности.

3. История психологических учений об одаренности.

4. Первые экспериментальные исследования проблемы гениальности.

5. Современные концепции одаренности. Явление возрастной одаренности.

6. Направления анализа способностей и одаренности: способности и деятельность, способности и мотивация, способности и субъектные свойства личности.

 

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

2. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ: Астрель. 2008. 720с. С. 105-112.

3. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. // http://talantdeti.ucoz.ru/load/rabochaja_koncepcija_odarennosti/1-1-0-7

4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 2.

5. Ушаков Д.В. Психология одаренности. От теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352с. Глава 1, 2.

6. Хуторской А.В. Эвристический потенциал отечественного образования и педагогические условия его реализации // http://khutorskoy.ru/be/2008/0919/index.htm

 

Задания для самостоятельной работы:

Темы для докладов: «Психология одаренности как междисциплинарная область знаний», «Предметные области исследования способностей: психогенетика, психофизиология, общая психология, дифференциальная психология, психодиагностика, психология развития, социальная психология»

Занятие 2

ТЕМА: Личность как фактор раскрытия одаренности (2 часа)

План

1. Человек как личность, индивид, индивидуальность.

2. Личность как фактор раскрытия одаренности.

3. Структура личности. Смысловые образования личности.

4. Развитие личности в онтогенезе.

5. Познавательная потребность как самая яркая характеристика одаренного ребенка; ее зависимость от условий воспитания.

6. Внутренняя мотивация и раскрытие одаренности. Теория самодетерминации, ее вклад в понимание мотивационных основ раскрытия одаренности.

 

Литература

1. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. Глава 12.

2. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

3. Маклаков А.Г. СПБ.: 2001, Общая психология, глава 20.

4. Немов Р.С. Психология. Том 1. Основы общей психологии. М.: 1994, 2003. Глава 13.

5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 5.

 

ЗАНЯТИЕ 3-4

Тема: Теории личности (4 часа)

План

1. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда.

2. Концепции личности А.Адлера и К.Юнга.

3. Концепция развития личности Э.Эриксона.

4. Концепции личности Э.Фромма и К.Хорни.

5. Гуманистическая концепция личности А.Маслоу.

6. Феноменологическое направление в теории личности (К.Роджерс).

7. Диспозициональное направление в теории личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк)

8. Социально-когнитивное направление в теории личности (А.Бандура, Дж.Роттер).

9. Когнитивное направление в теории личности (Дж.Келли).

 

Литература

1. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

2. Немов Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии, глава 13.

3. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: 1999- 608 с.

 

Самостоятельная работа: составление 10 практических задач по теме «Теории личности».

ЗАНЯТИЕ 5

Субъектность личности, ее роль в раскрытии одаренности (2 часа)

План:

1. Понятие о субъектности

1. Субъектные свойства личности.

2. Надситуативная активность личности

3. Взаимосвязь субъектности и раскрытия одаренности.

4. Самосознание как регулятор поведения. Рефлексивное самосознание.

5. Развитие самосознания в онтогенезе.

6. Я-концепция, ее структура. Самопознание и самоотношение как фактор в раскрытии одаренности.

7. Личностная идентичность. Социальная идентичность. Этническая идентичность.

 

Литература

1. Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирическая верификация. //Психология самосознания. Самара: 2000, с.624-640.

2. Бернс Р. Что такое Я-концепция. //Психология самосознания. Самара, 2000, с.333-392.

3. Мейли Р.Различные аспекты Я. // Психология личности. Тексты. М.: 1982.

4. Пантилеев С.Р. Самоотношение. //Психология самосознания. Самара: 2000. С.208-242.

5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Глава 19.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М.: 1995. Глава 6, разделы 6.3, 6.4.

7. Солдатова Г.У. Этническая идентичность. //Психология самосознания. Самара: 2000, с.656 –667.

8. Столин В.И. Самосознание человека. М.: 1983. Глава 1.

9. Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. Ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: «Академический проект», 2000, с. 212-226 // http://creativity.ipras.ru/texts/ushakov_subject.pdf

10. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. СПб.: Питер. 2008. Глава 23.

 

Самостоятельная работа: Исследование эгоцентризма. Цель исследования: определить уровень эгоцентрической направленности личности.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Темперамент как фактор раскрытия одаренности (2 часа)

План

1. Понятие о темпераменте. Структура темперамента, его свойства.

2. Теории темперамента.

3. Типы темперамента, их проявления в поведении.

4. Типологические свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента.

5. Индивидуальный стиль деятельности.

6. Проявления темперамента в когнитивной сфере.

 

Литература

1. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+», 2005. – 5 с. – Глава 4.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 74-78.

3. Кречмер Э. Строение тела и характер. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 219-248.

4. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека. //Вопросы психологии, 200, № 2, с. 118-127.

5. Небылицын В.Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 153-160.

6. Немов Р.С. Психология Т. 1. Общие основы психологии. Глава 15.

7. Русалов В.М. , Парилис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы деятельности. // Психологический журнал, 1991, т.12, № 5, с.118-123.

8. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: 1982.

9. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с.32-39.

10. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 252-262.

 

Темы для докладов: «Темперамент и талант»

Самостоятельная работа:

УИРС – составление port folio по теме «Темперамент». Собрать и описать по 2 примера на каждый тип темперамента, представленный в литературе, кино, в наблюдении.

 

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Характер, его роль в раскрытии одаренности (2 часа)

План

1. Понятие о характере. Структура характера. Формирование характера.

2. Стереотипы в воспитании и восприятии одаренных детей.

3. Характер и темперамент.

4. Типология характера.

5. Акцентуация характера Типы акцентуаций.

6. Основные характерологические особенности одаренного ребенка

 

Темы для докладов: «Влияние семейного воспитания на развитие одаренности», «Акцентуации у одаренных людей», «Характер и талант»

Литература

 

1. Немов Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии. Глава 16.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: 2000.

3. Ананьев Б.Г. Строение характера. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 172-178.

4. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 167-172.

5. Деонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.

6. Леонгард Акцентуированные личности. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 270-288.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с.288-315.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности. СПб. : 1999, с. 252 – 253.

9. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+», 2005. – 5 с. – Глава 7, 9.

 

Самостоятельная работа:

УИРС – составление port folio по теме «Акцентуация характера. Типы акцентуаций».

 

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Способности, одаренность (2 часа)

 

План:

1. Соотношение понятий «способности», «задатки» и «одаренность». Влияние среды и наследственности на одаренность.

2. Общая характеристика способностей. Структура способностей. Многокомпонентность способностей и возможность компенсации одних способностей другими.

3. Общие и специальные способности. Общая и специальная одаренность.

4. Способности и умения.

5. Дифференциация видов одаренности по различным критериям. Одаренность как высокий уровень когнитивных процессов (Г.И.Россолимо), как уровень интеллекта (В.М.Экземплярский), как способности (Б.М.Теплов), как творческость (Дж.Гилфорд, П.Торренс, Ф.Баррон и др.).

6. Признаки одаренности: инструментальный и мотивационный аспекты. Характеристика одаренных детей (по К.Тэкэкс).

7. Дисинхрония развития одаренности.

 

Литература

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 1, 3.

2. Дружинин В.М. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001, главы 1,2.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. Главы 6, 9.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001, глава 24.

6. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел I.

7. Теплов Б.С. Способности и одаренность. //Избранные труды. Т.1. М.: Педагогика, 1985, с. 15 – 41.

8. Ушаков Д.В. Психология одаренности. От теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352с. Глава 3.

9. Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. Т.28, № 1. 2007. С.27-36.

10. Шадриков В. Д. Эволюция взглядов на природу и сущность способностей / Национальный психологический журнал. 2007, № 1 (2) сентябрь – С. 58-64 / http://www.psy.msu.ru/science/npj/journals/npj-no02-2007.pdf

11. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей. //Психология. Журнал высшей школы экономики.2010, т.7, № 3, 41-56.

 

 

Темы для докладов: «Половые и гендерные различия в способностях»

Самостоятельная работа: решение психологических задач, составление психологических задач, подготовка тестовых заданий.

 

 

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Теории способностей (4 часа)

План:

1. История развития психологических представлений о способностях.

2. Наследственность и среда как факторы развития способностей. Психогенетический подход к пониманию способностей.

3. Теория социальной обусловленности способностей.

4. Теории гениальности (патологические теории, психоаналитические теории, теории качественного превосходства, теории количественного превосходства).

5. Отечественные теории способностей.

 

Литература:

1. Дружинин В.М. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.

2. Кольцова В.А., Холондович Е.Н. Гениальность: психолого-историческое исследование // Психологический журнал. 2012. том 33, № 2, с. 101-118.

Занятие 10

Тема: Креативность как общая способность (2 часа)

1. Психометрические концепции интеллекта (Спирмен, Терстоун).

2. Иерархические модели интеллекта.

3. Модели интеллекта Гилфорда, Стернберга.

4. Концепция интеллекта Г.Гарднера. Диагностика интеллекта.

5. Распределение лиц с различным уровнем интеллектуальных способностей в человеческой популяции.

6. Развитие интеллекта на различных этапах онтогенеза.

7. Проявление интеллектуальных способностей в различные возрастные периоды.

8. Понятие о креативности и ее проявлениях.

9. Теории креативности ДЖ. Гилфорда и Э.П.Торренса. Концепция креативности М.Воллаха и Н.Когана. Концепция креативности С.Медника.

10. Теория инвестирования Р.Стернберга.

11. Развитие креативности на различных этапах онтогенеза.

 

Литература:

1. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. Глава 12.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей – М.: Академия, 2002 – 320с. Глава 2.

3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 2.

4. Волкова Е. В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессионально й деятельности – Психологический журнал. Том32, № 4, 2011. – С.

5. Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. - М., 1999. С 5-29.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.: выявление. Развитие и реализация. /пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2002. – 396 с.

7. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 3, 4.

8. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

10. http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/strukturno-dinamicheskaya-teoriya-myshleniya/associativnye-ierarxii-defokusirovannoe-vnimanie-i-semanticheskie-seti-v-tvorchestve-teorii-s-mednika-dzh-mendelsona-i-k-martindejla/

 

 

Занятие 11

Тема: Психомоторные способности (2 часа)

1. Психомоторные способности и эффективность двигательной деятельности.

2. Структура психомоторных способностей.

3. Физическая активность как фактор умственного развития.

4. Самоконтроль как компонент психомоторных способностей.

5. Различительная чувствительность по пространственным, силовым временным параметрам движений.

6. Надежность психомоторных функций в экстремальных условиях.

7. Диагностика психомоторных способностей.

8. Развитие психомоторных способностей.

 

Литература:

 

1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник для вузов, СПб.: Питер, 1-е издание, 2003 год, 384 с.

2. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс+, 2002, 319с.

3. Шевченко Д.Ю., Харитонова Л.Г. Оценка психомоторных способностей – Омск, 2008 – Глава 1.

 

Занятие 12

Тема: Социальная адаптация одаренных людей (2 часа)

1. Социализация, ее роль в становлении личности. Соотношение социализации и индивидуализации в развитии личности.

2. Первичная и вторичная социализация. Инкультурация.

3. Сензитивные периоды развития способностей. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности.

4. Основные проблемы личностного развития одаренного ребенка.

5. Личность одаренного ученика и детский коллектив.

 

Литература:

 

1. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей — М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 192 с.

2. Миллер Алис. Драма одаренного ребенка и поиск собственного я. Перевод И.В.Розанова и И.В.Силаевой - М.: Академический Проект, 2006, 144 с.

1. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 11, 12.

2. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Обнинск: МГСОЦИН, 2008. – 212 с.

3. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2000, 136с.

Занятие 13

Занятие 14-16

Тема: Методы диагностики способностей (6 часов)

1. Принципы и методы выявления одаренных детей.

2. Проблемы лонгитюдного исследования развития одаренных.

3. Диагностика детской одаренности. Возрастные шкалы Стенфорд-Бине, модель Дж. Рензулли и др.

4. Диагностика интеллекта.

5. Диагностика креативности: психометрический подход, метод «креативного поля», социально-личностный и альтернативный подход.

6. Методы диагностики психомоторных способностей.

7. Методы диагностики специальных способностей.

 

Литература:

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. - М.: МИОО, 2005 – 176 с. – Глава 2.

2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический Проект; Трикста. – 2004. 176 с.

3. Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 317 с.

4. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/авт. - сост. О.Н.Истратова, Т.В.Эсакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 495 с.

5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел II.

6. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. — М.: Издательство Московского психолого-cоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 368 с.

Занятие 17

Тема: Развитие способностей в процессе обучения (2 часов)

1. Одаренный ребенок в массовой общеобразовательной школе. Моделирование развивающей образовательной среды для одаренных детей.

2. Основные подходы к обучению одаренных детей. Дифференцированный подход к составлению рабочих программ. Принципы построения программ обучения.

3. Научные основы работы с одаренными детьми. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника.

4. Психологические основы консультативной работы с одаренными детьми. Личность одаренного ребенка, ее проблемы.

5. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования.

6. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми.

Литература:

1. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Раздел IY.

2. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии, 1984, №1. – С. 20-26.

3. Одаренные дети: Пер. с англ./Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

4. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., (ответственный редактор), Шадриков В.Д. (научный редактор), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. // http://talantdeti.ucoz.ru/load/rabochaja_koncepcija_odarennosti/1-1-0-7

5. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития / Психологический журнал, 2001. том 32, № 5, с. 69-78.

6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

7. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 368 с.

1. Темы для докладов: «Интеллектуальные соревнования – как средство развития творческих способностей одаренных учащихся во внеклассной работе», «Опыт новых методов разностороннего обучения (М.Ибука, Япония)», «Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования (на уроках литературы, математики и др. – по выбору)»,

 

Основная литература

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996, - 320 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 753 с.

2. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

4. Гарднер Г. Структура разума. М.: ООО «Вильямс», 2007. – 512 с.

5. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с.

6. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

7. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии, 1984, №1. – С. 20-26.

8. Кэрри Л., Тоубер Дж. Дети индиго. М.: ООО «София», 2007. – 288 с.

9. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический Проект; Трикста. – 2004. 176 с.

10. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Психогенетика, т.1.СПб.: Питер, 2008. – 408 с.

11. Николаев Н.Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2005. – 277 с.

12. Одаренные дети: Пер. с англ./Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.

13. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: «Феникс+», 2005. – 320 с.

14. Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 317 с.

15. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/авт. - сост. О.Н.Истратова, Т.В.Эсакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 495 с.

16. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ: Астрель. 2008. 720с.

17. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416с.

18. Психология одаренности: от теории к практике. /под ред. Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 1999. – 128 с.

19. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.: выявление. Развитие и реализация. /пер. с англ. – М.: «Когито- Центр», 2002. – 396 с.

20. Савенков А.И. Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352 с.

21. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

22. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей. //Психология. Журнал высшей школы экономики.2010, тю.7, № 3, 41-56.

23. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М.: Обнинск: МГСОЦИН, 2008. – 212 с.

24. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 368 с.

Планы занятий по психологии одаренности

 

№ п\п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. зан. Лаб. Зан. Семин.
1. Современный подход к исследованию одаренности    
2. Личность как фактор раскрытия одаренности.    
3. Теории личности    
4. Субъектность личности, ее роль в раскрытии одаренности.    
5. Темперамент как фактор раскрытия одаренности.    
Характер, его роль в раскрытии одаренности.      
Способности, одаренность.    
Интеллектуальные способности        
Теории способностей.    
Креативность как общая способность.      
Психомоторные способности.      
Социальная адаптация одаренных людей.      
Ранняя профессионализация одаренных детей, юных спортсменов    
Методы диагностики способностей.      
Развитие способностей в процессе обучения.    
  Всего  

 

 


Планы семинарских занятий по психологии одаренности

 

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: Современный подход к исследованию одаренности (2 часа)

План:

1. Социально-психологические условия изучения психологии одаренности в современном мире.

2. Основные понятия психологии одаренности.

3. История психологических учений об одаренности.

4. Первые экспериментальные исследования проблемы гениальности.

5. Современные концепции одаренности. Явление возрастной одаренности.

6. Направления анализа способностей и одаренности: способности и деятельность, способности и мотивация, способности и субъектные свойства личности.

 

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

2. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: АСТ: Астрель. 2008. 720с. С. 105-112.

3. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин A.M., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. // http://talantdeti.ucoz.ru/load/rabochaja_koncepcija_odarennosti/1-1-0-7

4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 2.

5. Ушаков Д.В. Психология одаренности. От теории к практике. М.: ПЕР СЭ, 2000, 352с. Глава 1, 2.

6. Хуторской А.В. Эвристический потенциал отечественного образования и педагогические условия его реализации // http://khutorskoy.ru/be/2008/0919/index.htm

 

Задания для самостоятельной работы:

Темы для докладов: «Психология одаренности как междисциплинарная область знаний», «Предметные области исследования способностей: психогенетика, психофизиология, общая психология, дифференциальная психология, психодиагностика, психология развития, социальная психология»

Занятие 2

ТЕМА: Личность как фактор раскрытия одаренности (2 часа)

План

1. Человек как личность, индивид, индивидуальность.

2. Личность как фактор раскрытия одаренности.

3. Структура личности. Смысловые образования личности.

4. Развитие личности в онтогенезе.

5. Познавательная потребность как самая яркая характеристика одаренного ребенка; ее зависимость от условий воспитания.

6. Внутренняя мотивация и раскрытие одаренности. Теория самодетерминации, ее вклад в понимание мотивационных основ раскрытия одаренности.

 

Литература

1. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с. Глава 12.

2. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. – 224 с.

3. Маклаков А.Г. СПБ.: 2001, Общая психология, глава 20.

4. Немов Р.С. Психология. Том 1. Основы общей психологии. М.: 1994, 2003. Глава 13.

5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с. Глава 5.

 

ЗАНЯТИЕ 3-4

Тема: Теории личности (4 часа)

План

1. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда.

2. Концепции личности А.Адлера и К.Юнга.

3. Концепция развития личности Э.Эриксона.

4. Концепции личности Э.Фромма и К.Хорни.

5. Гуманистическая концепция личности А.Маслоу.

6. Феноменологическое направление в теории личности (К.Роджерс).

7. Диспозициональное направление в теории личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк)

8. Социально-когнитивное направление в теории личности (А.Бандура, Дж.Роттер).

9. Когнитивное направление в теории личности (Дж.Келли).

 

Литература

1. Аткинсон Р.Д. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

2. Немов Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии, глава 13.

3. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: 1999- 608 с.

 

Самостоятельная работа: составление 10 практических задач по теме «Теории личности».

ЗАНЯТИЕ 5

Субъектность личности, ее роль в раскрытии одаренности (2 часа)

План:

1. Понятие о субъектности

1. Субъектные свойства личности.

2. Надситуативная активность личности

3. Взаимосвязь субъектности и раскрытия одаренности.

4. Самосознание как регулятор поведения. Рефлексивное самосознание.

5. Развитие самосознания в онтогенезе.

6. Я-концепция, ее структура. Самопознание и самоотношение как фактор в раскрытии одаренности.

7. Личностная идентичность. Социальная идентичность. Этническая идентичность.

 

Литература

1. Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирическая верификация. //Психология самосознания. Самара: 2000, с.624-640.

2. Бернс Р. Что такое Я-концепция. //Психология самосознания. Самара, 2000, с.333-392.

3. Мейли Р.Различные аспекты Я. // Психология личности. Тексты. М.: 1982.

4. Пантилеев С.Р. Самоотношение. //Психология самосознания. Самара: 2000. С.208-242.

5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Глава 19.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М.: 1995. Глава 6, разделы 6.3, 6.4.

7. Солдатова Г.У. Этническая идентичность. //Психология самосознания. Самара: 2000, с.656 –667.

8. Столин В.И. Самосознание человека. М.: 1983. Глава 1.

9. Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. Ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М.: «Академический проект», 2000, с. 212-226 // http://creativity.ipras.ru/texts/ushakov_subject.pdf

10. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. СПб.: Питер. 2008. Глава 23.

 

Самостоятельная работа: Исследование эгоцентризма. Цель исследования: определить уровень эгоцентрической направленности личности.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Темперамент как фактор раскрытия одаренности (2 часа)

План

1. Понятие о темпераменте. Структура темперамента, его свойства.

2. Теории темперамента.

3. Типы темперамента, их проявления в поведении.

4. Типологические свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента.

5. Индивидуальный стиль деятельности.

6. Проявления темперамента в когнитивной сфере.

 

Литература

1. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+», 2005. – 5 с. – Глава 4.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 74-78.

3. Кречмер Э. Строение тела и характер. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 219-248.

4. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека. //Вопросы психологии, 200, № 2, с. 118-127.

5. Небылицын В.Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 153-160.

6. Немов Р.С. Психология Т. 1. Общие основы психологии. Глава 15.

7. Русалов В.М. , Парилис С.Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы деятельности. // Психологический журнал, 1991, т.12, № 5, с.118-123.

8. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: 1982.

9. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с.32-39.

10. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1982, с. 252-262.

 

Темы для докладов: «Темперамент и талант»

Самостоятельная работа:

УИРС – составление port folio по теме «Темперамент». Собрать и описать по 2 примера на каждый тип темперамента, представленный в литературе, кино, в наблюдении.

 

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Характер, его роль в раскрытии одаренности (2 часа)

План

1. Понятие о характере. Структура характера. Формирование характера.

2. Стереотипы в воспитании и восприятии одаренных детей.

3. Характер и темперамент.

4. Типология характера.

5. Акцентуация характера Типы акцентуаций.

6. Основные характерологические особенности одаренного ребенка

 

Темы для докладов: «Влияние семейного воспитания на развитие одаренности», «Акцентуации у одаренных людей», «Характер и талант»

Литература

 

1. Немов Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии. Глава 16.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: 2000.

3. Ананьев Б.Г. Строение характера. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 172-178.

4. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 167-172.

5. Деонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 544 с.

6. Леонгард Акцентуированные личности. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с. 270-288.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. //Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: 1983, с.288-315.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности. СПб. : 1999, с. 252 – 253.

9. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+», 2005. – 5 с. – Глава 7, 9.

 

Самостоятельная работа:

УИРС – составление port folio по теме «Акцентуация характера. Типы акцентуаций».

 

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Способности, одаренность (2 часа)

 

План:

1. Соотношение понятий «способности», «задатки» и «одаренность». Влияние среды и наследственности на одаренность.

2. Общая ха

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...